Главные вкладки

    Материал на тему:
    Эффективность коррекционной работы с применением компьютерного логотерапевтического комплекса по методу ДАС-БОС.

    Шабельникова Клавдия Степановна
    Применение логотерапевтического метода ДАС-БОС в комплексном подходе к устранению речевых нарушений у детей значительно повышает качество и эффективность работы логопеда по коррекции функционального состояния организма и речевого развития обучающихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon analiz_logobos_2013-14_uch_g_od.doc105 КБ

    Предварительный просмотр:

    Анализ эффективности коррекционной работы с применением  

    логотерапевтического метода ДАС-БОС за 2013 – 2014учебный год.

     

     Цель:

     коррекция речевых нарушений и функционального состояния  у детей младшего школьного возраста по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца

     Коррекционные задачи:

    1. При заикании, логоневрозах, нарушениях темпо-ритмической организации речи:

    • Устранение тревожных состояний, обшеневротических  и логоневротических проявлений (звукофобий, логофобий, речевой тревоги, речевой неуверенности, фиксации на дефекте речи).
    • Формирование адекватного отношения к своему дефекту речи.
    • Развитие уверенного речевого поведения.
    • Социальная адаптация личности пациента.
    • Профилактика рецидивов и возникновения заикания.

    2. При дизартрии, дислалии:

    • Закрепление новых правильных кинестезий от артикуляционного аппарата и дальнейшее развитие артикуляционного праксиса (координации дыхания, голосообразования, артикуляции).
    • Преодоление расстройств ритма и темпа речи, развитие просодической стороны речи.
    • Формирование и развитие звукового анализа и синтеза.
    • Развитие лексико-грамматической стороны речи.

    3. При нарушениях чтения и письма (дислексии, дисграфии):

    • Координация деятельности речезрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов.
    • Функциональный тренинг
    • Развитие зрительного гнозиса.
    • Подготовка глаз к чтению и письму.

        Логотерапевтические сеансы проводились на индивидуальных  занятиях 1-3 раза в неделю в зависимости от речевой патологии. Были охвачены учащиеся  1-4-х классов, кадетский класс, учащиеся 9, 10 классов.

    Результаты эффективности коррекции речи и функционального состояния методом ДАС-БОС отражены в следующей таблице.

    №п/п

    Ф.И. обучающегося

    Класс

    Диагноз

    Количество сеансов

    *Динамика

    всего   с БОС

    С реч

    нагрузкой

    Общего состояния

    Речевого развития

    ++

    +

    0

    -

    ++

    +

    0

    -

    1

    Абдулхаджиев Ам

    логоневроз

    20

    10

    *

    *

    2

    Алексеев Данил

    дизартрия

    20

    10

    *

    *

    3

    Бурдин Егор

    дизартрия

    30

    10

    *

    *

    4

    Кириленко Варя

    ротоцизм

    15

    10

    *

    *

    5

    Коляскин Саша

    дизартрия

    11

    6

    *

    *

    6

    Крупская Варя

    ротоцизм

    15

    10

    *

    *

    7

    Куликов Илья

    ротоцизм

    18

    13

    *

    *

    8

    Ахмерова Алина

    ротоцизм

    15

    10

    *

    *

    9

    Гасанова Айгюнь

    билингвизм

    15

    10

    *

    *

    10

    Коченков Семён

    сигматизм

    10

    5

    *

    *

    11

    Одинцова Вика

    ротоцизм

    25

    10

    *

    *

    12

    Пуртова Карина

    ротоцизм

    20

    5

    *

    *

    13

    Сеитов Валентин

    ламбдацизм

    12

    5

    *

    *

    14

    Пендерев Руслан

    ротоцизм

    19

    10

    *

    *

    15

    Петрученко Артё

    дизартрия

    15

    10

    *

    *

    16

    Овсянникова Наст

    ротоцизм

    20

    5

    *

    *

    17

    Умаров Тамерлан

    сигматизм

    30

    5

    *

    *

    18

    Фабрициус Алекс

    ламбдацизм

    15

    7

    *

    *

    19

    Харченко Маша

    ротоцизм

    15

    10

    *

    *

    20

    Ходецкий Миросл

    дизартрия

    10

    5

    *

    *

    21

    Володин Дима

    дисграфия

    20

    15

    *

    *

    22

    Жидков Илья

    дисграфия

    20

    15

    *

    *

    23

    Туснина Лера

    дисграфия

    15

    10

    *

    *

    24

    Фаттахова Катя

    дисграфия

    15

    10

    *

    *

    25

    Карагодова Даша

    дисграфия

    15

    10

    *

    *

    26

    Озёрский Данил

    дислексия

    15

    10

    *

    *

    27

    Газиев Азат

    дислексия

    15

    10

    *

    *

    28

    Осотов Никита

    дислексия

    15

    10

    *

    *

    29

    Фищенко Саша

    дислексия

    15

    10

    *

    *

    30

    Брезгулевский Дм

    10

    логоневроз

    20

    15

    *

    *

    Общий показатель эффективности

    коррекции сприменением метода

    ДАС-БОС

    515

    230

    14 46%

    16-54%

    -

    0%

    -

    0%

    6-20%

    24-80%

    -

    0

    %

    -

    0%

     ( + + ) – со значительным улучшением  

    (+) – с улучшением

    1. – без динамики

    (-) – отрицательная динамика

    Таблица №2  Показатели динамики эффективности коррекции речевого развития с                 применением метода ДАС-БОС за 2013-2014 уч. году.

