Обобщение опыта по теме "Круговая тренировка с использованием нестандартного оборудования на уроках легкой атлетики"
методическая разработка по теме
1. Актуальность
2. Описание круговой тренировки, нестандартного инвентаря
3. Разработанный комплекс круговой тренировки с использованием нестандартного инвентаря
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
Обобщение опыта работы учителя физической культуры Галкиной Н.В.
Тема: Круговая тренировка с использованием нестандартного оборудования, инвентаря на уроках легкой атлетики
В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества, его дальнейшим развитием, исходя из сущности общего, среднего образования, основной задачей физического воспитания в школе является, содействие формированию всесторонне развитой личности используя физические упражнения.
Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, школьным стрессам и отбивают желания быть активным.
Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость-это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни и однообразной работой.
В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой – повышение требований к его валеологической направленности; с другой стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса к урокам физической культуры.
Поэтому возникает проблема, актуальная для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьника? Ответить на него можно при условии творческого подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
Основной целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для гармоничного физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьника.
Приоритетной задачей учебной деятельности ставлю:
- Комплексную реализацию базовых компонентов программы;
- Решение основных задач физического воспитания на каждом этапе обучения.
При отборе содержания руководствуюсь комплексной программой по физическому воспитанию.
Моя задача как учителя заключается в творческой реализации базовых компонентов программы с обеспечением оптимального двигательного режима на положительном эмоциональном фоне урока, параллельно способствовать развитию основных двигательных качеств.
Желание сделать многое за минимальный промежуток времени на деле приводит к низкому качеству учебного процесса. Поэтому в последнее время широкое применение нашли специальные формы упражнений при комплексном содержании занятий. Основная из них – так называемая «круговая тренировка».
На протяжении всей своей работы в школе комплексно использую различные методы и приемы, но предпочтение отдаю методу круговой тренировки, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств учащихся.
«Круговая тренировка» - Это целостная организационно-методическая форма физической подготовки. Включающая в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным общим воздействием на организм учащихся. Она органически вписывается в конкретную серию учебных занятий.
Основой круговой тренировки является многократное выполнение предписанных действий, движений в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом.
Комплексы упражнений подбираются в зависимости от прохождения определенной темы и с учетом комплектования класса, возрастными особенностями учащихся.
Плюсы «круговой тренировки»:
- Простота организации;
- Возможность вариативного воздействия;
- Возможность учета возрастной периодизации;
- Эффективное использование времени;
- Возможность использования дифференцированного подхода;
- Возможность использования максимального количества инвентаря, оборудования;
- Возможность дозирования и контроля за выполнением задания;
- Комплексное воздействие на разные группы мышц, как следствие повышение общей работоспособности;
- Совершенствование ранее изученных умений, навыков;
- Развитие самостоятельности, взаимопонимания, взаимопомощи;
- Освоение самостраховки и страховки друг друга;
- Обеспечение на уроке порядка, дисциплины.
Минусы «круговой тренировки»:
- Применяются ранее изученные простые упражнения;
- Нельзя использовать на этапе обучения;
- Используются на этапах совершенствования умения, навыка.
Проведенный анализ методов круговой тренировки и обобщения опыта применения их на практике дает мне основание выделить экстенсивно-интервальный метод как наиболее приемлемый для школьного урока.
Сущность его заключается в том, что движения выполняются в оптимальном темпе, точно, с большой амплитудой, на упражнения и на отдых планируется одинаковое время – по 30’’,
В комплекс обычно включают 10 упражнений, на каждое тратится 1’, на весь комплекс уйдет 10’, его рекомендуется выполнять на 8 уроках подряд, что составит законченный цикл занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки. Такие циклы целесообразно повторять 3-4 раза в течение года.
Прекрасно понимаю, что нельзя насильно заставить всех школьников заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.
Такой стимул я нашла в использовании нестандартного оборудования, инвентаря.
