«Развитие вокально – хоровых навыков у детей с нарушением зрения».
план-конспект по музыке

Синявская Анжела Александровна

Конспект занятия

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие вокально – хоровых навыков у детей с нарушением зрения». 

Тема занятия:   «Развитие вокально – хоровых навыков у детей с нарушением зрения». 

Занятие проводится в группе 1-ого года обучения.

Возраст учеников 7-8 лет.

Цель: формировать сознательное овладение вокально – хоровыми навыками: певческой установкой, дыханием, звуковедением.        

Задачи.

Образовательные:

  • развитие вокально – хоровых навыков:

- певческой установки,

 - дыхания,

- звукообразования,

- звуковедения,

- дикции.

Развивающие:

  • развитее художественного эстетического вкуса.

Воспитательные: 

  • воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку,
  • формирование положительной психологической установки на занятиях коллектива ДО.

Коррекционные:

  • развитие произвольной, то есть сознательной  музыкальной памяти,
  • формирование навыка сознательного управления своим поведением, настроением во время занятия.

Методы обучения словесный (беседа), наглядный, практический. 

Форма занятия, групповая, с элементами индивидуальной работы. 

Тип занятия: комбинированный

 -применение и закрепление  ранее изученных вокально – хоровых навыков и умений,

-ознакомление с новым певческим материалом.

Деятельность учащихся: практическая работа.

Оборудование: синтезатор, компьютер,  карточки для практической работы.

План урока.

  • Организационный момент 2 мин.
  • Подготовительная работа к пению – 5 - 7 мин.
  • Основная часть – 10-15 мин.
  • Физическая пауза – 2 мин.
  • Продолжение основной работы по разучиванию песни – 5 – 7 мин.
  • Рефлексия. Подведение итогов урока – 5 мин.

Общее время занятия 40 – 45 минут.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

  • Вход в класс под музыку.
  • Пение приветствия «Добрый день» (исполняется по звукам тонического трезвучия).

-«Добрый день!»    - поёт  учитель.

-«Добрый день!»    -  поют дети.

 «Говорим каждый день.

Этими словами здороваемся с вами».

 Две последние строки исполняются вместе учителем и детьми.

2.  Подготовительная работа к пению.

  • Дыхательная гимнастика.  

Учитель: ребята, в начале урока повторим упражнение, которое мы выполняем для развития певческого дыхания. Вспомните, как называется это упражнение, а кто может, покажите его.

Дети называют упражнения «Одуванчик».

Ученика, желающего показать упражнение, я называю по имени, т. к. мой безмолвный жест, обращённый в сторону определённого ребёнка, из-за плохого зрения ученик может не увидеть. Это является специальным коррекционным приёмом работы.

Дети демонстрируют упражнение.

Учитель помогает ребёнку, словесно описывая выполняемое им упражнение: представим, что у вас в руке одуванчик, который уже отцвел. Он весь белый – в семенах, которые мы с вами должны сохранить. Мы подносим его ко рту и делаем короткий, бесшумный  вдох  так, чтобы нам в рот не попала ни одна пушинка одуванчика. Выдох при пении должен быть таким же осторожным, как и вдох. Помните о том, что ни одна пушинка одуванчика не должна зашевелиться и тем более «улететь».

  • Вокальные упражнения – распевание. 

Проводится в форме повторения ранее выученных попевок. Распевание применяется для «разогрева» голосового аппарата, активизации певческого дыхания, тренировки правильного звуковедения и звукообразования.

Во время распевания я постоянно напоминаю детям о сознательной работе по формированию навыка чистой интонации и хорового навыка ансамблевого исполнения – унисона.

Для формирования необходимых качеств певческого звука я акцентирую  внимание детей  на сознательном выполнении правил   певческой установки, которую они самостоятельно могут «проверять», наблюдая за своим внешним видом.

При пении стоя необходимо:

- голову держать прямо,  стоять твёрдо на обеих ногах.

При пении сидя:

- сидеть на краешке стула, опираясь на ноги.

Следующее упражнение выполняется с целью правильного открытия рта при пении.

Учитель: ребята, согните третий (средний) палец на правой руке (показываю детям, как нужно правильно сделать это движение), откройте рот и поставьте его косточку между зубами, слегка касаясь зубами средней фаланги согнутого пальца.

Учитель: произнесение звуков в обычной речи и в пении различно. В разговорной речи гласный звук «а» - открытый, звук «и» - плоский, звук «е» - резкий.

