"Специфика внеурочной деятельности в Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей" - статья
статья (11 класс) по теме

Бобрышева Наталья Ивановна

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, ис­пользуется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

            В данной статье я рассказываю о специфике внеурочной деятельнос­ти в Воронежском музыкальном колледже им. Ростроповичей. При разработке комплексных образовательных программ внеурочной деятельности для учащихся – музыкантов я учитываю в своей работе следующее: все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по одному направлению, например, художественно-эстетическому, и тогда каждый педагог разрабатывает один – два модуля (исторический  кружок, театральная студия, киноклуб, проектная деятельность, музыкальные вечера или встречи, конференции, научная работа, капустники и др.). Совместная работа над подготовкой сценических постановок, концертных программ, публичных выступлений  — это прекрасная возможность дать каждому ребенку шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его работать в команде, уважительно и толерантно относиться к мнению однокурсников. Данный этап предполагает проведение научно-практических конференций, олимпиад, творческих вечеров, постановок спектаклей и фестивале и т. д

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Н.И.Бобрышева

Учитель русского языка и литературы

Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей

Специфика внеурочной деятельности

в Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей.

Из опыта работы.

        Любая внеклассная работа с детьми — дело очень увлекательное и полезное. Учитывая имитационные способности детей,  их природную любознательность и потребность в познании нового, стремление проявить себя как личность, надо больше внимания уделять внеклассной работе.

Вызвать интерес к изучению литературы не только в рамках программного материала.  Это способствует развитию памяти, мышления, воображения и фантазии, внимания, интеллектуальных способностей и эмоционально-мотивационной сферы личности учащихся. Идет интенсивное формирование навыков работы в группе и коллективе, воспитание толерантного отношения учащихся друг к другу, чувства поддержки и взаимопомощи, реализация творческих устремлений учащихся в области изобразительного искусства и театрального мастерства.

Внеклассная работа — это мощный рычаг мотивации обучения. Интересные формы ее проведения располагают к определенному эмоциональному настрою ребят, что значительно облегчает дальнейшую работу  по литературе. Именно внеурочная работа, тесно связанная с классной, поможет школьникам увидеть истинные возможности изучаемого предмета и убедит их в том, что они «изучают его для жизни, а не для школы».

           Внеклассная работа тесно связана с урочной деятельностью. Предварительно проводится огромная подготовительная работа. На уроках отрабатывается необходимая лексика, разучиваются песни и стихи. По словам Калмыковой З.И., «...никакая продуктивная, творческая деятельность невозможна без участия в ней репродуктивных процессов». Только изучив подробно весь материал, прочувствовав его, пропустив через свое «Я», ребята будут готовы к сотрудничеству, публичному выступлению, участию во внеклассной деятельности. Гилфорд Дж. отмечал, что «...продуктивное мышление... порождает новую информацию из уже известной и сохранившейся в памяти...».

          Третий этап — продвинутый уровень обучения (9—11-й классы). Данный этап имеет огромное воспитательное значение. Внеклассная работа должна строиться по принципу добровольности и личной заинтересованности, тогда дети будут принимать активное участие во всех внеурочных мероприятиях, и делать это с удовольствием.

         Таким образом, внеурочная, внеклассная деятельность целиком направлена на развитие целеустремленности, настойчивости, привитие детям чувства прекрасного и развитие их творческих и индивидуальных способностей.

          Использование в настоящее время таких коллективных форм работы (обучение в сотрудничестве) способствует реализации воспитательных целей обучения: школьники становятся субъектами общения, учатся воспринимать, осмысливать и оценивать позицию другого человека, регулировать свое поведение согласно условиям общения. В данном виде деятельности формируется человек культуры — творческая личность.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности.

        Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

        При разработке комплексных образовательных программ внеурочной деятельности для учащихся Воронежского музыкального колледжа, я учитываю в своей работе следующее: все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по одному направлению, например, художественно-эстетическому, и тогда каждый педагог разрабатывает один – два модуля (исторический  кружок, театральная студия, киноклуб, проектная деятельность, музыкальные вечера или встречи, конференции, научная работа, капустники и др.). Совместная работа над подготовкой сценических постановок, концертных программ, публичных выступлений  — это прекрасная возможность дать каждому ребенку шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его работать в команде, уважительно и толерантно относиться к мнению однокурсников. Данный этап предполагает проведение научно-практических конференций, олимпиад, творческих вечеров, постановок спектаклей и фестивале.

        Особое место во внеклассной работе колледжа занимает проведение концертов,   музыкальных вечеров, фестивалей и конкурсов.

        В подготовке этих мероприятий привлекаются не только учителя музыкальных циклов, но и гуманитарных дисциплин. Первый этап - подготовка программы. На этом этапе уточняются тема, время, место проведения вечера, материал программы, составление сценария, подготовка материального обеспечения (костюмов, реквизита, средств музыкального обеспечения и призов для награждения победителей ). На втором этапе осуществляется подготовка основных номеров в соответствии с программой, проводятся репетиции, индивидуальные занятия с учениками; готовятся объявления о вечере и приглашения для гостей. На третьем этапе реализуется программа сценария, подводятся итоги и награждаются победители вечера.

         Какое место здесь отводится преподавателю литературы? Прежде всего это работа по сценической речи: дикция, механизм дыхания, голосоведение, работа с текстом выступления. Если это тематические вечера, то я вместе с учащимися пишу сценарии, работаю с декламацией, отбираю музыкальные номера. Тематика вечера должна быть актуальной, отвечать познавательным интересам и культурным запросам не только учащихся, но и тех, для которых он организуется. Ежегодно проводятся литературно-музыкальные вечера для ветеранов Великой Отечественной войны «Песни, опалённые войной»; юбилейные концерты и вечера (к 200-летию со дня рождения А. Кольцова «Как эти песни сердцу милы», к 170-летию со дня рождения П. И. Чайковского и др.).

