Методика рейтинговой системы оценки знаний студентов на занятиях математики 2 курс
методическая разработка (11 класс) на тему
Методическое пособие содержит введение, основные сведения о РС, методику РС, положение о РС оценок знаний студентов, значение РС, список литературы, анкеты студентов, индивидуальные карточки оценивания студентов.
В методическом пособии отмечается цель РС оценки знаний студентов, поставлены главные её задачи, преимущества введения такой системы в современных условиях, приобретаемые знания, умения и навыки студентами по окончанию изучения курса по данной рейтинговой системе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.98 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по теме: «Методика рейтинговой системы оценки знаний студентов на занятиях математики» 2 курс
Выполнил:
Даниленко С. В.
преподаватель математики
Хабаровск, 2014
Содержание
- Актуальность…………………………………………………………..3
- Основные сведения о рейтинговой системе оценки успеваемости…………………………………………………………..4
- Методика РС……………………………………………………….…..5
- Положение о рейтинговой системе оценок знаний студентов по дисциплине «Математика»………………...………………………….6
- Значение рейтинговой системы……………………………..………..7
- Результаты применения рейтинговой системы…….………………..8
- Анкета «Преимущества и недостатки рейтинговой системы оценки успеваемости студентов»………………………………………….….9
- Список литературы……………………………………….…………..10
Приложение…………………………………………………….……………11
Актуальность
Оценка получаемых студентами в техникуме знаний приурочена обычно к концу семестра, когда проводится сдача экзаменов и/или зачетов по учебной дисциплине. Она имеет свои достоинства и недостатки. Ее достоинством является то, что в процессе подготовки к экзамену учащийся прорабатывает всю массу имеющейся по данной дисциплине информации, воспринимаемой как единое целое; индивидуально рассчитывает свои силы и регулирует соотношение обязательных и факультативных занятий: если студент быстро усваивает учебную программу, то может значительную часть времени тратить на самостоятельный поиск информации. Недостатком же такой методики является низкий мобилизующий потенциал в течение семестра. Еще лет 20-30 назад это обстоятельство практически не отражалось на конечных знаниях, так как объем факто логического материала, был невелик и изучить его в период сессии было несложно. Однако в последние годы произошло многократное увеличение не только объема необходимой информации, но и ее сложности за счет выявления новых закономерностей и взаимопроникновения различных дисциплин. В результате произошедшего качественного и структурного увеличения объема необходимой информации эффективность штурмовой подготовки будущего специалиста в период сессии резко снизилась. Возросла роль планомерной каждодневной учебной работы в течение семестра, при которой решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже известно студенту. Однако формирования нового менталитета, обеспечивающего переход на новый стиль работы, в студенческой среде не произошло. В связи с тем, что существующая практическая педагогика, по нашему мнению, недостаточно использует методики непосредственного стимулирования получения знаний, то есть экзаменационная оценка является дальним и абстрактным стимулом для большинства студентов, в первую очередь преследующих цель перевода на следующий курс. Получая во время текущего занятия некую абстрактную оценку, студент не имеет опоры для реальной самостоятельной оценки собственных знаний. Поэтому потребовалось внедрить в учебный процесс факторы промежуточного поощрения. Согласно методике, студент, выполняя определенное количество стандартных заданий, фактически выставляет себе текущую оценку, определяемую как сумму баллов, полученных за выполнение задания.
- ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ
Слово «рейтинг» происходит от английского «to rate» (оценивать) и «rating» (оценка, оценивание). Рейтинговая технология оценивания результатов обучения студентов по некоторой дисциплине основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторно - практических, контрольных, тестов и др.) или регулярно проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок студента по данной дисциплине в течение всего семестра.
Целью введения рейтинговой системы оценки успеваемости студентов является комплексная оценка качества учебной работы студентов в процессе обучения по программам среднего профессионального образования.
Главные задачи рейтинговой системы заключаются в:
- повышении мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы;
- повышении уровня организации образовательного процесса в техникуме.
Преимущества рейтинговой системы:
- возможность организовать и поддерживать ритмичную систематическую работу студентов в течение всего семестра;
- контроль учебной деятельности не носит директивного характера и студенты охотно «зарабатывают» баллы за приобретенные знания и умения;
- повышение посещаемости и уровня дисциплины на занятиях; студентам «выгодно» посещать занятия;
- акцент на психологические особенности молодежной аудитории; уменьшение «сессионного стресса»;
- предсказуемость итоговой оценки, студенты сознательно подходят к ее достижению, и, как следствие, система становится привлекательной для студентов;
- стимулирование творческого отношения к работе, как студентов, так и преподавателей.
