Самоанализ педагогической деятельности
статья по теме

Никитенко Ольга Дмитриевна

Самоанализ педагогической деятельности учителя биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz2.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 5 г. Татарска

Самоанализ педагогической деятельности

учителя химии и биологии

Никитенко Ольги Дмитриевны

по теме

Повышение  мотивации учащихся к предмету через использование

информационно - коммуникативных технологий.

2013 год

Человек образованный – тот, кто знает

где найти то, чего он не знает.

Георг Зиммель

        Меняются цели и задачи, стоящие перед образованием, акцент переносится с «усвоения» знаний на формирование «компетентности». Происходит переориентация его на личностно – ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево – ориентированной, безличностной  педагогике, поэтому основная задача учителя в современной школе – не столько вооружить учащихся суммой знаний, умений и навыков, сколько научить их добывать эти знания, развивать устойчивую мотивацию к учению.

       Учебный интерес наиболее ярко проявляется у учащихся начальной школы, но постепенно угасает в среднем и старшем звеньях. Эта проблема заинтересовала меня, поэтому я занялась изучением новых технологий обучения, которые  повышают  эффективность обучения,  мотивацию учащихся к моему предмету.  Изучив методические исследования Мамонтовой Е, А., Пугал Н.А., Стародубцевой В.Н.,  в которых доказано повышение эффективности обучения биологии при использовании современных технических средств, я решила использовать их в своей работе, так как уроки с использованием современных информационных технологий позволяют активизировать процесс обучения и учебный материал усваивается на достаточно высоком уровне, приобретенные знания остаются  в памяти дольше. Постепенно у меня сложилась собственная система использования информационно- коммуникативных технологий  на уроках.

     Поставив перед собой  цель   - повысить мотивацию учащихся к биологии через использование информационно-коммуникативных технологий, я определила  следующие   задачи:

  1. Способствовать повышению мотивации   учащихся к урокам биологии через использование информационно-коммуникативных технологий.
  2.  Применять методы, средства и приемы обучения с учетом индивидуальных потребностей и способностей учащихся.
  3. Развивать компетентности учащихся, творческие способности, навыки биологических исследований, самостоятельного поиска, отбора и анализа необходимой информации через проектную и исследовательскую деятельность.

      Необходимым условием обеспечения качества образования является информационное и материально – техническое обеспечение учебного процесса. В своей работе использую учебно-методический комплект, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) 2004 года.

 (Приложение № 1).

        Программы вариативны: в 6-9 классах веду биологию по общеобразовательной программе, в 10-11 классах – по программе профильного уровня.

         Рабочие учебные программы, разработанные мною на основе примерной программы с учетом  федерального компонента образовательного стандарта и авторских программ, соответствуют положению о рабочих программах.  Содержат методологическое и психологическое обоснование выбора данной программы, цели, сроки освоения, формы, методы обучения, технологию реализации программы, обоснование отбора содержания курса.

  Освоение учащимися программ базового и профильного уровней обеспечивается в хорошо оборудованном кабинете биологии, оснащенном техническими средствами обучения: компьютером (с выходом в Интернет), мультимедийным проектор, графопроектором, диапроектором. Для выполнения практической части программ имеется необходимое оборудование: световые микроскопы, наборы микропрепаратов по всем разделам биологии, муляжи, модели, таблицы, слайды, кодопленки, видеокассеты, компакт диски и др. За время работы накоплен обширный дидактический материал к урокам по всем темам курса биологии,  во всех классах, контрольно- измерительные материалы,  презентации к урокам на базовом и профильном уровнях. Создана картотека.

Все эти средства позволяют мне использовать при обучении учащихся разнообразные методы и приемы, способствующие повышению мотивации.

      В основе моей деятельности лежат три основных типа уроков  по способу использования информационных технологий:  уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме через  мультимедиа;  в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;  уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме  в компьютерном классе с выходом в Интернет. 