Произносим вслух эти гласные вместе с детьми и наблюдаем как открывается при этом рот.

Учитель: в пении существует правило - все гласные следует «округлять».

Учитель помогает детям, применяя образный пример сравнения: представьте, что у вас во рту горячая картошка, и вы не можете закрыть рот, потому что можете обжечься. 

Затем учитель демонстрирует этот прием детям, предлагая  выполнить практическую работу: при пении звука «а» ртом следует держать в форме буквы «о».

 Учитель: исполним вокально-хоровое  упражнение  на трёх звуках (в пределах интервала б.2) на слог «да».

Для этого сначала нужно сделать короткий вдох, затем  все вместе, одновременно начинаем петь это упражнение.  Учитель движением своей руки сопровождает пение детей, жестами обозначая поступенное движение мелодии, направленное вверх и вниз. Запомни этот приём! Это упражнение повторяется несколько раз, начиная с примарного тона «си» малой октавы до нот «ми» - «фа» первой октавы.

Это упражнение исполняется на слог «да» и повторяется несколько раз по полутонам вверх и вниз. 

При исполнении  следующих  попевок «Я иду наверх»,  «Я шагаю вниз» учебная вокальная задача заключается в округлении  гласных звуков «я», «а».

Во время работы над этим упражнением перед детьми ставится  ещё одна  учебная задача: вспомнить, что при пении слова «вниз»  следует протяжно исполнять гласный звук «и», согласный звук «з» - «с» в конце этого слова следует произносить коротко и тихо.

Перед началом пения упражнения я вновь напоминаю детям

- о  правильной певческой установке: постановке корпуса, шеи, плеч, рук, ног,

- о необходимости взять короткое и бесшумное дыхание и удержать его на протяжении всей певческой фразы.  

Для того чтобы проконтролировать правильность использования певческого дыхания, я предлагаю детям использовать следующий наглядный приём: держать ладонь руки перед собой точно напротив рта. Если при пении движение воздуха ладонью не ощущается, то ребёнок должен помнить и понимать, что во время пения он распределяет певческое дыхание правильно.

3. Основная часть.

Учитель: ребята, вспомните, как называется человек, который играет на музыкальном инструменте?

Дети: человек, который играет на музыкальном инструменте, называется музыкант.

Учитель: сейчас мы познакомимся с песней композитора Аркадия Филиппенко  на слова Татьяны Волгиной «Весёлый музыкант».

 Первое прослушивание песни проводится в аудио записи.

Учитель ставит учебную задачу: послушайте песню, затем перескажите её содержание.

 Во время фронтальной беседы, которая проводится после прослушивания песни, дети пересказывают содержание и разбирают его.

Дети: в этой песне рассказывается о весёлом музыканте.

Сначала он играет на скрипочке весёлую песенку, под которую «пляшут зайки на лужайке».

Затем он берёт балалайку и тоже играет весёлую песенку, под которую так же «пляшут зайки».

В третьем куплете песенки рассказывается о том, что музыкант громко заиграл на барабане и этими громкими звуками испугал зайчат, которые в страхе «разбежались по кустам».

Для того чтобы помочь детям сформировать универсальный учебный навык - научиться делать конкретную учебную работу, в данном случае уметь определять характер музыкального произведения, я  демонстрирую детям карточки с надписями,  помогающими им  подобрать слова для определения характера музыки:

весёлый,

радостный,

лёгкий,

тяжёлый,

волнующий,

сказочный,

шуточный,

испуганно.

При демонстрации детям карточек (наглядного материала) я применяю коррекционный приём комментированного чтения. Я вместе с детьми читаю слова, которые написаны на карточке для того, чтобы они как можно меньше  напрягали зрение.

Учитель: ребята, подумайте и скажите, все ли куплеты мы исполняем в одном характере?

Дети: в песне «Весёлый музыкант первый и второй куплеты исполняются весело.

Учитель: в каком характере мы  должны исполнять третий куплет?

Дети: исполняя третий куплет, нужно сделать вид, что мы, «зайчики», испугались громких ударов барабана  и «разбежались по кустам».

Анализ содержания песни проводится  с целью  формирования навыка эмоциональной отзывчивости детей на музыку.

Алгоритм работы над песней «Веселый музыкант».

