Самоанализ профессиональной деятельности методиста
материал на тему

Сырова Ольга Степановна

Самоанализ  профессиональной деятельности методиста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_syrova_2014.doc531 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

профессиональной деятельности методиста МБУ ЦРДПиМ «Контакт»

Сыровой Ольги Степановны

Общий стаж работы: 12 лет 13 дней.

В данной должности  2 года 7 месяцев 11 дней; в данном учреждении  -. 

В муниципальном бюджетном учреждении Центр по работе с детьми, подростками и молодежью «Прометей» работаю сравнительно недавно. До этого осуществляла свою деятельность в муниципальном бюджетном учреждении Центр по работе с детьми, подростками и молодежью «Контакт», по деятельности которого и буду представлять портфолио. Несмотря на то, что у меня уже имелся опыт работы методистом с 1996 года в данном учреждении до 1999, начиная с 2011 года при переходе из дополнительного образования пришлось пересмотреть свое понимание методической работы с точки зрения изучения законодательства и отраслевой специфики сферы государственной молодежной политики.

Сфера молодежной политики потребовала использования новых методик, приемов и форм развития и воспитания подрастающего поколения. Роль методической в связи с этим значительно возросла.

Основным содержанием работы методиста является деятельность по созданию условий для обеспечения саморазвития и самореализации педагогов в их практической деятельности и развитие инновационного потенциала педагога, которые в конечном итоге влияют на  их готовность к изменению, способность генерировать и продуцировать новые идеи, проецировать и моделировать их на практике.

Методическая работа – это целостная система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого специалиста и коллектива в целом.  Она ориентирована на повышение творческого потенциала трудового коллектива, и в конечном итоге – на повышение качества и эффективности предоставляемых услуг.

Важными функциями методической работы являются методическое обеспечение  и методическое сопровождение. Методическое обеспечение – процесс  создания разнообразных видов методической продукции, оказания методической помощи специалистам учреждения, выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного опыта.

Методическое сопровождение ориентировано на устранение затруднений специалистов, оказание ему всесторонней помощи, способствующей самореализации специалиста в профессиональной деятельности.

Цель методической работы, организуемой в учреждении – создать условия для целенаправленного, непрерывного, личностно ориентированного повышения компетентности специалистов учреждения.

Цели и задачи методической службы тесно связаны с жизнедеятельностью учреждения в конкретный период времени. В связи с переходом из дополнительного образования в сферу молодежной политики изменились цели и задачи учреждения, которые стали рассматриваться как предоставление комплекса услуг детям, подросткам и молодежи, направленных на развитие ее физического, творческого и интеллектуального потенциала. Больше внимания стало уделяться образованию специалистов, научной составляющей деятельности, в процессе которой специалист профессионально развивается и приобретает способность «взращивать самого себя». А помогает ему в этом методист, владеющий приёмами, методами научного исследования, культурой исследовательской работы.

Переход от системы дополнительного образования детей к сфере молодежной политики предполагает постоянный поиск все новых и более совершенных технологий, приемов и методов работы. Он позволил привлечь в ряды работников учреждения молодых специалистов с инновационным стилем мышления, способных к творческой  профессиональной деятельности, эффективно реализующих себя в различных видах. Задача методической службы обеспечить повышение уровня образованности специалистов, обеспечить знакомство с педагогическими технологиями и грамотным применением их на практике,  а так же изучение  возрастных психологических особенностей детей, подростков и молодежи. С этой целью в учреждении функционирует Школа молодого (начинающего) специалиста. Разработан план мероприятий, в рамках которого постоянно проводятся консультирования, инструктажи по ведению документации, практикумы по составлению календарно-тематического планирования и целеполаганию, анкетирования и микроисследования.

Кадровый потенциал является важнейшим рычагом в реализации поставленных целей и задач. Общая штатная численность работников учреждения составляет - 22 единицы.  Анализируя данные по гендерному составу  (диаграмма рисунок №1) можно отметить, что специалистами работают в основном женщины (80%), по уровню образования специалистов  в 2014 году, который показан в виде диаграммы на рисунке №2, можно заметить, что почти все специалисты имеют высшее образование или ориентированы на его получение. Высшее образование, не считая младший обслуживающий персонал имеют 73 % специалистов (11 человек), 27 % (4 человека) -  продолжают обучение в высших учебных заведениях.  Что касается категории (диаграмма рисунок №3), то 46% специалистов имеют квалификационные категории, в том числе административный аппарат, столько же  (46, 1%) -  не имеют категории. Это, прежде всего, связано с приемом молодых специалистов и регулярной сменой их по объективным причинам. Молодые специалисты выезжают из города для учебы, уходят в декретный отпуск, так и не успев аттестоваться.

