Главные вкладки

    Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по теме « Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле».
    учебно-методический материал по теме

    Иванова Ольга Васильевна

    Данное пособие для организации самостоятельной работы студентов на практическом занятии. Здесь имеются задания и образцы выполнения, даётся дополнительная информация. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по теме

     «  Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле».

    Дисциплина: анатомия и физиология человека

    Специальность: лечебное дело

    Составил:   преподаватель  Иванова Ольга  Васильевна

    Борское 2013 год

    Практическое занятие №1.

    «  Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле».

    Цель:   изучить плоскости, оси тела человека и условные линии  для определения положения органов.  

    Знать: основные  анатомические  термины, плоскости, оси и условные линии на теле человека.

    Уметь: пользоваться анатомической терминологией и  определять положение органа относительно плоскости, оси и условных линий.

    Оборудование: муляж  с условными линиями, презентация.

    Методические рекомендации к практической работе.

    1. Вспомнить части тела человека  и дополнить схему.

    Части тела

    ?___________    шея           туловище          ? _____________--         ?__________________

    Лицевой отдел          живот    грудь   ?________    плечо                      бедро

    ?  ___________                                                         ?________                 ? ________

                                                                                       ?_______                    ?_________

    Дать определение   понятию  «орган».  Орган – это__________________________________

    1. Изучить расположение  плоскостей на теле человека , используя рисунок, материал учебника и лекций.
    2. Изучить   положение линий на торсе человека.   Уметь их показывать.
    3.    Определить  границы  органа (любого ) грудной и брюшной полостей, используя  условные  линий.

    Для определения  границ органа используют 4 условных линии: верхняя, нижняя, левая, правая.

    1. Зарисовать рисунок  2, 3, 4 учебника  в  альбом.  Записать все виды условных линий и их местонахождение на теле  человека.

    Топография органа складывается из следующих понятий:

    • Голотопия(голо- + греч. topos место, положение) - местоположение в теле, какой-либо его части или органе.
    • Скелетотопия (скелет + греч. topos место, положение) — расположение органов в теле человека относительно элементов скелета.
    • Синтопия (син- + греч. topos место, положение) — топографическое отношение органа к соседним анатомическим образованиям.

     Пример топографии органа

    Орган :   желудок.

    Голотопия- левое подреберье, надчревная область.

    Скелетотопия -  указывается на уровне каких позвонков, костей располагается данный орган. Вход желудка  располагается слева от позвоночника на уровне X грудного позвонка, примерно на 1—2 см книзу от диафрагмы  на глубине 9—15 см от передней брюшной стенки. На переднюю грудную стенку сфинктр желудка  проецируются соответственно хрящу VI—VII ребра на 2—4 см влево от срединной линии. Кардия желудка лежит на 3 см ниже входа, на уровне XI грудного позвонка. Она наиболее постоянна в своем положении и прочно фиксирована к верхней стенке брюшной полости посредством связочного аппарата, а также брюшным отделом пищевода, который имеет небольшую длину (1,5—2 см) и соединен с диафрагмой. Дно желудка выполняет левый купол диафрагмы и располагается на уровне X—XI грудного позвонка.

    Малая кривизна в области привратника может располагаться на различных уровнях по отношению к мечевидному отростку.  Место перехода желудка в двенадцатиперстную кишку располагается на уровне I поясничного позвонка, что соответствует середине расстояния между мечевидным отростком и пупком.

    Синтопия: Дно желудка прилежит к диафрагме, селезенке и к поперечной ободочной кишке.

    Пилорическая часть желудка может прилежать к левой, квадратной или правой долям печени, а также к желчному пузырю. Привратник обычно соприкасается с квадратной долей печени, реже — только с левой и еще реже — с правой долей. Вверху и слева передняя стенка желудка прилежит к диафрагме, а также к поперечной ободочной кишке.

    Задняя стенка желудка прилежит к органам забрюшинного пространства и отделена от них сальниковой сумкой.

    Почти на всем протяжении задняя стенка желудка соприкасается с телом и хвостом поджелудочной железы. Несколько медиальнее и выше левой почки к кардиальной части желудка прилежит левый надпочечник. Привратниковая часть желудка прилежит к головке поджелудочной железы. Вблизи большой кривизны задняя стенка желудка соприкасается с брыжейкой поперечной ободочной кишки.

