Рабочая программа воспитателя «ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» Кевбриной А. А. «Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями»
рабочая программа на тему

Рабочая программа 

воспитателя «ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»

Кевбриной А. А.

«Воспитание  и  обучение  детей  с  ограниченными  возможностями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kevbrina.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНО»

                                                                                                                                      

Заместитель директора УВР

______________ /Соцкова  О.Н./

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ГБУ «ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»                                                                                                    ________ /Шпитальская И.Ю./

                                                                                       

Рабочая программа  

воспитателя «ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»

Кевбриной А. А.

«Воспитание  и  обучение  детей  с  ограниченными  возможностями»

Пояснительная  записка.

Программа  направлена  на  коррекцию  и  развитие  детей  с  ограниченными  возможностями,  на  формирование  сенсорных  эталонов,  на  познавательное  и  коммуникативное  развитие,  соответствующих  физиологическим  и  нейропсихологическим  особенностям  детей.  на  познание  его  взаимоотношений  с  самим  собой,  природой  и  окружающим  миром.  Программа  реализуется  на  базе  основных  компонентов  и  здоровьесберегающих  технологий.

Известно,  что  нормальное  развитие  ребёнка  возможно  только  при  совокупности  нескольких  условий.  Первое  условие  связано  с  состоянием  здоровья  ребёнка (биологический  фактор). Но  только  быть  физически  здоровым  оказывается  недостаточно.  Необходимо  второе  условие  -  благоприятная  социально-педагогическая  среда  (социальный  фактор  развития).  включающая  в  себя  специально  организованное  предметно-игровое  пространство,  обеспечение  условий  для  эмоционального,  познавательного  и  коммуникативного  развития.  третье  условие,  необходимое  для  нормального  развития,  -  активность  самого  ребёнка  (двигательная.  эмоциональная,  познавательная,  речевая,  коммуникативная). В  программе  определены  базовые  направления  педагогической  работы,  обеспечивающие  всестороннее  развитие  личности  ребёнка  с  ограниченными  возможностями  здоровья.  Содержание  основных  направлений  педагогической  работы,  условия  и  формы  их  реализации  позволяет  решать  в  единстве  коррекционно-развивающие  задачи,  к  которым  относится  физическое  и  моторно-двигательное,  эмоциональное,  сенсорное,  умственное,  социально-личностное,  коммуникативное,  речевое,  эстетическое  развитие  ребёнка.  Практическая  реализация  этих  задач  осуществляется  в  процессе  физического  воспитания,  формирования  механизмов  предметной  и  игровой  деятельности,  продуктивных  видов  деятельности  (рисования.  лепки,  аппликации,  конструирования,  элементарного  труда),  ознакомления  с  окружающим  миром,  развития  речи,  формирования  элементарных  математических  представлений,  музыкального  воспитания.

Целевая  группа  -  курс  коррекционно-развивающих  педагогических  занятий  рассчитан  на  детей  4-7  ле,  в  зависимости  от  интеллектуального  и  творческого  развития  детей.

Сроки  реализации  программы  и  её  продолжительность  -  программа  рассчитана  на  3  года,  в  зависимости  от  индивидуального  развития  ребёнка  с  задержкой  психического  развития  и  специфики  нарушения.

Эффективный  режим  проведения  занятий  предполагает  проведение  пяти  занятий  в  неделю,  в  первую  половину  дня.  Продолжительность  занятия  15-25  минут.  Общее  количество  занятий  в  год  160.  Диагностика  проводится  3  раза  в  год:  вводная  -  сентябрь.  Промежуточная  -  декабрь,  итоговая  -  май.

Цель  программы.

Создание  оптимальных  условий  для  развития  познавательной.  двигательной  эмоционально-волевой  сфер,  позитивных  качеств  каждого  ребёнка;  преодоление  и  предупреждение  нарушений  развития;  формирование  определённого  круга  знаний  и  умений.

Разделы  программы:

- физическое  воспитание;

- игра;

- труд;

- формирование  элементарных  математических  представлений;

- развитие  речи;

- конструирование;

- изобразительная  деятельность;

- музыкальное  воспитание.

Задачи  программы.

