Самоанализ учителя.
материал по теме

марина 1964

Самоанализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

педагогической деятельности

учителя математики МБОУ «Жуковская ООШ»

Белёвского района Тульской области

Ульяхиной Марины Александровны

Я, Ульяхина Марина Александровна, работаю в МБОУ «Жуковская ООШ» Белёвского района Тульской области с 2012 года. Общий стаж педагогической работы – 27 лет. В данной школе работаю второй год.

Образование высшее, окончила Тульский государственный  педагогический институт им. Л.Н.Толстого в 1986 году по специальности «математика и физика».

Дата присвоения первой квалификационной категории 25.02.2009 год.

В межаттестационный период прошла следующие курсы повышения квалификации:  

  • «Теория и методика преподавания математики» (162часа), 2012г., государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» ;
  • «Психологические приемы и методы организации оптимального взаимодействия в системе взрослый – ребёнок» (36 часов), 2012г., государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области».

Цель моей педагогической деятельности за годы работы в МБОУ «Жуковская ООШ» была определена миссией образовательного учреждения, предполагающей обеспечить развитие духовно-богатой, творческой, социально-компетентной личности со сформированными знаниями, универсальными учебными умениями, как основа качественного образования, соответствующая ФГОС II поколения.

Исходя из этого были определены следующие задачи:

  1. Развитие личности учащихся посредством реализации учебного и воспитательного потенциала предмета «математика».
  2. Использование новых технологий, элементов технологий, способствующих повышению мотивации учащихся в овладении математики на основной ступени обучения.
  3. Создание благоприятных условий для развития личности.
  4. Развитие логического, абстрактного, нестандартного мышления.

Реализации поставленных целей и задач способствует:

  • знание современных технологий: педагогика сотрудничества. Использую в работе равноправный союз с учащимися, учитывая то, что каждый ребёнок имеет право на свою точку зрения.
  • метод проектов. Этот метод создаёт благоприятные условия для проявления творческого потенциала учащихся.
  • технология педагогической диагностики. Эта технология способствует выявлению потенциальных возможностей учащихся.
  • технология создания благоприятной атмосферы на уроке.
  • здоровье сберегающие технологии. Учитываю возрастные особенности детей и их психофизические возможности.
  • владение методиками анализа учебно-методической работы по предмету; использую программы, направленные на развитие личности.
  • постоянное саморазвитие.  

Решение поставленных задач по формированию основных компетенций обучающихся, обеспечивающих развитие и воспитание школьников, приобретение ими информационной компетентности, формирование личностной самооценки, взаимооценки, мотивации к процессу обучения математике  осуществляется через:

 -индивидуальный подход к обучающимся в урочной и внеурочной деятельности;

 -организацию индивидуальной работы по подготовке к итоговым урокам;

 -организацию внеклассных мероприятий;

 -применение на уроках парной, групповой работы, репродуктивных и продуктивных методов обучения, системы дифференцированных и интегрированных заданий;

 -варьирование форм и методов обучения.

      Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными  являются:

 -Повышение мотивации к обучению математики;

-Развитие творческого мышления, памяти, математической речи учащихся;

-Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника.

В школе обучаются дети с разной учебной мотивацией и уровнем познавательного интереса, поэтому мною осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся через систему дифференцированных заданий и индивидуальной работы.

Приглашаю ребят на дополнительные занятия.

Любой ученик может прийти на консультацию во внеурочное время.

Провожу занятия и консультации с обучающимися, желающими расширить знания по предмету.  Это Антошина Юлия и Полетаева Виктория (6 кл.). Так же провожу занятия и консультации с обучающимися, имеющими пробелы в изучении определенных тем (Шабанова Виктория). Встречаюсь с родителями, как по собственной инициативе, так и по инициативе родителей и детей.

Ориентируясь  на личностно-ориентированное обучение, учитываю психолого-педагогические особенности обучающихся. На уроках практикуются дискуссия, столкновение разных точек зрения. Личностно-ориентированный подход к учащимся реализуется в системе упражнений по формированию предметных навыков: умения высказаться по определённой теме, отстаивать свою точку зрения, искать и  извлекать информацию, делать выводы. Оценки выставляются сугубо индивидуально, сравниваются результаты обучающегося в сравнении с самим собой (личностный рост).

По каждой изучаемой теме накоплены разноуровневые задания, тесты, практические и контрольные работы. В целях повышения познавательной активности практически на каждом уроке практикуются «Минутка эрудита», «Обо всем понемногу», когда обучающиеся готовят очень короткие сообщения об интересных фактах, не встречающихся учебнике, также сама использую интересные сведения, исторические факты.

Одно из приоритетных направлений моей педагогической деятельности - работа с детьми, имеющими отклонения в здоровье, детьми из неблагополучных семей. В каждом отдельном случае устанавливается тесная связь с родителями (если они заинтересованы в сотрудничестве) и классным руководителем, проводится индивидуальная работа.

Сегодня учитель приобретает иную роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников. После каждой темы ребята заполняют таблицу, где высказывают свою степень усвоения (могу, знаю, умею) и  требуют помощи (SOS).

Уровень познавательных способностей моих учеников разный, одна часть детей имеет низкую мотивацию к обучению, следовательно, основной целью педагогической деятельности следует считать развитие познавательных способностей учащихся.      

    Использую различные виды деятельности учащихся на уроке, что делает урок интересным. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания, определяю рациональную методику.

  Использую в своей работе дифференцированный подход в обучении. Дифференцирую задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи снижалась. Для подобной дифференциации в своей практике использую образцы выполнения заданий, памятки-опоры, памятки-алгоритмы.