- МЕТОДИКА РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ
В начале семестра студентам сообщается, что зачет по дисциплине «Математика» осуществляется на основе текущего рейтинга, объясняется его сущность, а допуск к зачёту осуществляется на основе суммы текущих рейтингов. Учащимся выдаётся памятка с учебными мероприятиями, в течение семестра, за которые начисляются баллы (табл. 1).
Перед началом семестра нами, разработана индивидуальная карточка рейтингового оценивания студента группы ЮП-22 по всей учебной дисциплине, с учётом календарно – тематического плана (табл. 2). В данной карточке на каждой паре проставляются заработанные баллы.
В ней определяется соотношение видов учебной деятельности студента, учитываемых в рейтинговой оценке по данной дисциплине, шкалы текущих оценок и календарный план контрольных мероприятий по дисциплине.
Форма контроля учебной деятельности студентов определяется преподавателем в зависимости от вида занятий, предусмотренных рабочим учебным планом:
- для лабораторно-практических занятий – традиционная проверка отчетов, оценка выполненных заданий и др.;
- для комбинированных занятий (лекция-практика) – оценка выступления, совместное решения задач, самостоятельное выполнения заданий и др.;
Для рейтинговой системы не маловажное значение имеет и ранг (место) студентов. Чтобы его определить создана ежемесячная таблица баллов (табл. 3), которая позволяет выявлять лидеров в группе.
3 ПОЛОЖЕНИЕ О РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА»
- Рейтинговая оценка студента за семестр складывается из оценки за работу на парах – максимально 200 баллов и оценки за лабораторно – практические работы – максимально 100 баллов. Таким образом, максимально возможное количество баллов, которыми оценивается успеваемость за семестр, равно 300.
- При пропуске лабораторно – практических работ и лекций по уважительной причине (подтверждённой документально) студент имеет право написать (сдать) её в дни консультаций преподавателя группы с сохранением указанных баллов.
- В случае пропуска лабораторно – практических работ и лекций по неуважительной причине или при неудовлетворительной оценке за лабораторно – практическую работу студент имеет право написать (сдать) её в дни консультаций преподавателя группы. Баллы, полученные студентом в таком случае, начисляются с учётом таблицы 1.
- Соответствие итогового рейтинга студента и традиционных отметок устанавливается по шкале:
286 -300 баллов = «отлично»;
271 - 285 балла = «хорошо»;
240 - 270 баллов = «удовлетворительно»;
- Студент, набравший менее 240 баллов, сдает зачёт следующим образом. Предварительно студент предъявляет задания, которые давались в течение семестра, а затем выполняет лабораторно - практические работы по материалу, изученному в семестре, и при наборе необходимого минимума баллов, получает зачёт.
- Студент, активно участвующий на паре может быть поощрен преподавателем дополнительными баллами (не более 10 баллов за пару), а также и заработать штрафные баллы.
- НАЧЕНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ
- Снижается субъективизм итоговой отметки, она не зависит от взаимоотношений преподавателя и студента.
- Придает обучению элемент соревнования, что играет большую роль в группе.
- Стимулирует как обязательную, так и дополнительную самостоятельную работу студентов.
- Позволяет снизить возможность получения случайной итоговой отметки, так как учитывается работа студента в течение всего семестра.
- Позволяет обращать внимания на незначительные ошибки при выполнении заданий. Преподаватель может за это добавить штрафные баллы.
- Устраняются негативные стороны уравнительной системы обучения. Уже нет отличников, хорошистов. Вместо них появляются «первый» студент, «десятый», «двадцатый». «При этом у студента возникает вполне оправданное ощущение, что ему нужно совсем не так уж много усилий, чтобы передвинуться с 16-го места на 15-е, и успех вполне возможен. Усилия же, необходимые для того, чтобы из «троечника» стать «хорошистом», могут не без основания показаться ему неоправданно значительными».
- Позволяет студенту выбирать стратегию своей деятельности, так как отметки предлагаемых видов деятельности определены заранее.
АНКЕТА
«Преимущества и недостатки рейтинговой системы оценки успеваемости студентов»
- Ф.И.О. студента, группа _______________________________________
______________________________________
- Вызвал ли у вас интерес оценивание знаний по РС?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
- Какой у вас был стимул получать поощрительные баллы?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
- Какие преимущества РС вы бы могли отметить?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
- Какие недостатки РС вы бы могли отметить?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
- Какие рекомендации по совершенствованию РС, вы могли бы предложить?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
- Считаете ли вы целесообразным применение РС при изучении других дисциплин?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА
1 Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест // Школьные технологии. — 1998. — №3. — 40 с.
