Обобщение опыта по теме "Круговая тренировка с использованием нестандартного оборудования на уроках легкой атлетики"
методическая разработка по теме

1. Актуальность

2. Описание круговой тренировки, нестандартного инвентаря

3. Разработанный комплекс круговой тренировки с использованием нестандартного инвентаря

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass._krugovaya_trenirovka.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс

Обобщение опыта работы учителя физической культуры Галкиной Н.В.

Тема: Круговая тренировка с использованием нестандартного оборудования, инвентаря на уроках легкой атлетики

В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества, его дальнейшим развитием, исходя из сущности общего, среднего образования, основной задачей физического воспитания в школе является, содействие  формированию всесторонне развитой личности используя физические упражнения.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки  вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, школьным стрессам и отбивают желания быть активным.

Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость-это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни и однообразной работой.

В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность  урока, с другой – повышение требований к его валеологической направленности; с другой стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса к урокам физической культуры.

Поэтому возникает проблема, актуальная для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба  здоровью школьника? Ответить на него можно при условии творческого подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии:  сохранение, укрепление и формирование здоровья.

Основной целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для гармоничного физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьника.

Приоритетной  задачей учебной деятельности ставлю:

  1. Комплексную реализацию базовых компонентов программы;
  2. Решение основных задач физического воспитания на каждом этапе обучения.  

При отборе  содержания руководствуюсь  комплексной программой по физическому воспитанию.

Моя задача как учителя заключается в творческой реализации базовых компонентов программы с обеспечением оптимального двигательного режима на положительном эмоциональном фоне урока, параллельно способствовать  развитию основных двигательных качеств.

Желание сделать многое за минимальный промежуток времени на деле приводит к низкому качеству учебного процесса. Поэтому в последнее время широкое применение нашли специальные формы упражнений при комплексном содержании занятий. Основная из них – так называемая «круговая тренировка».

На протяжении всей своей работы в школе комплексно использую различные методы и приемы, но предпочтение отдаю методу круговой тренировки, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств учащихся.

«Круговая тренировка» - Это целостная организационно-методическая форма физической подготовки. Включающая в себя ряд частных методов  строго регламентированного упражнения с избирательным общим воздействием на организм учащихся. Она органически вписывается  в конкретную серию учебных занятий.

Основой круговой тренировки является многократное выполнение предписанных действий, движений в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом.

Комплексы упражнений подбираются в зависимости от прохождения определенной темы и с учетом комплектования класса, возрастными особенностями учащихся.

Плюсы «круговой тренировки»:

  1. Простота организации;
  2. Возможность  вариативного воздействия;
  3. Возможность учета возрастной  периодизации;
  4. Эффективное использование времени;
  5. Возможность использования дифференцированного  подхода;
  6. Возможность использования максимального количества инвентаря, оборудования;
  7. Возможность дозирования и контроля за выполнением задания;
  8. Комплексное воздействие на разные группы мышц, как следствие повышение общей работоспособности;
  9. Совершенствование ранее изученных умений, навыков;
  10. Развитие самостоятельности, взаимопонимания, взаимопомощи;
  11. Освоение самостраховки и страховки друг друга;
  12. Обеспечение на уроке порядка, дисциплины.

Минусы «круговой тренировки»:

  1. Применяются ранее изученные простые упражнения;
  2. Нельзя использовать на этапе обучения;
  3. Используются на этапах совершенствования умения, навыка.

Проведенный анализ методов круговой тренировки и обобщения опыта применения  их на практике дает мне основание выделить экстенсивно-интервальный метод как наиболее приемлемый для школьного урока.

Сущность его заключается в том, что движения выполняются в оптимальном темпе, точно, с большой амплитудой, на упражнения и на отдых планируется одинаковое время – по 30’’,

В комплекс обычно включают 10 упражнений, на каждое тратится  1’, на весь комплекс уйдет 10’, его рекомендуется выполнять на 8 уроках подряд, что составит законченный цикл занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки. Такие циклы целесообразно повторять 3-4 раза в течение года.

