Статья. Рейтинговая система оценивания знаний студентов как один из инструментов реализации ФГОС.
статья на тему

Никитюк Ирина Анатольевна

Сегодня, когда система образования претерпевает серьёзные изменения, связанные с введением ФГОС, меняется содержание обучения, на первый план выходят методы, приёмы, требующие активной мыслительной деятельности студентов, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск. Системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС, предполагает: ориентацию на результаты. В связи с этим одной из важнейших составляющих образовательного процесса является система оценки качества знаний студентов.

Цель внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности студентов средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рейтинговая система оценивания знаний студентов как один из инструментов

реализации ФГОС.

Сегодня, когда система образования претерпевает серьёзные изменения, связанные с введением ФГОС, меняется содержание обучения, на первый план выходят методы, приёмы, требующие активной мыслительной деятельности студентов, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск. Системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС, предполагает: ориентацию на результаты. В связи с этим одной из важнейших составляющих образовательного процесса является система оценки качества знаний студентов. Традиционная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребёнка, должна:  

  • стимулировать учение;
  • осуществлять обратную связь;  
  • ориентировать ученика на успех;
  • отмечать даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им обучаться в собственном темпе;  
  • содействовать становлению и развитию самооценки учащихся.

Традиционная система бальных оценок не всегда отражает качественное изменение студента в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В связи с этим вопрос об усовершенствовании системы оценивания качества знаний студентов представляется одной из самых актуальных проблем современного образования. С недавних пор в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др.Проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.

Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным предметам, так и по циклу дисциплин за определённый период обучения. Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно-исследовательской работы, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся из разряда пассивных зрителей и слушателей в разряд активных участников педагогического процесса. Многие из недостатков традиционной системы оценивания можно исправить, применяя технологию рейтинговой системы оценки качества знаний студентов. Недостатки традиционной системы балльных оценок Рейтинговая система контроля и оценки знаний позволяет отсутствие весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы, оценка может быть выставлена за доказательство теоремы или трудной задачи, а, может быть, и за ответ довольно простой)

Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что даёт возможность студентам сопоставлять результаты своей деятельности с результатами сокурсников. Рейтинговая система обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу не только студента, но и преподавателя.

Цель внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности студентов средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями. Реализация внедрения данного педагогического опыта начинается со стадии подготовки к введению рейтинговой системы, когда преподаватель и  студент заключают договор о взаимных обязательствах. Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. Выполняя какое-либо задание, студент зарабатывает определённое количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения.

Предусмотрена система перевода баллов в оценку по пятибалльной шкале, поскольку использование традиционной пятибалльной системы оценивания знаний, умений и навыков студентов необходимо для выставления оценок в аттестат, журнал группы, что соответствует требованиям действующих нормативных документов по оценке знаний, умений и навыков студентов  по отдельным предметам. Студенты, набравшие

85%-100% от максимальной суммы получают «отлично»,

71%-85% - «хорошо»,

56%-70% - «удовлетворительно».

Участие в олимпиадах и конкурсах 50-70 баллов

Предусмотрено также начисление штрафных баллов, что позволяет осуществлять мотивационное и эмоциональное регулирование отношения студента  к образованию:

  • Пропуск урока по неуважительной причине -20 баллов.
  • Опоздание на урок по неуважительной причине -10 баллов.
  • Нарушение дисциплины на уроке -10 баллов.

Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе, специальные занятия по коррекции знаний и умений студентов. По результатам деятельности студентов преподаватель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы студента, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.

Рейтинговая система оценивания знаний студента позволяет реализовать на практике современные педагогические технологии, такие как дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно-модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества.    

        Главная сложность при внедрении рейтинговой системы – значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к  урокам и на дополнительные занятия.

Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний студентов. Преимуществом рейтинговой системы оценивания знаний студентов является то, что она позволяет реализовать на практике здоровьесберегающие технологии: дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно – модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества. Это система оценки накопительного типа, основанного на рейтинговых изменениях, отражает успеваемость студентов, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная  и систематическая оценка результатов труда студента в  точном соответствии с реальными достижениями студентов, система поощрения успевающих студентов, перевод с одной ступени обучения на другую. Использование рейтинговой системы оценивания знаний студентов позволяет дифференцировать систему ответов студентов по каждой теме. Студент сам решает, какой вид контроля знаний ему выбрать на уроке: монологический  рассказ,  работа  с карточками, эвристическая беседа, творческий рейтинг.