Рисунок 1 – Гендерный состав специалистов

 

Рисунок 2 – Уровень образования специалистов

Рисунок 3 – Уровень квалификации специалистов

В период с декабря 2011 года перед учреждением были поставлены новые задачи, такие как:

  • внедрение отраслевой системы оплаты труда работников сферы молодежной политики;
  • переход к новой системе финансирования в рамках  муниципальных заданий согласно федерального законодательства;
  • разработка Программы  развития  учреждения до 2016 года;
  • разработка муниципального задания учреждения;
  • поиск новых форм работы с молодежью, развитие инновационной деятельности;
  • адаптация специалистов учреждения  к новым условиям работы;
  • организация методического сопровождения специалистов с учетом функционирования учреждения в новом формате.

Деятельность центра организуется посредством восьми направлений:

  • Спортивное;
  • Физкультурно-оздоровительное;
  • Организация зон свободного общения;
  • Работа с семьей;
  • Художественно-эстетическое;
  • Культурно-досуговое, реализуемое посредством дополнительных программ и проектов.
  • Экологическое направление;
  • Нравственно-эстетическое. 

Перед специалистами постоянно стоит задача по предоставлению широкого спектра услуг, обеспечивающих возможности для самореализации детей и молодежи и обновления содержания деятельности учреждения в целом. Это выражается в поиске новых направлений, востребованных среди молодежи. В настоящее время в учреждении осуществляют свою деятельность 14  объединений по различным направлениям. По сравнению с 2010 годом количество направлений деятельности выросло за счет открытия новых востребованных объединений, работы специалистов по нескольким программам.

  • Появилось объединение современного танца «Элми», творческое объединение «Чудо своими руками», объединение «Экология и мы», Студия дизайнерского решения «Мир чудес». Начал реализовываться проект «Экология и мы» (экологическое направление) – ноябрь 2013 года;
  • Реализуется проект  «Памяти счастливые моменты» (добровольчество молодых людей) – май 2013 года;
  • Активное развитие получил проекта «Клуб выходного дня «Альтернатива»;
  • Апробирована новая методика проведения мероприятий посредством размещения работ в социальных сетях (конкурс фотографий «Весь мир – театр»);
  • Внедрена инновационная  программа «Летний калейдоскоп» в рамках комплексного плана мероприятий по организации отдыха, оздоровления и трудовой занятости детей, подростков и учащейся молодежи – с июля 2013 года;
  • Реализуется проект «Клуб молодой семьи «Веста»

Одним из важных направлений деятельности учреждения является работа с родителями и взрослым контингентом, которая осуществляется не только в рамках воспитательной деятельности, но и посредством реализации программы «Клуб молодой семьи «Веста».

В процессе работы семейного клуба проводятся беседы и различные тематические, спортивные мероприятия, направленные на возрождение семейных традиций и организацию семейного досуга. В 2009 в рамках программы проведено 15 мероприятий с общим охватом 150 человек, в 2010 году – 16 мероприятий, количество участников  163, в 2011 году проведено 18 мероприятий с общим охватом 180 человек, в 2012 - 18 мероприятий с участием 180 человек, в 2013 году 19 мероприятий с общим охватом 215  человек, в 2014 – проведено 18 мероприятий с общим охватом 200 человек. Семьи клуба молодой семьи «Веста» принимают активное участие в городских мероприятиях различной направленности, таких как Фестиваль приключений «Мама, папа, я – дружная спортивная семья», семейно-командных соревнованиях «Мы за рулем» и т.д., где также занимают призовые места.

С 2011 года в учреждении развивается новое направление – профилактика экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, в рамках которого реализуется проект «Толерантность – гармония многообразия»,  направленный на создание благоприятных условий для формирования социально благополучного пространства, свободного от экстремизма, межнациональной розни. Ежегодно помимо внутренних мероприятий в рамках проекта проводится 2-3 мероприятия городского уровня. Все мероприятия актуальны и содержат в себе пропаганду разумного стиля жизни, толерантного поведения, поддержку в нравственном, духовном, физическом, патриотическом, гражданском воспитании.