Диагностические  -  организация  наблюдения  за  уровнем  развития  речи  детей,  степенью  понимания  обращённой  речи,  определении  уровня  самостоятельности,  способности  воспринимать  помощь,  выявление  степени  дисциплинированности.  Определение  индивидуального  коррекционного  маршрута.

Коррекционные  -  побуждение  к  желанию  наблюдать  за  изменениями  в  природе,  коррекция  недостатков  памяти,  внимания,  восприятия  (временного,  пространственного),  развитие  и  закрепление  навыков  переноса  знаний  и  умений,  развитие  фразовой  речи  в  ходе  занятия,  во  время  работы  с  картинами,  музыкальными  произведениями,  содержание  которых  отражает  эмоциональный,  игровой,  трудовой,  познавательный  опыт  детей.

Образовательные  -  знакомство  детей  с  различными  рассказами,  историями,  стихотворениями,  музыкальными  произведениями,  обучение  пониманию  их  содержания;  углубление  и  расширение  представлений  детей  о  явлениях  природы,  обучение  умению  связывать  их  с  изменениями  в  жизни  людей,  животных,  растений.

Воспитательные  -  воспитание  доброжелательного  отношения  к  окружающему  миру,  отзывчивость  и  добрые  чувства  к  людям,  животным  и  растениям.

Социально-ориентирующие  -  социальная  адаптация,  накопление  и  формирование  социального  опыта;  формирование  и  развитие  у  детей  интереса  к  окружающему  миру.

Построение  коррекционно-развивающей  программы  обеспечивает  социальную  направленность  педагогических  воздействий  и  социализацию  ребёнка.

Программа  в  соответствии  с  видами  деятельности  педагога  реализуется  по  разделам:

Раздел  1.  Диагностический.

Диагностика  направлена  на  выявление  уровня  развития  ребёнка,  изучение  его  уровня  познавательной  деятельности,  эмоционально0волевой  сферы  и  поведения,  а  также  физического  состояния,  которое  влияет  на  формирование  умственных  способностей.  Диагностические  задания  позволяют  выявит  сформированность  таких  качеств  психической  деятельности  как:  восприятие  величины,  формы,  цвета,  способность  создать  целое  из  частей,  понимание  тех  или  иных  закономерностей.  Диагностика  позволяет  определить   и  разработать  коррекционный  маршрут  ребёнка.

Раздел  2.  Коррекционно-развивающий.

Раздел  представляет  цикл  коррекционно-развивающих  педагогических  занятий,  который  направлен  на  развитие  познавательной  активности  и  социальной  адаптации  детей.   Теоретические  знания  об  окружающем  мире  включены  в  практическую,  развивающую  деятельность  ребёнка.  Таким  образом  удаётся  формировать  познавательные.  Нравственные,  гуманистические,  художественно-эстетические  ценности.

Раздел  3.  Консультационно-профилактический.

В  данном  разделе  на  основе  данных.  полученных  диагностическим  и  коррекционно-развивающим  разделами.  разрабатываются  индивидуальные  маршруты  развития  каждого  ребёнка  и  методические  рекомендации  для  педагогов,  что  позволяет  построить  эффективное  взаимодействие  между  педагогами  и  родителями  (если  они  есть  у  детей).

Формы  и  методы  в  соответствии  с  видами  деятельности,  реализуемые  по  данным  разделам,  представлены  в  таблице.

№п/п

Вид  деятельности

Формы

Методы

1 раздел.  Диагностический.

1

Изучение  медико-психологической  документации  ребёнка  (анамнеза)

Изучение  медицинских  карт  и  заключений  специалистов.

Изучение  документации

2

Сенсорное  развитие

Индивидуальное  обследование.  Фиксация  наблюдений.

Наглядные  методы:  индивидуальное  наблюдение.  Игровой  метод.

3

Речевое  развитие

Индивидуальное  обследование.  Прогулки.  Праздники.

Словесный  метод:  беседа.  Заучивание  наизусть,  игровой  метод.

4

Познавательное  развитие

Индивидуальное  обследование.  Прогулки.

Практический  метод:  рассматривание,  метод  преднамеренных  ошибок,  конструирование.

5

Моторное  развитие

Индивидуальное  обследование.  Рисование.

Практический  метод

6

Интеллектуальное  развитие

Фиксация  наблюдений  (рисование,  лепка,  аппликация).

