Главные вкладки

    Школьное лесничество как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской компетентности у учащихся 5—9 классов».
    опыты и эксперименты по теме

    Организация работы школьного лесничества

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_lesnichestvo.docx50.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сороченкова Наталия Владимировна

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ГИМНАЗИЯ №18»

    «Организация работы школьного лесничества как  средство  формирования экологической культуры и активизации исследовательской компетентности по изучению природного и культурного наследия родного края у обучающихся основного общего образования».

    Сороченкова Наталия Владимировна,

    учитель биологии

    Старый Оскол 2014.

    Содержание

    1. Информация об опыте   . ………………………………3.

    2. Технология опыта…………………………………….. .8.

    3. Результаты опыта……………………………………...15.

    4. Список используемой литературы…………………...15.

    5. Приложение к опыту………………………………….16.

    Тема опыта: «Организация работы школьного лесничества как  средство  формирования экологической культуры и активизации исследовательской компетентности по изучению природного и культурного наследия родного края у основного общего образования». 

    Раздел I

    Информация об опыте

    Условия возникновения опыта.

    Опыт возник и развивался на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №18». МБОУ «Гимназия №18 расположено в микрорайоне Олимпийский, в центре северо-восточных микрорайонов города  Старый Оскол,  в благоприятном социально–культурном окружении. В гимназии обучаются дети всех северо - восточных микрорайонов города. Образовательное учреждение  функционирует в рамках образовательного округа №2 как социокультурный комплекс,  в который входят: Незнамовский Дом культуры, городской Дом ремесел, Центр декоративно-прикладного творчества,   краеведческий  и художественный музеи, музыкальная школа № 5,  школа  искусств № 2, художественная школа,  центры развития детского творчества ребенка № 1 и № 2, детские спортивные  школы, клуб им. А. Невского, педагогический колледж, СОФ БелГУ, ВЭПИ, СТИ НИТУ МИСиС,  театр для детей и юношества. Рейтинг гимназии среди учебных заведений города и области высокий.

    Автор опыта работает в данном учреждении с 1 сентября 2010 года.

    Для выявления уровня экологической культуры обучающихся была проведена первичная диагностика  разработанная на основе материалов кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Белгородского государственного университета Кучеровой Оксаны Егоровны Уровень развития экологической культуры у обучающихся определялся по следующим критериям: экологическая образованность, экологическая сознательность, экологическая деятельность. В ходе диагностики были получены следующие результаты: 19 % обучающихся показали высокий уровень экологической культуры, 46% обучающихся  - средний уровень  и 35% обучающихся - низкий уровень, что характеризуется наличием фрагментарных экологических представлений и знаний, недостаточной развитостью экологических интересов, несформированностью экологически значимых ценностных ориентаций, пассивностью личности и неучастием в мероприятиях посвященных экологическим проблемам. Исходя из этого, можно сказать, что уровень развития экологической культуры обучающихся по всем критериям достаточно низок. Возникла необходимость совершенствования образовательного процесса таким образом, чтобы он был направлен на повышение экологической культуры обучающихся.

    Актуальность опыта

    Современный этап развития отечественного образования характеризуется переходом от традиционной знаниевой к компетентностной модели, которая предусматривает формирование деятельной, самостоятельной, компетентностной личности .

    Особое значение в современных культурно-исторических условиях приобретает исследовательская компетентность, так как человеку важно быть готовым к принятию нестандартных решений в ситуациях неопределенности, активному участию в инновационных процессах, развитию в течение всей жизни.  Обобщение различных точек зрения  позволило установить, что развитие исследовательской компетентности, следует рассматривать в контексте культурологической парадигмы образования. Это предполагает комплексное воздействие на все сферы сознания личности: интеллектуальную, эмоционально-ценностную, волевую.