Рейтинговая система оценивания знаний позволяет:

  • создать максимально комфортную среду обучения и воспитания;
  • перевести учебную деятельность студентов из необходимости во внутреннюю потребность;
  • в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор студентов возможных вариантов и форм овладения дисциплиной;
  • преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях студентов, знать и учитывать их индивидуальные особенности.

Считаю, что рейтинговую систему контроля знаний особенно важно применять в группах с низким уровнем и качеством знаний.

Все изложенное позволяет сделать вывод, что рейтинговая система контроля знаний обладает достаточно мощным средством успешного усвоения дисциплины «математики».

Литература:

1.  УМК И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. Математика, 5 класс. М. 2009г

2. М.В.Калужская "Внедрение рейтингов в старшей школе". М. "Справочник заместителя директора школы". 2008 г.

3.  А.К.Колеченко «Энциклопедия педагогических технологий», Санкт – Петербург, 2005

4. А. М..Кондаков «Концепция федеральных образовательных стандартовобщего образования» М..Просвещение 2008 год

5. Стрюков Т.А. "Стандартизация уровня подготовки и оценивания знаний     учащихся" // Педагогика №6 1995

6.  Сравнительная роль оценки учителя и самоконтроля школьников в формировании мотивации учебной деятельности.— В кн.: Психологические проблемы процесса обучения младших школьников: Тез. докл. Всесоюзн. конф. Москва, с. 103.

7.  Э. Стоунс. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М.: Педагогика, 1984.

8.   В.М. Полонский. Оценка знаний школьников. - М.: Знание, 1981.Оценка без отметки. /Миндарова В.А., Романеева М.П., Суховерша Л.А. и др.//под ред. Г.А. Цукерман. - М. - Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 1999

Интернет-ресурсы:

9.    http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id

Модульно-рейтинговая система обучения как один из инструментов реализации ФГОС

Пояснительная записка к программе.

 Пояснительная записка.

Характерной особенностью развивающих обучающих технологий является учёт уровня потребностей интересов, склонностей, способностей и возможностей личности. Одной из разновидностей развивающих технологий является модульно-рейтинговая система обучения (МРСО). При модульном обучении студент работает максимум времени самостоятельно, учится планированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Он полностью самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

В настоящее время математика и ее методы широко используются при решении научно-технических проблем и народнохозяйственных задач. Имеет место математизация всех наук; математика глубоко проникает во все отрасли народного хозяйства. Математические методы позволяют решать проблемы планирования производства, проверять качество проектов, организовывать движение транспорта, обеспечивать эффективное функционирование предприятий.

Математика является одной из наук, развитие которых служит необходимым условием ускорения научно-технического прогресса и повышения эффективности других наук.

Проблема успешного усвоения конкретных дисциплин остается наиболее значимой не только для специалистов, но и для всего российского общества. Специфика работы учителей естественно-математического цикла заставляет преподавателей искать пути, позволяющие сделать изучение этих предметов интересным и более доступным. Сущность изменений, происходящих сейчас в математическом образовании, можно определить как переход от унифицированного к дифференцированному обучению.

Модуль - это программа обучения, в которой объединено учебное содержание и технология овладения им, т.е. модуль выступает как средство обучения, включающее в себя целевую программу действий, банк информации. Каждый студент получает советы: как рационально действовать, где найти нужный материал. Поэтому большую роль в применении модульной системы обучения играет подготовка педагога к проведению занятий. Весь курс предмета разбивается на общие модули (ОМ) - темы программы и частные модули (ЧМ) - темы уроков, разрабатывается рейтинговая шкала оценки знаний по теме (ОМ). В общем модуле осуществляется мотивация обучающихся на изучение материала, определяется порядок изучения частных модулей, указываются вопросы для самоконтроля и контроля. На каждую группу оформляется карта прохождения модулей (ОМ и ЧМ), в которой обучающиеся сами фиксируют результаты текущего и итогового контроля (схема).

Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная  характеристика какого-либо качественного понятия.

Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.