Словесный  метод:  беседа.  Иллюстративный  метод:  показ  предметов,  изучение  способов  действий.

7

Конструктивная  деятельность

Работа  с  различными  конструктивными  наборами

Практический  метод:  конструирование.

8

Изобразительная  деятельность

Индивидуальное  обследование.  Рисование.

Практический  метод.

2  Раздел.  Коррекционно-развивающий.

1

Сенсорное  развитие.

Занятия:  подгрупповое,  индивидуальное,  обобщающее,  познавательное.  Игра.  Самостоятельная  работа.  Экскурсия.

Наглядные  методы:  наблюдение  (индивидуальное,  с  воспитателем,  по  заданию).Игровой  метод:  дидактические  игры,  настольно-печатные  игры.  Практический  метод:  упражнение.  Исследование.  Метод  преднамеренных  ошибок.  Эксперимент,  изобразительный  метод.

2

Речевое  развитие

Прогулки,  праздники,  игра,  экскурсии.

Словесный  метод:  беседа,  заучивание  наизусть,  коллективное  чтение,  использование  малых  фольклорных  форм,  сочинение  сказок  и  рассказов.

Игровой  метод:  игры-драматизации,  дидактические  игры.

Иллюстративный  метод:  использование  дидактических  пособий.  использование  видеофильмов,  аудиозаписи.

3

Познавательное  развитие

Прогулки,  праздники,  игра,  экскурсии.

Практический  метод:  рассматривание,  метод  преднамеренных  ошибок,  конструирование.

4

Интеллектуальное  развитие

Фиксация  наблюдений  (рисование,  лепка,  аппликация).  Экскурсия.  Изготовление  поделок. Игра.

Словесный  метод:  беседа,  рассказ.

Иллюстративный  метод:  показ  предметов,  показ  способов  действий,  использование  дидактических  пособий.

Игровой  метод.

5

Моторное  развитие

Рисование,  конструирование,  изготовление  поделок.

Игровой  метод.  Практический  метод.

6

Изобразительная  деятельность

Фиксация,  наблюдение  (зарисовка,  комментированное  рисование,  лепка).

Рисование  на  различных  материалах.  Рисование  с  использованием  различных  техник.  Работа  с  песком  и  водой.

Практический  метод:  упражнение,  рассматривание,  исследование,  моделирование,  пескотерапия.

3  Раздел.  Консультационно-профилактический.

1

Методические  рекомендации  педагогам  по  изучению  детей  с  проблемами  развития.  Методы  и  приёмы  работы  с  детьми.

Индивидуальные  встречи,  круглые  столы,  информационные  папки  в  группах.

Словесный  метод:  рассказ-лекция,  беседа,  пояснение,  коллективное  обсуждение,  чтение  научно-популярной  литературы.

2

Адаптация  детей  к  условиям  детского  дома.

Словесный  метод:  беседа,  пояснение.

3

Рекомендации  для  родителей,  имеющих  детей  с  особенностями  развития.

4

Диагностическое  обследование,  выявление  уровня  развития  ребёнка.

Индивидуальные  втречи.

Беседа,  игра,  наблюдение.

Содержание  коррекционно-развивающей  работы.

Физическое  и  моторно-двигательное  развитие.

Работа  по  физическому  и  моторно-двигательному  развитию  осуществляется  в  разнообразных  формах,  которые  отражают  тесную  взаимосвязь  между  психолого-педагогическим  и  медицинским  аспектами  коррекционно-воспитательной  работы  (лечебная  физкультура,  массаж  и  закаливание,  утренняя  зарядка,  подвижные  игры,  физкультурные  упражнения.  Прогулки,  спортивный  досуг  и  развлечения).Основной  формой  организации  работы  является  занятия  физической  культурой,  которые  проводятся  в  форме  увлекательных  игр,  удовлетворяющих  потребность  ребёнка  в  двигательной  активности,  доставляющих  удовольствие  и  радость.  Занятия  проводятся  по  группам  2  раза  в  неделю и  индивидуально  в  зависимости  от  уровня  психофизического  развития  ребёнка.  Занятия  по  физической  культуре  в  плане  решаемых  задач  связаны  с  подвижными  и  театрализованными  играми,  с  занятиями  по  развитию  музыкально-ритмических  движений,  формированию  культурно-гигиенических  навыков  и  т. д.

