«Формирование познавательных навыков у детей с нарушениями зрения в процессе обучения английскому языку»
статья по английскому языку

Андреева Ольга Эдуардовна

Выступление на «Круглом столе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на «Круглом столе»

учителя английского языка

ГКОУ СКОШИ 2

О.Э. Андреевой

«Формирование познавательных навыков

у детей с нарушениями зрения в процессе обучения

английскому языку»

Право на образование принадлежит всем детям, включая

детей-инвалидов, независимо от причин инвалидности. Обеспечение равных прав и равных возможностей для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является приоритетным направлением в сфере современного образования.

Обучение детей с нарушениями зрения требует усиления внимания к тем научно-методическим аспектам тифлопедагогики, которые ориентированы на обеспечение условий для самореализации слабовидящих в различных сферах жизни.  

Таким образом, совершенно очевидно, что необходим поиск новых подходов создания рациональных методик обучения, коррекции и реабилитации инвалидов по зрению.

Профессор Б.К. Тупоногов говорил, что до специальных методик мы вряд ли когда-нибудь «дотянем». Мы пользуемся общепедагогическими методиками. Если кто-нибудь создаст рациональные методики обучения для слабовидящих - это будет докторская диссертация.

Очевидно, что освоение английского языка для детей с нарушением зрения задача ещё более сложная, чем освоение родного языка. Поэтому проведение урока с методической опорой на специальные тифло приёмы и способы обучения будет не только придавать обучению коррекционный характер, но и повысит эффективность обучения.

Знание иностранного языка позволяет расширить образовательные возможности детей с нарушением зрения, позволяя им стать частью глобальной образовательной среды и чувствовать себя социально адаптированными в обществе.

Кроме того, инвалиды по зрению специалисты со знанием английского языка в России немногочисленны.

Анализируя проблему обучения детей с ОВЗ, можно констатировать, что развитие слабовидящих и нормально видящих детей подчинено одним и тем же закономерностям.

В то же время, было отмечено, что у слабовидящих детей совершеннее развит аудиальный канал восприятия информации, и, в связи с этим, наблюдается большая чувствительность к фонетике английского языка.

Также было замечено, что у детей, имеющих дефект зрения, хорошо развито осязание, из чего следует, что развитие тактильных ощущений и моторики – обязательное условие в обучении такого ребёнка. Это, в основном, относится к тотально слепым. Наши, слабовидящие, всё-таки пользуются остаточным зрением, но тактильные ощущения у них тоже необходимо развивать.

Известно, что внимание и память у слабовидящих детей  нарушена. Наблюдается большой размах индивидуальных нарушений у каждого ребенка

-в объёме памяти,

-в скорости запоминания,

- в соотношениях механического и осмысленного запоминания

На основе анализа психофизических особенностей детей с патологией зрения можно предположить, что обучение с использованием индивидуальной, детально разработанной и адаптированной под каждого ребенка программы могло бы явиться идеальным вариантом обучения слабовидящего ребенка, способствующим его успешной социализации, интеграции в современное общество и последующему трудоустройству.  

Это также связано с их особенностями восприятия, памяти, внимания и мышления.

Особенности восприятия, памяти, внимания слабовидящего ребёнка на уроках английского языка.

Известно, что основными каналами восприятия слабовидящих являются: осязание, слух, обоняние, вкус и чувство пространства (кинестетика).

Ребёнок, имеющий патологию зрения, часто лишён возможности получать невербальную информацию с помощью мимики, жестов, визуального контроля и т. п.

Вместе с тем, у него активизируются и развиваются другие, не визуальные каналы получения информации, прежде всего слух и осязание.

Из этого можно заключить, что максимально просто слабовидящий может получить информацию, преобразованную либо в акустический сигнал, либо в некоторое тактильное представление: рельеф, вибрацию, тепловое излучение.

Поэтому, на уроке английского языка с такими детьми незаменимым помощником учителя являются тактильные пособия, сделанные самими учителями.

Яркие цвета и чёткие цветные контуры позволяют слабовидящему ребёнку рационально использовать остаточное зрение и упражняться в совместной работе зрения и рук. А наличие в книге пуговиц, шнурков, молний помогает детям развивать мелкую моторику рук.

По словам доктора педагогических наук В.П. Ермакова, широкое использование графических и цветных изображений в учебно-воспитательном процессе позволяет детям с нарушением зрения приобщиться к научному познанию, расширить свой художественный и социальный опыт. Научившись работать с тактильным пособием, ребенок легко перейдет к осязанию выпуклых рисунков, карт и учебников, выполненных в формате тифло графики (Белова, www.tagillib.e-tagil.ru). Наряду с осязанием у слабовидящих в различных видах деятельности важную роль играет слуховое восприятие. 

Слуховое восприятие является одним из основных способов получения информации и важным средством психического развития, значительно возрастает роль аудирования в процессе обучения. Аудирование является важнейшей способом получения образования и освоения абстрактных научных дисциплин (Виноградова, http://bviproject.syktsu.ru).

Важным фактором эффективности как тактильного, так и слухового восприятия является внимание.

