Главные вкладки

    Компьютерная программа на тему:
    Модифицированная программа по «Коррекции речи и функционального состояния учащихся с применением логотерапевтического компьютерного комплекса по методу ДАС-БОС»

    Шабельникова Клавдия Степановна

          В последние годы как у нас в стране так и за рубежом, получил распространение метод биологической обратной связи по максимальной дыхательной аритмии сердца (метода ДАС-БОС), разработанного и запатентованного сотрудниками ЗАО «Биосвязь» (Сметанкин А.А., Вовк О.Н., Бурмистров А.С. Способ коррекции речи. Патент РФ № 218944, опубл. 20.04.1999 Бюл. № 11; Сметанкин А.А., Бурмистров А.С., Вовк О.Н. Способ коррекции речи. Патент РФ №216213, опубл. 27.01.2001 Бюл. №3). Данная методика, для реализации которой используются приборы БОС «Кардиосигнализатор КС-03», «ПБС-02» и компьютерная программа «Cardio 2.1 Logo» производства ЗАО «Биосвязь», обеспечивает индивидуальный объективный подход в работе с детьми; позволяет сформировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_logobos.docx84.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    эмблема школыМуниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «средняя образовательная школа №13»

    «Рассмотрено»                         «Согласовано»                             «Утверждаю»

    на заседании социально-        заместитель директора УР          и.о. директора МБОУ «СОШ»№13

    психологического                    _________О. А. Матенчук               __________Л.А.Галкина

    объединения                             31.08.2014г.                                         приказ № 595

    30.08.2014г.                                                                                            от 01.09.2014г.

    Протокол №1

    Рукодитель МО

    _______И.В. Стрелкова

    Модифицированная программа по

    «Коррекции речи и функционального состояния учащихся

    с применением логотерапевтического компьютерного

    комплекса по методу ДАС-БОС»

                                                               Составитель:

    Учитель-логопед специалист ЛОГО-БОС: Шабельникова К.С.

    г. Нижневартовск

    БОС «Логотерапевтический»

    Пояснительная записка.

                    В последние годы как у нас в стране так и за рубежом, получил распространение метод биологической обратной связи по максимальной дыхательной аритмии сердца (метода ДАС-БОС), разработанного и запатентованного сотрудниками ЗАО «Биосвязь» (Сметанкин А.А., Вовк О.Н., Бурмистров А.С. Способ коррекции речи. Патент РФ № 218944, опубл. 20.04.1999 Бюл. № 11; Сметанкин А.А., Бурмистров А.С., Вовк О.Н. Способ коррекции речи. Патент РФ №216213, опубл. 27.01.2001 Бюл. №3).

    Данная методика, для реализации которой используются приборы БОС «Кардиосигнализатор КС-03», «ПБС-02» и компьютерная программа «Cardio 2.1 Logo» производства ЗАО «Биосвязь», обеспечивает индивидуальный объективный подход в работе с детьми; позволяет сформировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца – новый дыхательный стереотип и новое функциональное состояние организма, что способствует оптимизации работы кардиореспираторной системы, нормализации, коррекции и тренировке вегетативных функций, улучшению мозгового и периферического кровоснабжения, включению резервных возможностей организма, неврологической и психофизиологической реабилитации всего организма в целом.

    Купирование вегетативных дисфункций позволяет оптимизировать процесс налаживания речевого синергизма (дыхания, голосообразования и артикуляции), что является основой формирования правильного звукопроизношения и очень важно для преодоления стертой дизартрии.

    Метод ДАС-БОС в комплексе с традиционными коррекционными мероприятиями успешно применяется в логопедической практике для коррекции фонационного дыхания, речи и коммуникации. Метод ДАС-БОС оптимизирует реабилитационный процесс, повышает результативность и эффективность логопедической работы, помогает повысить качество образования.

    1

    Название модифицированной образовательной программы

    «Коррекция речи и функционального состояния учащихся с применением  логотерапевтического  компьютерного комплекса по методу ДАС-БОС»

    2

    Составитель

    Учитель-логопед, специалист ЛОГОБОС Шабельникова Клавдия Степановна

    3

    Название, полный

    адрес учреждения

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа

    № 13»

    628615, Тюменская область, ХМАО-Югра,

    г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, 17в

    4

    Телефон, тел/факс,  электронная почта

    Телефоны:651662, 439119,  437240, 461173

    Тел./факс (3466) 458724

    Электронная почта: School13_nv@mail.ru

    5

       

    6

    Цель и основные задачи программы.

    Общая структура программы коррекционного курса по методу ДАС-БОС «логотерапевтический»

    Цель:

    Формирование, совершенствование и коррекция речи и функционального состояния у детей младшего школьного возраста по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца.