    Наиболее благоприятные условия для развития исследовательской компетентности создаются в комлексе  теории и практики, а Школьное лесничество позволяет «погрузиться» в современные ландшафты своей местности, что обеспечивает единство интеллектуального и эмоционально-ценностного познания экологических  объектов, развитие знаний, чувств, впечатлений, эмоций, возникающих при изучении природных, общественных, процессов и явлений, происходящих в родном крае. Таким образом, школьное лесничество создает условия для развития компетентностной личности, способной изучать и оценивать реальное экологическое состояние территории, разрабатывать пути решения экологических проблем. Являясь компонентом непрерывного биологического образования, школьное лесничество реализует идеи коэволюции и устойчивого развития, нацелено на формирование экологической культуры личности

    Очевидно, что высокий воспитательно-образовательный потенциал школьного лесничества, связанный с развитием исследовательской компетентности учащихся должен быть востребован. Это особенно важно для учащихся второй ступени, поскольку в данном возрасте учащиеся имеют представления о природе, населении и культуре своего края, обладают некоторыми исследовательскими способностями, полученными в предыдущих курсах, могут их углубить на основе исследовательской деятельности.

    Помочь сформировать высокую культуру поведения человека в окружающей среде, воспитать ответственное отношение к природе как к общественному достоянию в соответствии с моральными и правовыми  нормами – задача руководителя школьного лесничества.

    Актуальность темы формирования экологической культуры обучающихся  определяется следующими противоречиями:

    - между социальным потребностями формирование экологической культуры  через формирование исследовательский компетенций обучающихся и недостаточной эффективностью экологического образования обучающихся общеобразовательных учреждений;

    - между объективной необходимостью поиска средств и методов формирования экологической культуры и недостаточной теоретической  обоснованностью данной проблемы в экологическом образовании и воспитании;

    - между традиционностью и инновационностью в педагогической теории и практике формирования экологической культуры.

          Используя данный опыт, можно успешно разрешить проблему эффективного формирования экологической культуры обучающихся  во внеурочное время  на основе проведения с ними исследовательских работ в школьном лесничестве по изучению экологического и культурного наследия родного края.

    Ведущая педагогическая идея

    Актуальность выбранной  темы определяет ведущую педагогическую идею опыта: создание условий, для повышения экологической культуры  через формирование исследовательских компетенций, посредством вовлечения в работу школьного лесничества.   Ведь только подлинное сотрудничество учителя и обучающих на уроке и во внеурочное время обеспечивает активную познавательную деятельность.

    Длительность работы над опытом.

    Работа над опытом охватывает период с  2010 по 2014 годы  и включает следующие этапы:

    Работа над опытом по формированию экологической культуры проводилась поэтапно.

    1 этап. (2010-1011уч. год)  - осмысление проблемы, поиск путей ее преодоления, изучение научно-теоретической, методической литературы, первичное апробирование подобранных форм и методов формирования экологической культуры, выяснение причин педагогических неудач.

    2 этап (2011- 2013уч. год) -  проведение исследовательских работ и природоохранных акций;

    3 этап(2013-201 уч. год) –  подведение итогов  по проблеме формирования экологической культуры  и  исследовательских компетенций у обучающихся, являющимися членами школьного лесничества.

    Диапазон опыта

    Диапазон представленного опыта – единая систем занятий в рамках внеурочной деятельности по биологии входе работы в школьном лесничестве, направленная на формирование экологической культуры и развитие исследовательских компетенций  обучающихся, представленная системой исследовательских работ и внеклассных мероприятий, проведенных членами школьного лесничества.

    Теоретическая база опыта.

    Вопросы экологического образования и воспитания рассматривались в трудах отечественных и зарубежных ученых на протяжении довольно длительного времени. Родоначальником принципа природосообразности считается Я.А. Коменскицй, его идеи поддержал К. Д. Ушинский, который высоко ценил природу как средство эстетического воспитания: “…я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога”  [1].

            В современной философской, психологической и педагогической литературе выделены различные элементы экологической культуры.  С.Н. Глазачев, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный,  И.Д. Зверев, Н.Ф. Реймерс, опираясь на философские положения о взаимодействии человека, общества и природы, считают, что качественными характеристиками являются сознание, экологическая образованность, отношения, ценности, поведение, мышление, мировоззрение, природоохранная деятельность [2]  . 

