Воспитание нравственных качеств личности на уроках биологии и во внеклассной деятельности (кустовое методическое объединение)
статья на тему

Петрова Людмила Григорьевна

 Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности, его отношения к природе, частью которой он является сам. Эта нравственность определяет мораль нового типа «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Рудногорская средняя общеобразовательная школа»  

Воспитание нравственных качеств личности на уроках биологии и во внеклассной деятельности

          ( кустовое методическое обьединение)

                                                                                  Петрова Людмила Григорьевна

учитель биологии МОУ «Рудногорская сош»

первой квалификационной категории

п. Рудногорск

Нижнеилимский район

Иркутская область

2013 год

Воспитание нравственных качеств личности на уроках биологии и во внеклассной деятельности

№1    Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности, его отношения к природе, частью которой он является сам. Эта нравственность определяет мораль нового типа «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».

Посредством изучения биологии, я создаю условия для дальнейшего развития личности ребенка как человека, изучающего окружающий мир и свой собственный (духовный) мир.
№2
«Духовно-нравственное воспитание на уроках, биологии включает в себя аспекты:

-
Нравственный — предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.

-
Гражданственный — формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии.

-
Политехнический — предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.

-
Патриотический — компонент, предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.

-
Здоровьесберегающий — предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества»[6, стр.95-97].

Анализ ценностных аспектов современной биологии на базе современного и исторического материала способствует воспитанию гражданина и гуманиста.

Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья,оказание первой помощи пострадавшему и др.)

№3
Арсенал средств духовно-нравственного воспитания школьников на уроках биологии необычайно богат: оформление кабинета; портретные галерии ученых; выставки и стенды; использование литературных, исторических примеров на уроке; использование звукозаписи высказываний ученых; видеофильмов; мультимедийных презентаций; работа с натуральными объектами.

№4

Один из самых оптимальных путей духовно-нравственного воспитания; установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.
В своей работе я тоже стараюсь акцентировать внимание на индивидуализации процесса обучения и считаю, что биология, как учебный предмет, имеет большие возможности в плане формирования у школьников таких качеств, как нравственность, духовность и патриотизм. Для этого использую различные технологические приемы, предусмотренные личностно ориентированным обучением.

№5

Диалог

В диалоге ученик чувствует себя равноправным партнером учителя, не только ведомым, но и ведущим. Он приобретает жизненно необходимый навык делового общения. Наиболее расположенными к ведению диалога являются такие виды деятельности, как организация диспутов и дискуссий, семинаров, групповой и исследовательской работы.

Обратимся к конкретным примерам.
Генетическое родство человека и других биологических членов экосистем проявляется сейчас в стремлении олицетворения природы. Оно породило традиционные антропоморфические характеристики ее объектов и явлений: снег «идет», земля «дышит», заяц «труслив», медведь «добродушен». Это нашло отражение в сказках, стихах, легендах, притчах. Дети с удовольствием слушают отрывки из произведений и вступают в обсуждение полученной информации. Очень часто на уроках мы со школьниками говорим об экологических проблемах и путях их решения. Особое внимание уделяем проблеме сохранения биологического разнообразия. В курсе общей биологии школьникам предстоит обобщить и расширить знания по основным вопросам биологической науки. Еще раз подчеркиваем, что БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ, говорим, что однозначно нельзя дать объяснение слову «жизнь», приводим различные его трактовки. Уместно назвать цифры, подтверждающие, сколькими человеческими жертвами сопровождаются военные действия, испытания ядерного и химического оружия, теракты. Дети и сами приводят примеры, выражают свое отношение к этой проблеме.

№6

Оценка информационного воздействия на учеников

Очень действенным оказывается прием использования конкретных фактов совершенных людьми подвигов во имя мира, науки, добра. Этот момент урока проходит под девизом: «В жизни всегда есть место подвигу»

Трагична судьба итальянского ученого Джордано Бруно .История героизма врачей и ученых проверяя на себе воздействие холерных бацилл. Сохранение коллекции семян в бло¬кадном Ленинграде — это подвиг не только ученых ВИРа, но и всех, кто им в этом помогал. Люди еле передвигали ноги от голода, но семена сохранили. Они знали, что после войны стране будут нужны эти семена — хлеб будущего.

№7

Ролевые и деловые игры

Развитие личности, в том числе и нравственное, не может происходить вне развития ее активности – познавательной, коммуникативной, деятельностной. Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности учащихся и обеспечивающих их включенность в межличностное общение, являются ролевые и деловые игры. Они могут занять все время урока, либо быть его частью.

