Материал к аттестации
методическая разработка на тему

Грибанова Нина Ивановна

Распространение педагогического опыта. В работе рассматривается творческий подход к решению задач и примеров в системе ТРИЗ в рамках ФГОС ООО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_fgoos.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий подход к решению  задач  и  примеров в системе ТРИЗ     в рамках  ФГОС  ООО

 «По своему общественному статусу федеральный государственный образовательный стандарт общего образования является важнейшим механизмом реализации основной Миссии образования — формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности »

В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях;  овладевают  математическими рассуждениями;  учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач;  развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.

В образовательном  процессе невозможно отделить обучение от воспитания.

Казалось бы, математика – это наука цифр и фактов, точности и

скрупулезности, но за стеною математических формул волею учителя могут

достаточно уместно расположиться литературные цитаты, исторические даты,

интересные факты из жизни известных людей.

Одним из моментов творческой работы на уроке математики может

стать использование эпиграфов, девизов к уроку. Эпиграф можно подготовить на

интерактивной доске, прочитать его в начале урока, а затем предложить ребятам обсудить  смысл этого высказывания.  И совсем необязательно цитаты должны быть посвящены математике.

 Например, мысль Герберта Спенсера, что «дороги не те

знания, которые откладываются в мозгу, как жир; дороги те, которые

превращаются в умственные мышцы » подтолкнет учеников к выводу, что

учиться надо не ради оценки, а для развития интеллекта, расширения

кругозора,  что даст возможность  получить  хорошие знания, выбрать

интересную профессию. На уроках часто использую презентации,  игровые моменты, соревнование «Кто быстрее?», заполни таблицу, найти ошибку в решенном примере. Игра – это творчество, игра – это труд, играют  дети активно

и увлеченно. Играя, они не замечают, что учатся: узнают что-то новое,

 пополняют запас своих знаний новыми  приобретениями. Во время игры у учащихся развиваются такие черты характера, как дружелюбие, взаимовыручка, чувство ответственности,  коллективизма,  стремление к победе.

То, что ребенок – личность не стоит забывать и в средних классах.  Ученику

5 класса  порой  вместо очередной  нотации о пользе  учения  и  правилах

поведения на уроке куда как интереснее решать задачу о самом себе. И уже не

хочется отвлекаться, процесс решения захватывает, одноклассники

подбадривают и позволяют решить эту задачу первым. Такой личностный

успех обязательно подтолкнет ребенка к преодолению  сложившихся

трудностей в изучении предмета. А одноклассникам это станет хорошим

уроком взаимопомощи, товарищества, взаимоуважения.

Задачи творческого, практического, исторического содержания всегда

становятся изюминкой урока. С их помощью можно не столько проверить

знания учащихся по теме, но и привлечь внимание школьников к проблемам

сохранения здоровья (урок «О вреде курения с математической точки зрения»),

Среди задач «творческого характера» выделяют следующие виды:

1) задачи, формирующие у школьников способность к  самостоятельным

обобщениям, к осмысленному использованию опыта, наблюдения, сравнения,

конкретизации; способность к проведению рассуждений  интуитивного и

дедуктивного характера, а также с использованием аналогий; способность

широко использовать догадку с последующей ее проверкой;

2) задачи, дающие возможность проведения школьниками  самостоятельных

поисковых исследований посредством изучения результатов решения,

изменения условий задачи;

3) задачи, допускающие различные способы решений, имеющие

познавательный характер, а также задачи с оригинальными  решениями.

Если задача затруднительна, то учитель может сам показать изящный способ решения. Приведу пример, где я использую  элементы  ТРИЗ:

У фермера имеются куры и кролики. Всего у этих кур и кроликов 5 голов и 14 ног. Сколько кур и сколько кроликов имеет фермер?

 Предположим, что кроликам дали морковку и они стали на задние ножки , а  передние  подняты вверх, тогда мы увидим на

земле только по две ножки у каждого кролика и курицы.

На земле всего оказалось 10 ног, а передних ног у кроликов осталось 4. Отсюда видим, что кроликов было 2.

После этого, учащиеся могут выполнить краткую запись решения:

1) 5* 2 = 10 (ног на земле); 2) 14 – 10 = 4 (ног спрятано); 3) 4:2 = 2 (кролика).

4) 5 – 2 = 3 (курицы).  Ответ: 3 курицы, 2 кролика.

Пятиклассники с интересом готовят творческие задания: составить самим задачу, решить ее и нарисовать к ней рисунок, подготовить сообщение , используя дополнительную литературу или интернет.

Выбор задач, решения которых требуют творческого подхода, зависит от

наличия у школьников исходного минимума знаний. По мере накопления

знаний степень самостоятельности поиска решения должна нарастать.

Таким образом, эффективно организованная учебная деятельность учащихся

в процессе решения творческих задач является важным средством

формирования таких качеств математического мышления, как гибкость и

оригинальность. Инновационная  личность – это творчество, это креативное  мышление, что мы и стремимся развивать  в наших детях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к аттестации учителя.

Надеюсь, что данный материал сможет послужить образцом для составления портфолио....

Методический материал к аттестации учителя

Полагаю, что мое портфолио поможет вам, уважаемые коллеги, при составлении собственного портфолио....

Материал промежуточной аттестации для 5 класса

Материал промежуточной аттестации для 5 класса является итоговым контролем коммуникативной компетенции в области говорения и чтения....

материал для аттестации

при аттестации по новой форме требуется портфолио с анализом работы за 5 лет. Эта работа занимает много времени....

материал для аттестации

в помощь учителю к аттестации...

материал для аттестации

к аттестации приходится готовить много аналитических справок и таблиц...

Материал к аттестации

Представляю вашему вниманию образцы документов, необходимые для аттестации на первую категорию. Думаю, что они помогут аттестующимся учителям  в 2012-2013 учебном году....