-прослушивание песни  в аудио записи,

-проведение беседы с целью выявления характера и настроения песни для формирования эмоциональной отзывчивости детей на музыку,

- вторичное прослушивание песни в живом исполнении учителя,

- разучивание этой песни.

Учитель: мы начнём учить песню по строчкам (читаю текст песни).

Для того чтобы формировать навык произвольного запоминания, дети повторяют текст  без пения, чётко произнося слова.

Послушайте слова первой фразы:

«Я на скрипочке играю:

   Ти-ли-ли, ти-ли-ли!».

Повторяем  с учениками слова первой фразы.

Далее работаем над певческой интонацией (мелодией) этой фразы:

- работа над интонированием м3 при движении мелодии вверх,

- работа над интонированием б3 при движении мелодии вниз,

- работа над вокально – хоровыми навыком  «округления» гласных звуков   «а», «я», «е», «и».

Для этого я:

- сопровождаю пение детей движением своей руки, обозначая движение мелодии, направленное вверх и вниз.

- демонстрирую мелодию песни голосом.

Учитель: теперь по взмаху моей руки бесшумно и быстро, не поднимая плеч,  берём дыхание, и  начинаем петь.

Все вместе дети поют первую фразу.

Во время пения  я добиваюсь сознательной работы детей над вокально – хоровыми навыками: интонацией, унисоном,  дыханием,  дети должны стараться распределить его на всю певческую фразу.

 Аналогично проводится работа над следующей фразой:

- учим слова песни,

- работаем над вокально – хоровыми навыками и  интонацией.

         «Пляшут зайки на лужайке,

 Ти-ли-ли, ти-ли-ли!»

-  Теперь поём этот куплет полностью.

Перед началом пения  я напоминаю детям

- о  правильной певческой установке: постановке корпуса, шеи, плеч, рук, ног,

- о необходимости взять дыхание и удержать его на протяжении всей певческой фразы,

- протягиваем и «округляем» гласные звуки.

По взмаху руки учителя дети бесшумно и быстро, не поднимая плеч,  берут дыхание, и  начинают петь песню.

Для того, что бы лучше запомнить песню я предлагаю детям различные способы исполнения этой песни: например, первые 2 строчки спеть  девочкам, а вторые 2 строчки мальчикам и т.д. При помощи такого приёма поочередного пения по группам дети развивают навык точного вступления в начале фразы и произвольную память.

Проблемный вопрос: как вы думаете, ребята, исполнение и звучание какой группы лучше соответствует характеру  куплета?

Ребята сравнивают исполнение фрагмента песен, которое проводилось по группам.

Критерии и алгоритм оценки:

- правильная певческая установка,

- правильное использование певческого дыхания,

- плавное звуковедение,

-округление гласных звуков,

- верно выраженное настроение и характер исполнения песни.

Дети: в песне «Весёлый музыкант» два куплета, первый и второй, исполняются весело, радостно, в подвижном темпе. Исполняя третий куплет, делаем вид, что мы, «зайчики», испугались громких ударов барабана  и «разбежались по кустам».

Тем  самым мы  формируем навык  эмоциональной отзывчивости детей на музыку.

4. Физическая пауза.

«Рано утром вечерком» - небылица (знакомое упражнение).

Цель этого упражнения состоит в и формировании и развитии у детей ритмических навыков и навыка координации движений.

Напоминаю детям.

Небылицы, «перевёртыши», «путаницы» - так называют в народе забавные стишки. В них все события как бы специально перепутаны. Небылицы помогают развеять тоску, грусть, поднимают настроение, в них много юмора.

Вы, конечно, поняли, что в этом стихотворении описываются события, которых на самом деле не бывает

Учитель: подумайте, с каким настроением надо исполнять это упражнение?

Дети: это стихотворение шуточное, веселое, радостное, поэтому его надо исполнять весело, радостно, с юмором.

Рано утром вечерком - притопы – 2 раза.

Поздно на рассвете - шлепки по коленям – 2 раза.

Свекла ехала верхом  - хлопки в ладоши – 2 раза.

В парусной карете - щелчки – 2 раза и т.д.

А за ней едва дыша, - притопы 2 раза,

Тихо, аккуратно, - шлепки по коленям 2 раза,

Два кирпичных беляша – хлопки в ладоши 2 раза,

Топали обратно» – щелчки 2 раза.

В третьем куплете повторяются движения в том же порядке.

«А за ними во всю прыть

Мелкими шажками

Шкаф пытался переплыть

Блюдо с пирожками».

