Содержание работы по формированию учебно-информационных умений детей с нарушением зрения в процессе преподавания русского языка
статья по русскому языку

Замышляева Марина Евгеньевна

Формирование у слабовидящих учащихся общеучебных умений, связанных с получением и обработкой информации, служит важным фактором повышения их познавательной активности, играет значительную компенсирующую роль.В статье представлен опыт работы по формированию учебно- информационных умений у детей с овз на уроках русского языка. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zamyshlyaeva_m_statya.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание работы по формированию учебно-информационных умений детей с нарушением зрения в процессе преподавания русского языка

«Образование - то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему учили», - эти слова А. Эйнштейна звучат сегодня особенно актуально. Требованием времени становится развитие личности ребёнка, формирование у него стремления добывать и применять знания, способности к самообразованию. Овладение учащимися с ОВЗ знаниями в сочетании с практическими умениями и способами учебных действий является условием их самореализации как в процессе обучения, так и во взрослой жизни.

Очевидно, что урокам русского языка и литературы отводится ведущая роль в совершенствовании метапредметных учебно-информационных умений, которые, являясь общеучебными, совпадают с предметными в силу специфики данных учебных дисциплин. «Готовность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности» имеет статус обязательного метапредметного образовательного результата в системе требований новых образовательных стандартов.

Под учебно-информационными понимаются умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. В исследованиях тифлопсихологов [Литвак А. Г., Солнцева Л. И.] отмечается негативное влияние глубоких нарушений зрения на различные  виды познавательной деятельности слабовидящего ребенка. Условия зрительной депривации, обуславливающие снижение качества, количества и скорости воспринимаемой информации, сочетаются с недостаточным умением её анализа и использования и детерминируют возникновение зависимости между глубиной зрительных нарушений и уровнем развития информационных умений. Между тем формирование у слабовидящих учащихся общеучебных умений, связанных с получением и обработкой информации, служит важным фактором повышения их познавательной активности, играет значительную компенсирующую роль. Следовательно, необходима коррекционно-развивающая работа в указанном направлении, реализация принципа «превентивной направленности психолого-педагогического воздействия» [Плаксина Л. И.]

Совершенствование учебно-информационных умений отвечает особым образовательным потребностям детей с нарушением зрения, поэтому следует придать этому процессу системный характер. С этой целью был создан план формирования умений в ходе обучения русскому языку и литературе, осуществлён отбор организационного и методического обеспечения (см. табл.1). Задачи определены в соответствии с Требованиями к уровню подготовки выпускников на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования, с учётом результатов входящей диагностики информационных умений учащихся, а также данных исследования грамотности чтения PISA.

Таблица 1

Деятельность учителя по формированию учебно-информационных умений

Цель

Задачи

Методическое обеспечение

Технология

Метод контроля

Развитие учебно-

информационных умений

1.Обучение различным видам чтения

2.Обучение приёмам работы с текстом

3.Обучение работе с различными источниками информации

4.Обучение приемам нахождения и переработки информации, её оценки и интерпретации

1.План формирования информационных умений.(5-12 класс)

2.Технологическая карта деятельности учителя, критерии сформированности информационных умений.

3.Терминологический словарь

4.Схема самоанализа урока по проблеме формирования ОУУН

Деятельностный подход в

обучении, интегрированный

подход, РКМПЧ, метод проекта

Таблица диагностики

информационных умений

 Основой развития информационных умений является обучение чтению, цель которого заключается в том, чтобы научить учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера Задача педагога - ориентировать ученика на использование определённого вида чтения (просмотрового, поискового, изучающего). В старших классах акцент делается на обучении «вычитыванию» концептуальной и подтекстовой информации. Особое внимание уделяется реферативному чтению, при котором смысловой анализ содержания текста происходит с установкой на последующую передачу его в форме плана, конспекта, резюме, аннотации, реферата..Процесс обучения чтению сопряжен с большой зрительной нагрузкой, поэтому при организации работы с текстом соблюдаются офтальмологические рекомендации, используются специальные приемы, обеспечивающие охрану зрения (офтальмологические паузы, зрительная гимнастика, чередование зрительной и слуховой, устной и письменной работы) и доступность информации (масштабная модификация, крупный шрифт, контрастность).

 Повышению эффективности восприятия учащимися содержания учебных текстов служит использование элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМПЧ): создание синквейнов, моделирование продуктивных вопросов («Тонкие и толстые вопросы»), работа с таблицей ЗУХ (знаю-узнал-хочу узнать),  использование приёма «Инсерт» (распределение информации по степени новизны и значимости).

«Инсерт» («Условные значки»)

Значки

Ключевые слова

«V» - уже знал

«+» - новое

«-» - думал иначе

«?» - есть вопросы

Обучение различным видам обработки и преобразования информации развивает аналитические умения. Представление информации в форме таблиц, алгоритмов, планов, логических схем позволяет учащимся создавать собственные вторичные тексты на основе исходных, Слабовидящие учащиеся отдают предпочтение подробному изложению, которое не требует значительной переработки текста. Организация поэтапной работы по сжатию текста (закрепление навыков отбора существенной информации, освоение различных приёмов компрессии) способствует активизации речевой деятельности, памяти, внимания, логического мышления. При подготовке к сочинению – рассуждению по исходному тексту отрабатывается умение учащихся правильно определять его проблематику, критически оценивать и интерпретировать информацию, осуществлять отбор аргументов для доказательства собственного мнения.