  Создание положительной мотивации учения способствует формированию навыков самообразования, развивает у учащихся познавательную активность и самостоятельность.

    Возможности школьников различны, важно побудить мыслительный процесс ученика. Для этого использую в своей работе различные методы: исследовательский, поисковый, метод проблемных ситуаций и иное логико-содержательное построение урока.

     Считаю важным включение учащихся в познавательную деятельность на каждом этапе урока. А так как ученики  имеют разный уровень познавательных способностей, разную степень обученности , подбираю рациональные виды работ, создаю ситуацию успеха, которая является важным условием для формирования мотивации и развития учащихся. Учитывая реальные возможности всех детей, организую продуктивную деятельность всего класса, осуществляя дифференцированное обучение на уроке.  Важным моментом в химии является развитие навыков исследовательской деятельности.

    Считаю,  что  основная проблема урока - повышение  качества знаний учащихся. Поэтому на уроке учу детей выделять главное  в излагаемом материале. Для реализации  этой задачи  анализирую  содержание раздела «Основные знания и умения учащихся». При изучении нового материала использую приемы и методы, способствующие развитию памяти, внимания и мышления - эвристические, исследовательские. Для более подготовленных учащихся применяю карточки-инструкции, для слабоуспевающих - тесты с выбором ответа, яркие слайды, неоднократные повторения, игровые моменты.

Развитию учащихся способствуют и применяемые мною формы организации обучения. Основной формой является урок. Важным для себя считаю его структурирование. Не отвергая традиционного метода построения урока, применяю и нетрадиционные формы. Урок формирования новых знаний - это урок-исследование, урок-путешествие, конференция. Уроки проверки знаний – зачеты, смотры знаний, викторины.

   Применяю разные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, фронтальную. Групповая работа используется мною нечасто, преимущественно на самых трудных или самых важных для решения учебно-воспитательных задач темах программы. Применение таких уроков на практике способствует заинтересованности в предмете, они дают возможность проявить способности, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение. Зачеты в форме тестовых заданий психологически настраивают на сдачу ГИА, воспитывают ответственность за формирование знаний и умений.

С целью закрепления знаний использую на уроках опорные конспекты, схемы, алгоритмы, обобщающие таблицы. Немаловажное значение для учащихся имеет итог урока, который отражается в памяти ученика. А если одновременно включается не один вид памяти, а затем идет закрепление с помощью практических действий, то знания остаются надолго. Именно с этой целью закрепления знаний использую на уроке карточки-тесты.   Итоговая государственная аттестация в форме ГИА требует развития у учащихся навыка работы с тестами. Для тематической проверки знаний учащихся в процессе экспресс-контроля и для итоговой проверки знаний и умений мною используются тесты, причем в заданиях используются различные типы тестов, что позволяет стимулировать различные интеллектуальные умения школьников.

      В своей работе успешно применяю педагогическую технологию сотрудничества, цель которой усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей развития ученика. Необходимо дать каждому ученику всестороннее и гармоническое развитие, создать условия для самореализации личности.   

       Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предмету, повышается мотивация,  качество знаний по предмету стабильно.

Стараюсь создать комфортный психологический климат во всех классах, построенный на доверии, взаимном уважении и открытости.

Всё это способствует тому, что итоговых неудовлетворительных оценок по предмету нет.

Снижение качества обучения  может происходить по следующим причинам:

  • приток обучающихся со слабой мотивацией из других образовательных учреждений;
  • усложнение тем.

Стараюсь вести работу по подготовке к предметной олимпиаде, конкурсам.

Систематически повышаю свой профессиональный уровень: прохожу курсы повышения квалификации, приобретаю новинки методической литературы, использую Интернет-ресурсы для подготовки уроков и расширения кругозора.

Постоянно занимаюсь самообразованием, которое осуществляется по плану: -изучение сборника нормативных документов по математике Федерального компонента государственного стандарта образования;

-изучение федерального базисного учебного плана и программ по предмету;

 -изучение методической копилки элективных курсов;

- изучение опыта работы методического объединения; изучение публикаций журнала «Математика в школе» и газеты «Первое сентября» на сайте http://1september.ru. и др.;

-самосовершенствование по владению ИКТ;

-систематическое знакомство  с материалами сайтов  Интернета и методической копилки учителей.  

Несколько лет работала по теме самообразования «Здоровье сберегающие технологии в обучении математике». Ежегодно отчитывалась о проделанной работе на заседаниях ШМО учителей естественных наук. Выступила с сообщением по этой теме на школьном семинаре, на районных  семинарах.

В текущем учебном году продолжаю работать по  теме «Инновационные технологии в обучении математике», второй год особое внимание уделяю тестовой технологии.

Принимаю участие в методической работе школы, оказываю методическую помощь коллегам в изучении технологий.  

С самого начала своей работы в школе моё кредо: «Учитель не тот, кто учит, а у кого учатся». Стараюсь не отступать от него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя математики.

Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. Задачи моей работы формирование математи...

Самоанализ учителя русского языка и литературы

Данный материал может быть использован учителями русского языка и литературы при аттестации...

Самоанализ учителя истории, обществознания, МХК МКОУ «Средней общеобразовательной школы №10 п.Лебединый»

Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и МХК за 2010-2011г. Анализирую подробно учебную и методическую работу по предмету, ставлю задачи на следующий год. Результативность по пред...

самоанализ учителя истории

самоанализ  работы  для  аттестации...

Самоанализ учителя истории и обществознания

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности  по её освоению»  В.Г.Белинский...

Самоанализ учителя русского языка и литературы

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы...

Самоанализ учителя истории

Самоанализ учителя истории за 2011-2012 учебный год....