    Слева к желудку прилежит висцеральная поверхность селезенки, а снизу — поперечная ободочная кишка и ее брыжейка.

    1.   Используя  приведённый пример дать топографию любого органа, используя материал учебника.

    Приложение №1

    Название

    Определение

    Пример употребления

    Передний

    Находящийся впереди, направленный вперед

    Мышцы живота расположены в передней части брюшной полости

    Задний

    Находящийся сзади, направленный назад

    За разгибание ноги в тазобедренном суставе отвечает задняя группа мышц бедра

    Верхний

    Находящийся над другими структурами, направленный к голове

    Плечевой пояс занимает верхнее положение по отношению к тазовой области

    Нижний

    Находящийся под другими структурами, направленный к ногам

    Тазовая область занимает нижнее положение по отношению к плечевому поясу

    Латеральный

    Направленный в сторону от срединной линии тела

    Наружную часть коленного сустава образует латеральный мыщелок большеберцовой кости

    Медиальный

    Направленный к срединной линии тела

    Внутреннюю часть коленного сустава образует медиальный мыщелок большеберцовой кости

    Проксимальный

    Находящийся ближе к туловищу или началу конечности

    Тазобедренный сустав занимает проксимальное положение по отношению к коленному

    Дистальный

    Находящийся дальше от туловища, срединной линии тела или начала конечности

    Пальцы стоп представляют собой дистальное образование ног

    Поверхностный

    Находящийся ближе к поверхности тела, чем другие структуры

    Прямая мышца бедра образует поверхностный слой четырехглавой мышцы бедра

    Глубокий

    Находящийся дальше от поверхности тела, чем другие структуры

    Самый глубокий слой стенок брюшной полости образован поперечной мышцей живота

    Пронация

    Поворот вниз, внутрь

    При пронации кисти руки ладонь обращена вниз

    Супинация

    Поворот вверх, наружу

    При супинации кисти руки ладонь обращена вверх

    Основные анатомические термины.
    медиальный — расположенный ближе к срединной оси,внутренней;
    латеральный — расположенный дальше от срединной оси, боковой, наружный;
    краниальный — расположенный в направлении головы, черепа;
    каудальный — расположенный в обратном направлении, хвостовой;
    дорзальный — расположенный на задней, спинной стороне;
    вентральный — расположенный на передней-, брюшной стороне.
    Применительно к конечностям пользуются терминами: проксимальный — лежащий ближе к туловищу и дистальный—расположенный дальше от туловища. Например, голень по отношению к стопе расположена проксимально, а по отношению к бедру— дистально.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка для преподавателя к практическому занятию по теме "Анатомия сердца".

    Данна методическая разработка  для преподавателя к практическому  курсу по анатомии и физиологии человека по теме: "Общий обзор строения сердечно- сосудистой системы. анатомия сердца.""...

    методические указания для студентов к практическим работам по теме «Прикладные программные средства»

    Данные методические указания предназначены для студентов. Цель настоящего пособия — помочь студентам при выполнении практических работ. Показать на конкретном примере ход выполнения задания, обучить н...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА на домашнее задание для студентов на практическое занятие №1. ТЕМА: «Изучение строения и функций клеток»

    Цель: научиться распознавать на таблицах, в атласах и  микропрепаратах структурные элементы клетки, разновидность клеток, давать их характеристику....

    МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ: "ОСНОВЫ ГИСТОЛОГИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ТКАНЕЙ"

    Вопросы для проверки знаний, практикум, глоссарий, вопросы для самоконтроля....

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «Действительные числа»

    Методические указания для выполнения практического занятия «Действительные числа», по дисциплине: Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия, созданы в помощь студентам,  для...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «Основные тригонометрические тождества»

    Методические указания для выполнения практического занятия «Основные тригонометрические тождества», по дисциплине: Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия, созданы в помощь сту...

    Методические рекомендации по проведению первых практических занятий по обучению основным положениям, ударам, защитам

    Исследованию техники защитных и ударных действий, методике обучения ей, посвящено большое количество работ, а такой раздел техники бокса, как обучение основным положениям, остался мало изученным.Предл...