Социально-культурная деятельность как средство воспитания и развития личности трудных подростков
статья

Кутузова Наталья Геннадьевна

Социально-культурная деятельность как средство воспитания и развития личности трудных подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kutuzova_natalya_gennadevna.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кутузова  Наталья  Геннадьевна

Тема: «Социально-культурная деятельность как средство воспитания и развития личности трудных подростков»

 

   « В каждом человеке скрыт бубенчик, и если его затронуть,    

человек  зазвучит всем лучшим, что в нем есть»    

                                                       А.С. Макаренко

Проблема социального сиротства в настоящее время является одной из самых актуальных и значимых. К сожалению, количество детей, оставшихся без попечения родителей, не уменьшается, а только растет. Ощутимо это и в профессионально-технических учебных заведениях, куда на учебу приходят воспитанники детских домов и школ-интернатов.

        Пребывание в детских интернатных учреждениях, к сожалению, не решает проблемы этих подростков. Они живут, не прилагая особых усилий для обеспечения своей жизнедеятельности; не учатся принимать самостоятельные решения, задумываться о будущей судьбе. В профессионально-техническом учебном заведении дети-сироты обретают больше свободы, которой не знают, как правильно распорядиться. Кроме того,  имеют преимущества в материальном отношении, что также негативно влияет на их поведение. Поэтому  социально-педагогическое и психологическое сопровождение таких подростков представляется очень важной составляющей становления личности обучающихся данной категории и их профессионального самоопределения. А организация культурно - досуговых мероприятий является благоприятной почвой для воспитания и развития личности трудных подростков.

В процессе  культурно - досуговых  мероприятий подростку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе. Досуг в существенной степени ответственен в части  формирования характера подростка, в частности таких  качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, выносливость, настойчивость, честность и креативность.

Личность  подрастающего  человека  формируется  не  в  вакууме,  не  сама  по  себе,  а в окружающей  его  среде.  Окружающая  среда  значительно влияет  на  формирование  личности  подростка,   как в положительном, так и в  отрицательном  отношении.

  Воспитанников  нашего структурного подразделения « Детский дом» можно отнести к категории «трудных» или  «проблемных» подростков, которые  особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны педагогов, воспитателей, психологов.  Это подростки,  требующие особого  внимания и участия  окружающих.

Только совместная  взаимопроникающая и  взаимодополняющая деятельность  педагогов,  воспитателей,  психологов («педагогика  сотворчества») может дать желаемые результаты.

         Ведь наша  цель – добиться  доверительного и искреннего отношения  воспитанника к педагогу, воспитателю. И только путем  таких отношений  можно  добиться от воспитанника понимания, принятия  и осуществления идей  взрослого.

В своей работе в структурном подразделении «Детский Дом» ЛСИТ (ПУ 70) большое значение я уделяю вовлечению воспитанников в социально-значимые формы социально-культурной деятельности. Для этого я провожу  диагностику индивидуальных особенностей воспитанников, чтобы полученные результаты использовать для раскрытия личностных качеств, способностей воспитанников. Учитывать индивидуальные способности при планировании и организации коллективных дел и праздников. А также для стимулирования и коррекции нормальных отношений и поведения подростков.

Для проведения диагностики я применяю следующие методики: психологический практикум-игра «Познай самого себя», игра «Расскажи мне о себе», тест «знаю ли я себя?», тест «мой характер» методика Айзенка, методика изучения основных свойств личности «ОТКЛЭ» и т.д.

Используя  эти  методики я решаю сразу две проблемы: во-первых, воспитанники смогут больше «познать себя» и своих сверстников, проверить свою самооценку и сделать для себя соответствующие выводы. Во-вторых, результаты тестов помогают мне правильно «выбрать роли» для организации культурно -досуговых мероприятий.

К примеру, неуверенных в себе я стараюсь «подключить» в организацию какого-либо мероприятия, и предлагаю соответствующие поручения, энергию лидеров задействовать в полной мере и направить в «нужное русло» и т.д.

В процессе  культурно - досуговых  мероприятий подростку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе. Досуг в существенной степени ответственен в части  формирования характера подростка, в частности таких  качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, выносливость, настойчивость, честность и креативность.

Для углубления и расширения кругозора воспитанников, развития у них умения понимать и ценить окружающий мир, я провожу познавательные вечера-беседы: « Что в имени тебе моём», «Познай себя и ты познаешь мир», и т.д.

В своей работе я провожу дискуссии, тематические и ситуативные беседы. Тематические беседы отвечают в большей мере потребностям духовного роста подростка, его интересам, природному самовыражению. А ситуативные служат социально-нравственной адаптации личности. И чтобы эта форма имела воспитательный результат необходимо проводить такие беседы систематически.

Для формирования чувства ответственности, инициативы, доброжелательного отношения к сверстникам, атмосферы взаимопомощи в нашем Детском доме проводится целый комплекс социально-культурных мероприятий: конкурсы, викторины, литературно – музыкальные композиции, интеллектуально-познавательные игры, посещение театров и музеев, экскурсии.

Особая ценность культурно-организованного досуга заключается в  том, что он может помочь подростку минимизировать недостатки характера, а также реализовать и развить то лучшее, что в нем есть.

 Культурно - досуговые  мероприятия только тогда будут иметь желаемый воспитательный результат, если будет  соблюдаться  одно  из главных условий – «сотворчество» взрослого с подростком – совместная деятельность, основанная на уважении, сотрудничестве, дружбе, доверии и помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: "Игра как средство обучения, воспитания и развития личности

Данный материал глубоко рассматривает понятие "Игра", ее цели. Приметы дидактических игр....

"Развитие адаптационных механизмов личности трудного подростка"

Тематический план коррекционно-развивающих занятий в 5 - 8 классе ОСШИ.Цель: помочь учащимся лучше познать себя и раскрыть свои возможности.Задачи: 1. Раскрытие личностных особенностей учащихся......

Экологическое воспитание как средство формирования гармонично развитой личности

Статья затрагивает актуальные вопросы экологического воспитания, раскрывается роль экологической культуры в формировании зрелой личности, в патриотическом воспитании....

Доклад «Творчество – путь к успеху в развитии личности «трудного» подростка».

Творчество воспитывает. Оно не только оставляет в сердце ребенка яркий эмоциональный след, но и обогащает его художественным и нравственным содержанием....

Игра-уникальное средство воспитания и развития личности

Игра- уникальное средство воспитания и развития личности...

Труд, как средство воспитания и коррекции личности подростков.

Влияние трудовой деятельности на воспитательный процесс....