Социализация детей через занятия хоровым пением
статья по теме
Социализауия- сугуболичностный процесс сомопознания, саморазвития, самоактуализации детей. Проявление и утверждение себя среди окружающих, и потребность в социализации как возможности "вписаться" в мир, найти в нем собственное место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Социализация ребенка через занятие хоровым пением»
Понятие социализации, в моем понимании, это умение общаться, контактировать с окружающими людьми, умение правильно выражать свои мысли и эмоции, умение слышать друг друга.
На уроках коллективного музицирования этот процесс происходит естественно, органично и достаточно интересно. Особенно этому способствует многофункциональность предмета хора.
Адаптация ребенка в новом коллективе, как правило, сложный момент. На первых уроках хора мы это делаем легко и непринужденно, в форме игры «Хоровод-знакомство». Держась за руки ребята получают первое объединяющее движение , в котором начинают чувствовать единство, общность людей в хоре, затем они произносят свое имя, причем я предлагаю назвать так как нравится самому ребенку, и остальные должны повторить. Затем приемом наслоения ( как в песне «В доме который построил Джек»)ребята запоминают имена всех своих одноклассников, и в дальнейшем происходит общение только по имени.
Также с первых занятий мы прививаем ребенку элементарные понятия этикета и культуры поведения, я их называю правила вежливости.
После того как ребята адаптировались , начинается непосредственно процесс вокально-хорового воспитания.
В момент совместного, хорового исполнительства у ребят развиваются не только музыкальные способности, такие как слух, память, чувство ритма, но также способности, имеющие большое значение в общем развитии ребенка, воображение, творческая активность, целеустремленность, взаимовыручка, чувство локтя.
Пение – процесс созидания музыки, так как он наиболее доступен по восприятию, сопереживанию и исполнительству, позволяет детям постичь основы музыкального искусства. Ребенок познает художественную ценность музыки, которая играет очень важную роль в формировании нравственных качеств будущей личности. Это происходит через осмысление песенных текстов, поэтому выбор репертуара подвергается тщательному отбору. Например в начальных классах при работе над произведением «Расскажи мотылек» я обращаю внимание ребят на текст, в котором отражена вся хрупкость этого маленького существа, и говорю о бережном отношении к природе. Ребята постарше поют песню В.Серебренникова «Давайте сохраним», в которой более масштабно говорится о защите природы и экологии .
Хоровое пение , как мы уже говорили, развивает не только художественный вкус детей, но и содействует овладению культурной речи, выработке четкого выразительного произношения, расширяет кругозор, способствует повышению их культурного уровня.
Обучение хоровому пению включает в себя формирование, овладение и развитие важнейших вокально–хоровых навыков. Хоровые навыки включают в себя выработку строя и ансамблевого звучания. Осознание каждым учеником своих действий и ощущений при пении. Звучание каждого голоса по одному, и вслушивание в общее звучание.
Научные исследования в области музыкального воспитания свидетельствуют, что вокальное обучение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетическое развитие личности ребенка, но и на умственное.
Развитие слуха и голоса сказывается на формировании речи. А речь, как известно, является материальной основой мышления.
Замечено также, что планомерное вокальное воспитание оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье детей. Так как при пении учим ребят пользоваться различными группами мышц , такими как : мышцы корпуса и дыхательной мускулатуры , активно пользоваться мышцами артикуляционного аппарата и голосовой мышцы.
Таким образом, музыкально – певческое хоровое воспитание способствует решению задачи гармонического развития и социализации личности. Как говорили Древние греки образованный человек, это человек умеющий петь в хоре.
Задача хормейстера – привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, и самое главное, общении. И этот момент наступает когда приходит время и дети вливаются в большой сводный хор, происходит «чудо», наступает ощущение объединённости, мощи, защищенности, громады звуковой положительной энергетики , которая пропитывает каждого поющего.
Что касается духовного воспитания. Небольшой экскурс в историю.
Хоровое исполнительство , самая древняя форма искусства. Пение родилось вместе с человеком, и всегда выполняло немаловажную функцию в области общения. Совместное пение обладало особым свойством возвышать людские души.
С древности развитие русского языка и мелодии всегда происходило одновременно, мелодия и текст воспринимались неразрывно.
Песнопения, посвященные тем или иным праздникам, предназначались для общего понимания и исполнения, для совместного переживания.
Песнопение, как форма жизненного самовыражения постигалась с детства. На нем строился воспитательный процесс в семье, в быту. Русский человек всегда был настоящим хранителем песенного богатства народа, соучастником традиционного хорового искусства, носителем вековой песенной информации.
В русском хоре всегда воспитывалось взаимопонимание, чувство друг друга, уважение, свободное сотворчество и импровизационность.
Восприятие певческого коллектива, как единства и осознание своей личной значимости в нем – вот то определенное достоинство, которое всегда отличало русскую песенную – хоровую культуру.
Хор, как большой организм, состоящий из близких по духу людей, способствует осознанию каждым себя, как частицы единого целого.
Эгоистичное «Я» очень быстро исчезает в процессе творчества, т.к. в хоре все должны работать слаженно, а ведь лад – это старинное русское слово, объясняющее состояние души. «Ладно да складно».
Надеюсь , что каждый человек, прошедший школу хорового пения, соучастия в исполнении хорошей музыки, научившийся сопереживанию, пониманию, сочувствию станет в жизни успешным, образованным , интеллектуальным и интересным человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового пения (статья)
В данной статье я описываю здоровьесберегающие технологии, которые постоянно использую на своих занятиях хорового пения.В результате такой работы учащиеся лучше осваивают музыкальный материал, наблюда...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/29/picture-513057-1480436921.jpg)
использование дыхательной гимнастики по Стрельниковой во время занятий хоровым пением
Использование дыхательных гимнастик, во время занятий хоровым пением всегда положительно влияло на детей. Это и смена деятельности, и здоровьесберегающая технология (можно исподльзовать как физминутку...
Социализация детей через гражданско-патриотическое воспитание
Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего по...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/09/picture-1124507-1552085314.jpg)
Проблема плохо интонирующих детей на занятиях хоровым пением. Способы решения.
Проблема плохо интонирующих детей на занятиях хоровым пением. Способы решения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/01/picture-490386-1412186523.jpg)
Социализация детей через профессиональную деятельность
Общественно-социальное значение труда детей с ОВЗ связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/20/picture-1219829-1592645113.jpg)
Выступление на заседании МО школы: «Социализация детей через практико-ориентированную трудовую и творческую деятельность в воспитательной среде»
В теме раскрываю приемы и методы социализации старшеклассников через практико-ориентированную трудовую и творческую деятельность. Каждый навык, приобретенный детьми в школе будет востребован...
Социализация детей через сюжетно-ролевую игру на уроках английского языка
Социализация детей через сюжетно-ролевую игру на уроках английского языка...