Формирование поликультурной и толерантной личности в процессе преподавания русского языка и литературы.
статья по литературе на тему

Современная школа реализующая стандарты второго поколения нацелена на системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава.

Поликультурная направленность образования получает все больше признание в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc26.35 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование поликультурной и толерантной личности в процессе преподавания русского языка и литературы.

Наша школа с октября 2012 года является членом Ассоциированных школ ЮНЕСКО.Одно из направлений развития темы  — это школа доступного образования, поликультурное воспитание в рамках эффективной информационной среды. Как работаем мы над этим направлением я немного расскажу. Школьный возраст -это  период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции.

Современная школа реализующая стандарты второго поколения нацелена на системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава.

Поликультурная направленность образования получает все больше признание в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы.

 Содержание образования должно содействовать сохранению национальной специфики и этнического самосознания.

          С учетом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующие направления развития образования. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в ХХI веке подчеркивает, что образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.

Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей.

         Актуальность проблемы воспитания толерантной личности обусловлена социальными процессами, происходящими в современном мире: ростом различного рода экстремизма, агрессивностью, расширением зон конфликтов и  конфликтных  ситуаций,  изменением  социокультурной  жизни подрастающего поколения. Эти социальные явления особо затрагивают подростков и молодежь. Все это актуализирует проблему воспитания толерантности  отдельного  человека,  способного  преодолевать межкультурные конфликты и готового к диалогу культур. МАОУСШ №19  является многонациональным по своему составу учащихся. Поэтому проблема формирования толерантного сознания, развития взаимоотношений в поликультурном пространстве является значимой.

Одним из направлений развития нашей школы «школа — центр доступного образования,поликультурного воспитания, в рамках эффективной информационной среды».

Задача методической работы учителей в школе:

1.Создать условия для творческого самовыражения, самореализации

личности  ребёнка  в  процессе  обучения,  условия,  способствующие

эффективности процесса формирования толерантной личности на уроках, в частности на русского языка и литературы.

В основе деятельности лежит:

- принцип адекватности;

- принцип индивидуализации;

- принцип рефлексивной позиции;

- принцип создания толерантной среды.

Если в процессе обучения выполнить следующие условия: воспитывать у учеников умение терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющих национальные, религиозные и другие отличия, если в урочной деятельности использовать методы  личностно-ориентированного  обучения,  то  это приведёт к становлению толерантной личности. Мы  считаем  необходимым  формирование  следующих социокультурных качеств, характеризующих толерантную личность:

- высокая коммуникативная культура;

- уважение к культуре других стран;

- умение  представлять  свою  собственную  культуру  в  ходе осуществления межкультурной коммуникации;

- доброта;

- взаимопонимание.

В концепции воспитания выпускника школы мы ориентируемся на такие

современные подходы как:

- личностно-ориентированный который является ведущим в организации внеурочной воспитательной работы по предмету с учениками, так как именно в ходе этой работы

создаются условия не только для гармоничного развития личности, но и для

формирования у учащихся готовности к организации своей творческой

деятельности;

- комплексный подход, предполагающий единство воспитательных

усилий педагогов, направленных на создание условий, способствующих

творческому,  духовно-нравственному,  межкультурному,  гражданскому

становлению учеников;

- коммуникативный подход , способствующий развитию

коммуникативной культуры учеников;

- социокультурный подход  – ориентирует будущего

выпускника на готовность к межкультурному иноязычному общению,

знакомит с общечеловеческими ценностями, способствует воспитанию

будущего выпускника в контексте «диалога культур». Социокультурный

подход позволяет формировать социокультурную толерантность – моральное

качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям,

независимо от их этнической, национальной и культурной принадлежности.

В понятии термина «толерантность» мы выделяем следующие

аспекты:

- толерантное отношение к себе;

- толерантность в отношении с одноклассниками;

- толерантность по отношению к семье и традициям своего народа;

- межкультурная толерантность.

. Какова роль учителя русского языка и литературы в воспитании толерантной личности?

