Представление инновационного опыта
статья по теме

Лаврентьева Елена Львовна

Представление инновационного опыта учителя математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_innovatsionnogo_opyta.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

Представление инновационного опыта

учителя математики МОУ «Лицей № 7»

Пьяновой Елены Львовны

Сущностные характеристики опыта

1.  Тема инновационного педагогического опыта. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики.

2.  Источник изменений. Образовательная деятельность современного учителя все больше отходит от наставнического морализаторства в сторону понимающего и сопереживающего соучастия, оказанию педагогической поддержки вместо «научения правильному знанию». Происходит изменение требований к работе учителя: от умения транслировать программный объем знаний – к формированию у учащегося в ходе деятельности преимущественно творческого  характера, способности связывать знания и способы деятельности с ситуацией (проблемой), требующей ее эффективного разрешения.

3. Идея изменений. Использование современных образовательных технологий, позволяющих создавать на уроках математики ситуации «успеха», которые снижают уровень тревожности, повышают мотивацию к учению, активизируют самостоятельную деятельность учащихся, а значит,  повышают работоспособность учащихся на уроках математики.

4. Концепция изменений. Изменение содержания образования состоит в постепенном переходе от учебно-предметной парадигмы, основанной на усвоении основ наук, знаний, умений и навыков, к ориентации на овладение каждым учащимся (с учетом особенностей личности) совокупностью универсальных знаний. Новизна опыта заключается в разработке системно-структурной композиции урока, определении его ключевых составляющих, подчиняющихся главной цели. Такой целью является создание условий для самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики.

Преимущества:

1) Происходит учет индивидуальных особенностей учащегося;

2) Знания становятся  средством;

3) Каждый ученик развивается как личность.

5.  Условия реализации изменений.

 Данная технология:

1) Требует от учителя организаторского, творческого мастерства;

2) Знание особенностей каждого ребенка;

3) Знание различных методик обучения;

4)  Знание ПК;

5) Наличие оргтехники, расходных материалов, выхода в интернет.

6. Результаты изменений. 

1) Снижается уровень тревожности;

2) Повышается личная уверенность у каждого ребенка в себе как в человеке способном и компетентном;

3) Повышается мотивация к учению;  

4) Повышается познавательная активность;

5) Повышается успеваемость учащихся;

6) Улучшаются показатели по ГИА и ЕГЭ;

7) Возрастает количество призовых мест на школьной, городской, окружной  олимпиадах по математике.

Описание инновационного опыта

Педагогика обязывает нас принимать обучающегося таким, каков он есть, но каждый ученик – личность. И в классе всегда есть такие ученики, которые схватывают все на лету, и такие, которым все надо подробнейшим образом несколько раз пояснять; увлеченные математикой и не любящие ее. Насильно против воли человека научить невозможно. Когда-то Галилео Галилей сказал: «Вы не в состоянии научить человека  чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя». Дети учатся сами, а учителя, педагоги учиться только помогают. Нужно сделать так, чтобы ученик сам захотел, тогда он выучит. Стимулом к обучению служат эмоции, лучше, если положительные.

Используемые способы и приемы позволяют создать каждому обучающемуся комфортный темп работы, и, что немаловажно, на мой взгляд, для каждого ученика создают ситуацию успеха. Если ученик не получает удовлетворения от учебы, то учеба становится в тягость, а учеба в тягость – это вид каторги.   

Я полагаю, что для успешности обучения необходимо:  

1)  Так организовать учебный процесс, чтобы ученик вначале понял, какой материал подлежит усвоению, и каким образом с ним следует работать;

2) Организовать собственную работу ученика таким образом, чтобы каждый его шаг оказался учителю подконтрольным;

3) Организовать учебный процесс, чтобы весь материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя;

4) Постепенно перейти от пошагового контроля к самоконтролю. Мне нравится, что при этом меняется роль учителя в учебном процессе. Моя задача мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью, активизировать ученика на рассуждения, поиск, догадку, ориентировать на успех, обеспечивая тем самым постепенный переход от пассивно воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с другими учащимися и учителем. 

Как происходит обучение? Работа по изучению нового материала происходит таким образом: ученики работают в парах по определенному плану изучая новый материал, затем  самостоятельно выполняют задания. Если, кто-то допускает ошибки, то ученик, который выполнил верно данное задание становится в позицию учителя и помогает разобраться другому с решением. Задания составлены таким образом, что организация работы на уроке осуществляется дифференцировано. В паре учащиеся  помогают друг другу усваивать новые знания или тренировать один другого, работая над каждым заданием. Практическая значимость урока заключается в развитии у учащихся умений ставить перед собой учебные цели и задачи; четко выражать мысли; выслушивать мнение одноклассников, сравнивая его со своим; выделять главное; сопоставлять, делать выводы. Каждый ученик получает возможность передать товарищу то, чему научился и что узнал сам. Один обучает многих, многие обучают одного. Между учениками устанавливаются новые связи, меняются их обязанности и функции, виды деятельности. Глубина понимания обсуждаемых в парах вопросов также регулируется учениками, а не сковывается временным стандартом урока. Тем самым, продвигаясь постепенно от дисциплинарной пассивности в классе к развитию познавательного интереса учащихся, а затем и  развитию их познавательной активности. На протяжении всего урока формируется коммуникативная компетенция, развивается математическая речь, совершенствуются умения и навыки общения, развиваются умения и навыки работы с учебно-научными текстами, совершенствуется умение информационной переработки текста. Развиваются общедеятельностные умения выполнять самопроверку и взаимоконтроль. Все формы контроля, известные учителю сохраняются. Но ученики в разное время выходят на контроль. Я считаю целесообразным проконтролировать отдельно тех, кто закончил раньше, и предоставить им время на уроке для знакомства с дополнительной литературой или решения задач олимпиадного уровня. В режиме урока осуществляется дифференцированный контроль со стороны учителя.

Опыт показывает, что ребята с удовольствием работают в парах. Результаты такой работы хорошие. Кроме того, повышается ответственность учащихся друг за друга: то, чему научились ребята друг у друга, хорошо усваивается, следовательно, создается ситуация «успеха», а это приводит к активизации познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного опыта "Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку""

Данное представление включает в себя теоритеческие, практические и аналитические стороны инновационного опыта....

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз

Публичное представление  инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны.    Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деяте...

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Смольяновой Татьяны Ивановны

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературыСмольяновой Татьяны Ивановны Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопро...

Представление инновационного опыта работы учителя английского

Представление инновационного опыта учителя английского языка по теме: "Формирование коммуникативных УУД на уроках иностранного языка посредством использования информационно-коммуникационной технологии...

Представление инновационного опыта

В данной статье представлен инновационный опыт работы учителя технологии Чернядьевой Т. А....

Представление инновационного опыта

Использование компьютерных технологий...

Публичное представление инновационного опыта.

Публичное представление инновационного опыта учителя биологии и химии по теме "Исследовательский подход в процессе обучения биологии на уроках и во внеурочное время"...