Рейтинг  обучающихся - метод упорядочивания студентов по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом.

Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому учащемуся в разрезе любого модуля, а также обобщенно по дисциплине.

Контроль знаний, умений, навыков студентов – один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления педагогическим процессом.

Контроль – это совокупность действий, позволяющих выявить качественные и количественные характеристики результатов обучения, оценить, как освоен студентами материал учебной программы.

Особыми средствами обучения, с помощью которых корректируется образовательный процесс, являются контроль и оценка. Они должны быть направлены на дифференциацию уровня знаний студентов, - только в этом случае студент может быть успешным, обладать определенными личностными и поведенческими навыками, среди которых можно выделить   ответственность, способность к альтернативному выбору и готовность к активному творчеству.

 Выделяют три функции контроля:

1) диагностическая – призвана выявить и оценить интересующие нас свойства студентов, а также уровни его знаний, умений и навыков.

2) обучающая – имеет целью оптимизировать самостоятельную работу студентов, активизировать их познавательную деятельность при подготовке к текущим занятиям, а также в период написания контрольных работ, рефератов, и подготовки к зачетам и экзаменам.

3) воспитательная функция состоит в формировании у обучаемых ответственного и творческого отношения к ученым дисциплинам, а через них – любви к профессии, в развитии у каждого  культа учебы.

Система контроля включает разнообразные формы: экзамены, зачеты, устный опрос, контрольные и самостоятельные работы, рефераты и  курсовые работы и их защита, отчеты по производственной практике и т.д. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места. Например, устный опрос позволяет выявить не только знания, но и владения устной речью, может помочь исправить ошибки речи. Письменные работы дают возможность определить глубину и прочность усвоения

Модульно-рейтинговая система обучения предоставляет студентам возможность:

  • работать самостоятельно;
  • получать помощь у преподавателя;
  • усваивать учебное содержание при работе с первоисточником и дополнительной литературой;
  • осуществлять самоконтроль;
  • саморазвиваться;
  • получать знания в соответствии с требованиями стандарта и при необходимости и возможности и повышенного уровня;
  • развивать личностные качества: самостоятельность и коллективизм.

Балльно-рейтинговая система основывается на накопительной системе оценки знаний и работы студента, состоящей из: текущего и рубежного контроля по дисциплине в течение семестра, итогового контроля по дисциплине (экзамен, зачет), суммарного балла по дисциплине за семестр (текущий, рубежный и итоговый).

Каждый студент по учебной дисциплине в течение семестра выполняет определённое число контрольных заданий (текущих и рубежных), определяемых учебным рабочим планом, рабочей программой, календарно-тематическим планом. Это могут быть контрольные работы по части лекционного курса, отчёты по лабораторным и практическим работам, задания по темам самостоятельной работы студента (СРС), коллоквиумы, рефераты, проекты и другие виды учебных занятий.

Для учебного процесса обычно под рейтингом понимают накопительную систему оценки знаний по дисциплине  за определенный период обучения.

Цель рейтингового обучения:

  • создание условия для мотивации самостоятельности студентов средствами своевременной;
  • комплексная оценка качества ученой работы студентов при освоении ими основных образовательных программ.

Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний

  • весь курс обучения по предмету разбивается на тематические модули, контроль по которым обязателен;
  •  по окончании обучения по каждому модулю проводится достаточно полный контроль знаний студентов с оценкой в баллах;
  •  в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка.

Модульно-рейтинговая система используется для управления учебным процессом, осуществления итогового контроля знаний по изучаемому предмету. Предмет разбивается на модули. В каждом модуле планируют текущие контрольные точки – самостоятельные, контрольные, лабораторные работы, рубежный контроль по модулю и итоговый контроль - зачет, экзамен и др.

Каждая контрольная точка оценивается с точки зрения ее сложности, значимости. При составлении шкалы оценок необходимо учитывать любую форму учебной или внеклассной деятельности. Важность той или иной работы определяется весом ее оценки.

В рейтинг – матрице указывается  максимальный и минимальный рейтинг.

По рейтинговому листу студент может свободно ориентироваться в течение семестра. Так как, набрав указанное количество баллов, студент может быть освобожден от экзамена или пройти собеседование по некоторым модулям.