 На ребенка воздействует одновременно огромное число раздражителей. Однако доходят до сознания лишь те из них, которые являются наиболее значимыми. Избирательный, направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания, которое у слабовидящих также имеет ряд особенностей.

Для такого ребенка в состоянии внимания характерны маскообразное выражение лица и такое фиксированное положение головы и тела, которое способствует наиболее отчетливому слуховому восприятию.  Интересно отметить, что при восприятии информации на слух, слабовидящие должны полностью сосредоточиться на слуховом раздражителе, при этом находясь в ситуации покоя, не перемещаться в пространстве и не выполнять какую-то деятельность. Эта особенность отличает их от зрячих, которые могут, например, гулять, заниматься домашней работой и при этом слушать аудиоурок английского языка. Для ребенка с патологией зрения это невозможно из-за точечной концентрации внимания. Но зато количество повторений аудиоматериала у незрячего для полного запоминания намного ниже, чем для нормально видящего. Так, например, чтобы запомнить текст на английском языке, зрячему ребёнку нужно прослушать его 7-10 раз, а незрячему достаточно 3-5.

Таким образом, можно предположить, что внимание у детей с ОВЗ является направленным, более фиксированным и сфокусированном на одном раздражителе, более эффективным, чем у зрячего, но охватывающим меньшее количество объектов. При направленном психолого-педагогическом воздействии, целенаправленном развитии внимания незрячих, можно очень эффективно построить процесс их обучения. С процессом концентрации внимания неразрывно связана память и запоминание. Рассматривая особенности высшей нервной деятельности слабовидящих, ученые отмечают, что среди особенностей процесса запоминания того или иного материала слабовидящими учащимися можно отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала в привычном для зрячих смысле (Литвак, 1998). Речь идет, в частности, о тех трудностях, которые слабовидящие испытывают в процессе выполнения таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация и т. д. Трудности, как считает А.Г. Литвак, вызывают те ситуации, где для этих операций необходим багаж зрительных ощущений. Однако нужно отметить, что, несмотря на недостаточный уровень развития логической памяти, запоминание материала, имеющего смысловые связи, протекает у детей с нарушенными зрительными функциями успешнее, нежели материала, не связанного смысловыми отношениями (Литвак, 1998).

Кроме того, слабовидящих школьников слабее, чем у нормально видящих, проявляется действие “закона края”, согласно которому лучше запоминаются начало и конец материала (Епифанцева, 2007). Именно поэтому необходимо четко определять границы, в том числе прикладных материалов. Наиболее продуктивно слабовидящие учащиеся запоминают начало материала, что, вероятно, объясняется их повышенной утомляемостью.

Несмотря на наличие некоторых специфических особенностей, процесс запоминания у слабовидящих подчиняется тем же закономерностям, которые имеют место в норме. Это, в частности, подтверждается увеличением объема и скорости запоминания английских слов и грамматических структур с возрастом, преобладанием смыслового запоминания над механическим, лучшим запоминанием слов, не имеющих смысловых связей, в младшем школьном возрасте (Литвак, 1985).

Таким образом, делая промежуточное резюме, можно сказать, что психологическое объяснение замедленного развития процесса запоминания у слабовидящих, очевидно, заключается в недостатке наглядно-действенного опыта, повышенной утомляемости, а также в несовершенстве методов обучения детей с дефектами зрения. Недостаточный объем и пониженная скорость запоминания слабовидящих обусловлены не самим фактом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии по сравнению со зрячими. Ранняя коррекция психической деятельности слабовидящих и эффективный процесс обучения являются достаточно надежной профилактикой подобных отклонений.

Спасибо за внимание. В следующем своем выступлении я готова ознакомить вас с особенностями мышления слабовидящих на уроках английского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков и умений при работе с аутентичными текстами(задания повышенного уровня сложности и высокого уровня сложности) в процессе обучения английскому языку

Это статья- презентация для педсовета по обучению учащихся начальной школы английскому языку с использованием аутентичных текстов- ресурсов....

Формирование функциональной грамотности у детей с ОВЗ на среднем этапе обучения английскому языку

Формирование функциональной грамотности у детей с ОВЗ на среднем этапе обучения английскому языку...

Успешные практики применения инновационных технологий в процессе обучения английскому языку для для детей с повышенной познавательной деятельностью

Статья посвящена вопросам организации интегрированного обучения. Особый акцент сделан на то, что преподавание информатики и английского языка для интеллектуально развитых детей требует разработки спец...

Презентация "Формирование информационной компетентности школьника посредством метода "Mind Maps" в процессе обучения английскому языку"

Как научить школьника учиться? Метод интеллект карт служит для формирования информационной компетентности школьника....

Содержание работы по формированию учебно-информационных умений детей с нарушением зрения в процессе преподавания русского языка

Формирование у слабовидящих учащихся общеучебных умений, связанных с получением и обработкой информации, служит важным фактором повышения их познавательной активности, играет значительную компенсирующ...

Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности учащихся в процессе обучения английскому языку

В данной статье представлен опыт по теме "Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку". Что же такое креативность? ...