 Тема: Влияние человека на животный мир

После рассмотрения основных вопросов темы и выяснения причин исчезновения животных, предлагаю детям выступить в роли одного из тех животных и рассказать о своей трагической судьбе. (Дети готовятся заранее)

№8

 УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ.

По мере возможности и необходимости практикую проведение уроков НРАВСТВЕННОСТИ. Их продолжительность от нескольких минут до целого урока.
Они имеют общую цель – способствовать формированию у учащихся таких личностных качеств, как гуманность, ответственность, толерантность, патриотизм.

На одном из первых уроков в 8 классе после знакомства с предметом изучения таких наук как анатомия, физиология, гигиена и психология, знакомлю учащихся не только с историей развития представлений о человеке, как это предусмотрено программой, но и рассказываю о роли медицины в трудные периоды жизни человечества.

Тема урока НРАВСТВЕННОСТИ    «ГИМН МИЛОСЕРДИЮ»

Тот, кто мягко ступает, далеко продвинется на своем пути.  (Китайская пословица)

Землетрясения, наводнения, извержения в

Содержание предмета биологии является благодатной почвой для нравственного воспитания учащихся. На протяжении всех лет обучения  (с 6 по 11 класс) основным объектом изучения является живой организм.

       Именно поэтому, изучая особенности строения живых организмов, значение их в природе, ребята практически на каждом уроке обращаются к таким общечеловеческим ценностям как добро и зло, гуманное отношение к живому.

        Необходимо умело использовать любую возможность, чтобы приобщать детей к духовно-нравственным ценностям; воспитывать у учащихся чувство любви и уважения к Родине, к родной природе; чувства милосердия и сострадания, содействовать сохранению духовного, психического и телесного здоровья ребенка.

№9

На протяжении нескольких лет нами собиралась коллекция стихотворений, пословиц, цитаты из художественных произведений, высказываний известных людей, которые можно использовать на уроках биологии,  предлагать их учащимся для обсуждения.        

    На уроках мы используем репродукции картин русских художников, зачитываем выдержки из художественных произведений, стихотворения, показывающие красоту природы.

№10

    Воспитание должно охватывать не только сферу сознания, но и область эмоциональных переживаний. Как сказал Платон - «Созерцая прекрасное, человек возвышает себя»

На уроках, посвящённым темам охраны растений и животных, воспитываются у школьников чувства милосердия и потребности оказывать помощь нуждающимся.        

№11

     При изучении организма человека мы стараемся показать учащимся ценность жизни человека, природы, планеты Земля, гармонии в отношениях человека и природы.

Большое значение приобретает сегодня глубокая и продуманная нравственно- психологическая подготовка молодых людей к вступлению в брак.

     Воспитывать школьников как будущих отцов и матерей – это значит воспитывать в них честность, порядочность, доброту, уважение к человеку другого пола, чистое и благородное восприятие любви, непримиримость к пошлому, половой распущенности.

      Хочется вспомнить слова Сухомлинского В.А.: « Вы будущие отцы и матери. Через несколько лет у Вас будут дети. Помните, что взаимоотношения мужчины и женщины ведут к рождению нового человека. Это не только биологический акт, а, прежде всего великое творчество»          

Вывод:

       Необходимо затронуть материалом сердца учеников, взволновать и заставить думать. Между знанием, как себя вести, и между правильными действиями лежит огромное расстояние, которое не пройти за один урок. От требования «Ты должен» к состоянию «Я хочу» приводит человека его личное отношение к тому, что он делает. И чтобы это произошло, нужно повторения, упражнения в повседневном нравственном поведении, закрепление моральных привычек в практическом опыте своей деятельности, так как один поступок ещё ни о чём не говорит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»

Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...

«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»

Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...

Воспитание нравственных качеств личности через организацию досуговой деятельности/из опыта работы

Работа по нравственному воспитанию может быть полезна воспитателям, классным руководителям.   В приложениях даны разработки занятий "Делать добро спешите", "Совесть",...

Воспитание духовности и высоких нравственных качеств личности на уроках по изучению творчества писателей Сибири

В материале представлен опыт работы по воспитанию духовности и высоких нравственных качеств личности обучающихся на основе изучения творчества писателей Сибири на базе кабинета сибирских писателей в р...

«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»

Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собстве...

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.

Сегодня мы должны придавать   серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся,  проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...

Технологии воспитания нравственных качеств личности на уроках истории.

Уроки истории и являются средствами познания человеком действительности, помогающие сформировать в человеке его нравственную и социальную позицию.Воспитать нравственного человека - задача сложная, но ...