Обучение навыкам словообразования детей с нарушениями речи
консультация по теме

Раскрываются этапы работы по развитию словообразования у детей на примере использования родственных слов: умение слышать и выделять однокоренные слова с общей основой, работать над текстами, значениями родственных слов. Расширение словарного запаса детей и профилактика дислексии и дисграфии, нивелирование морфологических ошибок на письме у будущих первоклассников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_office_word_2.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед МБУ комбинированного вида

 д/с №43 «Гнёздышко» г.о.Тольятти  Кокина Н.А.

Консультация для родителей

«Обучение навыкам словообразования детей с нарушениями речи»

   Подготовка детей к успешному обучению в школе является  актуальной задачей общеразвивающего и коррекционного обучения  детей в  дошкольном учреждении. Несвоевременно выявленные речевые нарушения, а также недостаточная степень их нивелирования приводит, как правило, к специфическим ошибкам на письме и нарушению  чтения.  Поэтому только совместная работа учителя-логопеда, воспитателей, других педагогов, которые окружают детей и родителей  приводит к ожидаемому результату и даёт положительный прогноз обучения детей в школе.

   Особое внимание следует уделять детям с проблемами в речевом развитии. Правильное звукопроизношение, развитое фонематическое восприятие, словообразование, достаточный словарный запас, и развитая самостоятельная речь являются основными показателями полноценного речевого развития выпускников подготовительных групп.      

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей - обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Детей учат устанавливать родственные связи между однокоренными словами, используя  занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие раскрыть тему в доступной форме. Обучение подбору родственных слов целесообразнее проводить в четыре этапа.

  1. На первом этапе ребёнку следует объяснить сущность слов – родственников, их похожесть друг на друга общей частью. Родитель даёт в руки ребёнку яблоко, или помещает на столе  картинку  с изображением этого фрукта.  Читается стихотворение, ребёнок слушает. После повторного чтения стихотворения ребёнок   выделяет родственные слова. На стол выставляются новые предметные картинки.

Например, стихотворение «Яблоко».

На пригорке яблонька стояла,

Яблочко на яблоне поспевало.

Солнышко пригрело – яблоко созрело.

Ветерок подул – яблоко спугнул

По тропинке яблоко покатилось,

На варенье яблоко пригодилось.

Получилось яблочное варенье,

А пирог с ним яблочный –

Просто объеденье!

Родственные слова: яблоко, яблочко, яблоня,  яблочный, яблонька.

Затем с помощью картинок нужно вспомнить и самостоятельно назвать слова – родственники к слову яблоко. Задание усложняется, если предметные картинки ребёнку не раздаются. В этом случае взрослый  показывает предметную картинку после того, как ребенок назовет родственное слово, тем самым подкрепляя правильный ответ.          

  Следующее стихотворение «Солнечное».

Солнышко утром проснулось,                            

Солнечно всем улыбнулось.

Будет солнечный день,

Подсолнух не прячется в тень

Солнце по небу гуляет,

Подсолнух за ним наблюдает.

Подсолнух свой наряд

Солнцу показывать рад.

Родственные слова: солнце, солнышко, солнечно, солнечный, солнечное, подсолнух.

Взрослый готовит, а ребёнок показывает предметные картинки на эти слова.

Теперь стихотворение «За грибами».

Наступила грибная пора,

Отправляемся в лес мы с утра…

На опушке – грибы волнушки,

А вот пеньки, и на них грибки.

Под дубом гриб боровик,

Под березой – грибок подберезовик.

Грибникам про грибы все известно,

И грибам в их корзинках тесно.

А красавец-мухомор

Пусть стоит, как светофор!

Ребёнку предлагается подобрать предметные картинки со словами-родственниками к слову «гриб»: грибы, грибная, грибки, грибок, грибники.

  Дальше ребёнку можно предложить прослушать стихотворение «Снежное».

Снег, снежинки, снегопад!

Назвать слова я эти рад…

Веселой снежною зимой

Играем мы в снежки с тобой.

Из снега будет снеговик –

Ведь к снегопадам он привык.

А Дед Мороз на Новый год

С собой Снегурочку ведет.

Но улетят вдруг снегири,

И стихнут лютые метели,

Подснежник – первенец весны –

Проснется в снежной колыбели.

Ребёнок выбирает слова-родственники и картинки  к слову «снег»: снежинки, снегопад, снежное, снеговик, снегурочка, снегирь, подснежник.

Следующее стихотворение можно предложить ребёнку «Лесное».

Шел я в лес, пришел в лесок.

Вот растет лесной цветок.

На лесной опушке –

Ягоды, волнушки.

Уже пора домой идти,

А дороги не найти…

Вдруг навстречу мне лесник,

С лесом он дружить привык.