Следующим направлением является совершенствование навыков работы с источниками информации: поиск информации в библиотеке, в школьной фонотеке, использование информации из сети Интернет, обращение к рекомендованным учителем образовательным сайтам, обмен материалами по электронной почте. Закрепить библиотечно-библиографические умения, расширить читательский кругозор, привлечь учащихся к работе со справочной литературой помогают занимательные вопросы, например: «Являются ли родственными слова «начало» и «конец»? О птице ли идёт речь во фразеологизме «гол как сокол»? Как объяснить разницу в написании слов «обоняние» и «обаяние»?  Найдите ответ с помощью этимологического словаря (печатного или электронного)»

Практическая и мотивационная стороны готовности к самостоятельной познавательной деятельности формируется благодаря работам творческого, проблемно-поискового характера, связанным с привлечением дополнительных сведений и с осуществлением информационно-аналитической обработки текста. Это относится к опережающим заданиям и практическим работам по литературе. Так, анализ выполнения учениками практических работ («Роль художественной детали в новелле А. П. Чехова «Толстый и тонкий», «Поэтика футуристов» и др.) позволяет не только выявлять и оценивать уровень усвоения программного материала, но и отслеживать динамику овладения информационными умениями.

Деятельностный подход в обучении ориентирует педагога на использование преимуществ современных технологий, таких как интегрированное обучение и метод проекта. В специальной школе интегрированное обучение позволяет повысить информационную ёмкость содержания без излишней нагрузки на зрение, с помощью информации из других областей знаний уточнить обедненные, схематичные представления о мире, преодолеть вербализм знаний. Установление межпредметных связей дает ребенку новый взгляд на процесс обучения. Например, в ходе интегрированного  (литература-география) урока по поэзии Н. С. Гумилёва  «Быть может, всё в мире лишь средство для ярко-певучих стихов» дети учатся использовать, комментировать, актуализировать информацию в разных предметных целях. Анкетирование учащихся показывает большой интерес к интегрированным урокам, при этом на вопрос «Хотели бы вы предложить свои темы для интегрированных уроков?» большинство отвечает утвердительно, что свидетельствует о возрастании способности учеников к рефлексии, о понимании ценности обобщённых знаний для личностного роста.

Формой реализации более сложного уровня развития учебно-информационных умений служит организация проектной и научно- исследовательской деятельности учащихся. Для детей с депривацией зрения особенно важно иметь возможность проявить себя в продуктивной творческой деятельности, приобрести опыт самостоятельного решения познавательных задач в нестандартной ситуации. В этом аспекте весьма плодотворным является сотрудничество с библиотекой для слепых: выбор учащимися стихотворений для конкурсов чтецов, подготовка электронных презентаций. Поскольку освоить деятельность через подражание нельзя, работая над рефератом, участвуя в проекте, создавая презентации с использованием программы Power Point, учащиеся «нарабатывают» собственный «ресурсный пакет» информационных умений - индивидуальный стиль работы с информацией. О становлении субъектности учащихся говорит положительная динамика формирования ОУУН, их интерес к изучению предметов гуманитарного цикла, высокая творческая активность во внеклассных мероприятиях.

Таким образом, реализуемый на практике системный подход к формированию учебно-информационных умений позволяет индивидуализировать обучение с учётом особенностей каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности. Это позитивно сказывается на овладении учащимся с ОВЗ ключевыми и предметными компетенциями, обеспечивает условия для максимально полного раскрытия его возможностей, о чём свидетельствуют результаты ЕГЭ.

Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека. Для выпускника коррекционной школы - это фактор успешной социально-психологической адаптации, полноценного и сознательного самоопределения в жизни.

Литература

  1. Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент.-М,2004 «Об утверждении ФГОС среднего (полного) общего образования»: приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. №413. Режим доступа: http://minobraz. ru
  2. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя.-М. : Просвещение, 2004
  3. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений -СПб : КАРО, 2006.
  4. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дис. на соискание учен. степ. д-ра психол. наук.- М, 1998
  5. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства.-М.: Полиграф сервис, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения.

Статья "Особенности формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения" была опубликована сборнике "Сопровождение детей с особенностями развития в образовательном процессе ДОУ".-Сборник...

Формирование навыков смыслового чтения в процессе преподавания русского языка и литературы

Работа содержит методические рекомендации по формированию смыслового чтения не только на уроках русского языка и литературы, но и на других учебных предметах. А также рекомендации по работе с родителя...

Формирование поликультурной и толерантной личности в процессе преподавания русского языка и литературы.

Современная школа реализующая стандарты второго поколения нацелена на системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационно...

Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания

Нарушения зрительной системы наносят большой ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребёнка, его физическому и психическому развитию....

Формирование толерантности в процессе преподавания русского языка и литературы

Проблема преподавания русского языка и литературы в школе приобретает особую важность на сегодняшний день.  Это обусловлено совокупностью социальных и дидактических факторов. Наиболее значимыми...

Формирование связной речи у детей с нарушением зрения

У детей с нарушениями зрения страдает связная речь (диалогическая и монологическая). Это обусловлено тем, что у детей активный словарь ограничен, бедность впечатлений, допускаются ошибки в соотнесенно...