Теоретические аспекты внеурочной деятельности в 5 классе
статья по теме

Дерябина Ольга Анатольевна

Одной из наиболее эффективных форм привлечения детей к изучению математики являются внеклассные занятия для учащихся средней общеобразовательной школы, поэтому внеурочная деятельность в школе занимает важное место в системе общего воспитания и образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение.

 Смыслом и целью российского образования на современном этапе развития стали развитие личности школьника, а основной задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.  Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

         Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной,  организуемую во внеурочное время,  для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

       Современная тенденция в деятельности учреждений образования - совершенствование внеурочной деятельности. Школа, как и учреждения дополнительного образования, обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Исходя из содержания стандартов следует отметить, что:

  • внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
  • внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
  • происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

В процессе внеурочной деятельности чаще возникает ситуация успеха для разных детей, что скорее позволит получить желаемый образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

Принципами организации внеурочной деятельности в  школе являются:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

    Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности. Однако, в процессе подготовки к реализации программ ФГОС второго поколения в основной школе мы столкнулись с проблемой нехватки программ курсов внеурочной деятельности. Единственный выход из сложившейся ситуации мы видим в разработке собственной программы.

Отсюда цель данной работы – разработка программы курса общеинтеллектуальной направленности для 5 класса «Планета знаний».

Задачи работы:

  1. Ознакомиться с научно-методической литературой по данной теме.
  2. Разработать курс внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 5 класса.

      Теоретический аспект организации внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность (ВД) является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Это образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочной формах и направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Данная образовательная деятельность, осуществляется в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы,  для формирования у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, для создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге. Внеурочная деятельность – это  возможность для организации межличностных отношений в классе, возможность создания ученического коллектива и органов самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.      

Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.    Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую.

В настоящее время организация внеурочной деятельности нередко идет по пути общего образования, копируя его методы и средства. При этом нередко оказывается, что занятие по внеурочной деятельности ничем не отличается от урока. Общее образование и организация внеурочной деятельности должны быть по-разному устроены, как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на уровне программ, методик их реализации. Опираясь на отличительные особенности разных видов деятельности – урочной и внеурочной – необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения был фактом психологической и физической разгрузки ребенка, формирования личностных и метапредметных результатов ФГОС.

Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов. При этом,  если результатами  урочной деятельности являются:           -когнитивный  компонент;

-ценностно-эмоциональный компонент;

-деятельностный компонент;

то в случае внеурочной деятельности это 3 уровня результатов:

1  уровень  — приобретение  социальных знаний;

2  уровень — получение  опыта переживания эмоций и чувств;

3  уровень  -  получение опыта самостоятельного общественного действия.

Направлениями внеурочной деятельности являются:

-духовно-нравственное;

-физкультурно-спортивное и оздоровительное;

-социальное;

-общеинтеллектуальное;

-общекультурное.

Видами внеурочной деятельности являются: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово - развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество (социальнопреобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество; трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность;

Выделяют следующие формы внеурочной деятельности: познавательные беседы, предметные олимпиады, факультативы, нравственные и этические беседы, викторины, культпоходы в музеи, театры, на выставки, игры с ролевым акцентом, дидактические игры, спортивные соревнования, беседы о здоровом образе жизни, детские исследовательские, участие детей в социальных акциях, творческие мастерские, образовательные экскурсии и туристические поездки.

Внеурочная деятельность может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. При этом, групповыми формами внеурочной деятельности могут быть различные объединения детей и подростков, а индивидуальные формы  внеурочной деятельности – это творческие проекты  по различным направлениям: художественным, общекультурным, научным, техническим и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

внеурочная деятельность 2 класс шахматы

внеурочная деятельность. шахматы. курс 2 класса является продолжением курса 1 класса....

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Методическая работа «Теоретические аспекты методики работы в классе фортепиано»

ВведениеВыбор темы был обусловлен желанием узнать основные педагогические законы и принципы обучения, а также психологические и физиологические особенности детей и подростков которые наряду с методико...

«Научно-исследовательская деятельность школьников по биоэкологии» (внеурочная деятельность) 5 класс

Программа «Исследовательская деятельность» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, ...

Презентация выступления "Теоретические аспекты проектной деятельности"

В презентации представлены теоретические аспекты проектной деятельности: определение понятия проект, субъекты, этапы проекта, структура и др....