     Эффективность работы по данной технологии подтверждается позитивной динамикой успешности по биологии с 64% до 68% (при 100% успеваемости). (Приложение №2)

      При проведении уроков применяю   и нестандартные формы:             уроки – соревнования, КВН, деловая и ролевая игры, кроссворд, викторина  (урок в 8 классе по теме « Семейства класса Двудольные растения»),   уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике  - исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, рецензия      (лабораторная работа  в 8 классе по теме «Анализ и оценка факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»);  уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала  - урок – откровение  (урок в 8 классе по теме «Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ инфекция и ее профилактика»); уроки, напоминающие публичные формы общения - пресс-конференция, регламентированная дискуссия,  телепередача,  «живая газета», устный журнал (урок в 8 классе «Вредные и полезные привычки»);  уроки, опирающиеся на фантазию  - урок-сказка, урок-сюрприз (урок в 6 классе по теме «Мир растений вокруг нас»); интегрированные уроки (урок биологии и химии в 9 классе  «Элементы жизни»).

      На своих уроках я стараюсь как можно больше формировать самостоятельность  ученика, умения добывать знания. Организую учебную деятельность так, чтобы  ученик стремился  сам  получить знания, осмыслить их и применить в нужной ситуации. Ученики не просто слушают меня или друг друга, а постоянно сотрудничают в режиме диалога, дискуссии или дебатов, высказывают свои мысли, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают с моей помощью то содержание, которое закреплено научным знанием.  

         При этом  развиваются очень важные умения и навыки:

- коммуникационные умения: внимательно выслушай, сначала задай вопросы на понимание, только затем – на критику (урок в 9 классе по теме «Взаимодействие генотипа и среды»);

- способности к мыслекоммуникации в любых предметных и межпредметных областях (урок в 10 классе по теме  «Связь биологии с другими дисциплинами»);

– умение обращаться к своему опыту (а не только внешнему источнику знания) и поиск в нем материала для конструирования ответа на поставленный вопрос, а также конструирование из этого материала некоторой гипотезы, позволяющей заполнить «брешь» в знаниях                                (практическая работа в 10 классе по теме «Выявление источников мутагенов в окружающей среды»);

– умение занимать различные рефлексивные позиции, видеть и понимать взгляды и мнения другого (школьник преодолевает эгоцентрическую установку видения мира) и соорганизовывать индивидуальные подходы в общее действие (кооперация) (практическая работа  в 10 классе «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»);

– умение осуществлять понимание явлений и событий, а не действовать по некоторой раз и навсегда установленной норме (практическая работа в 10 классе по теме «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле»);

– деятельностный подход в ситуациях учения–обучения: самостоятельная постановка учебной задачи и самоорганизация в учебной ситуации, организация своего понимания с помощью вопросов на уточнение и работа со своим недопониманием (ученик рассматривает нечто непознанное при помощи имеющихся в его арсенале категорий, языковых средств и речевого аппарата, осуществляя тем самым понимание непознанного, т.е. включение его в систему своего субъектного опыта)  (лабораторные работы в 10 классе по теме «Выявление ароморфозов у растений. Выявление идиоадаптаций у растений»,  в 11 классе  по теме  «Сравнение  процессов симпатрического и аллопатрического видообразования»).

     Творческие способности, компетентности учащихся развиваю в ходе  организации исследовательской деятельности учащихся.  С методикой проведения исследования знакомлю учащихся с начальных классов на элективном курсе «Основы исследовательской деятельности». На первых занятиях, начиная со  2 класса, провожу игры и упражнения для развития памяти, внимания, мышления. Затем знакомлю с алгоритмом проведения исследования.  На занятиях совместно с учащимися  2 класса проводим мини- исследование в рамках одного урока «Пищевая реакция хомяка на внешние раздражители» или   исследования , которые проводят учащиеся в течение определенного времени « Что в имени моем?» (Приложение № 12). В рамках исследования по теме «Добрая зима»  ребята научились  делать кормушки из подручного материала, которые ученики развесили возле школы и подкармливали птиц в зимнее время.

          В среднем звене веду элективный курс «Я и мое здоровье»,  где продолжаю отрабатывать  навыки проведения исследований (например, «Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку», «Соответствие антропометрических данных»). Это  мотивирует учащихся на здоровый образ жизни, повышает интерес к предмету. Мои ученики активные  участники школьной и районной научно – практических конференций «Эврика». (Приложение №3)

      Предпрофильная подготовка учащихся 2-4 кл.,  5-9 классов на элективных курсах  «Основы исследовательской деятельности», «Я и мое здоровье», «Мир растений» обеспечивают переход на профильное обучение в 10-11 классах  в рамках агротехнологического профиля школы.  Реализуя  агротехнологический  профиль с 2009 года,   тесно сотрудничаем с Омским государственным аграрным университетом  имени  П.А. Столыпина:  посещаем   университет с целью профориентации учащихся, организуем лекторий преподавателей университета при подготовке к ЕГЭ по биологии на каникулах.