Лесник дорогу указал,

И домой я побежал.

Ребёнок выбирает из стихотворения слова-родственники и подбирает картинки: лес- лесок- лесной- лесник.

  1. На следующем этапе – работа с загадками, которые имеют секрет – слова-родственники, спрятанные в ней и их надо услышать и назвать.

Если песню он поет,                                               Вот осиновая роща,

Если паром он чихает,                                            Под осинкой я расту.

Значит, чашки он зовет                                          В ярком красненьком берете…

И на чай нас приглашает.                                       Меня заметишь за версту.

                                  (ЧАЙНИК)                                                            (ПОДОСИНОВИК)

Из-под снега в лесочке                                           Длинные и теплые

Появились цветочки.                                              Сапожник сшил из кожи,

Снежок, растай!                                                      Зимой обуть их сможем.

Нам проталинку отдай!                                                                          (САПОГИ)

                                   (ПОДСНЕЖНИКИ)

Любит зверь малину, мед.                                    

Очень грозно он ревет.

Летом ходит без дороги,

А зимой он спит в берлоге.  (МЕДВЕДЬ)

  1. Следующий этап – упражнение на группировку родственных слов и их самостоятельный подбор. Называя лишнее слово, ребёнок  подбирает  к нему настоящие родственные слова, тем самым вырабатывая привычку задумываться над значением слова.

Баран, бараний, барабан, барашек, баранина.

Дом, домик, домашний, домино, домище.

Лес, лесок, лесник, лиса, лесной.

Собака, собачка, собачий, пес, собачонка.

Лис, лиса, лесок, лисий, лисенок.

Песок, пес, песочек, песочница, песчаный.

Баранка, бараночка, баран, бараночный.

Богатырь, богатый, богатырский.

Строитель – тот, кто …

Учитель – тот, кто …

Посуда, которая нужна для селедки, -…

Тот, кто очень добрый, - добряк.

Тот, кто очень сильный, - силач.

  1. Завершающий этап -  использование  пересказа  текстов с установкой на то, что слова-родственники, которые ребёнок должен найти сам, не должны «потеряться». Затем ребёнок сам должен составить рассказ с придуманными словами-родственниками.

Малинник.

  Осенью дедушка посадил в нашем саду кустики малины. Он сказал: «Скоро у нас будет малинник. Малинка – полезная  ягодка». Весной мы заметили, что какая-то птичка свила в малиннике гнездо. Это была малиновка. Все лето мы лакомились малиной, а бабушка сварила душистое малиновое варенье.

Веснянка.

   Пришла весна. Выглянули из-под снега подснежники и раскрыли свои нежные лепестки. Только один цветок не хотел раскрываться. Весенний солнечный лучик своей ладошкой погладил его. Тихо раскрылись лепестки, и все увидели, что там спит девочка Веснянка, а на носу у нее золотые веснушки. Улыбнулось ласковое солнышко и сказало: «Просыпайся, Веснянка, твоя пора наступила!»

        Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Упражнения способствуют развитию  памяти, мышления, интуиции, воображения,  поскольку слова-родственники группируются детьми в словообразовательные цепочки и приводят к  развитию «языкового чутья». Тем самым,  осуществляется пропедевтическая задача, где закладывается основа для морфологически  грамотного письма учащихся в школе и помогает избежать орфографических ошибок при подборе проверочных однокоренных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекция речевого развития учащихся II ступени обучения, интеграция в массовую школу как основа успешной социализации детей с нарушениями речи"

Работа  Затеевой Натальи Викторовны, заместителя директора по учебной работе, учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ №215 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по формированиюздоровьесберегающе...

Особенности подготовки детей с нарушениями речи к школьному обучению

Статья посвящена изучению особенностей развития детей с нарушениями речи и его статусной позиции в коллективе. Для того чтобы дети с речевыми нарушениями не испытывали затруднений при установлен...

«Преодоление трудностей при обучении письму и чтению детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе»

В период начального обучения в школе чтение и письмо из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится вс...

Направления работы по подготовке к обучению в школе детей с нарушениями речи

Презентация готовности к школе. Причины недостаточной готовности детей с ОНР к школьному обучению,типы занятий ,3 вида направлений....

Конспект консультации, проведенной для родителей по вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями речи и письма

К пяти годам ребенок должен уметь четко произносить все звуки речи, поэтому неправильно считать, что со временем ребенок «выговорится» и откладывать визит к логопеду....

Методические аспекты формирования орфографических навыков на уроках русского языка у детей с нарушениями речи

Основным симптомом дисграфии является наличие устойчивых и специфических ошибок на письме. На начальных этапах обучения школьники допускают множество ошибок, но они не являются патологическими, не име...