Преимущества нестандартного оборудования:
- Не требуют больших материальных затрат;
- Безопасны;
- Можно подключить детей к их изготовлению на уроках технологии;
- Связь с жизнью;
- Дети сами могут найти применение, придумать упражнение, инвентарь, т.е.способствует творческому мышлению;
- Обеспечение этим инвентарем каждого занимающегося;
- Большая пропускная способность;
- Бережное отношение к инвентарю.
Предлагаю Вашему вниманию свой опыт работы проведения урока по легкой атлетике с применением круговой тренировки и использования нестандартного инвентаря, оборудования.
Цель урока: Формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укрепления здоровья.
Задачи: 1. Совершенствовать технику спринтерского бега;
2. Развивать быстроту, силу, ловкость, специальную и общую выносливость;
3. Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, взаимопомощь.
Место проведения: спортивная площадка школы.
После 7-8 минут разминки в подготовительной части урока. Я делю класс (20 человек) на 5 отделений по 4 человека (по желанию). Сообщаю отделениям на какую станцию им следовать. По свистку начинаем работать и по свистку происходит смена станций (против часовой стрелки).
1 станция: на развитие скоростных качеств
Инвентарь: бельевая веревка, любой пояс, строительный утеплитель, резиновый жгут.
-а) бег до 30 метров в парах.
Первый выполняет ускорение, второй сопротивляется ему
-б) ускорение без сопротивления из исходного положения: упора присев, упора лежа, спиной вперед, с высокого старта.
Дозировка: от 3 до 6 повторений.
2 станция: на развитие силы мышц рук
Инвентарь: камни; 1,5 л. пластиковые бутылки наполненные водой или песком; резиновые жгуты.
а) и.п. о.с. руки с инвентарем внизу
1-подъем рук вверх (до линии плеч) через стороны
2-и.п.
б) и.п. о.с. руки внизу
1-поднять руки вверх- вперед (до линии плеч)
2-и.п.
в) и.п. о.с. руки внизу
1-поднять плечи максимально вверх
2-и.п.
г) и.п. о.с. руки с инвентарем вверху (параллельны друг другу)
1-согнуть руки к плечам
2-и.п.
д) и.п. о.с. руки вверху (параллельно друг другу)
1-согнуть в локтях назад (до угла 90 градусов)
2-и.п.
Методические указания: – если сложно, то поднимать руки поочередно
- упражнение выполнять медленно без рывков
- корпус держать прямо
- упражнение можно выполнять из разных и.п. (сидя, в наклоне).
Дозировка: от 10 до 15 повторений.
3 станция: наклонная скамейка
Инвентарь: скамейка со скобами на одном из концов, штанга или тонкое бревно, пластиковые бутылки.
Край скамейки закрепляем на нужной высоте за перекладину гимнастической лестницы. Наклонная скамейка многофункциональна: можно укреплять мышцы живота, рук, ног, развивать ловкость, координацию.
Комплекс упражнений на укреплений мышц живота.
а) и.п. лежа на спине, удобным хватом держась за перекладину
1-подъем прямых ног вверх (до 90 градусов)
2-и.п.
б) и.п. тоже
1-подъем ног до 45 градусов
2-согнуть
3-выпрямить
4-и.п.
в) и.п. лежа на спине прямые ноги закреплены, руки за головой
1-подъем плечевого пояса (до 90 градусов)
2-и.п.
г) и.п. лежа на спине согнутые ноги закреплены, руки за головой
1-подъем плечевого пояса (до касания колен локтями)
2-и.п.
д) и.п. тоже
1-подъем плечевого пояса со скручиванием
2-и.п.
е) и.п. на животе ноги закреплены, руки вверху держат жгут
1-подъем рук с плечевым поясом вверх назад
2-и.п.
ж) и.п. на животе держимся руками
1-подъем правой ноги вверх
2-и.п.
3-подъем левой ноги вверх
4-и.п.
Методические указания: - не задерживать дыхание, правильно дышать
- в упражнениях на нижнюю часть пресса можно поднимать со-
гнутые ноги или поочередно.
Дозировка: от 6 до 10 повторений.
Комплекс упражнений на развитие силы мышц рук.