         Четвертый  год веду  каникулярную школу для учащихся  9 – 11 классов образовательных учреждений  города  и района.   Отрабатываю   задания разного  уровня  сложности      на основе кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений  для единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации    по биологии.  Основой занятий  является мультимедийная презентация, задания для учащихся и справочный материал, используя который, учащиеся должны найти ответ на задания разной степени сложности. Каникулярная школа пользуется популярностью среди учащихся 9 -11 классов и учителей  биологии Татарского района.

        Исследовательская  деятельность учащихся на  научном уровне продолжается в профильных классах. Исследования проводятся в лабораториях ОмГАУ. Оборудование лабораторий кафедры агрохимии позволяют провести более полные исследования. Учащиеся 10 класса провели исследование  почвы пришкольного участка и своих участков под руководством Пыхтелевой Евгении Григорьевны старшего преподавателя кафедры агрохимии  -  рассчитали  степень засоления почвы,  содержание токсических и нетоксических солей, определили состав азота, фосфора и калия в почвенных образцах. Данная исследовательская работа учащихся  по теме «Оценка экологического и агрохимического состояния  ландшафта пришкольного участка» заняла второе место в районном  этапе Областного тура  Всероссийского конкурса юных исследователей  окружающей среды – 2013.  

           Многие учащиеся выбирают биологию  в качестве итоговой аттестации для  поступления  в медицинские и аграрные  учреждения.

 (Приложение №  4)

        Подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА по биологии провожу, используя online тестирование (testirovanie.org, alleng.ru, www1.ege.ru, educent.ru, podgotovka k ege po biologii,   http://bio-faq.ru/map3.html#ege , http://mirege.ru,  http://ege.yandex.ru/biology-gia/, ege.yandex.ru и др.).  Учащимся,  после прохождения online теста, сразу  выдается результат – это активизирует процесс тестирования, повышает мотивацию на успех.  

       Отслеживаю результаты  подготовки учащихся к ЕГЭ  и     ГИА в течение учебного года через  диагностические и тренировочные работы по линии МИОО  Стат Град, Инновационного   института продуктивного обучения Северо-западного отделения РАН   « Естествознание выпускникам».  (Приложение  №  5)

        Внеурочная деятельность  по биологии  является  наиболее  подвижной формой обучения и воспитания учащихся.  Эта работа может быть групповой или  индивидуальной.     Весной  2011 года учащиеся 10- 11 классов под моим руководством разработали проект «Измени мир вокруг себя», создали презентацию к проекту и заняли 2 место в районе. Данный проект полностью осуществлен летом 2011 года при озеленении территории  школы. В рамках работы над проектом у школьников изменяется характер оценочных суждений, вырабатываются привычки следовать экологическим нормативам в личных поступках и поведении.

Весной и летом 2012 года учащиеся 6-7 классов приняли участие  в проекте                  Ом ГАУ совместно с  компанией «Титан»  «Вырасти свой парк». Для реализации проекта учащиеся получили семена культурных растений, выращивали их на пришкольном участке, вели дневник наблюдений. На заключительной конференции осенью были награждены грамотой и  ценными призами  (Приложение № 6).

  Ежегодно участвуем   во Всероссийском конкурсе Инновационного   института продуктивного обучения Северо-западного отделения РАН  «Человек и Природа» (ЧИП) – Дегтярева Евгения  обучающаяся 6 класса была четвертой в районе.

 Мои ученики    участники  конкурсов: 3 место в районном экологическом  фестивале, посвященном «Дню Земли» в номинации «Поздравительная открытка» у обучающихся 6 класса Дегтяревой Натальи и Таратута Анастасии (Приложение № 7); 3 место в районном слете ученических бригад в номинации «Звено овощеводов» (Федорова Анна обучающаяся 10 класса (Приложение № 8);  3 место в районном этапе Всероссийской акции «Летопись добрых дел по сохранению природы» в номинации «Экологическое просвещение и распространение природных идей» (Калина Регина 8 класс) (Приложение №  9).

