применение игровых методик на уроках английского языка в начальной школе
учебно-методический материал на тему

Кандаракова Ксения Алексеевна

Применение игровых методик в обучении английскому языку

в начальной школе.

Цель: формирование навыков устной речи посредством использования игровых методик на уроках английского языка

Задачи:                                  

 - обосновать психолого – педагогическую и методическую ценность применения игровых технологий                                                                                                                                                                                                                        - рассмотреть необходимость применения  игр на уроках английского языка как средство формирования навыков устной речи

 - выявить формы и способы игровой деятельности, влияющие на тот или иной аспект процесса познания.

Каждое время выдвигает свои требования к образованию. Для современного человека образование и образованность становятся условием жизненной успешности. Быть современным сегодня означает, прежде всего, иметь образование, отвечающее современным требованиям. Введение обязательного стандарта необходимо совместить с особой задачей – научить свободному владению языком во многих сферах и ситуациях его применения. Сегодня знания, способность к творчеству становятся для развивающейся личности важнейшим человекообразующим фактором. Творчество – самый мощный стимул в развитии ребенка. Именно в творчестве происходит слияние человека с его деятельностью. В высший миг творчества человек испытывает поглощение всего себя предметом труда. Отсюда проблема, как сделать так, чтобы на уроке удавалось разбудить в ученике такое творческое состояние.

  В общеобразовательном учреждении в соответствии с государственным образовательным стандартом иностранный язык входит в общеобразовательную область «Язык. Литература». Язык является важнейшим средством человеческого общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества.

Основное назначение иностранного языка как предметной области состоит в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Иностранный язык открывает учащимся доступ к огромному духовному богатству другого народа, поэтому ему отводится существенная роль в решении важнейших задач, стоящих перед современной школой в плане формирования личности и ее вхождение в мировое сообщество.

Роль учителя в достижении цели обучения иностранному языку несомненна велика. Умение научить языку, развить коммуникативно – познавательную потребность учащихся, организовать эффективное учебное общение, подвести своих учеников к заданному стандартом и программой уровню владения всеми видами речевой деятельности – все это доступно лишь учителю, обладающему достаточным уровнем сформированности и методической компетенции.

Для развития и совершенствования речевых умений учащихся используются различные виды деятельности, но наиболее эффективным представляется использование игры на уроке.

Актуальность использования  игр в обучении иностранному языку заключается в том, что  в процессе игры повышается мотивация и познавательная деятельность учащихся.

Психологи отмечают, что игра - оптимальная форма обучения при изучении иностранного языка. Игра формирует у детей адекватное отношение к явлениям окружающей жизни, является средством активизации познавательных процессов: внимания, мышления, памяти.

Детская игра является, как показывает опыт педагогов и теоретиков, одним из эффективных приемов обучения, использование которого делает иностранный язык любимым предметом школьников.

Применение игры для развития навыков устной иноязычной речи – еще недостаточно изученная область педагогики. Не всякая игра (пусть самая живая и интересная) подходит для этой цели. Поэтому выбор нужной игры – одна из первоклассных задач преподавателя иностранного языка. Этот выбор должен проводиться с учетом целенаправленности игры, возможности постепенного ее усложнения и лексического наполнения. Отобранные для занятия игры отличаются от обычных детских игр тем, что фактор воображения, фантазия ребенка, вымышленные ситуации отходят как бы на задний план, а доминантой становятся наблюдение и внимание. Учитывая специфику игры в процессе обучения детей иностранному языку, преподаватель руководит ходом игры и контролирует его.

            Опыт показывает, что без игровых действий закрепление в памяти ребенка иностранной лексики происходит менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения, что нежелательно. Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний.

        Я работаю в начальной школе по учебнику Биболетовой М.З.“Enjoy English” и широко использую игры для обучения английскому языку. Игры помогают оптимально и эффективно использовать каждую минуту на уроке. Они не только доставляют радость, но и приносят много пользы. Дзюиной Е.В. разработан материал для проведения игр, которым я  пользуюсь на уроках при повторении, контроле, закреплении новых лексических единиц, грамматического материала  «Бинго», «Домино», «Магический круг» на уроках английского языка во втором и третьем классе. Лексический материал соответствует учебнику “Enjoy English” под  редакцией Биболетовой М.З.

 

ИГРА «ДОМИНО». (приложение 2)

Разрезаем шаблон на карточки, на одной половинке карточки написано предложение, а на другой картинка. Перед началом игры все карточки выкладываются на парту изображением вверх. Начинать игру можно с любой карточки. Ряд карточек можно достраивать вправо или влево. Предложение должно соответствовать картинке. Если используются прилагательные, то рядом должны оказаться прилагательные противоположные по значению. Из карточек должна получиться замкнутая рамка. Правильно сложенная рамка домино оценивается как победа. Можно попросить учеников зачитать предложения, задать вопросы, выполнить другие задания, если учитель посчитает этоцелесообразным.