            Другие исследователи (Л.В. Моисеева, Э.В. Гирусов), основываясь на психологические концепции, включают в рассматриваемое понятие экологические оценки, экологически активную позицию, экологическую установку, экологическую этику, экологическую ответственность [6]. Ряд исследователей (И. Д. Зверев, Л. П. Печко, С. Н. Глазачев, С. С. Кашлев) полагает, что в экологической культуре необходимо выделять мотивационно-волевой, гностический, нравственный, эмоционально-волевой  компоненты [3 ]

    Рассматривая  экологогическое воспитание как  социокультурный феномен Н.С. Дежникова  считает, что «экологическое воспитание не может рассматриваться  вне категории  культуры» [4]. Экологическая культура представляет  собой составную  часть общего понятия  культуры и производное от экологического воспитания. Экологическое воспитание  можно считать  предпосылкой экологической культуры. Показателем экологической  культуры  является экологическая воспитанность. Следовательно, состояние экологической культуры  определяется в значительной степени экологическим воспитанием. Дежникова И. С.  утверждает: «Рассмотрение экологического воспитания  в контексте  социокультурного развития позволяет  сделать заключение о том, что его процессуальная сторона состоит  в переводе  экокультурных ценностей в лично значимые» [5]. 

    Психолого-педагогическую основу работы составили исследования о: личности как субъекте культуры (Е.В. Бондаревская, А.И. Субетто, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская); реализации компетентностного подхода в образовании, сущности исследовательской компетентности и компетенции (В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.И. Субетто, А.В. Хуторской); пути интеграции личностно-деятельностного и компетентностного подходов (И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.В. Хуторской); идеи реализации личностно-деятельностного, компетентностного подходов при изучении экологии родного края (И.И. Баринова, Н.Ф. Винокурова, В.П. Голов, Н.Н. Демидова, А.В. Зулхарнаева, Г.С. Камерилова, В.В. Николина, О.А. Панасенкова, М.В. Рыжаков, В.А. Щенев).

            В современной концепции воспитания экологической культуры основополагающее значение имеет технологический аспект, в основе которого лежат современные образовательные технологии (игровые, тренинговые, компьютерные и т.д.) [7]

    Анализ и обобщение мнений исследователей позволили установить основные элементы экологической культуры: экологические знания, экологическое сознание, экологическая деятельность и ценностное отношение к природе [8] .

           

    Новизна опыта

    Новизна актуального педагогического опыта заключается в мотивации обучающихся на повышение уровня экологической культуры через использование работы  школьного лесничества при рассмотрение эколого – краеведческих аспектов родного края. Исследовательская работа становится инструментом, помогающим успешно осуществлять педагогическое воздействие на основе развития и совершенствования высших форм познавательной деятельности, формирования произвольности в общении, целесообразного поведения в природе, активной жизненной позиции по сохранению природной среды родного края, то есть базовых компонентов становления личности ребенка в рамках концепции  компетентностного обучения.

                  

    Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

    Материалы опыта могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях различного типа,  при организации  деятельности в рамках развития исследовательских компетенций и формирования экологической культуры обучающихся 2 ступени.

    Раздел 2

    Технология опыта

    Определение цели и постановка задач, способствующих достижению данной цели.

    Цель: формирование у обучающихся системы взглядов, принципов и норм поведения, направленных на позитивную организацию отношений с природой через познание окружающей природной среды родного края в процессе работы в школьном лесничестве и в ходе проведение самостоятельной поисково - исследовательской деятельности.

    Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

    • Способствовать расширению и углублению у обучающихся базовых эколого- биологических  и исследовательских компетенций ;
    •  Формировать навыки экологически грамотного поведения обучающихся в природе;
    • Способствовать развитию гармоничной личности обучающихся на основе единения с природой родного края;
    • Развивать творческую и социальную активность детей, бережное отношение к природе.

    Работа проводилась с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в следующих принципах обучения:  доступность, наглядность, научность, индивидуализация, результативность.

    Методы, приёмы и формы  организации работы.

    Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда.

    Экологическое воспитание  представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие учащихся на уроках и внеурочное время, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой.