    Критерии оценки речевого развития с применением метода ДАС-БОС

    Физиологическое состояние

    Состояние развития речи

    Количество

    %

    Количество

    %

    Со значительным улучшением

    14

    46%

    6

    20%

    С улучшением

    16                

    54%

    24

    80%

    Без динамики

    нет

    0%

    нет

    0%

    С отрицательной динамикой

    нет

    0%

    нет

    0%

    У 30 учащихся, прошедших курс реабилитации по методу ДАС-БОС, отмечается положительная динамика физиологического состояния и речевого развития из них:

    14 учащихся со значительным улучшением  физиологического состояния организма, что составляет 46%

    16   учащихся с улучшением физиологического состояния организма,  что составляет 54%

    Без динамики нет.  С ухудшением состояния – нет.

    6  учащихся со значительным улучшением развития речевых функций, что составляет 20%

    24  учащихся с улучшением развития речевых функций, что составляет 80%.

    Без динамики нет.  С ухудшением речевого развития – нет.

            В результате проведенных сеансов у детей сформировалось понимание связи физиологических процессов, происходящих в организме, и сигналов поступающих на экран монитора. А также развитие навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Это способствовало  совершенствованию координации работы речеобразующего аппарата: дыхания артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе. Объективизация физиологических параметров во время тренинга значительно ускоряет и облегчает работу над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, интонацией, логическим и интонационным ударением, динамикой)

    Вывод:

    Применение метода ДАС-БОС в комплексном подходе к устранению речевых нарушений у детей значительно повышает качество и эффективность работы логопеда по коррекции функционального состояния организма и речи учащихся.

                Преимущество метода состоит в том, что ЛОГОБОС  гармонично сочетается с любыми традиционными логопедическими методиками. У 76% учащихся постановка звуков прошла значительно быстрее, чем обычно. Это происходит потому, что под контролем приборов ЛОГОБОС вырабатывается навык произвольной регуляции дыхания: силы, длительности и плавности выдыхаемой воздушной струи, что чрезвычайно важно при постановке большей части звуков.

    • Появляется возможность быстрее и под контролем физиологических параметров, а значит - объективно, синхронизировать дыхание, артикуляцию, голосоподачу.
    • Успешнее идет работа по формированию связной речи.
    • Использование игровых форм в коррекционных сеансах ЛОГОБОС значительно повышает эффективность занятий, за счет высокой эмоциональной заинтересованности ребенка.
    • Положительная динамика, как отмечают педагоги и родители, появляется не только в речи, но и в поведении детей: резко пошли на убыль эпизоды неадекватного поведения детей, они стали спокойнее, доброжелательнее к сверстникам, взрослым, практически исчезли аффективные вспышки.
    • В результате применения диафрагмально-релаксационного дыхания улучшилось психоэмоциональное состояние, увеличились память, внимание, работоспособность большей части детей.

    Проблемы

          Работа по методу ДАС-БОС «логотерапевтический» идёт сверх обычной нагрузки логопеда. Расписание уроков предусматривает недостаточное количество часов для индивидуальных занятий с учащимися, на которых проводятся сеансы ЛОГОБОС.

     Проведенного количества сеансов недостаточно для коррекции всех проявлений речевых нарушений;

    Предложения

         Необходимо продумать вопрос и об официальном статусе специалиста по ЛОГОБОС или введении дополнительных часов на осуществление работы по методу ДАС-БОС.

    В 2014-2015 учебном году приступить ко 2-ому этапу обучения фонационному дыханию. при коррекции тяжёлых речевых нарушений пересмотреть организацию работы с применением метода биологической обратной связи, не только  в плане увеличения количества сеансов, но и в плане, введения нового речевого материала и его распределения в структуре сеанса.

    20.05.2014г.                                    Специалист по ЛОГОБОС:____________   Шабельникова К.С.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модифицированная программа по «Коррекции речи и функционального состояния учащихся с применением логотерапевтического компьютерного комплекса по методу ДАС-БОС»

        В последние годы как у нас в стране так и за рубежом, получил распространение метод биологической обратной связи по максимальной дыхательной аритмии сердца (метода ДАС-БОС), разра...

    "Анималотерапия - метод, повышающий эффективность коррекционной работы с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости"

    В данной статье представлен опыт использования педагогом-психологом метода анималотерапии в работе с глубоко умственно отсталыми детьми. Данный метод - инновационный  для школьной практики, досту...

    Повышение эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к ним

    Статистика показывает, что с каждым годом увеличивается процент детей, имеющих тяжелую речевую патологию. Особенности нарушения речи у обучающихся обуславливают дополнительные специфические задачи при...

    Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с группой учащихся 2 класса по преодолению смешанной дисграфии

    Программа рассчитана на  102 часа. Работа начинается со звукобуквенного анализа, далее изучают гласные 1-го и 2-го ряда. Дети тренируются находить сильные и слабые позиции звуков, определяют поло...