Главные вкладки

    Схема самоанализа урока развивающего обучения (ФГОС)
    методическая разработка по теме

    Лазарева Ирина Анатольевна

     2 схемы самоанализа урока по ФГОС (урок развивающего обучения, личностно-ориентированный урок)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 2 схемы самоанализа урока (ФГОС)24.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интерес к теоретическому осмыслению опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой».

    В. А. Сухомлинский.

    Методика анализа урока

    с позиции личностно-ориентированного образования

    1. Подготовка учителя к уроку.

    - Какую роль учитель отводит уроку в личностном развитии учащегося.

    - Задачи урока, их связь с задачами образовательной области предмета и темы.

    - Проводилась ли диагностика личностного развития обучения и воспитанности учащихся, как использовались результаты диагностики при постановке задач урока и определении его содержания.

    - Какая индивидуальная работа проектировалась учителем на уроке.

    - Как учитель оценивает результаты работы отдельных учащихся на уроке (в чем продвинулись на уроке сильные, средние, слабые ученики).

    2. Организация урока.

    - Какие задачи были поставлены на уроке учителем перед учащимися, удалось ли привлечь учащихся к реализации поставленных задач, как учащиеся поняли задачу урока, как учитель выяснил степень понимания детьми задач предстоящей работы.

    - Была ли создана мотивация деятельности учащихся, как был разбужен их интерес, не возникло ли у них желание овладеть новыми знаниями и продвинуться в развитии.

    - Как учащиеся участвовали в организации урока, имело ли место взаимное обучение, коллективный или взаимный контроль или оценка. Какие роли выполняются учащимися на уроке. Кто принял на себя ответственность за организацию, порядок и дисциплину.

    - Какова организационная структура урока, можно ли выделить этапы урока на пути движения учащихся к цели. Как изменяется деятельность учащихся на каждом этапе, какие задачи они решали.

    - Организация рефлексии учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке.

    3. Содержание.

    - Какие ценности были положены в основу содержания обучения и стали ли они предметом обсуждения с учащимися.

    - Какие глобальные (планетарные) и более частные проблемы развития человечества были включены в содержание урока.

    - Содержание теоретических знаний на уроке. В рамках какой научной теории они излагались. Была ли у учащихся возможность сравнить и оценить различные подходы к объяснению явлений и процессов. Была ли создана ситуация выбора для учащихся и как они проявились в этом выборе.

    - Содержание познавательной и практической деятельности учащихся на уроке. Какими способами этих видов деятельности овладели ученики, участвовали ли они в творческом поиске. Результаты творческой деятельности.

    - Какими способами личностного развития овладели учащиеся:

    - умением ставить перед собой задачи и добиваться их реализации; коммуникативными умениями;

    - умением сотрудничества и взаимопомощи;

    - умением саморегуляции, самоконтроля и самодисциплины:

    - умением самопознания, рефлексии и др.

    - В чем состоял развивающий характер содержания обучения на уроке.

     - Имели ли место дифференциация и интеграция содержания.

    4. Технологии обучения.

    - Как была организована самостоятельная, творческая работа учащихся.

    - Какими методиками учитель приводил учащихся в состояние активности.

    - Имело ли обучение диалогический характер. Возникали ли у учащихся вопросы к учителю, друг к другу, к учебнику.

    - Какими средствами и способами учитель осуществлял поддержку учащихся на уроке. Была ли индивидуальная поддержка.

    - Как осуществлялось развитие мышления учащихся.

    - Как предупреждались затруднения у обучающихся и осуществлялась обратная связь.

    - Какие из современных педагогических технологий обучения использовал учитель.

    - Каков эффект дали педагогические технологии, используемые учителем.

    5. Экология урока.

    -Состояние здоровья учащихся класса, его учет на уроке.

    - Какое настроение было у детей. Не возникали ли акты агрессии, подавленности, неудовлетворительности, пассивности. Что было причиной, и не переутомились ли дети.

    - Достаточно ли были загружены ученики и пережили ли они радостное чувство успеха.

    - Доброжелательность, сердечность, душевность, взаимная забота учителя и учеников - с каким настроением ушли с урока учитель и учащиеся.

    6. Педагогическая культура и профессионализм учителя на уроке.

    - Проявлялись ли в поведении и общении учителя с детьми любовь, доброта, уважение независимо от их успехов в обучении.

     - Понимает ли педагог юношескую, детскую психологию, понимает ли поведение учащихся и все ли поступки учителя были педагогически целесообразны и справедливы.

    - Хорошими ли профессиональными знаниями владеет учитель, может ли выстроить свою систему доказательств и умеет ли увлечь своим предметом учащихся.

    - Были ли на уроке педагогические находки, вдохновение учителя, фантазия, импровизация, артистизм, индивидуальный педагогический почерк.

    - Умеет ли учитель гибко ставить проблемные вопросы по ходу изучения темы. Обладает ли способностью вести занятия на уровне эвристической беседы.