     Содержание термина «экология» понимается так широко, что оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому,  к природе. Весь окружающий детей мир разнообразен и многолик, это не только природный и социальный мир, но и мир искусства, информатики, техники, мир вещей, слов, мимики, жестов, и наконец, мир самого ребенка. Школа, урок берет на себя основную нагрузку по экологическому воспитанию учащихся, приобщая их  к новой культуре взаимоотношений со средой обитания, формируя потребности, развивая чувства  отзывчивости  и сопереживания в детях, привлекая их к практическому участию в решении экологических проблем.Хочется привести слова первого президента Римского клуба А.Печчеи:«Если мы хотим изменить мир, сначала предстоит изменить человека, систему его качеств и ценностей».

    Отсюда наиболее существенным моментом в воспитании экологической культуры является перевод их сознания в другую ипостась - из  природопотребительской в природосберегающую. Вэтом большую пользу оказывает школьное лесничество, работа в котором велась по нескольким направлениям: познавательно- развивающее, учебно- исследовательское, практически- природоохранное. Погружение обучающихся в окружающую природную среду проходит по трем ступеням.

            На первой cтупени происходит непосредственное восприятие ребенком окружающего мира, основанное на игровых видах деятельности, развитие сенсорики, формирование эмоционально- чувственного отношения к природе, обогащение жизненного опыта, создание почвы, благоприятной для творческого развития ребёнка.  При  организации ознакомления с природой детей 2 ступени обучения педагог использует элементарную поисковую деятельность, проводит с детьми летние, весенние экскурсии, разнообразные опыты в природе, на пришкольном участке,  питомнике школьного лесничества.

         На второй ступени продолжается развитие эмоциональной сферы ребенка, начинается  освоение различных способов естественно- научного познания на основе взаимодействия с теми, кто уже освоил данные методы (сотворческая деятельность). Постепенно школьники включаются в работу по исследованию местности, в научную работу. Первые навыки работы исследователя обучающиеся  получают во время полевых практик: исследуют флору и фауну родного края, определять видовой состав растений и животных, заклдвают опыты в питомнике. Такие практики – серьезная подготовка к будущим научным экспедициям и исследованиям.

          На третьей  ступени школьники овладевают методами естественно- научного познания: умением добывать факты, формировать проблемы, выдвигать гипотезы, строить собственные объяснения. Приобретя опыт исследовательских навыков по изучению природного и культурного наследия родного края, обладая достаточным багажом теоретических знаний, школьники выполняют более серьезные исследовательские работы.  Например, в 2010-2012 учебном  году  выполнялась работа по теме «Интрадукция дуба красного» (приложение 1), в 2012-2013 учебном году работа- «Выращивание катальпы бигнониевидной в условиях Белгородской области» (Приложение №2), в ходе которох   юные исследователи закладывали практические опыта и проводили исследования,  по возможности варащивания нехарактерных для нашего региона древесных пород на территории белгородской области.

    В своей работе педагог использует методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные, практические – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

    Ведущую роль школьного лесничества определяется во внеклассной работе, в которой основными направлениями работы являются:

    образовательная деятельность;

    • учебно-исследовательская деятельность;
    • учебно-практическая деятельность;
    • просветительская деятельность;
    • природоохранная деятельность.

    Образовательная деятельность школьного лесничества направлена на обеспечение теоретической подготовки юных лесоводов и осуществляется на основе образовательной программы. Образование в школьном лесничестве осуществляется в русле значимых для настоящего времени теоретических подходов к образованию в целом: деятельностного, личностно ориентированного, компетентностного и культурологического. Идеи деятельностного подхода получили выражение в усилении практической направленности; идеи личностно-ориентированного – в подчеркивании субъектного характера; идеи культурологического подхода – в его ценностной ориентации; идеи компететностного – в формировании необходимых компетенций. Усвоение теоретического материала позволяет членам школьных лесничеств реализовать свои творческие потребности, обогатить опыт решения лесоэкологических проблем, быть профессионально ориентированными, эффективно подготовиться к поступлению в профессиональные учреждения данного профиля.