Воспитанники и специалисты центра «Контакт» являются активными участниками мероприятий различного уровня.  (В таблице мы представили разбивку количества участников по уровню мероприятий). 

 

Год

Уровень мероприятий

Городской уровень

Окружной уровень

Всерос. уровень

Международный уровень

2010

581

65

38

2011

605

76

5

2012

405

441

85

2013

830

205

158

1

2014

850

185

160

7

Участвуя в мероприятиях ребята пополняют копилку наград и побед учреждения.

Год

Уровень мероприятий

Городской уровень

Окружной уровень

Всерос. уровень

Международный уровень

2010

98

24

4

2011

260

33

1

2012

200

35

2013

156

53

1

2014

160

50

3

За период моей работы  в Центре «Контакт», с 2010 по 2014 годы были разработаны и внедрены в деятельность учреждения следующие проекты и программы:

- Программа развития учреждения на период с  2012 по 2016 годы. При разработке программы развития учитывался тот факт, что учреждение находится в одном из отдаленных районов города. Центр «Контакт» единственное в своем роде учреждение в микрорайоне «Западный», которое может предложить услуги по организации активного позитивного отдыха различным группам населения и внести вклад в улучшение социальной обстановки.  

- Управленческий проект позитивной профилактики «Перспектива», цель которого формирование модели здорового образа жизни посредством систематизации направлений деятельности учреждения в рамках позитивной профилактики.

За данный период подготовлены в соответствии с требованиями УДСМ программно-методический комплекс по организации работы по дзюдо, программа по волейболу, утверждены на НМС УДСМ проекты и программы по основным направлениям деятельности: программа «Клуб молодой семьи «Веста», комплексная программа «Курс на здоровье», модифицированная программа для групп начальной подготовки по ОФП,  Программа студии здоровья «Life Style», Проект студии дизайнерского решения «Мир чудес», Модифицированная программа для групп начальной подготовки по фитнес-аэробике.

Ведется активная деятельность по межведомственному взаимодействию. В 2010 году учреждение сотрудничало с  учреждениями и организация города. В 2014 в партнерские отношения вступили 12 учреждений.

Рисунок 4 – Взаимодействие и сотрудничество

В рамах аналитического направления деятельности методиста происходит изучение профессиональных и информационных потребностей специалистов, выявление затруднений  в практической деятельности; изучение эффективности реализации развивающих программ, внесение предложений по повышению их качества; внедрение новых форм отчетности; анализ успешности внедрений нововведений; организация  различных форм контроля.

Организационно-методическое направление – организация консультаций, оказание практической помощи специалистам, организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, проведение семинаров, оказание помощи к подготовке к участию в конференциях, фестивалях, конкурсах;

В рамках информационно – методического направления - формируется банк методических материалов (статьи из научно-популярных журналов, методические рекомендации, инструкции, памятки, сборники сценариев и т.д; специалисты информируются  об изменениях в законодательстве сферы  молодежной политики, ведется работа с Интернет-ресурсами (размещение информации о деятельности специалистов в СМИ и сети Интернет); информирование специалистов о проводимых конкурсах различной направленности.

Практическое  направление ориентировано на разработку и апробацию программ, проектов, планов, и т.д., проведение экспериментальной и исследовательской деятельности, обобщение и распространение передового опыта специалистов учреждения.

          В рамках аналитической деятельности в учреждении 2 раза в год осуществляется анкетирование специалистов с целью изучения  их профессиональных затруднений. На основе анализа анкет, методист имеет возможность скорректировать методическую работу, опираясь на индивидуальные особенности специалиста.

На основе выявленных затруднений были разработаны образцов заполнения рабочей документации, а также проведены методические объединения по темам «Презентация программы развития учреждения, рабочей документации специалистов», «Развитие креативного мышления», «Личностный рост и поиск ресурсов», «Работа над портфолио» и т.д.

В последующем возникающие у специалистов трудности по заполнению рабочей документации решаются посредством консультаций и демонстрации образцов.