При разработке рейтинг – матрицы намечены   карательные мероприятия: за продление сроков сдачи контрольных точек, за неудовлетворительную работу на уроке и т.д.

Благодаря информационному контролю рейтинговая система заставляет студента систематически заниматься в течение всего семестра, что позволяет улучшить качество обучения. Отмечается рост учебной активности, организованность, своевременное выполнение учебных заданий. Данная система оценки  требует  четкой, спланированной организации работы. Нагрузка заметно увеличивается, т.к. приходится ежедневно проверять большое количество заданий. Ведь одно из главных условий - быстрота проверки заданий, чтобы студент смог увидеть свои пробелы и устранить их, пока не забыл.

В журнал выставляется оценка, которая рассчитывается в таблице следующим образом:

  • 90%-100% от максимального количества баллов позволяет получить студенту «5»;
  • 70%-89% от максимального количества баллов позволяет получить студенту «4»;
  • 50%-69% от максимального количества баллов позволяет получить студенту «3»;
  • меньшее число процентов – неудовлетворительная оценка.

Практическая часть

Чтобы разработать рейтинг своего предмета, я разбила его на модули-темы. В каждом модуле проанализировала наличие дидактического материала, запланировала контрольные точки, оценила задание в каждой проверочной работе  - «присвоила» определенное количество баллов, все это занесла  в рейтинг – матрицу.

Для рубежных, итоговых контрольных точек вводится стоимость 10 баллов, самостоятельных работ – 8 баллов.  В  рейтинг – матрице стоимость экзамена 30 баллов. Помимо контрольных точек надо запланировать количество текущих баллов по данному модулю (теме), таких баллов, которые можно получить во время индивидуального, фронтального опроса, за активную работу на уроке, во время изложения нового материала преподавателем и т.д., т.е. рейтинговая система позволяет оценивать любое положительное действие студента на уроке.

Самое сложное -  планирование текущих баллов, т.к. преподаватель должен четко представлять себе вид каждого урока, плотность опроса, заново переосмысливать весь материал предмета.

Рассмотрим составление модуля  рейтинг – матрицы.

Рассчитаем текущие баллы. Модуль рассчитан на 16 часов, т.е. 1ч.+1ч.=2ч/с/р и к/р –  10+8=18б/.

Средняя плотность опроса – 10 человек. Всего 20 человек.

8 (занятий) х 10 (плотность) = 80;               80:20 = 4 раза будет опрошен студент.

Отличный ответ – «5». Чтобы получить «5» по текущим баллам, студент должен набрать 4 х 5  = 20 баллов плюс 2 балла за активную работу на занятиях, т.е. 22 балла и более, т.е. 1ч.+1ч.=2ч- с/р и к/р (10+8=18б).

Чтобы получить – «4»,  студент должен набрать 4 х 4 =16 баллов плюс 1 балл за активную работу, 16 + 1 = 17 баллов.

Чтобы получить «3»: 4 х 3= 12баллов.

При проведении групповых работ по желанию студента выдается более сложное задание, стоимость которого выше.

Заключение

Чем же хороша эта система, что она дает? Изучение публикаций по данному вопросу,  привели меня к следующим выводам:

  • Более объективная и гибкая оценка знаний, без всякого сомнения;
  • Студент может проанализировать оценку своей работы поэтапно;
  • Студент начинает систематически и ритмично работать в полную силу;
  • Формируется ответственность, стимулируемая ситуацией успеха;
  • Дифференцированный подход: преподаватель может спокойно давать разноуровневые задания, сильный и слабый студент справятся с ними за одно и то же  время;
  • Здоровый дух соревнования, стимулируемый преподавателем: распечатки изменившегося состояния успеваемости предоставляются через одну-две практические работы;
  • Открытость систем оценок, перспектива в результате: каждый видит полную картину состояния своих дел;
  • У студента нет состояния безысходности в улучшении оценки;
  • Существенно повышает стремление учащихся к приобретению знаний, что приводит к повышению качества подготовки специалистов.

Таким образом, рейтинг служит развитию и закреплению системного подхода к изучению дисциплины. Это, пожалуй, наиболее важная положительная сторона рейтинга, кроме тех, что отмечены выше.