Если у какого – нибудь ребёнка не получается это упражнение, то я применяю коррекционный приём тактильно-мышечной наглядности: своим прикосновением к ребёнку уточняю и направляю положение отдельных частей его тела, спины, плеч, рук.  

  1. Повторение выученного произведения.

 «В лапку шмель берёт смычок» - дети исполняют 3 куплета песни.

До исполнения песни мы повторяем её исполнительский план. Учитель: определите характер песни «В лапку шмель берёт смычок. Дети: характер этой песни шуточный, весёлый, радостный.

Учитель: в каком темпе мы поём песню?

Дети: она исполняется в подвижном темпе. 

Учитель: каким звуком мы должны исполнять песню «В лапку шмель берёт смычок»?  Плавно или отрывисто?

Дети: эту песню мы исполняем плавно, протягивая гласные звуки.

Учитель: какое настроение мы должны передать, во время исполнения этой песни?

Дети: настроение должно быть весёлым, радостным, потому что это шуточная песня.

Учитель: правильно! Напоминаю вам,

- во время исполнения песни мы должны следить за своей певческой установкой,

- брать дыхание перед каждой фразой,

- на начало фразы нужно вступать одновременно, всем вместе,

- петь протяжно гласные звуки – следить за звукообразованием.

- одновременно заканчивать пение по знаку руки учителя.

- слушать друг друга для того, чтобы одновременно произносить слова,  и выстраивать унисон в пении.

Этот вид работы помогает решать задачу формирования навыка  эмоциональной отзывчивости детей на музыки и закреплять вокально – хоровые навыки:

- певческой установки,

 - дыхания,

- звукообразования,

- звуковедения,

- дикции.

Беседа (словесный метод  работы) перед исполнением песни способствует формированию УУД.

Коммуникативные УУД:

- умение участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные УУД:

- оценивать и осмысливать результаты своей деятельности.

Личностных УУД:

- умения участвовать в творческом созидательном процессе,

- умения оценивать свои действия и поступки,

- умения формировать представление о нравственности и развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Если останется время повторяем выученную песню.

При пении английской народной песенки «Джон - зайчик» мы продолжаем работу по закреплению навыка эмоциональной отзывчивости детей на музыку.

Учитель: ребята, посмотрите, что у меня в руках?  Скажите, кто приехал к нам из Англии? (показываю мягкую игрушку или иллюстрацию зайца)

Дети: Джон – зайчик!

Учитель: да, это зайчик. Он очень весёлый и отлично умеет прыгать «как мячик».

Проблемный вопрос: как вы думаете, если Джон – зайчик в хорошем настроении, как мы должны исполнить песенку?

С помощью постановки проблемных вопросов  я добиваюсь на уроке активизации мыслительной работы у детей.

Дети: весело, радостно. В подвижном темпе.

Учитель: правильно! Давайте споём английскую народную песенку «Джон-зайчик».  Мы должны исполнить эту песенку весело, радостно.

Работа над пением в характере произведения формирует навык  эмоциональной отзывчивости детей.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Дети отвечают на вопросы.

Учитель: чем мы сегодня занимались на уроке?

Дети: мы начали учить песню «Весёлый музыкант» и повторили песню «В лапку шмель берет смычок».

- Мы учились протяжно петь гласные звуки.

-Учились правильно брать дыхание.

- Учились удерживать его во время пения.

Учитель: довольны ли вы результатом работы?

Дети: да!

Учитель: сегодня на уроке мы продолжили работу над вокально – хоровыми навыками: певческой установкой, дыханием, звуковедением.

Затем я обращаю внимание детей на работу на занятии каждого ученика, поощряю тех учеников, кто на уроке активно работал, старался, справился с заданием.

Учитель: спасибо за урок! До свидания!

Анализ занятия.

Цель урока - формировать сознательное овладение вокально – хоровыми навыками: певческой установкой, дыханием, звукообразованием – достигнута.

Задачи урока.

Образовательные:

  • развитие вокально – хоровых навыков:

-певческой установки,

 -дыхания,

-звукообразования,

-звуковедения,

-дикции.

Развивающие:

  • развитее художественного эстетического вкуса.

Воспитательные: 

  • воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку,
  • формирование положительной психологической установки на занятиях коллектива ДО.

Коррекционные:

  • развитие произвольной музыкальной памяти,
  • формирование навыка сознательного отношения к работе на уроке,
  • формирование навыка сознательного управления своим поведением, настроением во время занятия

выполнены.