Сложности возникали в заполнении критериев и показателей качества и результативности деятельности специалиста. Для решения данной проблемы была разработана форма  по заполнению критериев и показателей качества и результативности деятельности» , которая позволяет добиться единого подхода к заполнению критериев.  С целью оперативного сбора информации о деятельности специалистов и ее анализа разработан еженедельный отчет, который ложиться в основу ежемесячного статистического отчета о деятельности учреждения.

С целью анализа эффективности деятельности специалистов учреждения разработано Положение о внутриучрежденческом контроле профессиональной деятельности специалистов учреждения утвержденное приказом директора № 27/1-п от 09.01.2013г.

 Для  реализации данного Положения осуществляются и документально оформляются следующие формы контроля:

- посещение занятий с целью проверки посещаемости и качества его проведения;

- посещение мероприятий с целью проверки качества его проведения;

- проверка рабочей документации с целью выявления соответствия оформляемых документов нормативным требованиям, предупреждения ошибок при ведении документации, определения степени освоения специалистами системы учета и ведения рабочей документации, как условие качественного ведения рабочей документации;

- проведение экспертизы программ и проектов с целью рекомендации лучших для получения экспертизы  на научно-методическом совете УДСМ. В период с 2011 по 2014 год экспертизы получены на 14 проектов и программ.

Особое внимание уделяется самоанализу  деятельности специалистов. Анализ деятельности специалистов проводится 1 раз в полугодие.

Специалист проводит работу, в процессе которой сопоставляет используемые приемы в реализации программы и выбирает наиболее интенсивные методы и приемы развития и воспитания воспитанников. Для удобства специалистам предложена памятка по проведению самоанализа.

Информационно-методическое направление осуществляется посредством следующих мероприятий:

  • подготовку и размещение материалов в СМИ и сети интернет с целью создания положительного имиджа, как отдельного специалиста, так и учреждения в целом;
  • оказание поддержки специалистам в оформлении информационных стендов; оформление информационного стенда;
  • ознакомление специалистов в рамках методических объединений с новинками методической,  научно-популярной литературы и с опытом инновационной деятельности специалистов учреждений подведомственных УДСМ;
  • создание портфолио специалистов, в которое входит: личная карточка (Ф.И.О., дата рождения, документ об образовании, и т.д.), самообразование специалиста (индивидуальный план самообразования, курсы повышения квалификации, участие в конференциях, семинарах), достижения специалистов (благодарственные письма, грамоты, дипломы и др.), достижения воспитанников, методические материалы (программа, проекты, рецензия на программу, самоанализ работы за год, методические разработки и др.);
  • информирование специалистов о проводимых конкурсах и соревнованиях.

Организационно-методическое сопровождение работы специалистов осуществлялось через ряд мероприятий: консультирование; подбор необходимой литературы; оказание помощи в организации деятельности, подготовке мероприятий; оказание помощи в подготовке к аттестации – 4; подготовка презентаций – 10.

Основные темы консультирования:

- консультации в период аттестации;

- консультации по заполнению рабочей программы;

- консультации по написанию программ;

- консультации по подготовке материалов на конкурс;

- консультации по написанию проектов;

- консультации по теме самообразования.

        В учреждении  планомерно проводятся мероприятия по повышению квалификации специалистов, которое достигается  посредством обучения на курсах повышения квалификации, самообразования, участия в семинарах, методических объединениях, прохождения квалификационных испытаний (аттестация), а также путем создания методических разработок. Ведется база данных по участию в семинарах и курсах повышения квалификации.

Специалисты, обучившиеся на курсах и семинарах, делятся полученными знаниями с коллегами, предоставляют материалы курсов  в методкабинет.

Практическое направление – это разработка и апробация программ, планов, проектов и т.д., проведение экспериментальной и исследовательской деятельности.

При моем активном участии реализуются программы и проекты: «Клуб молодой семьи «Веста»», «Клуб выходного дня «Альтернатива», управленческий проект позитивной профилактики  «Перспектива», «Толерантность – гармония многообразия», «Гармония жизни», и т.д.