Обобщая достоинства рейтинговой системы как одного из инновационных методов, можно констатировать, что рейтинговая система - это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины. При рациональном, с дидактической позиции, разделении дисциплины на модули, возможно, ее усвоение каждым обучающимся самостоятельно. В этом случае самостоятельная работа студентов, ее реализация, создает условия для развития личности студента.

Памятка студенту, 
работающему по модульно-рейтинговой системе 
контроля знаний

В отличие от привычной пятибалльной системы оценивания знаний, мы будем оценивать вашу работу по системе рейтинг.

Модули

I семестр 

Максимальное число баллов

 «5»

Минимальное число баллов

 «4»

Обязательный минимум (в баллах)

«3»

Модуль 1.

Тема 1.1.

Тема 1.2.

Модуль 2.

Тема 2.1.

Тема 2.2.

Тема 2.3.

Тема 2.4.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Итого:

Рейтинг — это индивидуальный суммарный индекс студента, устанавливаемый на каждом этапе текущего, рубежного и итогового контроля.

Семестр

Максимальное количество

баллов:

Минимальное количество

баллов:

I семестр 

II семестр 

III семестр 

Ваша задача — набрать в течение трех  семестров:

Тема 2.3.-2.4. +20-проект;

                           +3 –защита.

Дополнительно:

+  За своевременность выполнения работы — 2 балла.

+За досрочное выполнение работ /домашних самостоятельных, контрольных работ,  индивидуальных заданий/ — 4 балла.

+ За аккуратное систематическое ведение тетради — до 2 баллов./по окончании семестра/

+ За участие в конкурсах, олимпиадах, предметной недели – до 4 баллов.

Дисциплина «Математика» поделена на внутрипредметные модули, которые представляют собой несколько связанных между собой тем или разделов.

К экзамену считаются допущенными студенты, выполнившие ряд обязательных работ (контрольные и индивидуальные задания).

Льготы

Ι.

 Набравшие 90% и более от суммы баллов за текущий контроль –освобождается от экзамена и «автоматически» получает оценку «5».

Набравшие 80% и более — оценку «4».

Набравшие менее 80% сдают экзамен.

Студенты, набравшие 80% от максимальной суммы, при желании могут отказаться от «автоматической» оценки «4» и сдавать экзамен во время сессии.

ΙΙ.

 Шкала перевода рейтинговой суммы баллов в традиционную пятибалльную систему оценок:

«5» — 90%–100%;
«4» — 80%–89%;
«3» — 60%–79%;
«2» — менее 60% (требуется дополнительная отработка данной темы (раздела)).

ΙΙΙ. 

За своевременность выполнения работы — 2 балла.

ΙV.

За досрочное выполнение работ (домашних контрольных работ, индивидуальных заданий) — 2 балла.

V. 

За аккуратное систематическое ведение тетради — до 10 баллов./по окончании семестра/

Помни!

Свой рейтинг можно повысить с помощью творческих работ:

  • математическая газета — до 10 баллов;
  • реферат — до 10 баллов;
  • реферат с защитой — до 25 баллов;
  • модель-макет — до 10 баллов;
  • кроссворд — до 15 баллов;
  • проект— до 30 баллов.

Пропущенная по уважительной причине работа может быть сдана в недельный срок без снятия штрафных очков.

Пропущенная по неуважительной причине работа тоже должна быть отработана, но уже со снятием штрафных баллов:

  • в течение 1-й недели студент получает 75% от максимально возможного количества баллов;
  • в течение 2-й недели — 50%;
  • в течение 3-й недели — 25%.

В остальные сроки за сданную тему (раздел) баллы не начисляются вообще.

Задолженности сдаются во внеурочное время, назначенное преподавателем,  по инициативе студентов.

При получении за модуль оценки «2» студент его пересдает, но оценку получает не выше «3».

Штрафные баллы

1. За пропуски занятий без уважительной причины — минус 10 баллов.

2. За опоздание — минус 3 балла.

3. За неаккуратное ведение тетради — минус 5 баллов.

4. За несвоевременно выполненную работу — минус 2 балла.