    Учебно-исследовательская деятельность в школьном лесничестве организуется с целью привлечения учащихся к исследовательской работе по охране, изучению и восстановлению лесных экосистем; содействия обучению членов школьных лесничеств основам лесохозяйственных наук и их профессиональной ориентации; повышения образовательного уровня юных лесоводов и приобретения ими навыков проведения опытнической и исследовательской работы; вовлечения школьников в лесоприродоохранную деятельность.В школьном лесничестве проводятся наиболее актуальные для разработки , имеющие практическое значение для лесного хозяйства. Большую роль играет работа школьного лесничества в рамках эколого – биологической секции «НИРС» школьного НОО, руководителем которой является Наталия Владимировна. Школьное научное общество (НОО) – форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, публичных защит конференций, а так же встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки  и образования. НОО как сообщество детей и взрослых несёт в себе большой воспитательный потенциал. Кроме работы над учебными исследованиями ребята могут получить в НОО опыт самоуправления, развития  своих коммуникативных и исследовательских компетенций, а так же приложения своих творческих сил в области искусства, литературы.  Работа руководителя сводится к тому, чтобы помочь ребёнку правильно сориентироваться в выборе темы, в постановке цели задач, помочь выбрать правильно методику.Работы представляются на муниципальных, региональных и всероссийских  конкурсах «Подрост» «Первые шаги в науке», «Зелёная планета» и другие.

    Цель учебно-практической деятельности школьного лесничества – организация практических занятий для закрепления теоретических знаний и оказание практической помощи лесному хозяйству, которые проводятся на территории школьного питомника и территории лесного участка  урочища «Ублинские горы, на котором школьное лесничество проводит работу в соответствии с договором сотрудничества на основе лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов. Лесохозяйственные мероприятия – организационно-технические мероприятия учебно-практической деятельности, направленные на выращивание, восстановление, охрану и защиту лесов, повышение их производительности и устойчивости. Учебно-практическая деятельность в школьных лесничествах организуется и проводится на основе отдельного плана проведения лесохозяйственных работ членами школьного лесничества на закрепленной за школьным лесничеством территории лесного участка, согласованного с руководителем хозяйствующей в лесном фонде структуры.

    Просветительская деятельность Ведение лесоохранного просвещения и природоохранной агитации и пропаганды – важная часть работы членов школьного лесничества. Цель лесоохранного просвещения и природоохранной агитации и пропаганды – формирование личности, способной осознавать последствия действий по отношению к окружающей среде, принимать адекватные решения и активно участвовать в охране природы. Лесоприродоохранная пропаганда – совокупность информационно-агитационных методов и средств, направленных на планомерное воздействие на сознание людей с целью формирования общественного мнения и взглядов отдельных личностей в духе высокой ответственности за сбережение лесов как важнейшего компонента биосферы, стабилизирующего экологическую обстановку на планете. Результатом пропаганды является формирование определенного состояния сознания окружающих, мировоззрения и ценностных ориентаций личности и стимулирование соответствующих им поступков. Усвоение пропагандируемых идей и взглядов, превращение их в убеждения является сущностью пропагандистской работы.

     Лесоприродоохранная пропаганда включает в себя следующие виды: массовая работа природоохранного направления, средства наглядной агитации и пропаганды учащихся (листовки, аншлаги, плакаты, видиоролики и др.), пропаганда с использованием средств сценического творчества (агитбригады, миниспектакли природоохранного содержания и др.).

     Природоохранная деятельность – деятельность, направленная на рациональное использование, воспроизводство и сохранение природных ресурсов. Природоохранные акции являются одной из самых эффективных форм организации природоохранной деятельности, воспитывающей у подрастающего поколения бережное отношение к природе, прививающей навыки ведения активной практической работы по охране окружающей среды. Одновременно с этим ведется просвещение местного населения, которое не остаётся в стороне от поддержки мероприятий, проводимых школьниками. Во время проведения природоохранных акций происходит становление детского характера: дети активно заявляют о себе как защитники природы. Природоохранная деятельность в школьных лесничествах организуется и проводится на основе плана работы школьного лесничества.

    Школьное лесничество «Дубравушка» было организовано на базе Пушкарского лесничества Старооскольского мехлесхоза в 1983 году. За ним закреплено урочище «Ублинские горы» квартал. Работа в школьном лесничестве очень разнообразна и многопланова. Это не только посадка деревьев и выращивание цветов, походы на природу, но и участие в различных экологических мероприятиях, где нужно показать свой интеллект, высокий уровень знаний по различным предметам. У детей, активно участвующих в работе школьного лесничества обычно хорошие результаты по  всем предметам. Это всегда творческие личности.