  • В 2010 года специалисты нашего учреждения приняли участие в Проектной сессии в рамках общественно – образовательного проекта «Деловая молодежь Ямала». Мною была оказана методическая помощь педагогам по написанию и оформлению проектов. Так же мною была оказывала помощь специалистам при подготовке материалов к  участию в конкурсе профессионального мастерства работников сферы молодежной политике управления по делам семьи и молодежи Администрации муниципального образования города Ноябрьска. По итогам конкурсных мероприятий директор учреждения стала победителяем: первое место -  в номинации Руководитель». В 2010 году  по результатам Всероссийского конкурса спортивных программ Благотворительного Фонда «Новое поколение» Пинчук Э.С. стал победителем от Ямало-Ненецкого автономного округа и был удостоен звания  «Лучший детский тренер России» (на конкурс была представлена программа по дзюдо).

По итогам окружного смотра - конкурса на лучшую постановку физкультурно-спортивной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства  в 2010 году учреждение заняло 1 место в городском туре и получило грант III степени в окружном этапе конкурса.

В 2011 году в окружном смотре - конкурсе на лучшую постановку физкультурно-спортивной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства – учреждение получило грант I степени; в 2012 году – грант II степени в окружном этапе; в 2013 году – грант III степени; в 2014 – грант I степени.

Во всероссийском смотре-конкурсе на лучшую постановку спортивно-массовой работы по месту жительства и учебы в ЯНАО в 2012 году программа «Здоровье – курс нации» стала лауреатом конкурса.

Проект «Клуб молодой семьи «Веста» в 2012 году  получил грант II степени по итогам окружного конкурса грантовой поддержки проектов (программ) по основным направлениям реализации молодёжной политики в Ямало-Ненецком автономном округе.

По итогам окружного конкурса грантовой поддержки проектов (программ) по основным направлениям реализации молодёжной политики в Ямало-Ненецком автономном округе в 2014 году проект «Памяти счастливые моменты» удостоен гранта 45 тыс. рублей. Мною была оказана методическая помощь в написании и оформлении проекта.

Таким образом, показателями качества методической работы в учреждении являются:

Информационно-методическое обеспечение деятельности специалистов учреждения

-   сформирована электронная методическая база данных;

- систематическое наполнение и  распространение методических материалов для специалистов;

-  отработана система методического сопровождения специалистов в период прохождения аттестации.

Аналитическое обеспечение

- определены организационно – нормативные документы, регламентирующие деятельность специалистов учреждения;

- разработано положение о внутриучрежденческом контроле;

- разработаны рабочие документы по обеспечению деятельности  специалистов учреждения;

- разработана и внедряется система контроля и экспертизы деятельности специалистов учреждения;

        - разработаны критерии и показатели качества и результативности деятельности специалистов по работе с молодежью  для установления повышающего персонального коэффициента;

        - разработаны формы - памятки по заполнению критериев и показателей качества и результативности деятельности специалистов и педагогов учреждения;

- систематически осуществляется ведение и пополнение портфолио специалистов отдела;  

     - разработаны методические и информационные материалы по программному обеспечению деятельности специалистов и  проведению мероприятий (занятий).

Обобщение педагогического опыта специалистов учреждения

-  выступление на методических объединениях,  научно – методических советах, семинарах;

-  участие в межмуниципальной научно – практической конференции «Стратегические приоритеты в развитии и реализации потенциала молодежи как залог социально – экономического процветания»;

-  веется наполнение страниц учреждения на официальном сайте УДСМ;

- транслируется опыт работы в Интернет-сообществах педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта результативности педагогической деятельности методиста

В карте результативности педагогической деятельности методиста описана небольшая часть работы за 5 лет. На самом деле работа методиста очень объёмна, я думаю её сложно подробно вписать в эти...

Самообследование деятельности методиста по поддержке и сопровождению талантливых и одаренных учащихся за период « 1 сентябрь 2019 г. – 31 декабрь 2019 г.»

Данный материал содержит самообследование деятельности методиста по поддержке и сопровождению талантливых и одаренных учащихсяза период « 1 сентябрь 2019 г. – 31 декабрь 2019 г.»...

ЖЮРИ, экспертная деятельность МЕТОДИСТ

Справки, приказы об участие в работе жюри...

Удовлетворенность педагогов качеством информационно- методической деятельностью методиста

По результатам анкетирования педагогов ДО отмечается положительная динамика эффективности работы методиста....

3.1.Результативность деятельности методиста по выявлению развития у педагогов способностей к научной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности

1. В данном разделе представлены результаты по итогам методической работы  и по выявлению развития педагогов по направлениям педагогической деятельности.2. В табличной форме представлена результа...