5. За отказ отвечать – 10 баллов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РНС _____________________ Рейтинговая система оценивания знаний студентов как один из инструментов реализации ФГОС. Технологический колледж г.Прохладный 2015г. РНС

Слайд 2

«Тот, кого я учу, — это, прежде всего, живой человек, ребенок, а потом ученик. Оценка, которую я ставлю ему- это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к человеку». В.А. Сухомлинский. «Сердце отдаю детям»

Слайд 3

Недостатки 5-ти балльной системы оценки знаний учащихся («Стратегия модернизации содержания общего образования») Нет эталона для сравнения, измерения и объективного оценивания знаний. Отсутствие системы оценивания, ориентированной на индивидуальную, проектную, опытно- экспериментальную, творческую работу подростков. Отсутствие целенаправленной работы, направленной на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке. Контрольно-оценочный механизм остается целиком и исключительно в руках педагога и направлен на внешний контроль, сопровождаемый соответствующими санкциями, а не на педагогическую поддержку учащихся. «Субъективизм» и «авторитарность» системы контроля и оценивания.

Слайд 4

Причины появления: Неудовлетворенность существующей системой оценки – разные виды деятельности имеют разную ценность; Система оценивания должна быть средством взаимодействия – студент должен быть субъектом в выборе индивидуального маршрута; Учебная дисциплина – не система отдельных уроков, а единое пространство для формирования умений; Слабо выражена или отсутствует мотивация к учению.

Слайд 5

Требования к системе знаний по ФГОС объективность субъективность открытость оценивается деятельность критериальность использование накопительной системы оценивания самооценка

Слайд 6

Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке. Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому учащемуся в разрезе любого модуля, а также обобщенно по дисциплине.

Слайд 7

Этапы внедрения РНС ТК УМК ОР мониторинг современная школа 1. Формулировка образователь - ных результатов. 2. Совершенствование УМК. 3. Организация взаимодействия. 4. Мониторинг эффективности внедрения.

Слайд 8

Как составить рейтинг? Разделить учебный материал на структурно-логические самостоятельные модули (логические блоки); Определить нормативные баллы на все задания (или правила начисления баллов); Установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать обучающийся. Составить для обучающихся свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание - рейтинговый регламент; В конце семестра выставить общую оценку, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.

Слайд 9

Возможны следующие виды рейтинга: рейтинг по предмету общий или отдельно по теоретическим вопросам, отдельно по решению задач и по дополнительным баллам; рейтинг временной — за некоторый промежуток времени (семестр, год и т.д.) или тематический — по отдельным разделам (темам) .

Слайд 10

Принципы разработки заданий: 60% контрольного задания должна включать только понятия и умения (навыки) включённые в обязательный минимум (стандарт) по предмету (отметка «3»). 40% заданий основаны на понятиях, умениях (навыках) выше стандартных (отметка «4»и «5»). В любой форме контроля (кроме опроса) предусмотрены дополнительные задания частично-поискового и творческого уровня, выполнив которые, студенты могут получить дополнительные баллы.

Слайд 11

В критерии оценивания включены: Лекции. Практические занятия. Контрольные работы. Домашние работы. Посещение уроков. Опоздания на урок. Поведение на уроке. Наличие записей в рабочей тетради. Активность учащихся на уроке. Полнота ответа. Своевременная сдача работы. Отказ от ответа. Творческая работа, участие в олимпиадах, конкурсах. Чем больше действий будет учтено, тем лучше для объективности отметки.

Слайд 12

Составляющие итоговой оценки Оценки за стандартизированные итоговые работы Накопленные оценки (динамика продвижения) Успехи во внеурочной деятельности Итоговая оценка

Слайд 13

Набравшие 80% и более — оценку «4». Набравшие менее 80% сдают экзамен. Студенты, набравшие 80% от максимальной суммы, при желании могут отказаться от «автоматической» оценки «4» и сдавать экзамен во время сессии. За своевременность выполнения работы — 2 балла. За досрочное выполнение работ (домашних контрольных работ, индивидуальных заданий) — 2 балла. За аккуратное систематическое ведение тетради — до 10 баллов. Набравшие 90% и более от суммы баллов за текущий контроль –освобождается от экзамена и «автоматически» получает оценку «5». /по окончании семестра/ Льготы:

Слайд 14

За несвоевременно выполненную работу — минус 2 балла. За отказ отвечать – 10 баллов. Штаф : Пропущенная по уважительной причине работа может быть сдана в недельный срок без снятия штрафных очков. Пропущенная по неуважительной причине работа тоже должна быть отработана, но уже со снятием штрафных баллов: в течение 1-й недели студент получает 75% от максимально возможного количества баллов; в течение 2-й недели — 50%; в течение 3-й недели — 25%. В остальные сроки за сданную тему (раздел) баллы не начисляются вообще. Задолженности сдаются во внеурочное время, назначенное преподавателем, по инициативе студентов. За пропуски занятий без уважительной причины — минус 10 баллов. За опоздание — минус 3 балла. За неаккуратное ведение тетради — минус 5 баллов.