В группе занимаются 11 учащихся в возрасте 7-8 лет.

Все дети имеют вторичные проблемы развития, связанные с сенсорными нарушениями: памяти, восприятия, эмоциональной отзывчивости. Дети физически ослаблены и поэтому на уроке быстро утомляются.

Урок носит обще развивающий характер.

Лёгкий, но эмоционально насыщенный певческий материал выбран для работы в соответствии с дидактическими принципами посильности и постепенности.

На протяжении всего урока применяется дидактический принцип повторения.

Учебный материал я излагаю чётко, внятно, и предельно ясно.

На уроке я веду контроль над организацией  учебной деятельности:

  • для ответа ребята должны поднять руку,
  • на вопрос следует отвечать полным ответом,
  • следует помнить о том, что нельзя выкрикивать ответ с места,
  • слушать ответы своих товарищей, нужно молча, и никогда не перебивать их.

Исполнение ранее изученных упражнений позволяет «настроить» певческий коллектив на плодотворную работу.

Вокальные упражнения помогают формировать  и закреплять вокально – хоровые навыки

- певческой установки,

- дыхания,

- звукообразования,

- звуковедения,

- унисонного звучания.

Распевание проводится с помощью исполнения упражнений по полутонам вверх и вниз, строго в пределах певческого диапазона детского голоса: «си» - малой октавы - «ми» - «фа» первой октавы (максимум «соль» первой октавы).

Во время работы над песней или упражнением, я внимательно вслушиваюсь в пение учащихся, выявляю неверно поющих, а также детей с точной, устойчивой интонацией.

Очень важно правильно рассадить учащихся на уроке: неточно интонирующих школьников я сажаю ближе к себе или рядом с хорошо интонирующими детьми.

Внимательно наблюдая за учащимися, я вижу, что у одних неустойчивое внимание, и им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие заторможены и медлительны в работе. Как правило, у детей плохо развита память.

Цель моей педагогической работы на уроке  я вижу в личностном развитии учеников с разными способностями, интересами, разными психическими и физическими проблемами развития. Обеспечить их эффективное обучение можно только с помощью индивидуального и дифференцированного приёма педагогической работы.

Например, я задаю вопрос, на который ученик должен ответить: более слабому  ученику я  задаю лёгкий  вопрос - чем мы сегодня занимались на уроке? Сильному ученику задаю вопрос сложнее: что нам пока не удалось на уроке? Ребята смогут ответить на эти вопросы, и в эмоциональном плане оба ученика будут испытывать удовлетворённость.

Чтобы достичь прогресса в творческом развитии  детей, в усвоении ими знаний и преодолении речевой замкнутости, нельзя забывать, что психологическое самочувствие детей в процессе обучения должно быть комфортным настолько, насколько позволяют рамки школьного урока.

Важную роль для создания психологического комфорта  на уроке играют выразительность речи, лица, жестов, артистизм педагога, разнообразные методы и приёмы.

На уроке были применены следующие коррекционные приёмы:

  • комментированного чтения,
  • проблемных вопросов,
  • тактильно мышечной наглядности.

Общепедагогические методы:

  • словесный,
  • наглядный,
  • практический.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокально-хоровых навыков подростков с учётом анатомо-физиологических и психологических особенностей пубертатного периода.

Как известно, пение - сложный психофизический процесс, результат функционирования всех жизненно важных систем организма. На певческую нагрузку реагируют не только певческие органы, но и сердечно...

методичесая разработка «Вводное занятие» по программе «Развитие вокально-хоровых навыков у детей среднего хора»

Цель методической разработки: Создание условий, способствующих развитию у детей интереса к хоровому пению и повышению их эмоциональной и музыкально-творческой активности.Занятие ориентировано на...

Реферат "Развитие вокально-хоровых навыков у детей школьного возраста"

Данная работа посвящена изучению вопросов развития вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной школы на уроках музыки....

Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...

Духовное пение как средство развития вокально-хоровых навыков у детей на уроках музыки.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения, в послании Президента Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и моральные ценности-это такой ж...

развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста

вокально-хоровых работа с детими дошкольного возраста...

Консультация "Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Хоровое пение играет важную роль в развитии ребёнка.  Пение является самым доступным видом детского исполнительства:  каждый ребенок с рождения обладает готовым «музыкальным инструмент...