Прекрасно понимаю, что нельзя насильно заставить всех школьников заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.

Такой стимул я нашла в использовании нестандартного оборудования, инвентаря.

Преимущества нестандартного оборудования:

  1. Не требуют больших материальных затрат;
  2. Безопасны;
  3. Можно подключить детей к их изготовлению на уроках технологии;
  4. Связь с жизнью;
  5. Дети сами могут найти применение, придумать упражнение, инвентарь, т.е.способствует творческому  мышлению;
  6. Обеспечение этим инвентарем каждого занимающегося;
  7. Большая пропускная способность;
  8. Бережное отношение к инвентарю.

Предлагаю Вашему вниманию свой опыт работы проведения урока по легкой атлетике с применением круговой тренировки и использования нестандартного инвентаря, оборудования.

Цель урока: Формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укрепления здоровья.

Задачи: 1. Совершенствовать технику спринтерского бега;

         2.  Развивать быстроту, силу, ловкость, специальную и общую выносливость;

                3. Воспитывать  самостоятельность, дисциплинированность, взаимопомощь.

Место проведения: спортивная площадка школы.

После 7-8 минут разминки в подготовительной части урока. Я делю класс (20 человек) на 5 отделений по 4 человека (по желанию). Сообщаю отделениям на какую станцию им следовать. По свистку начинаем работать и по свистку происходит смена станций (против часовой стрелки).

1 станция: на развитие скоростных качеств

Инвентарь: бельевая веревка, любой пояс, строительный утеплитель, резиновый жгут.

-а) бег до 30 метров в парах.

Первый выполняет ускорение, второй сопротивляется ему

-б) ускорение без сопротивления из исходного положения: упора присев, упора лежа, спиной вперед, с высокого старта.

Дозировка: от 3 до 6 повторений.

2 станция: на развитие силы мышц рук

Инвентарь: камни; 1,5 л. пластиковые бутылки наполненные водой или песком; резиновые жгуты.

а) и.п. о.с. руки с инвентарем внизу

    1-подъем рук вверх  (до линии плеч) через стороны

    2-и.п.

б) и.п. о.с. руки внизу

    1-поднять руки вверх- вперед (до линии плеч)

    2-и.п.

в) и.п. о.с. руки внизу

    1-поднять плечи максимально вверх

    2-и.п.

г) и.п. о.с. руки с инвентарем вверху (параллельны друг другу)

     1-согнуть руки к плечам

     2-и.п.

д) и.п. о.с. руки вверху (параллельно друг другу)

     1-согнуть в локтях назад (до угла 90 градусов)

     2-и.п.

Методические указания: – если сложно, то поднимать руки поочередно

                                                - упражнение выполнять медленно без рывков

                                                - корпус держать прямо

                                                - упражнение можно выполнять из разных и.п. (сидя, в наклоне).

Дозировка: от 10 до 15 повторений.

3 станция: наклонная скамейка

Инвентарь: скамейка со скобами на одном из концов, штанга или тонкое бревно, пластиковые бутылки.

Край скамейки закрепляем на нужной высоте за перекладину гимнастической лестницы. Наклонная скамейка многофункциональна: можно укреплять мышцы живота, рук, ног, развивать ловкость, координацию.

Комплекс упражнений на укреплений мышц живота.

а) и.п. лежа на спине, удобным хватом держась за перекладину

    1-подъем прямых ног вверх (до 90 градусов)

    2-и.п.

б) и.п. тоже

    1-подъем ног до 45 градусов

    2-согнуть

    3-выпрямить

    4-и.п.

в) и.п. лежа на спине прямые ноги закреплены, руки за головой

    1-подъем плечевого пояса (до 90 градусов)

    2-и.п.

г) и.п. лежа на спине согнутые ноги закреплены, руки за головой

    1-подъем плечевого пояса (до касания колен локтями)

    2-и.п.

д) и.п. тоже

    1-подъем плечевого пояса со скручиванием

    2-и.п.

е) и.п. на животе ноги закреплены, руки вверху держат жгут

    1-подъем рук с плечевым поясом вверх назад

    2-и.п.