Слайд 15

Модули I семестр Максимальное число баллов «5» Минимальное число баллов «4» Обязательный минимум ( в баллах) «3» Модуль 1. Тема 1.1. 38 =20ч+10б+8б 31 2 1 Тема 1.2. 42 33 15 76 47 36 Модуль 2. Тема 2.1. 24 15 9 Тема 2.2. 24 15 9 Тема 2.3. 24 +20+3 15+ 15+2 9 Тема 2.4. 24 +20+3 15 + 15+2 9 142 94 36 + 12 + 12 + 8 Итого: 354 153 80 Распределение баллов 1 семестра

Слайд 16

Посещение занятиОпоздание Ведение тетради Работа на уроках Практикум К/ р С/р. Своевременность Проекты твор - ческ.рабо ты Итого Ф.И max min max min max min max min max min max min max min 2 1 2 1 3 1 3 1 10 3 8 2 2 4 2 1 2 3 4 Система оценивания образовательных результатов

Слайд 17

Мотивация студентов к работе в режиме РНС альтернативная форма контроля; деятельность, оцениваемая определенным образом (в условиях рейтингово-накопительной системы); как один из результатов деятельности в составе УНО; проектный тип исследовательской работы; участие в творческих работах, конкурсах, олимпиадах; обязательный образовательный результат; альтернативная форма выполнения какого-то этапа изучения темы.

Слайд 18

Таким образом, при рейтинговой системе оценивания достижений учащихся можно применять самые разнообразные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности, но самое главное – вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься в дальнейшем.

Слайд 19

Учебный портфель ( портфолио ) Технология, которая может быть использована как основа индивидуального маршрута обучения. Набор материалов, которые студент собирает по ходу работы над модулем (проект, олимпиада, конкурс), «накопитель» достижений - грамот, сертификатов) «Накопительная» функция

Слайд 20

Спасибо за внимание

Слайд 21

Учебный портфель ( портфолио ) ) отражает динамику развития студента, его отношений, результатов его самореализации; Демонстрирует его стиль учения; показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта; помогает студенту проводить рефлексию собственной учебной работы, подготовки и обоснования будущей исследовательской работы; служит формой обсуждения и самооценки результатов работы студента на зачете или итоговом занятии; помогает студенту самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями.

Слайд 22

Какие нужны новые формы и методы оценки? Заключение Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание студентом в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от студента не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Предложенная «Школой 2100» диагностика метапредметных результатов является педагогической, ею может воспользоваться любой преподаватель.

Слайд 23

Совершенно новым для массового образования является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития . Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление студентом качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам), самооценка студента по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности), результаты учебных проектов, результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Слайд 24

Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки  несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку. Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» – решение студента даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться. Какие нужны новые формы и методы оценки? Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний обучающихся

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний обучающихся как альтернатива традиционной системе оценивания, существующей в современной школе....

Модульно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся

В настоящее время для оценки знаний и умений обучающихся можно использовать  качественные показатели. При этом  необходимо принимать во внимание полноту, глубину, прочность, оперативно...

Модульно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся

Рейтинг – это действительное число, которое получается путем набора баллов. Слово «рейтинг» в переводе с английского обозначает «оценка», «класс», «разряд». Модульно-рейтинговая система обучения требу...

Статья на тему "Рейтинговая система оценивания знаний по физике"

На протяжении уже 30 лет я применяю собственную систему оценки знаний. В основе этой системы лежит: стобальная шкала оценок и учет значимости разных видов деятельности. При изучении физики можно выдел...

Рейтинговая система оценивания знаний по математике

Рейтинговая система оценки по математике...

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся

Рейтинговая система оценивания знаний учащияхся...