а) и.п. на животе, руки согнуты
1-переставить правую руку вверх
2-переставить левую руку вверх
3-подтянуть корпус
б) и.п. тоже
1-одновременно переставляем руки вверх
2-подтягиваем корпус
Методические указания: - без помощи ног
- в рывке
Дозировка: от 3 до 6 повторений.
в) и.п. на спине руки согнуты (со штангой)
1-подъем рук вверх
2-и.п.
г) и.п. на животе руки вверху держат жгут, продетый через перекладину лестницы
1-опускаем руки вниз через стороны
2-и.п.
Дозировка: от 10 до 15 повторений.
Комплекс упражнений на развитие координации.
а) подъем на четвереньках
б) подъем на коленях
в) подъем правым боком в упоре присев
г) левым боком стоя плюс отягощения
д) обычный подъем
е) подъем на четвереньках животом вверх
Дозировка: от 2 до 6 повторений.
4 станция: на развитие силы мышц ног.
Инвентарь: ствол дерева на земле или подвешенный
а) ходьба правым боком приставными шагами
б) прыжки через бревно
в) ходьба левым боком приставными шагами
г) запрыгивание на бревно, спрыгивание с бревна
д) бег по бревну
Методические указания: - осторожно, подвижное бревно
- осторожно сучки
Дозировка: от 3 до 6 повторений
5 станция: на развитие ловкости.
Инвентарь: металлические, резиновые кольца; деревянные бруски; куски линолеума; автопокрышки.
Продвигаясь вперед ученик должен попадать в разложенные на земле ориентиры (кочки). Преодолев это препятствие, одевает «копытца» и передвигается уже на них.
Дозировка: от 4 до 6 раз.
6 станция: на развитие меткости.
Инвентарь: самодельные мячи, сделанные из бумаги и скотча.
Индивидуальная работа
а) подбрасываем и ловим правой рукой
б) тоже левой
в) перебрасываем из одной в другую
г) бросок вверх с поворотом на 360 градусов, ловля
Работа в парах
а) броски на уровне плечевого пояса
б) высокие броски, ловля в прыжке
в) броски с двумя мечами
Дозировка: по 10 раз каждого задания.
На таких уроках дети не замечают усталости, уходят с урока довольными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование нестандартного оборудования на занятиях и праздниках по физической культуре в ДОУ"
Использование нестандартного оборудования на занятиях и праздниках по физической культуре в ДОУ. Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения. И в наш сов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/09/picture-641266-1433869228.jpg)
Урок легкой атлетики в 9 классе. по теме: " ОФП (общая физическая подготовка) : развитие специальной выносливости методом круговой тренировки"
Конспект урока по легкой атлетике. по теме: Общая физическая подгатовка...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/16/picture-406145-1392569609.jpg)
Мастер-класс НОД по физической культуре "Использование нестандартного оборудования"
Мастер класс предназначен для педагогов ДО, для знакомства с возможностями применения физкультурного оборудоваия "Парашют", "Сухой бассейн", "Скаладром", "Мягкие модули"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/19/picture-878162-1484855459.jpg)
Методические рекомендации по использованию нестандартного оборудования для развития физических качеств детей с ОВЗ на уроках физической культуры
Лестница является снаряжением, нацеленным на активные физические упражнения. Скоростная лестница тренирует, как мышцы поверхностные так и близко лежащие к костному аппарату, которые образуют кар...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/26/picture-884226-1485450294.jpg)
Использование силового нестандартного оборудования на уроках физической культуры
Для успешного проведения уроков физкультуры, выполнение программы по физическому воспитанию, необходимо нестандартное оборудование. Оно должно способствовать увеличению плотности урока, развития физич...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/28/picture-911520-1522265027.jpg)
«Создание и использование нестандартного оборудования в организации и обеспечении учебно-воспитательного процесса на уроках (и внеурочной формы) физической культуры»
Целью данного мастер-класса было повысить желание педагогов к использованию нестандартного оборудования в работе с учениками. Поставленные задачи были выполнены полностью....