ИГРА «МАГИЧЕСКИЙ КРУГ». (приложение 3)

Вырезаем шаблон с изображением продуктов питания. Из другого листа делаем точно такой же круг, вырезаем один сектор. Скрепляем оба круга. Водящий бросает кубик и передвигает верхний круг на столько картинок, сколько выпало на кубике. В отверстии появляется картинка, ученики задают вопрос водящему: Would you like some cheese? Если на картинке у водящего сыр, то задавший вопрос меняет ведущего, если нет, то игра продолжается. При помощи других шаблонов тренируем учащихся задавать вопросы: Is it a monkey?(шаблон 5) Have you got a mother?(шаблон 4) Do you like to eat apples?(шаблон 2) Can you jump? (шаблон 3)

ИГРА «БИНГО». (приложение 1)

Ученикам раздаем карточки-лото с изображением животных (продуктов) и отдельные карточки с цифрами. Учитель говорит: “Number one-a cat (butter)”, ученики закрывают изображение кота (масла) карточкой с номером один. Играют до тех пор, пока не будут закрыты все картинки. Затем учитель может пройти и посмотреть, в каком порядке закрыты картинки или попросить учеников открывать картинку, называть номер и что изображено на картинке.

Быстро  проверить как усвоена лексика поможет шаблон 5 игры «Бинго». Рядом с цифрами на карточках написаны слова, если слова в строчке закрыты правильно, можно прочитать предложение.

ИГРА «PUZZLES».

Предлагаю ребятам собрать картинку из отдельных кусочков. Затем прошу рассказать, что за картинка получилась. Ученики говорят, кто это, какого цвета, какой (используют прилагательные). В приложении я предлагаю несколько картинок, которые можно разрезать на части. (Приложение 4)

Такие игры требуют подготовки дидактического материала, что отнимает немало времени. Но усилия не пропадают даром. Играя, ученики быстро усваивают необходимую лексику. Эти игры могут служить своеобразным повторением пройденного материала и  просто как разрядка на уроке.

      Работа с алфавитом тоже превращается в интересное состязание. Надо собрать яблочки с буквами (большими или маленькими), составить алфавит и расшифровать слово, цифра обозначает номер буквы в алфавите. Интересно искать буквы на елочке, а затем написать большую букву и назвать слово с ней. Часто я использую магнитную азбуку, чтобы перепутывать буквы в словах, а ученики восстанавливают эти слова, что способствует формированию орфографических навыков. Раздаю ученикам по 6 букв (a, e, t, i, g, r), затем показываю картинки, называю то, что изображено (например, tea, ice-cream, green, egg, rabbit). Ребята должны складывать карточки с первыми буквами слов, которые называет учитель, если ребята правильно выложили буквы, у них должно получиться слово “tiger”.

     На уроках я часто использую и более простые игры, которые не требуют от учителя предварительной подготовки.

      Уже на первом уроке можно поиграть в игру, которая очень нравится ученикам. На этом уроке мы учимся здороваться. Один из учеников встает спиной к классу, другие ребята по очереди подходят к нему и здороваются: “Good morning!” Если он не отгадал имени того, кто с ним поздоровался, он уступает этому ученику свое место. Игра проходит очень быстро, дети с охотой произносят первую английскую фразу. Учитель ненавязчиво корректирует произношение.

        Чтобы лучше и быстрее запомнить слова по теме «Внешность», играем в такую игру. Ребята встают, я говорю:  - Let's fly, fly, fly. Nose! Ученики изображают летящих птиц, услышав слово nose, они дотрагиваются до носа. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры. Ведущим может быть ученик, который хорошо знает эти слова.

        Моим ученикам очень нравится игра, которая тренирует память. На столе раскладываю картинки с изображением продуктов (или того, что изучаем в данный момент или хотим повторить). Представители команд внимательно рассматривают все, что есть на столе. Затем, повернувшись спиной к столу, ученики называют то, что запомнили. За каждое правильное слово команда получает очко.

         Даже простое описание картинки можно превратить в игру. К уроку приготавливаю небольшие картинки. К ним прикрепляю скрепки и складываю в коробку. Делаю удочку, где вместо крючка магнит. На уроке ребятам говорю, что будем рыбачить, выловив картинку, надо сказать, что на ней изображено. Детям очень нравится «ловить» такую «рыбку».

         Когда учим предлоги, играем в такую игру. Группа учеников выстраивается у доски. Ведущий старается запомнить, кто, где стоит. Затем он выходит из класса, а ученики меняются местами. Задача ведущего – поставить всех на прежнее место. Для этого он дает следующие распоряжения: Misha, stand in front of Oleg! Sveta, stand between Olga and Sasha!

      При изучении глагола “to have” играем в игру “Magic sack”. У меня в пакете лежат разные игрушечные звери. Ученики подходят, не заглядывая в пакет, трогают одну из игрушек, говорят: “You have got a cat ,” а затем достают эту игрушку. Если отгадали, получают очко. Побеждает команда, у которой больше очков.