    - Не проявляет ли учитель раздражительности и недовольства детьми, не повышал ли на них голос, не нарушал ли норм общей и педагогической этики.

    - Как учитель относится к неверным ответам учащихся, вовлекает ли в их опровержение других учеников. Не допускает ли пренебрежения или невнимания к вопросам учащихся.

    7. Общая оценка урока как элемента системы личиостно-орнентированного образования.

    -Урок был хорошо подготовлен (или нехорошо подготовлен) для решения задач развития учащихся. Обеспечил (не обеспечил) детей в продвижении и усвоении знаний.

    -Урок полностью отвечал (не отвечал) принципам природосообразности, культуросообразности и индивидуальному подходу к ученику. Ученики чувствовали (не чувствовали) себя хозяевами урока, его соавторами и проявили ли своп субъектные свойства: активность, ответственность, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию.

    -Учитель использовал (не использовал) гуманистическую педагогическую технологию, реализовал (не реализовал) стратегию сотрудничества. Сочетал ли фронтальную работу с классом с индивидуальной работой. Поощрял ли индивидуальные достижения.  

    -Общая атмосфера и образовательная среда урока способствовали (не способствовали) саморазвитию, самообразованию, самовыражению, самоопределению учащихся; использование их жизненного опыта и стимулирование личностного смысла учения.

    Самоанализ урока развивающего обучения

    (Разработка Ю. А. Конаржевского с использованием материалов лекции Э. А. Александровой).

    I. Краткая общая характеристика класса.

    1. Общая подготовленность класса к коллективно-распределенной деятельности:

    - умение детей работать в парах;

    - умение детей работать в малых группах;

    - умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

    - умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

    2. Общая характеристика общения. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

    3. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

    4. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

    II. Анализ эффективности проекта урока.

    1. Реальность цели урока.

    2. Каким образом организовать на уроке коллективно-распределенную деятельность?

    3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

    4. Какие понятия были намечены для усвоения обучающимися? На какие другие понятия они опираются? Для каких тем эти понятия являются базой?

    5. Что знают обучающиеся об изучаемом понятии?

    6. Основные характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

    7. Какие учебные действия должны осуществить обучающимися, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

    8. Каким образом проектировался ввод обучающихся в учебную задачу?

    9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

    10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться обучающиеся в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

    11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

    12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

    III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?

    1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

    2. Соответствие формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

    3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

    4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия обучающимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?

    5. Была ли принята учебная задача обучающимися?

    6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

    7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

    8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? 9. Как был организован контроль? Контроль знаний осуществлялся как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что обучающийся контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля обучающимися?

    10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

    IV. Оценка целостности урока.

    1. Насколько содержание коллективно-распределенной деятельности соответствовало требованиям развивающего обучения? На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа? Не подменялась ли коллективно-распределенная деятельность автономно-индивидуальной?

    2. Каким образом характер коллективно-распределенной деятельности (совершенство или несовершенство) повлиял на качество осуществления учебной деятельности?

    3. Как характер осуществления коллективно-распределенной деятельности, а также учебной деятельности обучающихся повлиял на освоение понятий, на качество формирования теоретического мышления обучающимися?

    4. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе самостоятельного решения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияние на конечный результат урока.

    5. Можно ли сказать, что в результате решения учебной задачи обучающиеся почувствовали инструментальный характер изучаемого понятия, ощутили и использовали общий способ действия.

    V. Анализ самооценки воспитательной стороны урока.

    1. Поведение учителя на уроке. Способствовало ли оно достижению цели урока?  

    2. Сумел ли учитель в процессе организации учебной деятельности уделить внимание формированию ценностной ориентации обучающихся, их отношению к пяти нравственным аспектам, которые всегда присутствуют на уроке: люди, он сам, коллектив, труд, Родина.

    3. Как вели себя обучающиеся? Негативные и позитивные стороны поведения класса и отдельных учащихся. Причины. Сформированы ли сдерживающие начала во внешнем поведении детей?

    4. Что дал урок для дальнейшего позитивного развития отношений между учителем и классом, между учителем и отдельными учениками?

    VI. Аспект оценки конечного результата урока.

    1. Какой вклад внес урок в дальнейшее развитие личности учеников.

    2. Оценить усвоение понятия и общего способа действия учащимися в ходе осуществления ими учебной деятельности.

    3. Анализ конкретных недостатков урока: недостатки, «проколы», удачи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Схема самоанализа урока.

    В самоанализе раскрыты задачи урока, этапы,  виды деятельности учащихся и формируемые УУД. ФГОС 5 класс.СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА Класс: 5 «Д». На уроке присутствовало  двадцать семь детей, э...

    Схема самоанализа урока

    Дана схема самоанализа урока учителем...

    Схема самоанализа урока

    Примерная схема самоанализа урока...

    Структура современного урока развивающего обучения по ФГОС

    Подробная памятка по структуре современного урока открытия нового знания по ФГОС...

    Схема самоанализа урока по ФГОС

    Схема самоанализа урока по ФГОС...