Использование технологии проблемного обучения на уроках ИЗО
методическая разработка (6 класс) по теме
Включает теоретическое обоснование использования технологии и описание практического опыта работы. Включает методическую разработку урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_problemnogo_obucheniya.docx | 543.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
- Теоретическое обоснование темы
- Описание практического опыта работы
- Иллюстративный материал
Технология проблемного обучения.
1.Теоретическое обоснование темы.
Предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Фундаментальные работы, посвящённые теории и практике проблемного обучения, появились в конце 60-х – начале 70-х столетия. Большой вклад в разработку технологии проблемного обучения внесли учёные Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, М.И.Махмудов, В.Оконь, Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Т.В. Кудрявцев, Ю.К. Бабанский, И.Я. Леренер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская, Л.В.Занков..
При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу (проблему), заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ её решения.
Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация.
Проблемная ситуация возникает в том случае, если:
для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых действий человеку не хватает имеющихся знаний или известных способов действия, т.е. имеет место противоречие между знанием и незнанием;
обнаруживается несоответствие между имеющимися у учащихся знаниями и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями);
необходимость использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;
имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;
имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы её решения, т.е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки её истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трёх основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность представляет собой в полной мере самостоятельный поиск учеником решения проблемы.
Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путём собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.
2.Описание практического опыта работы.
10 лет работаю по программе, разработанной под руководством Б.М. Неменского, от предлагаемого планирования стараюсь не отступать, поэтому целью учебного предмета «Изобразительное искусство» принимаю сформулированную в программе цель, а именно формирование художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, в объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. Используя технологию проблемного обучения, я стараюсь с первых минут урока завладеть вниманием учащихся, пригласить их совершить открытие самим, ведь лучше всего запоминаются знания не услышанные, а добытые в поиске. У ребят укрепляется вера в себя, в свои способности и возможности. Часто использую на уроке межпредметные связи для актуализации предмета в глазах учеников, провожу уроки с показом связей рисования с математикой, химией, биологией, музыкой (не говоря уже об МХК, истории, литературе, технологии).
Уроки «Человек в живописи, графике, скульптуре», «Камея».
7 класс, 1 четверть.
1 урок. Цель: 1. Знать особенности морфологического строения головы человека.
2.Уметь строить профиль человека, опираясь на знания анатомии и морфологии.
3. Знать о способах и схемах рисования головы, предложенных художниками различных исторических эпох.
Тип урока: комбинированный.
Материалы: лист А4, простой карандаш, ножницы, файл.
Наглядные пособия: репродукция схемы головы, выполненная Леонардо Да Винчи, египетская фреска с изображением головы фараона.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний. Постановка проблемы: нужно правильно нарисовать голову в профиль, с чего можно начать? А что мы вообще знаем о человеческой голове? Рассматриваем рисунок профиля египтянина, схему профиля, предложенную Леонардо Да Винчи. Выявляем принципы и закономерности построения.
Учащиеся приводят знания из курса «Окружающий мир», анатомию подробно они изучат в 8 классе: голова состоит из лицевого и мозгового отделов, у человека лицевой отдел в среднем в 2 раза меньше мозгового. Анализируя предложенные схемы построения головы вспоминают про принцип золотого сечения. Рассовые различия в строении головы.
Учитель может задать вопрос: «А что может двигаться в человеческой голове, что в рисунке постоянно, а что переменно?» (Есть единственная подвижная кость – челюстная. Голова подвижно сочленена с шеей. Может изменятся мимика лицевых мышц. Все это выявляется учениками при помощи простых упражнений. Вывод: местоположение глаз, уха, верхней челюсти, линии начала роста волос не меняется. На уроках уже освоено рисование лица в фас с помощью схемы, значит мы можем применить эту схему для профиля.
3.Повторение пройденного материала: на доске ученик в левой половине строит рисунок лица в фас, синхронно с ним класс работает на левой половине листа.
4.Получение новых знаний, практическая часть: учитель предлагает продлить линии элементов рисунка на правую сторону параллельно нижнему краю листа. На правой стороне достраивается квадрат. (Ученики выполняют построения синхронно с учителем). Отделяется 1/3 лицевой отдел, на имеющихся линиях-выносках прорисовываются глаза, рот, нос. Мочка уха находится на уровне кончика носа (каждый может проверить на себе), здесь же начинается нижняя челюсть. Затылочная часть - полусфера. Дорисовываем шею симметрично линии, проходящей через мочку уха. Вырезаем полученный профиль, складываем в файл.
5. Закрепление материала.
Второй урок по этой теме проводится с выполнением силуэтного рисунка по типу камеи на основе полученного трафарета профиля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания
Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...
Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "
Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....
Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению
Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение образовательного ...
Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка
Данная статья посвящена проблемному обучению детей, их способности добывать знания самостоятельно.Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Иными словами проблемное...
Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»
Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции? комплекс педагогических условий, обеспечива...
Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС
В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....
использование технологии проблемного обучения на уроках башкирской литературы
Материалом могут пользоваться учителя родного языка и литературы. Здесь описан опыт работы с применением технологии проблемного обучения на уроках башкирской литературы. Работа выполнена на башк...