Труд, как средство воспитания и коррекции личности подростков.
консультация (6, 7, 8 класс)

Зарубина Алла Александровна

Влияние трудовой деятельности на воспитательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_trud_kak_sredstvo_vospitaniya_.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Труд, как средство воспитания и коррекции личности подростков.

Одной из основных целей  нашего семейного центра является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и труду, обеспечивающая тем самым условия их успешной  социализации в обществе.  В труде формируется мировоззрение ребенка, его моральные качества, мотивы поведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер.                                                      

 Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у подростков понимание необходимости для каждого человека участия в труде, развить на этой основе социальные мотивы трудовой деятельности. В труде необходимо воспитывать черты высокой морали доброго, порядочного человека — производителя материальных ценностей. Наряду с этим нужно учить детей (особенно подростков) трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда,  материалу.

                                                                                             

 В процессе труда конкретизируются и исправляются нечеткие представления и понятия  детей об окружающем мире, обогащается их чувственный опыт.  

 

Труд служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно – двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения и их   согласованность. А достижение трудовых целей, их результат доставляет радость, вызывает эмоциональный отклик. Участие в физическом труде положительно отражается и на общем физическом развитии человека. А это тоже очень важная коррекционная задача, так как в физическом отношении ребенок с нарушением интеллекта и зачастую присутствующими у наших детей заболеваниями часто отстает от своих нормальных сверстников.

                  

   И, наконец, трудовая деятельность способствует  коррекции недостатков  эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ. Нередко  можно наблюдать, как скованный и нерешительный в классе ученик совсем по-другому ведет себя в трудовой деятельности, становится активным и бодрым.                                      

Таким образом, труд в  нашем центре имеет свои специфические задачи, которые можно назвать коррекционно-воспитательными.  

Я работаю в группе взрослых мальчиков. Группа очень сложная, все дети своеобразные и характерные. К каждому нужен свой подход.

 Самой первой трудовой обязанностью наших подростков остается   самообслуживание. Уборка кровати, уход за личными вещами, обувью, уборка игрового и рабочего места — это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается дошкольник. Однако  даже наши взрослые дети  таких навыков при поступлении в наш центр в большинстве случаев не имеют. В  семье их не приучали к выполнению трудовых обязанностей, и поэтому у многих из них воспиталось иждивенчество. Нашим  мальчикам нужен систематический каждодневный контроль за выполнением культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Пока воспитатель стоит над ними- они уберут свои вещи, почистят зубы и заправят кровать. Как только контроль ослабили, то их комната превращается в свинарник, а вещи останутся лежать грязными в корзине для белья. Каждый день приходится прикладывать огромные усилия, чтобы был результат. Повторяясь изо дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.

 

 Бытовой труд занимает значительное место в нашей повседневной жизни. Участие в хозяйственно – бытовом труде требует от воспитанников не только трудовых умений,  но и выполнения задания в строго определенные сроки.  Поэтому  самообслуживание является частью общественно полезного труда. Оно имеет  важное  значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни:   содержанию в порядке, чистоте и сохранности  жилого помещения,  государственного имущества, уход за комнатными растениями, уборка, содержание в чистоте и порядке спален,  стирка мелких вещей и ремонт одежды. Но самое главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем у них  привычку трудиться и заботиться друг о друге.

                                          

 Мы привлекаем наших детей к общественно- полезному труду.

Труд на общую пользу — вот мотивация общественно полезной деятельности.  Значительное место в общественно полезном труде   занимают работы по благоустройству территории  учреждения. Уход за цветниками и огородом в летний период формируют  у детей навыки ведения домашнего хозяйства, использования различных орудий труда. Так же мы участвуем в субботниках, организованных администрацией нашего учреждения.  

 Общественно полезная направленность всей трудовой деятельности помогает воспитанию моральных качеств человека.

 

 

 

Большое значение в трудовом  воспитании   имеет работа  кружков,  которые ведут занятия  по ручному труду: робототехника, кулинария. Все это способствует формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия.

 Также основным видом труда учащихся является и учебная деятельность, которая   включает в себя как учебные занятия  в школе, так и внеклассные под руководством воспитателя – выполнение домашних заданий , проведение  занятий в группах, в семейном центре, дидактических игр, экскурсий.  Вся  учебная деятельность вырабатывает у  ребят  привычку к регулярной занятости, ежедневному умственному труду, проявляется интерес  к учебе, воспитывается настойчивость, самостоятельность и ряд  других качеств , необходимых для дальнейшей жизнедеятельности.

Заключение                                                                                                                                Трудовое воспитание занимает основное место в комплексной коррекционной работе с воспитанниками. Правильно организованный, посильный труд способствует развитию положительных качеств личности.  Труд существенно дополняет и конкретизирует знания учащихся, способствует   формированию у  воспитанников профессионально-трудовых навыков, воспитанию культуры труда и умений использовать на практике общеобразовательные знания; развивает  у  детей такие качества, как трудолюбие, ответственность, умение работать в коллективе, выполнять требования трудовой дисциплины, бережное отношение к общественному имуществу.

 

 

Закончить свое выступление я хочу словами К.Д.Ушинского:          «Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность, как средство воспитания и коррекции развития воспитанников детских домов.

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им». Георг Гегель. ...

«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»

Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...

«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»

Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...

Социально-культурная деятельность как средство воспитания и развития личности трудных подростков

Социально-культурная деятельность как средство воспитания и развития личности трудных подростков....

«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»

Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собстве...