Комплексная работа с текстом
методическая разработка (7 класс) на тему

Черноярова Вера Васильевна

Комплексная работа с текстом  на уроке повторения в VII классе

Цели урока: Продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия, закрепить навыки правописания личных окончательных глаголов; отработать постановку знаков препинания  в предложениях с деепричастными оборотами; формировать речевые навыки и умения учащихся; развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.

1.      Вступительное слово учителя.

– Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О звуках.)

– О каких звуках нам предстоит поговорить?  (О звуках весны.)

- Где же можно их услышать? (В лесу, на реке, на улице.)

- Посмотрите в окно и прислушайтесь… Что вы услышали? (Услышали, как поют птицы, разговаривают прохожие под окном, смеются дети, вышедшие поиграть на солнышке; ветер шевелит ветви деревьев, и они словно перешептываются между собой.)

- А вот что вы можете услышать ранним утром, выйдя на улицу.  (Включается запись перезвона колоколов и пения птиц.)

- Что вы услышали?  (Звон колоколов и голоса птиц.  Колокола – вестники начала нового светлого дня, а птицы – вестники прихода весны.)

- Какое чувство вы испытывали, когда слушали эти звуки? (Чувство успокоения, чистоты, легкости.)

- Сколько же можно услышать звуков весны, если быть внимательным! А как слышат весну писатели, поэты? И самое интересное – как они рассказывают об этом?

 

2. Сообщение целей урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом И. Соколова-Микитова, который так и называется: «Звуки весны», поработаем с этим текстом, а потом и вы сами напишите сочинение-миниатюру.

 

3. Небольшое сообщение об авторе рассказа.

 

У Ивана Сергеевича Соколова-Микитова много рассказов: о приходе весны, о птицах и зверях, о природе. И это не удивительно, потому что он родился в Смоленской области в семье лесничего. Рано узнал лес, полюбил, изучил его. Позже много путешествовал, плавал на кораблях матросом, бывал в экспедициях на севере нашей страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой, с уважением относится к людям.

 

Давайте вместе прочитаем рассказ Соколова-Микитова «Звуки весны».

 

4.Работа с текстом.

Чтение рассказа (учителем).

 

Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется,  невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев,  над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение  первой проснувшейся птички – зорянки.

Тихий, знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!» Это тянет над утренним лесом вальдшнепт – лесной длинноклювый кулик. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря.

В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя  восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях, повсюду заливаются неутомимые музыканты – дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот веселый час на земле и, забыв о своем ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра. (Соколов-Микитов).

 

- О чем вас заставил задуматься рассказ? (О том, как приятно оказаться в лесу в предрассветный час.)

- О чем рассказывается в тексте?

- Что отражено в его заглавии? (Тема текста.)

- К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте свое мнение. (К художественному: в тексте словами нарисована лишь картина зарождающегося весеннего утра, описаны звуки, сопровождающие его рождение, передано состояние человека, который все это видит и слышит.)

- А к какому типу речи мы отнесем этот текст? (Это описание.)

-Какие изобразительно-выразительные средства языка делают это описание таким ярким? (Ученики находят в тексте эпитеты, метафоры.)

- с чем автор сравнивает наступление утра? (С симфонией.)

- А вы знаете, что такое симфония?

Симфония, -и, ж. 1.Большое музыкальное произведение для оркестра. Симфония Чайковского. 2. Перен. Гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь (книжн.). Симфония красок. Симфония звуков.

- Услышали ли вы симфонию утра?

- С помощью чего автор достиг того, что мы смогли услышать? (Автор использовал музыкальные термины, изобразительно-выразительные средства, глаголы, звукоподражание.)

- прочитайте, как начинается симфония.

- Голоса каких птиц звучат в симфонии утра? (Запись на доске слева.)

- А теперь впишите те глаголы, с помощью которых мы услышали музыку утра. (Запись на доске справа.)

- Выделите личные окончания глаголов. Объясните их правописание. (Ученик комментирует правописание окончаний глаголов.)

- К какому времени относятся формы этих глаголов? (Это формы настоящего времени.)

- Чего достигает автор, используя эту форму глаголов? (Мы как бы сами становимся участниками  описываемых событий.)

-Найдите глаголы, которые употребляются в переносном значении.  (Тянет-поет, трубят-курлычут, заливаются-поют.)

- Какую роль в тексте  играют деепричастия? (Они показывают, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом.)

- Что представляет собой деепричастный оборот? (Деепричастие с зависимыми от него словами.)

- Найдите в первом абзаце предложения с деепричастными оборотами.

- Выпишите из текста предложение, которое начинается словами: Нарастая и замирая…

-Выделите известные вам орфограммы в словах этого предложения. (Задание выполняется на доске, ученик объясняет подчеркнутые им орфограммы.)

- Произведите синтаксический разбор и составьте схему этого предложения. (Задание выполняется на доске.)

- А теперь вы сами попробуйте  создать небольшое описание.

 

5. Написание сочинения миниатюры.

- перед вами лежат репродукции картин, на которых изображены весенние пейзажи. Представьте себе, что ваша картина ожила. Кто-то из вас очутился в лесу, кто-то у реки, кто-то в поле.

Напишите сочинение-миниатюру о том, какие звуки вы там услышали. (Задание выполняется, пока играет музыка «Звуки весеннего леса».)

После того, как отзвучит мелодия, читаем несколько работ.

- Чье сочинение вам особенно понравилось? Объясните почему.

 

6. Подведение итогов урока.

 

7.Домашнее задание.

- Сегодня, когда после занятий вы выйдете из школы, не спешите, остановитесь, прислушайтесь, постарайтесь ощутить не только звуки, но и запахи… Чем пахнет весна? А дома напишите сочинение-миниатюру «Запахи весны»,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная работа с текстом - 5 класс

Анализ текста - итоговая работа в 5 классе....

Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.

Программа элективного курса "Комплексная работа с текстом" с вариантами текстов для работы.Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом  даёт возможность каждому учен...

Комплексная работа с текстом

Памятку можно использовать для самостоятельной работы учащихся с текстом по предмету....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Комплексная работа с текстом(8 класс)

Комплексная работа с текстом(8 класс)...

Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Прог...