Труд.

Трудовое  воспитание  предполагает  формирование  навыков  самообслуживания,  культурно-гигиенических  навыков,  выполнение  элементарных  трудовых  поручений  с  помощью  взрослых.  Воспитание  происходит  в  «бытовой»  деятельности:  в  сменяющихся  процессах  умывания,  кормления.  одевания  и  раздевания.  Предметы  гигиены.  Посуда,  одежда,  оборудование  для  трудовых  действий  (фартучки,  тряпочки  ит. п.)  располагаются  в  определённых  местах  хранения.  Что  позволяет  детям  достаточно  быстро  запомнить  их  местонахождение.  Участие  ребёнка  во  всех  процессах  сопровождается  положительными  эмоциями,  игровыми  действиями.  Процессу  формирования  данных  навыков  способствуют  игры  с  бытовыми  предметами  и  орудиями.

Формирование представлений  о  себе  и  окружающем  мире.

Содержание  данного  раздела  непосредственно  связано  с  игровой  деятельностью.  Формирование  у  детей  представления  о  себе  и  окружающем  мире  осуществляется  в  ходе  режимных  моментов,  совместных  игр,  прогулок,  стихийно  возникающих  бытовых  ситуаций,  в  повседневном  общении.

В  процессе  формирования  представлений  об  окружающем  мире  у  детей  возникают  познавательные  установки  «Что  это  такое?»  и  т.п.  Ребёнок  учится  не  только  выделять  предмет  или  явление  из  фона,  но  знакомится  с  функциональными  качествами  и  назначением  объектов,  овладевает  умением  анализировать  их.

Развитие  речи.

Основное  внимание  уделяется  созданию  условий  для  пробуждения  и  стимулирования   речевой  активности  детей.  Развитие  речи  осуществляется  в  быту,  в  различных  видах  деятельности  (игры,  рисование,  конструирование),  в  процессе  формирования  представлений  о  себе  и  окружающем  мире,  на  занятиях  по  развитию  речи,  в  ходе  индивидуальной  коррекционной  работы.  Педагог  создаёт  условия  для  свободного  общения  детей  со  взрослыми  и  друг  с  другом,  поддерживает  и  поощряет  их  речевую  активность  в  различных  ситуациях.  В  работе  применяются  индивидуальное  и  хоровое  повторение  речевого  материала,  отражённое  и  сопряжённое  проговаривание,  комментированное  рисование,  чтение  и  т.д.  На  занятиях  происходит  систематизация  и  актуализация  накопленного  детьми  материала.

Музыкальное  воспитание.

Музыкальное  воспитание  направлено  на  развитие  у  детей  способности  эмоционально,  адекватно  воспринимать  музыку  различного  характера;  слухового  внимания  и  сосредоточения;  музыкального  слуха;  умения  участвоватьв  различных  видах  музыкальной  деятельности  (пении,  танцах,  хороводных  играх).

Элементы  музыкально-ритмических  занятий  используются  педагогом  в  процессе  подгрупповой  и  индивидуальной  работы  с  детьми.  В  свободное  время  воспитатель  продолжает  организовывать  игры  детей  с  музыкальными  игрушками  и  инструментами.  

Настоящая  адаптированная  программа  составлена  на  основе  программы: БаряеваЛ.Б.,  Гаврилушкина  О.П.,  Зарин  А.П.,  Соколова  Н.Д.  Программа  воспитания  и  обучения  дошкольников  с  интеллектуальной  недостаточностью.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вера,надежда ,любовь

Вера,надежда,любовь живет в каждом человеке.,без них человек бессилен...

сценарий к вечеру "Вера, Надежда, Любовь"

Это разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников...

Классный час "Подари людям веру,надежду,любовь.

Классный час о волонтерской работе школы.Мастер-класс по изготовлению поделки!...

Проект "Вера. Надежда. Любовь"

Проект детско- родительского Клуба "Вера. Надежда. Любовь"...

Разработка урока по ОПК: «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София»

Данная разработка урока по Основам православной культуры является разработкой урока для 5-х классов. Тема данной разработки урока - «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Свят...