2 Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся: Инструктивно-метод. материалы / Под ред. О.Е. Лисейчикова. — Мн.: НИО, 2002. — 400 с.
3 Лаўрыненка А.У., Марковіч Л.Р. Рэйтынг-кантроль замест адзнакі //АіВ, 1993. №10. С. 72-75.
4 Ткачев М.В. Рейтинговая система оценки знаний учащихся по физике // Фізіка: праблемы выкладання. — 1998. — №3. — С. 13-16.
5 Устинова Л.Г. Творческий потенциал и рейтинговая технология обучения // Школьные технологии. — 2002. — №2. — С. 25-30.
Приложение
Таблица 1 - Учебные мероприятия, оцениваемые по баллам
№ | Вид деятельности | Баллы |
1 | Написание всего лекционного материала и выполнение определённого количества заданий на паре | 10 |
2 | Переписывание лекционного материала и заданий, выполняемых на паре | 5 |
3 | Активная работа на паре | 1 - 5 |
4 | Своевременное выполнение всего домашнего задания | 4 |
5 | Своевременное выполнение домашнего задания частично | 2 |
6 | Несвоевременное выполнение домашнего задания | 1 |
7 | Своевременное выполнение лабораторно – практических работ | 1 - 10 |
8 | Несвоевременное выполнение лабораторно – практических работ | 1 – 8 |
9 | Переписывание лабораторно – практических работ | 1 – 5 |
Таблица 2 - Карточка рейтингового оценивания студента группы ЮП-22 по предмету «Математика»
Ф.И.О. _______________________________________________
Модуль | Полученные знания, умения, навыки | № заня-тия | Вид деятельности | Рейтинг min | Рейтинг max | Поощр балл | Штраф. балл | Получ балл | Итог | Роспись преподав. |
1 | УУ 1 | 1 | Лекция | 3 | 5 | |||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1 | 2 | Лекция | 3 | 5 | ||||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1 | 3 | Лекция | 3 | 5 | ||||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | 4 | Лаб.- практ. работа | 1 | 10 | ||||||
УУ 1 | 5 | Лекция | 3 | 5 | ||||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | 6 | Лаб.- практ. работа | 1 | 10 | ||||||
2 | УУ 1 | 7 | Лекция | 3 | 5 | |||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | 8 | Лаб.- практ. работа | 1 | 10 | ||||||
УУ 1 | 9 | Лекция | 3 | 5 | ||||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | 10 | Лаб.- практ. работа | 1 | 10 | ||||||
УУ 1 | 11 | Лекция | 3 | 5 | ||||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | 12 | Лаб.- практ. работа | 1 | 10 | ||||||
УУ 1 | 13 | Лекция | 3 | 5 | ||||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | 14 | Лаб.- практ. работа | 1 | 10 | ||||||
3 | УУ 1 | 15 | Лекция | 3 | 5 | |||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | 16 | Лаб.- практ. работа | 1 | 10 | ||||||
УУ 1 | 17 | Лекция | 3 | 5 | ||||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | 18 | Лаб.- практ. работа | 1 | 10 | ||||||
УУ 1 | 19 | Лекция | 3 | 5 | ||||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | 20 | Лаб.- практ. работа | 1 | 10 |
Таблица 3 - Ежемесячные баллы студентов по дисциплине «Математика» группы ЮП-22
№ п/п | ФИО студента | март | апрель | май | июнь | ИТОГ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/20/picture-48820-1379671232.jpg)
ПРОЕКТ«РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»
В рамках нового поколения образовательных стандартов особое значение придается личностным и метапредметным образовательным результатам. Но существующая система оценивания не эффективна и для достижени...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/30/picture-104024.jpg)
Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам.
Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам....
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/29/picture-103801.jpg)
Рейтинговая система оценки знаний
Несмотря на то, что ныне существующая система оценивания деятельности учащихся применяется длительное время, ее основные положения до сих пор не разработаны: не решена проблема объективности школьных ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/07/picture-98015-1375859385.jpg)
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Эта программа позволяет создать гибкую модель перехода на новую сущность обучения - индивидуальные траектории при обучении физики....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/16/picture-274369-1373993468.jpg)
Рейтинговая система оценки знаний студентов
Презентация содержит информацию о рейтинговой системе знаний студентов колледжа....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/29/picture-441864-1398793019.gif)
Применение, технологии рейтинговой системы оценки знаний студентов СПО технического профиля по физике.
В данной работе расмотрен вопрос практического применения рейтинговой системы оценки знаний студентов СПО технического профиля по физике, отдельным документо...