«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Корешкова Елена Владимировна

Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собственные физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия. В статье представлен опыт работы по данной теме. Материал рекомендован для  классных руководителей и воспитателей 5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koreshkova_e.v._-_statya.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБС(К)ОУ «Школа-интернат № 1 VII вида» г. Перми Пермского края

Корешкова Елена Владимировна, воспитатель,

«Самосовершенствование личности.

Воспитание нравственных качеств личности подростка  через самопознание и саморазвитие»

Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собственные физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия. В статье представлен опыт работы по данной теме. Материал рекомендован для  классных руководителей и воспитателей 5-9 классов.

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то не приходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.

               Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

               В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. Человек , как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.

Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно прежде всего с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи - век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется.

Современное общество испытывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества. Это предъявляет повышенные требования к выпускникам школы, которые должны быть подготовлены к новым общественным – рыночным отношениям; социально защищены, быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода отклонениям, соблазнам окружающей жизни; подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психически. И самое главное, выпускники должны быть способны  к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию.

Школьный возраст, с точки зрения социализации, чрезвычайно важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира

Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска". Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному :  для кого - то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что "почва уходит из-под ног". Это возраст и бурной физической перестройки организма, и изменение самовосприятия, и появление чувства взрослости. Поэтому очень важно в это время поддержать ребенка, помочь решить те или иные проблемы.

Учитывая все эти факторы, направлением воспитательной деятельности я выбрала тему по самосовершенствованию личности подростка.

 Самосовершенствование - сознательная и систематическая работа над собой в целях совершенствования ранее приобретённых и формирования новых качеств личности, это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.

         За основу мной была взята технология  Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности».  Это технология  саморазвития личности, в которой предусмотрено целенаправленное и системное обучение воспитанников  основам теории самосовершенствовании личности, т.е направленность на самовоспитание и самосовершенствование.

Внеурочная деятельность подростков в школе должна удовлетворять их потребностям в саморазвитии, самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации с помощью методов и форм, обеспечивающих переход от воспитания к самовоспитанию.

Целью программы  является формирование положительной Я-концепции личности ребенка (т.е. системы представлений человека о себе:  Я-знаю, Я-могу, Я-умею),  обеспечение личностного и интеллектуального роста школьников через формирование потребности к самосовершенствованию.

Данная программа призвана решать следующие задачи:

  • осуществление личностного подхода в учебно-воспитательном процессе;
  • обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения, самореализации;
  • создание воспитательной среды, стимулирующей у учащихся потребности в самосовершенствовании.
  • оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей  жизни, познание своих положительных качеств и недостатков.

Актуальность:

  • общепедагогическая технология, гармонично включается в систему личностно- ориентированного образования;
  • применима ко всем категориям и группам детей;
  • ведущая роль отводится формированию положительной Я- концепции, отслеживанию изменений и коррекции недостатков;
  • полноценный инструментарий в интересной и доступной форме для детей и взрослых.

Ценность этой программы заключается в том, что в ней учитываются возрастные рамки развития и выстраивается поступенчатое восхождение воспитанника к ценностям современной культуры путем постановки задачи-доминанты для каждого возрастного периода.

Программа «Самосовершенствование личности» представляет единое целое  всех разделов и  построена с учетом возрастных возможностей.

      V кл. — Познай себя (психология личности);

VI кл. — Сделай себя сам (самовоспитание);

VII кл — Учись учиться (самообразование);

VIII кл. - Культура общения (самоутверждение);

IX кл. - Самоопределение;

X кл. — Саморегуляция;

XI кл. — Самоактуализация.

Кроме того, данная программа предусматривает введение в начальной школе с 1 по 4 классы «Начала этики (саморегуляция поведения)».

В. А. Сухомлинский сказал: «Главной целью воспитания должно быть воспитание, побуждающее к самовоспитанию. Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а крепкий его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает».

Целью  самовоспитания личности учащегося  является создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя и снабжение инструментарием самовоспитания.

По теме «самосовершенствование личности» я работаю третий год, на данном классе – второй.

Цель:
Развивать сильные стороны и индивидуальные качества личности.

Задачи:
• побудить ученика к самовоспитанию;
• ознакомить с понятиями: самовоспитание, воля, самоконтроль, самообладание;
• формировать мотивы самовоспитания;
• раскрыть возможности человека в его стремлении стать лучше;
• помочь ребёнку овладеть приёмами самовоспитания, методами работы над собой;
• формировать первоначальные умения по самовоспитанию, постановке перед собой целей и задач, организации режима, контроля над собой, волевого поведения;
• пробудить в ребёнке веру в свои силы, в возможность стать лучше;
• создать у учащихся первый опыт самовоспитания.

На занятиях используются формы обучения: объяснение, выполнение упражнений и тестов, изучение рекомендаций, оценивание Я-концепции, мысли мудрых, ситуации-пробы, социально-приемлемые позиции, советы: почитать (книги), послушать (музыкальные произведения, песни), посмотреть (фильмы, картины).

Главные аспекты:

  • индивидуальный подход, развитие индивидуальности каждого ученика;
  • создание благоприятных условий для саморазвития, самовоспитания;
  • обеспечение социальной защищенности ребенка - демократизм воспитательного процесса: равенство взрослого и ученика;
  • признание прав ребенка: на ошибку, свободу выбора вида деятельности, добровольное  участие, собственное мнение
  • сотрудничество.

Ожидаемые результаты:

  • Воспитание у подростков ответственности за свои поступки, последствия которых имеют значение для окружающих людей.
  • Наличие у учащихся знаний и умений о самовоспитании и саморазвитии.
  • Умение подростков совершенствовать свои нравственные, волевые, деловые, коммуникативные качества личности.
  • Использование полученных знаний и опыта в различных сферах жизнедеятельности.

ДИАГНОСТИКА

               Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:    

Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

  • тип личности в общении;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;
  • уровень воспитанности.

Изучение межличностных отношений:

  • социометрия; 
  • социально-психологический климат в классе.

Формы диагностики:

  •  анкетирование;
  •  тестирование; 
  •  наблюдения; 
  •  беседы.

Для работы по теме мной разработаны занятия, методические пособия, которые я реализую в своей работе.

В каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от взрослых.  На мой взгляд, задача педагога состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»

Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...

«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»

Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...

Родительское собрание на тему"«Единство семьи и школы в воспитании нравственных качеств личности».

Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания дет...

Воспитание нравственных качеств личности через организацию досуговой деятельности/из опыта работы

Работа по нравственному воспитанию может быть полезна воспитателям, классным руководителям.   В приложениях даны разработки занятий "Делать добро спешите", "Совесть",...

Педагогический проект "Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности"

АННОТАЦИЯ к педагогическому проекту «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности»   Авторы: Калачева Лира Владимировна, Попова Айталина Прокопь...

Воспитание нравственных качеств личности на уроках биологии и во внеклассной деятельности (кустовое методическое объединение)

Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое об...

Педагогический проект «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности»

Актуальность избранной темы исследования заключается в формировании и развитии у студентов общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственно развитой и духовно богатой ...