     Ребята любят похвастаться, использую это качество в игре Lets boast. Я начинаю: “I  have got a cat, and you?” Ученик отвечает: “You have got a cat and I have got a dog.” Игра позволяет не только запомнить глагол “to have”, но и повторить большое количество существительных.

     Объединить вопрос Have you got a…? и ответ можно вот в такой игре. Прихожу в класс и говорю: «Представьте, что в нашем городе вы захотели открыть зоопарк. Вам надо узнать, какие животные есть у вашего друга-директора зоопарка в другом городе». Чтобы получилось правдоподобно, даю ребятам трубки от игрушечного телефона (потом они передают их другим). Задача – поздороваться, спросить есть ли, например, лев и ответить на вопрос. Затем надо решить, какие животные будут в зоопарке.

      Перед началом следующей игры делим класс на две команды. Команды встают друг против друга. Говорю: -Hands behind your backs! В руку первому ученику первой команды кладу мяч, а в руки первого ученика второй команды ручку (любые другие предметы). Ребята начинают передавать предметы друг другу. По команде: Стоп! Нужно отгадать у кого остался предмет. (Olga has a ball. - No, I haven’t/Yes, I have.) Выигрывает команда, первая отгадавшая, у кого находится предмет.

     При изучении Present Simple Tense играем в такую игру. Учитель бросает мяч одному из учеников и спрашивает: -What do you do in the morning? Тот должен  быстро ответить на вопрос и бросить мяч обратно. Учитель бросает мяч другому ученику и задает тот же вопрос. Ответы не должны повторяться. Тот, кто не ответил на вопрос или повторил сказанное предложение, выбывает из игры.

     Делим класс на команды. На доске написаны цифры, обозначающие время

(7.15 am, 10pm …), раздаю командам картинки, на которых изображен мальчик, выполняющий разные действия. Задача команд – поместить картинки под тем временем, когда можно выполнять это действие. Побеждает та команда, которая смогла быстрее разместить картинки и рассказать о своем персонаже, например: At seven o'clock Kolya gets up. He goes to school at half past eight.

      Когда начинаем изучать Past Simple Tense, я заранее готовлю карточки с различными формами неправильных глаголов. На каждой карточке написана одна форма. Карточки перемешиваются, каждый ученик получает несколько штук. По команде учащиеся передают друг другу по одной карточке. Затем еще по одной. Задача учеников – подобрать у себя три формы одного и того же глагола. Победителем становится тот, кто первым сделал это.

      Потренировать учащихся в употреблении прошедшего времени можно в ходе вот такой игры: учитель выбирает ведущего, ведущий выходит из класса. Учитель говорит : «Представьте себе, что наш город посетил злой волшебник, он вчера остановил все часы и жизнь замерла. Выберите, то что вы делали вечером и замрите. Расколдует вас водящий, если правильно скажет предложение.» Ребята имитируют действия, кто-то смотрит телевизор, кто-то читает и т.д. Водящему сообщаю, что нужно сделать. Он говорит: - Sveta watched TV yesterday.  Сказал правильно, ученик «оживает». Ведущих можно менять.

          На доске вывешиваю картинку, на которой изображены инопланетяне, выполняющие различные действия. Говорю ребятам, что у нас высадились инопланетяне, нам бы очень хотелось узнать, что они делают. Они далеко, подходить к ним нельзя, надо посмотреть в бинокль. Спрашиваю, кто бы хотел рассказать нам о действиях инопланетян. Даю этому ученику игрушечный бинокль, тот смотрит в бинокль и рассказывает. Затем передает бинокль другому ученику.

           Итак, можно с уверенностью сказать, что применение игровых технологий является одним из средств обучения английскому языку, дает хорошие результаты, повышает интерес учеников к изучению языка, концентрирует их внимание, повышает активность. А так же вносит в урок элемент соперничества, позволяет сконцентрировать внимание ребят на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.

         

 

Использованная литература.

 

1.      Биболетова М.З. Книга для учителя 2 класс.  Титул, 2011

2.      Конышева А.В. Английский для малышей. СПб- Каро,  2004

3.      Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб -Каро, ,2006

4.      Шишкова И.А. Английский для малышей.  М –Росмэн, 2000.

 

Картинки с сайта www.lenagold.ru

      

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация80.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение игровых методик в обучении английскому языку в начальной школе.

Слайд 2

Цель: формирование навыков устной речи посредством использования игровых методик на уроках английского языка

Слайд 3

З адачи: - обосновать психолого – педагогическую и методическую ценность применения игровых технологий - рассмотреть необходимость применения игр на уроках английского языка как средство формирования навыков устной речи - выявить формы и способы игровой деятельности, влияющие на тот или иной аспект процесса познания.

Слайд 4

A E T I G R Tea, ice-cream, green, egg, rabbit « tiger »

Слайд 5

Спасибо за внимание!