    Основные задачи :

    1. Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания(ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца как нового дыхательного стереотипа и нового состояния организма.
    2. Купирование общеневротических и логоневротических проявлений.
    3. Налаживание речевого синергизма (координация работы речеобразующего аппарата: дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе).
    4. Формирование и развитие новых речевых навыков, нового речевого и поведенческого стереотипов и нового функционального состояния в целом.
    5. Развитие фонематических процессов, как средство предупреждения дисграфии.
    6. Профилактика нарушений голоса и речи.

    1 этап  - диагностический (2 -3 занятия)

    Содержание работы:

    1.Обследование пациента, сбор анамнестических данных, выявление этиологии и патогенеза речевых нарушений.

    2.составление индивидуальной. Дифференцированной схемы проведения коррекционного курса по методу ДАС-БОС.

    3.Ознакомление  пациента с методикой и приборами ЛОГО-БОС и возможными результатами коррекции.

    2 этап – подготовительный (7-9 занятий)

    Содержание работы:

    1.Знакомство пациента с сущностью метода  ЛОГО-БОС, с сюжетами программы, сигналами БОС.

    2. Обучение пониманию физиологических процессов, происходящих в организме, и сигналов поступающих на экран монитора.

    3.Обучение навыку диафрагмально – релаксационного дыхания (ДРД) по методу ДАС-БОС.

    4.Коррекция и нормализация дыхания вне речи

    (увеличение объёма, налаживание ритма, дифференциация носового и ротового дыхания).

    5. Подготовка мышц артикуляционного аппарата к дальнейшей работе на этапах формирования речевого синергизма.

    6.Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения.

    7.Обучение работы по сюжетам «Столбик», «Забор», «Анимация», «Полосы».

    3 этап – работа над основными компонентами речи ( 8-10занятий).

    Содержание работы:

    1.Синхронизация в работе сердечно-сосудистой системы (кривые пульса и дыхания синхронизируется в каждом дыхательном цикле).

    2. Развитие и совершенствование навыка диафрогмально-релаксационного дыхания (ДРД) с максимальной аритмией сердца (ДАС) вне речи и во время речевых нагрузок.

    3.Формирование нового речевого стереотипа по методу БОС с максимальной ДАС.

    4.Координация работы речедвигательного анализатора на удлиненном равномерном плавном выдохе по методу БОС с максимальной ДАС.

    5. Купирование речевых судорог на фоне ДРД и удлинённого равномерного выдоха с максимальной  ДАС.

    6.Развитие просодических компонентов речи на фоне скоординированной работы дыхания, мягкой голосоподачи и правильной артикуляцией с применением метода БОС  с максимальной  ДАС.

    7.Развитие фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава речи.

    8.Включение в сеанс сюжета «Открывание», формирующего правильные артикуляционные уклады, их автоматизацию и дифференциацию в логотерапевтическом тренинге с помощью метода ДАС-БОС

    4 этап – формирование навыков слитной, плавной,  интонированной речи (12 занятий).

     Содержание работы:

    1.развитие навыка произношения речевого материала на равномерном речевом выдохе по методу БОС с учётом сложности речевых и голосовых нагрузок.

    2.Синхронизация выдоха со скоростью произнесения речевого материала.

    3.Отработка индивидуального темпа речи.

    4.Работа над просодической стороной речи на постепенно усложняющемся речевом материале.

    5.Автоматизация поставленных звуков на специально подобранном речевом  материале.

    6.Развитие спонтанной речи под контролем физиологических показателей (ЧСС, ДАС, ЧД)

    7.Развитие лексико-грамматического строя речи.

    8.Развитие фонематических процессов.

    9.Закрепление грамотного орфоэпического ударения в слове и логического ударения во фразе.

    10. Проведение тренинга по развитию эмоциональной окраски речи под контролем БОС без избыточного напряжения.

    11.Добавление в сеансы сюжетов: «Строки», «Текст», «Пересказ», «Описание», «Без БОС».

    12.Отработка и закрепление индивидуального темпа речи с интонационным обозначением границ предложений.

    5 этап – закрепление полученных навыков и подведение итогов коррекционной работы

    (5-6 занятий)

    Содержание работы:

    1.закрепление полученных речевых навыков и нового речевого стереотипа в реальной жизни.

    2.Развивать умение использовать сформированные навыки диафрагмально – релаксационного типа дыхания и мышечной релаксации для устранения избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения при речевом общении.

    3. Развитие познавательных способностей.

    4. Проведение речевого тренинга по общению в группе под контролем ЛОГОБОС и без него.