    Работа в школьном лесничестве проводится реализация следующих проектов:

    1. обеспечение пожарной безопасности: установка аншлагов; ремонт существующих аншлагов; развешивание листовок, создание видеороликов и выступление агитбригад и создание экологического проекта «Защитим лес от пожара» в рамках региональных природоохранных проектов «Заслон огню» и «Живи земля»
    2. проведению биотехнических мероприятий, способствующих увеличению численности и видового состава зимующих птиц: - пропаганда идей охраны птиц; изучение экологии перелетных птиц; изготовление и развешивание искусственных гнездовий птиц, скворечников  и создание экологического проекта в рамках областной акции «Птицы наши друзья» и муниципальная экологической акции «Птичий домик».
    3. проведению лесовосстановительных мероприятий: участие в посадке леса, создание ремизных посадок дополнение лесных культур, ручной уход за лесными культурами, проведению мероприятий лесохозяйственной агитации и пропаганды, и пропаганда по охране раннецветущих растений заготовка шишек и семян лиственных пород в рамках регионального проекта «Зелёная столица» и муниципальной экологической акции «Спаси лес», областной экологической операции «Первоцвет»
    4. создание экологической тропы и проведение экскурсий «Дубравы урочища «Ублинские горы» в рамках губернаторского проекта «Дубравы моей малой Родины»
    5. выращивание посадочного материала на территории школьного питомника и закладка аллей на территории Старооскольского городского округа
    6. проведение общешкольных мероприятий, классных часов и бесед: Всемирный День водных ресурсов, Всемирный День Земли, День заповедников и национальных парков, Международный день биологического разнообразия в рамках областной акции «Дни защиты от экологической опасности» и Всероссийского экологического форума «Зеленая планета»
    7. проведение мониторинга состояния лесного фонда
    8. закладка опытов на территории школьного питомника
    9. проведение  исследователькой экспедиции в рамках взаимодействия с МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр»  
    10. участие в работе школьного научного общества и создание и оформление исследовательских работ: «Интрадукция дуба красного», «Выращивание катальпы бигнониевидной в условия Белгородской области», «Деревья и кустарники лесных биотопов и антропогенная нагрузка на них представление докладов на различных конкурсах: «Шаг в будущее», «Открытие», «Природу Старооскольского  края сохранят дети» и др.
    11. Участие в  муниипальных и региональных этапах Всероссийской олимпиады школьников по биологии, экологии и географии. Участие в различных всероссийских олимпиадах, конкурсах и викторинах.
    12. Проведение недель биологии и экологии в апреле, мае каждого года..

           Результаты своей работы обучающиеся представляют на мероприятиях муниципального, регионального и Всероссийского уровня.  Участие в данных мероприятиях позволяет им продемонстрировать свое умение сопоставлять и критически оценивать полученные в ходе исследования данные, предвидеть дискуссионные ситуации, уметь высказывать свою точку зрения по  проблеме собственного исследования.

         Возможность погружения в мир живой природы,  вовлечение  детей в природоохранную и исследовательскую деятельность дает возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных склонностей и особенностей. Ценность работы в школьном лесничестве заключается в том, что школьники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции эколога, лесовода, просветителя, исследователя, учёного, что помогает и в дальнейшем профессиональном самоопределении.

           

    Раздел 3

    Результативность опыта

         В качестве диагностического инструментария по выявлению уровня экологической культуры обучающихся использовались комплексная анкета по выявлению состояния экологической культуры обучающихся и тест «Экологическая культура обучающихся».

    Вводная диагностика  показала, что  у обучающихся  недостаточно знаний в вопросах экологической культуры: высокий уровень составил всего 19 %,  средний уровень – 55% и 26% приходится на низкий уровень экологической культуры.

    Результаты промежуточной диагностики  показали, что систематическая работа по воспитанию экологической культуры принесла видимый результат: высокий уровень возрос до 30%, средний уровень - до 60% и низкий уровень составил всего 10 % .