Русская литература – это своеобразный кладезь произведений,

иллюстрирующих тему толерантности. Задача преподавателя на данном

материале научить ребёнка толерантному отношению к людям другой

национальности, к людям, придерживающимся других взглядов, к тем, кто

чем-то отличается от представителей основной группы.

«Образование вне диалога превращается в мёртвую систему», - говорил

Бахтин. Вести диалог – значит искать истину вместе. Учебный диалог –

это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть

услышанным;  главное  в  нём  не  воспроизведение  информации,  а

размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие

проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение,

взаимообогащение, сотворчество.

Необходимо  в  процессе  обучения  чередовать  познавательные моменты с игровыми. Использование в работе с подростками игровых занятий, моделирующих взрослый мир (в том числе мир межкультурных отношений), позволит подростку пережить их

сложность и противоречивость. Метод проектов даёт прекрасную возможность для самовыражения,  содействует умению работать вместе, высказывать своё мнение и тактично его аргументировать

            Методы и технологии преподавания литературы в полиэтнической и поликультурной среде.

В организации процесса литературного образования школьников в контексте полиэтнической и поликультурной среды актуализируются все группы методов преподавания литературы (традиционные, развивающие, личностно-ориентированные), основным механизмом комплексной реализации которых являются сравнительно-сопоставительный и концептный методы, направленные на установление и развитие межкультурной коммуникации.

Межкультурная коммуникация способствует изучению литературы в контексте мировой культуры, что создает необходимые условия для организации процесса литературного образования в полиэтнических классах, а также формирования знаний, умений и навыков, важных для становления личности, способной ориентироваться в пространстве поликультурной среды современного мира и продолжить образование в условиях двухуровневой системы образования в высшем учебном заведении.

Сравнительно-сопоставительный метод преподавания литературы основывается на выявлении и актуализации диалога культур в художественном тексте посредством технологии сопоставления:

• с мифами народов мира;

• сказками народов мира;

• образцами мировой литературы разных периодов развития;

• интерпретациями художественного текста в мировом искусстве разных периодов развития (изобразительное искусство, театр, кино, музыка).

Концептный метод преподавания литературы основывается на установлении соотношения полярных составляющих концептной оппозиции (например, добро – зло, правда – ложь) посредством технологии сопоставления ее значений в контексте изучаемого художественного текста и поликультурного пространства.

 Как педагог, я вижу перед собой задачу способствовать тому, чтобы разные культуры мирно и плодотворно взаимодействовали в среде классного коллектива и страны в целом. Так как я по национальности татарка, поэтому мне  близка  татарская литература. На некоторых  примерах  покажу, как я использую на своих уроках литературы сравнительно-сопоставительный метод .

На уроках изучения устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

Внимание к русскому празднику Масленице (проводы зимы и встреча весны) и Наурузу – празднику тюркских народов (возрождения, весны) помогает проложить мостик к уважительному отношению к праздникам и славян, и мусульман. Самое главное – оба праздника сопровождаются народными песнями, присказками, пословицами, поговорками, передающими национальный колорит. Такое сопоставительное изучение способствует воспитанию разносторонне развитой личности, обладающей высокими нравственными качествами.

С шестиклассниками мы организовали сбор пословиц, поговорок народов, проживающих на территории Ульяновской области, сравнили их с русскими пословицами и поговорками, выявили их сходство и отличие, сгруппировали по темам “Добро и зло”, “Отечество”, “Ум и глупость”, “Труд и лень”, создали презентацию, а затем представили на занятии по теме “Пословицы и поговорки народов  Ульяновской области».

В 9 классе диалог между Пушкиным  и Габдуллой Тукаем, замечательным татарским поэтом,продолжается при чтении стихотворений русского поэта  о назначении поэта и поэзии. Татарский поэт Г.Тукай считал себя учеником Пушкина, вслед за великим поэтом писал о высоком назначении поэта служить интересам народа. На уроке читаются стихотворения г.Тукая «Поэт»,  «Поэту», «Без заглавия», в которых он также, как и Пушкин,отстаивает гражданское звучание поэзии, её общественное назначение. Учащимся интересно будет узнать, что Тукай мечтал создать «роман в стихах по- татарски», такой, как «Евгений Онегин».Заметим,что у Тукая, как и у Пушкина, было немало недругов, которые травили и преследовали поэта.