  Отслеживание  изменения уровня мотивации учащихся  провожу, используя   анкетирование и тестирование учащихся (Приложение № 10 ).

Активно участвую в методической работе школы и района. Являюсь руководителем районного методического объединения учителей химии и биологии, руководителем школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла,  руководителем ТЭК по проверке ГИА по биологии, председателем комиссии по проверке исследовательских работ районного конкурса «Эврика»,   членом творческих групп по разработке заданий для школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии и химии, председателем комиссии по проверке олимпиадных работ муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии .

 Опыт работы  по теме «Инновационные технологии в обучении биологии» опубликован  в Информационном вестнике  опыта учителей Татарского района «Путь к мастерству. Актуальные проблемы образования» в 2012 году и  в электронном СМИ (Приложение № 11) , созданы персональные сайты: мини-сайт  в Социальной сети работников образования «Наша сеть» ( Приложение № 12 )  http://nsportal.ru/ ;  в Интернет портале « ProШколу. ru »  http://www.proshkolu.ru//

         Победитель районного конкурса «Учитель года 2009» в номинации «Сердце отдаю детям». (Приложение № 13).  

        Приняла участие во II Всероссийском (с международным участием) конкурсе презентаций «ТопСлайд». (Приложение №  14).

   В 2013 году участвовала в районных педагогических чтениях по теме «Преподавание биологии в условиях агротехнологического профиля с использованием ИКТ». (Приложение №  15) .

      Ежегодно участвую в районном конкурсе «ИнфоШкола»  в номинациях «Мультимедийное дидактическое пособие» и «Информационно - обучающая среда «Сайт учителя». По итогам  данного конкурса в 2013 году награждена Дипломом третьей степени в номинации «Информационно – обучающая среда «Сайт учителя»  (Приложение № 16).

       Награждена Почетной грамотой Губернатора Новосибирской области В.А. Юрченко «За заслуги в обучении и воспитании подрастающего поколения, многолетний добросовестный труд». (Приложение № 17)

           Труд учителя только тогда будет приносить результаты, когда учитель не будет останавливаться на   достигнутом, а постоянно  идти вперед,   искать  новые технологии в обучении, чтобы сделать образовательный процесс эффективным,  интересным.

    Получить удовлетворение от своей работы можно только при сотрудничестве  с учениками, развивая их самостоятельность в обучении, повышая интерес к своему предмету. Если учитель сам будет увлеченно работать, используя при этом все возможные методы и средства, то и мотивация учащихся будет постепенно повышаться.

Используемая литература:

  1. Ходанович А.И. Инновационные аспекты современных образовательных технологий // Инновации. 2003. № 2-3.
  2. Хуторской, А.В. Типологии педагогических нововведений [Текст] / А.В. Хуторской // Школьные технологии. - 2005. - № 5.
  3. Косторных Ю. А. Внедрение инновационных технологий и применение ИКТ на уроках биологии [Текст] / Ю. А. Косторных // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.).  — Уфа: Лето, 2013. — С. 169-171.
  4.  Журнал “Биология в школе” , № 2, 2002 г. 
  5.  Педагогические технологии / Под общей редакцией В.С.Кукушкина – М.: ИКЦ «МарТ», 2006 г. 
  6. Селевко Г.К. Информационные технологии в школе. - Ярославль ИРО, 2003 г. 
  7.  www.1september.ru/ru/bio.htm
  8. Борис С.И., Хаппаков Н.К. Возможности использования электронных изданий на уроках биологии // Первое сентября. Биология, 2005, № 6 –2.     Гилева Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги //Биология в школе, 1998, № 2. – С.36
  9.  Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе, 2002, № 2. – С.30
  10.  Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
  11.  Тирас Х.П. Компьютерная биология в школе - вполне возможная реальность // Компьютерные учебные программы, 1999, № 3.
  12.  Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, № 27-28.
  13.        . http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/21fb3c2c-d6ee-49c1-9799-3fdbdb95a0e8/lekciya.htm/lekciya.htm
  14. http://bio-faq.ru/map3.html#ege


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...

самоанализ педагогической деятельности

данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы...

Самоанализ педагогической деятельности учителя

СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...

Самоанализ педагогической деятельности

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современно...