    5. Работа над дикцией и техникой речи.

    6.Преодоление  речевой неуверенности, страха речи, общения и формирование уверенного речевого поведения.

    7.Проведение заключительного контрольного обследования пациента и подведение итогов коррекционного курса по методу ДАС-БОС.

    8.Предоставление обучаемому рекомендаций на дальнейший период.

    7

    Механизм реализации программы.

    Системный и комплексный подход к реализации программы осуществляется через блоки:

    • Коррекционный
    • Обучающий
    • Развивающий
    • Здоровьесберегающий
    • Психологический
    • Информационно – просветительский

    8

    Место проведения занятий

    МБОУ «СОШ № 13», кабинет № 2 «Логотерапевтический»

    9

    Сроки реализации программы

    В период с 15.09.2014 по 15.09.2015 учебный год

    10

    Ожидаемые результаты

    У детей сформирован новый диафрагмально – релаксационный тип дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС)  даёт новое функциональное состояние организма:  

    Эффективность коррекционной работы с применением БОС «Логотерапевтический»

    • Положительная динамика развития речевых функций.
    • Сокращение сроков формирования речевых навыков, благодаря максимальному включению различных анализаторов ЦНС.
    • Налаживание речевого синергизма.
    • Восстановление нарушенных речевых функций.
    • Возрастание здоровой речевой активности учащихся.
    • Повышение уровня  техники чтения.
    • Купирование логоневротических реакций.
    • Воспроизведение детьми навыка диафрагмально – релаксационного дыхания

    без биологической обратной связи на  различном психоэмоциональном фоне.

    • Ранняя профилактика различных речевых нарушений.
    • Умение пользоваться приобретенными в процессе БОС – тренинга навыками  в.повседневной жизни.

    рразличном психоэмоциональ

    Список используемой литературы.

    1. Вовк О.Н., Павлова Л.Н.,  Теречева М. Н., Черемных Н.И.   Учебно – методическое пособие по применению логотерапевтического  компьютерного комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи.:Учебно- методическое пособие. – СПб., 2004. – 50с.

    1. Вовк О.Н., Сметанкин А.А., Клименко В.М. Методология коррекции речевого дыхания и речи по показателю респираторной синусовой аритмии // Тез. докл. XIV Общероссийского форума «Здоровье России и биологическая обратная связь» (7-14 апреля 2002г.).- СПб.,2002

    1. Сметанкин А.А., Киселёва М.Н., Вовк О.Н., Яковлев Н.М. Методические  рекомендации по применению компьютерного комплекса логотерапевтического для коррекции речи при заикании. – СПб.:ЗАО «Биосвязь», 1997-30 с.

    1. Степанец Л.Е. Использование метода биологической обратной связи в логопедической коррекции // Тез. докл. XIV Общероссийского форума «Здоровье России и биологическая обратная связь» (7-14 апреля 2002г.). –СПб., 2002. – с. 145-147.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта (1 год обучения)

    На современном этапе в системе образования и обучения наблюдается рост числа детей с фонетическим и фонетико-...

    Эффективность коррекционной работы с применением компьютерного логотерапевтического комплекса по методу ДАС-БОС.

    Применение логотерапевтического метода ДАС-БОС в комплексном подходе к устранению речевых нарушений у детей значительно повышает качество и эффективность работы логопеда по коррекции функционального ...

    Примерная программа по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)

    Примерная программа по коррекции устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции общего недоразвития речи III уровня и профилактики нарушений чтения у детей дошкольного возраста 5-7- лет «Грамотей»

    Цель программы : коррекция общего недоразвития речи III уровня у детей дошкольного возраста 5- 7- лет, профилактика нарушений чтения различной этиологии у дошкольников.Практическая направленность прог...

    О применении мобильного компьютерного комплекса (МКК)

    Определяем роль и место МКК в процессе обучения: для изучения нового материала, работы с мультимедийной информацией, проведения самостоятельных занятий, организации коллективной работы учащихся в прое...

    рабочая программа по коррекции устной и письменной речи обучающихся, имеющих ФНР, ФФНР и ОНРIII уровня (для обучающихся 2-4 классов)

    В пояснительной записке описаны все особенности коррекционной работы на каждом этапе.Дано календарно тематическое планирование по классам и для индивидуальных занятий....

    Рабочие программы по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей, обучающихся по адаптированной программе VII и VIII вида (1- 4 класс)

    Для детей, обучающихся по программе VIII вида, программы разработаны на основе типовых программ специальных /коррекционных/   образовательных учреждений VIII вида: Лалаева, Р.И. «Логоп...