МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ И КЛАССИФИКАЦИИ СРЕДСТВ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ
методическая разработка на тему

Иванов Эдуард Николаевич

 Использование предложенной классификации тренировочных средств позволит программировать на единой основе тренировочный процесс квалифицированных борцов. Улучшить физические качества, разнообразить техническую и тактическую подготовку борцов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Российская Федерация

Ямало-Ненецкий Автономный Округ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

детско-юношеская спортивная школа «Олимп»

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ И КЛАССИФИКАЦИИ СРЕДСТВ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

                               

                                

 

Иванов Эдуард Николаевич

г.Губкинский

2014год

 Как известно средства тренировки распределяются на группы в зависимости от степени воздействия на общую и специальную подготовленность спортсмена. Все упражнения подразделяются на общеподготовительные (ОПУ), специально-подготовительные (СПУ)  и соревновательные (СУ). В то же время на практике иногда очень трудно определить, какая часть выполненной работы направлена на совершенствование той или иной стороны подготовленности спортсмена, так как большинство средств тренировки воздействует на подготовленность борца комплексно и одни и те же упражнения можно отнести либо к группе средств СП, либо к группе средств ОФП                                                                                                                                                                                                                            

         Установлено, что высокий уровень функциональных возможностей, достигнутый путем использования средств ОФП ( бег, моделирующий соревновательную схватку ), не всегда удается реализовать в специфических условиях спортивной борьбы. Это явление известно в литературе как отрицательный «перенос» тренированности, когда совершенствование физических качеств в одном виде деятельности отрицательно влияет на подготовленность спортсмена в избранном виде. Относить тренировочные упражнения к той или иной группе ( ОПУ,СПУ,СУ) необходимо с учетом одного, наиболее существенного, признака, а не нескольких. Основных признаков классификации тренировочных средств четыре.

  1. специализированность, т.е. мера сходства тренировочного средства с соревновательным упражнением ( специфическая и неспецифическая нагрузка);
  2.  направленность, которая проявляется в воздействии тренировочного упражнения на развитие того или иного качества ( аэробная, смешанная, анаэробная и алактатная,  анаболическая);
  3. Координационная сложность, влияющая на тренировочный эффект (повышенная, средняя, малая );
  4. Величина воздействия на организм спортсмена (максимальная, большая, средняя, малая ).                  

Критерии специфичности тренировочных упражнений разработал И. П. Ратов ( 1971) . На первое место по значимости он ставит ритмическую структуру движений. Далее направленность усилий, а затем величину усилий, которая может варьировать более значительно.

          В настоящее время наблюдается тенденция к пересмотру традиционных взглядов на структуру тренировочных средств  в спортивной борьбе. Поэтому возникает необходимость научно обосновать рациональную структуру средств, как общеразвивающих, так и специальных.

          С целью выработки единого подхода к анализу тренировочных нагрузок рекомендуется руководствоваться определенной классификацией тренировочных средств, пригодной как для индивидуального, так и для группового учета этих средств.

  За основу деления тренировочных средств принимается соответствие двигательной структуры упражнения двигательной  структуре, свойственной соревновательной деятельности. Приводим классификацию этих средств.

  1. Соревновательные упражнения:

а) схватки по заданию – поединки, которые проводятся круговым или интервальным методом, моделируют отдельные фрагменты соревновательной схватки ( длительность выполнения отдельных заданий – от 20 с до 3 мин);

б) специальные тесты с бросками манекена – тесты, моделирующие соревновательную схватку или отдельные части ее: восемь бросков   прогибом в максимально быстром темпе, 3- и 6-минутные тесты ( пять бросков за 40 с, затем восемь бросков в максимально быстром темпе с последующим повторением этой серии 3 и 6 раз ), специальная круговая тренировка с гимнастическими и специальными статистическими и динамическими упражнениями в  качестве фона, затем восемь бросков в максимально быстром темпе с последующим повторением шести серий в два круга;

                                       

в) учебно-тренировочные схватки в стойке и партере – поединки, которые отличаются от соревновательных временным режимом, количеством пар, одновременно борющихся на ковре ( выигранные баллы при этом не фиксируются);

 г) тренировочные и контрольные схватки, проводимые в полном соответствии с правилами соревнований ( «чистое» время, наличие арбитра,запись выигранных баллов и т. д.).