    Итоговая диагностика  показала эффективность выбранных методов и форм работы, способствующих овладению детьми экологическими знаниями, экологической культурой: высокий уровень экологической культуры составил 60%, средний уровень – 40 %, обучающихся чей результат диагностики соответствует низкому уровню экологической культуры нет. 

    Подтверждением эффективности работы школьного лесничества является не только практический  след, оставленный школьным лесничеством, но и высокий уровень проводимой исследовательской работы.

    Обучающиеся  из школьного лесничества регулярно  демонстрируют высокие показатели по участию в различных экологических мероприятиях, в числе   приглашаются на  слеты школьных лесничеств,  принимают  участие  в различных конкурсах и показывают стабильно хорошие результаты, всегда выделяются своей активностью, целеустремленностью, общительностью.

    Члены школьного лесничества являются призёрами муниципальных и участниками региональных этапов Всероссийской Олимпиады школьников по биологии, экологии и географии: 2011-2012- 3 призёра, 2012-2013-3 призёра, 2013-2014 – 3 призёра. В период с 2012 по 2014 год 30 победителей и призёров очных, более 60 победителей и призёров заочных конкурсов.

         Деятельность по формированию экологической культуры дала определенные результаты. Как показывают наблюдения:

    - обучающиеся  проявляют интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытаются оценить их состояние с позиций «хорошо – плохо»;

    • с желанием участвуют в экологически - ориентированной деятельности;
    • эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в  научной работе по орнитологии;
    • стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

    Таким образом, полученные результаты  дают основание считать, что деятельность в рамках школьного лесничества способствуют  успешному  формированию  экологической культуры и исследовательских компетенций обучающихся.

                             Библиографический список

    1. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.:Просвещение,1983

    2. Гирусов Э.В. Введение в социальную экологию: Учебное пособие. – М.,1994

    3. Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя:   Диссертация в виде научного доклада . -  М.,1998. - 68с.

    4. Дежникова Н.С.и др.Учебное пособие. -  М: Педагогическое общество России,2000. – 63с.

    5. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной  динамики http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1192707741&archive=1195938639&start_from=&ucat=&

    6. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. - М.: МИОО, 2009. – 180с.

    7. Зверев И.Д.Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. - М.,1990

    8. Леснянская Л.А.Экологическое сознание и экологическая культура. – Чита, 2010

    9. Тавстухова О.Г. и др. Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении.  - Оренбург: ИПК и ППРО ОТПУ Кафедра педагогики и психологии, 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Темы исследовательских работ для учащихся 9-10 классов

    Иногда бывает трудно сформулировать темы исследовательских работ для учащихся, используя опыт своих коллег, я составила для себя этот список. Возможно, он кому-то поможет....

    Спецкурс «Организация исследовательской деятельности для учащихся 9-11 классов»

    Предлагаемая  программа представляет собой вариант спецкурса по формированию и совершенствованию умений и навыков научно-исследовательской деятельности учащихся. Спецкурс предназначен для учащихс...

    Организация исследовательской деятельности у учащихся 9-х классов

    Статья к научно-исследовательской работе "Организация исследовательской деятельности у учащихся 9-х классов"...

    Формирование навыков научно–исследовательской работы у учащихся 8-9 классов по актуальным и значимым вопросам истории.

    Статья посвящена опыту работы педагога с обучающимися в направлении научно - иссследовательской деятельности.Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в науке: пут...

    Сценарий внеклассного мероприятия. Экологическая игра «Войди в природу другом!» для учащихся 5-6 классов.

    Классный час-экологическая игра-викторина, предназначенная для детей возраста 10-12 лет (5-6 класс). Включает интеллектуальные конкурсы, игру на экологических станциях, где дети с помощью визуализации...

    Опыт работы «Школьное лесничество, как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской компетентности обучающихся по изучению природы родного края»

    Опыт возник и развивался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа». Школа расположена  в центре села,  в благоприя...

    формирование исследовательской компетентности у учащихся

    В материале освещены наиболее эффективные способы развития исследовательских способностей учащихся...