ж) и.п. на животе держимся руками

    1-подъем правой ноги вверх

    2-и.п.

    3-подъем левой ноги вверх

    4-и.п.

Методические указания: - не задерживать дыхание, правильно дышать

                                                - в упражнениях на нижнюю часть пресса можно поднимать со-

гнутые ноги или поочередно.

Дозировка: от 6 до 10 повторений.

 Комплекс упражнений на развитие силы мышц рук.

а) и.п. на животе, руки согнуты

    1-переставить правую руку вверх

    2-переставить левую руку вверх

    3-подтянуть корпус

б) и.п. тоже

    1-одновременно переставляем руки вверх

    2-подтягиваем корпус

Методические указания:  - без помощи ног

                                                 - в рывке

Дозировка: от 3 до 6 повторений.

в) и.п. на спине руки согнуты (со штангой)

    1-подъем рук вверх

    2-и.п.

г) и.п. на животе руки вверху держат жгут, продетый через перекладину лестницы

    1-опускаем руки вниз через стороны

    2-и.п.

Дозировка: от 10 до 15 повторений.

Комплекс упражнений на развитие координации.

а) подъем на четвереньках

б) подъем на коленях

в) подъем правым боком в упоре присев

г) левым боком стоя плюс отягощения

д) обычный подъем

е) подъем на четвереньках животом вверх

Дозировка: от 2 до 6 повторений.

4 станция: на развитие силы мышц ног.

Инвентарь: ствол дерева на земле или подвешенный

а) ходьба правым боком приставными шагами

б) прыжки через бревно

в) ходьба левым боком приставными шагами

г) запрыгивание на бревно, спрыгивание с бревна

д) бег по бревну

Методические указания: - осторожно, подвижное бревно

                                                - осторожно сучки

Дозировка: от 3 до 6 повторений

5 станция: на развитие ловкости.

Инвентарь: металлические, резиновые кольца; деревянные бруски; куски линолеума; автопокрышки.

Продвигаясь вперед ученик должен попадать в разложенные на земле ориентиры (кочки). Преодолев это препятствие, одевает «копытца» и передвигается уже на них.

Дозировка:  от 4 до 6 раз.

6 станция: на развитие меткости.

Инвентарь: самодельные мячи, сделанные из бумаги и скотча.

Индивидуальная работа

а) подбрасываем и ловим правой рукой

б) тоже левой

в) перебрасываем из одной в другую

г) бросок вверх с поворотом на 360 градусов, ловля

Работа в парах

а) броски на уровне плечевого пояса

б) высокие броски, ловля в прыжке

в) броски с двумя мечами

Дозировка: по 10 раз каждого задания.

На таких уроках дети не замечают усталости, уходят с урока довольными.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование нестандартного оборудования на занятиях и праздниках по физической культуре в ДОУ"

Использование нестандартного оборудования на занятиях и праздниках  по физической культуре в ДОУ. Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения. И в наш сов...

Мастер-класс НОД по физической культуре "Использование нестандартного оборудования"

Мастер класс предназначен для педагогов ДО, для знакомства с возможностями применения физкультурного оборудоваия "Парашют", "Сухой бассейн", "Скаладром", "Мягкие модули"....

Методические рекомендации по использованию нестандартного оборудования для развития физических качеств детей с ОВЗ на уроках физической культуры

Лестница является снаряжением, нацеленным на активные физические упражнения. Скоростная лестница тренирует, как мышцы поверхностные  так и близко лежащие к костному аппарату, которые образуют кар...

Использование силового нестандартного оборудования на уроках физической культуры

Для успешного проведения уроков физкультуры, выполнение программы по физическому воспитанию, необходимо нестандартное оборудование. Оно должно способствовать увеличению плотности урока, развития физич...

«Создание и использование нестандартного оборудования в организации и обеспечении учебно-воспитательного процесса на уроках (и внеурочной формы) физической культуры»

Целью данного мастер-класса было повысить желание педагогов к использованию нестандартного оборудования в работе с учениками. Поставленные задачи были выполнены полностью....