Список инструментария для психологической диагностики
учебно-методическое пособие по теме

Цыганкова Наталья Юрьевна

Информационная сетка методик для диагностики интеллекта, личностной сферы, мотивационной сферы, профориентация и др. Ориентирована на детей старшего школьного возраста 15-18 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instrumentariy.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная сетка по использованию диагностических методов в работе педагога-психолога вечерней школы

психологические характеристики

возраста

методики, направленные на изучение психологических характеристик данного возраста

Интеллект

1.Тест структуры интеллекта Р. Амтхауера   (старший    подростковый возраст, школьники 10 -11 классов, взрослые).

2. Тест невербального мышления Равена.

Личностно-мотивационная сфера

  1. Личностный опросник EPQ (методика Г.Айзенка) (изучение целостного  индивидуально-психологического типа характера)
  2. СМИЛ (Л.Н.Собчик) (исследование структурных компонентов личности)
  3. Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (юношеский вариант) (исследование личностных особенностей подростков и юношей, выявление личностных проблем, помощь в поиске коррекционных механизмов для их решения)
  4. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревоги Ч.Д.Спилберга (адаптация Ю.Л.Ханина) (исследование взаимосвязи тревожности личности и его поведения)
  5. ПДО А.Е.Личко (модификация В.П.Дворщенко) (определение у подростков в возрасте 14–18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.); выявление обучающихся группы риска)
  6. «Уровень субъективного контроля» Д. Роттера (в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда) (определение степени ответственности человека за свои поступки и свою жизнь)
  7. Тест-опросник самоотношения (В.В.Столин, С.Р.Пантелеев) (исследование структуры самоотношения)
  8. Методика «Психологическая культура личности» (О.И.Мотков) (исследование качества самоорганизации и саморегуляции жизнедеятельности человека)
  9. Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф.Сопов, Л.В.Карпушина) (определение мотивационно-ценностной структуры личности)
  10. Методика определения ценностных ориентаций М.Рокича (исследование содержательной стороны направленности личности: основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни»)
  11. Методика «Ценностные ориентации» (О.И.Мотков, Т.А.Огнева) (изучение ценностей личности, их значимость и степени реализации)
  12. Определение уровня притязаний личности (А.В.Батаршев) (исследование уровней притязаний с помощью мотивационной структуры личности)

Эмоционально-волевая сфера

  1. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) (изучение социальных и личностных установок подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения)
  2. Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению (К.Томас) (адаптация Гришиной) (определение типических способов реагирования на конфликтные ситуации подростков)
  3. Методика диагностики показателей и форм агрессии Басса - Дарки (в адаптации А.К. Осницкого) (исследование склонности подростков к агрессивному поведению и диагностика различных форм агрессии)
  4. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И.Морсанова (исследование степени развития саморегуляции и ее индивидуальные профили)
  5. Тест Розенцвейга (исследование фрустрационных реакций)
  6. Hand-тест (исследование склонности к агрессивному поведению)
  7. Опросник на эмоциональный интеллект (Д.В.Люсин) (исследование уровня эмпатии (способности к пониманию и управлению эмоциями)
  8. Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко) (выявление ведущих симптомов эмоционального выгорания: напряжения, резистенция, истощение)

Сфера межличностных отношений

  1. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (исследование представлений о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах)
  2. Тест - опросник родительского отношения (ОРО - А.Я.Варга, В.В.Столин) (исследование родительского отношения к ребенку)
  3. Тест - опросник «Подростки о родителях» ADOR (Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е.) (используется для уточнения и раскрытия содержания внутрисемейных отношений)
  4. Тест-анализ семейного воспитания АВС (для родителей подростков в возрасте от 11 до 21 года) (исследование особенностей семейного воспитания и нарушение его процесса)

Профориентация

  1. Определение направленности личности (ориентационная анкета) (Б.Басс) (использование в профориентационном диагностическом комплексе)
  2. Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова (определение профессиональной направленности)
  3. Карта склонностей (КС) (определение направленности индивидуальных склонностей и силу их проявления в различных сферах профессиональной деятельности)
  4. Активизирующая профориентационная методика (Н.Пряжникова) (повышение у старшеклассников уровня осознания своей готовности к различным видам профессионального труда)
  5. Тест Д.Голланда (определение типа личности)
  6. Опросник КОС (Барташев А.В.) (исследование коммуникативных и организаторских способностей)
  7. Анкета по типам интеллекта (структура интеллекта согласно теории Говарда Гарднера) (выявление склонности к типу профессиональной деятельности на основании типа интеллекта)
  8. Определение профессионального типа личности (модификация методики Дж. Холланда) (помощь в профессиональном самоопределении)

Проективные методики (вспомогательный инструментарий)

  1. Восьмицветовой тест Люшера (диагностика актуального состояния личности)
  2. Теппинг-тест (определение свойств нервной системы по психомоторным показателям)
  3. «Несуществующее животное» (Венгер А.Л.) (изучение свойств и особенностей личности)
  4. Тест «Дом, дерево, человек» (проективная методика исследования личности)
  5. Методика «Рисунок семьи» (исследование межличностных отношений ребенка с родителями)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОДРОСТКОВ»

«Психологические тесты и анкеты для классных руководителей и родителей»...

Кто в группе риска?Обзор методов психологической диагностики зависимого поведения

Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это т...

психологическая диагностика "Я- лидер"

Полезный материал для классного руководителя при обсуждении актива класса и для изучения личности учащихся...

Роль стартовой психологической диагностики в планировании индивидуальных образовательных траекторий

Статья раскрывает значени стартовой психологической диагностики в первом классе (по ФГОС)....

Нейро-психологическая диагностика

Сводная таблица начальной и промежуточной нейро-психологической диагностики...

Корреляция проективных методик с другими методами психологической диагностики

«Проективный метод – один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная...

Психологическая диагностика

Диагностические методики, программы для работы психолога...