        2. Специально-подготовительные упражнения:

а) специальные упражнения ( разминка на ковре)- комплекс упражнений, моделирующую разминку перед соревновательным поединком ( бег с ускорением- 3 мин, акробатика-1, «вязка» рук- 2, «швунги»-2, «вертушка»- 2, партер-2, мост-1 мин);

б) имитация технико-тактических действий ( ТТД) вне ковра- комплекс ТТД. выполняемых  обычно в утреннее время (борьба на руках, «швунги»,переводы, «крест», индивидуальные приемы);

в) ТДД в стойке, включающие:

«стартовые» приемы (технические действия, выполняемые преимущественно в начале соревновательной схватки: «вязка» рук, входы в захват, переводы и т. д.);

  технико-тактические комплексы -  набор комбинаций из определенных захватов, действия в которых предопределяются защитой противника в моделированных ситуациях середины или окончания схватки (атака- защита- атака и т. д.);

  индивидуальные приемы- технические действия, предпринимая которые борец добивается победы или завершает серию атак (излюбленные и «коронные» приемы);

г) ТТД в партере- технические действия, выполняемые при различном сопротивлении из заданного захвата (переворот накатом, «задний пояс» и т.д.);

д) ТДД на мосту- упражнения для совершенствования умения борца действовать в опасном положении (дожимание и уходы с моста после броска, забегания, перевороты, упражнения на мосту с гирей и т. д.);

е) специальные скоростно-силовые упражнения традиционные и направленного действия. В группу традиционных входят упражнения с партнером, выполняемые методом повтора ( «задний пояс» , «обратный пояс» , пронос партнера через ковер и затем бросок и т. д.). Упражнения направленного воздействия - это моделирование соревновательной деятельности на основе одного или нескольких перечисленных признаков специфичности упражнения (ритм, направление, продолжительность воздействия и т.д.). Таким образом, в группу упражнений направленного воздействия входят упражнения (с партнером или манекеном), которые по ритму и направлению усилий соответствуют соревновательной деятельности и выполняются в условиях круговой тренировки.

3. Общие подготовительные  упражнения:

а) общеразвивающие  упражнения (разминка перед занятием по ОФП) – комплекс упражнений, подготавливающих борца к тренировочному занятию вне ковра (бег – 2 минуты, гимнастические упражнения – 3 минуты, баскетбол – 5 минут и т.д.);

б) утренняя пробежка – умеренный бег по стадиону на зарядке (1,2 – 1,6 км.);

в) общие скоростно-силовые упражнения традиционные и направленного воздействия . В группу традиционных входят упражнения из других видов спорта, выполняемые методом повтора (упражнения со штангой, прыжки, метания, подтягивание, упражнения со скакалкой и т.д.).

В группу упражнений направленного воздействия входят упражнения из других видов спорта, выполняемые в условиях круговой тренировки в интервале одного или двух периодов соревновательной схватки, а кинематика движений моделирует отдельные действия борца (упражнения со штангой, отжимания, подтягивание, упражнения на канате, прыжки и т.д.);

г) беговые упражнения (кросс и бег направленного воздействия). Бег направленного воздействия – это бег, моделирующий соревновательную схватку (по продолжительности, последовательности коротких и затяжных спуртов и т.д.);

д) дополнительные циклические упражнения, основанные на принципе соревнования, при выполнении которых обычно ставится цель достичь какого-либо результата (ходьба в гору, плавание, лыжи и т.д.);

е) спортивные игры со средней и малой нагрузкой (футбол, подвижные игры и т.д.) и со средней и большой нагрузкой (баскетбол, гандбол, регби и т.д.).

        Использование предложенной классификации тренировочных средств позволит программировать на единой основе тренировочный процесс квалифицированных борцов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Использование дидактической игры, как средства для экологического воспитания дошкольников"

Представленные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, занимающихся  с детьми старшег...

Методические рекомендации по развитию ОФП методом круговой тренировки

Программа по «Физическая культура»  предусматривается прохождение раздела «Общефизическая подготовка». Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс, направленный на вс...

Методические рекомендации к изучению темы «Современные средства массового поражения и способы защиты от них» на уроках основ военной подготовки

Цель представления данного материала - систематизировать практический опыт и представить некоторые методические приёмы изучения раздела «Радиационная, химическая и биологическая защита» (РХБЗ) для фор...

Методические рекомендации: «Игры на внимание, как средство повышения уровня физической подготовленности младших школьников»

Формирование у детей привычки здорового образа жизни и выработки у них правильных двигательных действий с помощью подвижных игр...

Методические рекомендации для составления Контрольно-оценочных средств по дисциплине/междисциплинарному курсу ЕН.01 Математика по дисциплине/ профессиональному модулю 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок

Контрольно-оценочные средства (КОС)  являются составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, ...

Методические рекомендации по проведению школьных и муниципальных этапов Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры» в течение учебного года

Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 5 Поручения Президента Российской Федерации от 09.11.2016 года № Пр-2179 в целях дальнейшего развития Всероссийских спортивных соревнован...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по тестированию населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

Тестирование населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее – тестирование, комплекс) проводится в центрах тестирования (...