Диалог культур продолжается и на уроках, посвящённых изучению лирики М.Ю.Лермонтова. Здесь сопоставляются стихотворение Лермонтова «Дума» и Тукая «Молодёжь», в котором татарский  поэт, как и Лермонтов, осуждает молодое поколение за безволие, бездействие, малодушие.   Стихи Г.Тукая читают и на уроках , посвящённых изучению творчества Николая Алексеевича Некрасова.Анализируя стихотворение Некрасова «Эллегия»,  учащиеся вспоминают стихотворение Тукая «Поэт», делая при этом вывод, что Тукай и Некрасов видели назначение поэта в служении народу, в борьбе за его идеалы.

В11 классе при изучении  поэзии времен ВОВ для сопоставления предлагается творчество великого татарского поэта, Героя Советского Союза Мусы Джалиля. Показывая страницы «Моабитской тетради», комментируя и читая стихи Джалиля, «Палачу», «Варварство», «Прости, Родина» восхищаемся мужеством , проявленным Джалилем и его соратниками на войне, в тюремных застенках.

Также в качестве примера можно привести произведение другого татарского

писателя,   большого друга М.Джалиля, Абдурахмана Сафиевича Абсалямова. Его роман «Газинур», посвящённый  Герою Советского Союза, великому сыну татарского народа, повторившего подвиг Александра Матросова – Газинуру Гафиятуллину вызывает у учащихся большой интерес.

При изучении рассказа В.Распутина «Уроки французского» для сопоставления я предлагаю ребятам роман этого же писателя «Зелёный берег». В романе показана жизнь школы, нелегкий, но благородный труд учителя. Это роман о тех, кто нашел свое призвание в воспитании подрастающего поколения. В центре повествования образ молодой учительницы Гаухар, ее жизненный путь от юной студентки до опытного педагога-наставника, умеющего найти подход к каждому ученику, порой весьма "трудному".

В умении красиво и правдиво изобразить женский образ, таким образом, проявляется истинный талант чувашского писателя. Невозможно не остановиться на героическом образе Тани ( в поэме «Дочь родины») Пётра Петровича  Хузангая -народного поэта чувАшии. Подвиг Тани изображается как проявление массового героизма многонационального советского народа. Эта идея охватывает читателя уже с первой главы, где широким планом дана картина Москвы в суровые дни осени 1941 года. Эта картина, хорошо представляет механизм изучения идеала мужественных девушек, противостоящих тяготам войны.

В конце ещё раз хотелось бы отметить что, решение задач Стандарта II поколения  предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационногообщества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного  

 состава российского общества.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования новых технологий (Уровневый анализ текста).

Обобщение опыта учителя литературы по использованию технологии уровневого анализа текста....

Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"

Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...

Формирование навыков смыслового чтения в процессе преподавания русского языка и литературы

Работа содержит методические рекомендации по формированию смыслового чтения не только на уроках русского языка и литературы, но и на других учебных предметах. А также рекомендации по работе с родителя...

Доклад на тему: «Становление личности учащихся через компетентностный подход в процессе преподавания русского языка и литературы»

главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиц...

Воспитание толерантности обучаемых в процессе преподавания русского языка как неродного с использованием лексического материала

В воспитании толерантности на уроках русского языка как неродного имеет лексический материал.  На предложенном лексическом материале можно проводить разнообразную, интересную работу, которая буде...

Формирование толерантности в процессе преподавания русского языка и литературы

Проблема преподавания русского языка и литературы в школе приобретает особую важность на сегодняшний день.  Это обусловлено совокупностью социальных и дидактических факторов. Наиболее значимыми...