        Проведение конкурсов и викторин.

В школьной практике получили распространение следующие конкурсы:

конкурс на лучшее выразительное чтение художественных стихотворений, басен или художественных текстов. Такая форма работы проводится в студии сценической речи.

Проведение конкурсов сопровождается выставками материалов урочной и внеурочной работы по литературе. На школьных вечерах могут проводиться викторины, включающие различного рода задания и вопросы, выявляющие степень владения литературным материалом.

        Эффективной формой внеклассной работы в колледже являются декады литературы, обычно они  совмещаются с русским языком. Проведение декады требует большой серьёзной подготовки.

Школьная декада проводится по заранее составленной программе. К подготовке такой декады привлекаются учителя музыкальных и общеобразовательных дисциплин.

           В план включаются самые разнообразные мероприятия. Это – теоретические  конкурсы, конкурсы стихов и песен, театральные инсценировки, игровые ситуации, конференции и т. д. (Неделя английской поэзии, посвящённая юбилею В. Шекспира и переводам С.Я. Маршака).

        Групповые формы работы.

        К групповым формам внеурочной работы по литературе относится кружковая и клубная работа. Кружковая форма является, согласно программе, основной организационной формой и отмечается стабильностью состава участников, систематичностью, целенаправленностью и планируемостью работы на занятиях.

        Интересной формой работы является приобщение учащихся к поэзии через чтение  стихотворных произведений. Стихотворения служат прекрасным средством расширения словарного запаса и улучшения навыков выразительного чтения.  Занятия  в поэтическом кружке дают возможность работать со стихами, помогают воспитывать у учеников высокие нравственные качества и углубляют их знания о красоте поэтических произведений. Такая работа становится необходимой для подготовки музыкального произведения к правильному исполнению.  Можно скоординировать работу учителя литературы с преподавателем вокального пения. В колледже есть ребята, которые с удовольствием пишут стихи, и занятия в кружке помогают им  овладеть навыками стихосложения. Они ежегодно выступают  со своими  произведениями на Всероссийском поэтическом конкурсе, а их стихи печатаются в поэтическом сборнике «Душа – поэзия святая».  

        Более или менее полное образование в области чувств дают театр, кино, музыка, живопись. Особенно когда ты сам занимаешься каким-то из этих искусств. Что такое актерское мастерство? Это умение слушать и слышать друг друга, достигать своей цели не бицепсами, а каким-то более гуманным способом. В этом смысле драматическое искусство важно для любого человека. Умение правильно взаимодействовать с окружающими тебя людьми можно назвать актерским качеством

        Клубная форма внеклассной работы имеет много общего с кружковой. Ее отличие состоит в том, что она как бы объединяет все виды кружковой, массовой и индивидуальной форм работы в стройную систему внеурочной работы по литературе, являясь организующим и координирующим ее центром.

        Меня очень обрадовало появление списка ста фильмов и книг. Если в школу приходят элементы культуры через кино, в частности, - это же прекрасно. Важно, чтобы это не стало очередным показателем школы. Самое главное - заниматься этим с детьми. Ведь в любом образовательном процессе важно обсудить, что получилось в итоге. Иначе все бессмысленно. Я и мои студенты давно организовали киноклуб, где смотрим фильмы  и потом обсуждаем их. Главное - придумать ключевой вопрос, ответ на который команды ищут в двух просмотренных фильмах. Любой процесс приобщения к жизни, обучения, воспитания -в какой-то степени процесс принуждения.

        Но главное принуждать, не умаляя чувство собственного достоинства. И наши студенты, как будущие педагоги, это понимают. Поэтому я стараюсь включать в список киноклуба не только фильмы , связанные с их музыкальной программой, но и фильмы, требующие глубоких размышлений. В этом году я и мои студенты познакомились с фильмами о правах человека на международном фестивале «Сталкер». Много возникло вопросов у моих ребят. Не на все они получили ответы у кинорежиссёров на творческих встречах фестиваля. Но, я уверена, время не прошло даром. Надо учить не свободе, а умению задавать вопросы. Учить не толерантности, а элементарной доброте и милосердию.         И в нашем колледже это получается. Ведь среди талантливых и просто способных детей есть и дети с ограниченными возможностями. Всё чаще стало рождаться дети со страшным диагнозом – аутизм.

        Эксперты фонда «Обнаженные сердца» Святослав Довбня, детский невролог, и Татьяна Морозова, клинический психолог, в рамках программы фонда «Обнаженные сердца» помогают таким детям адаптироваться в школе. В нашем колледже учатся дети с таким диагнозом. И педагоги, и студенты помогают им преодолеть трудности общения. Ежегодно 2 апреля наши студенты участвуют в акциях в поддержку тех, кто столкнулся с аутизмом. В этом году всех взволновал фильм «Антон тут рядом»,  изменивший отношение к проблеме аутизма в России. Благодаря усилиям педагогов и пониманию детей, наши выпускники с диагнозом аутизма продолжили образование и нашли работу.

        Я убеждена, что в том же стандарте - кодексе учительской этики должно быть написано:

педагог – профессия не только художественная, но и гуманистическая.

        Каждый человек рождается с чувством собственного достоинства. Наша задача – сохранить личность! И этому способствует индивидуальная работа.

        Индивидуальная форма работы имеет существенное значение для успешного проведения занятий с учащимися во внеурочное время. Она способствует выявлению и развитию индивидуальных способностей и склонностей учащихся. Эта форма внеурочной работы дает возможность школьникам проявить творческую инициативу и активность. Как правило, ученики, занятые во внеурочной работе в индивидуальном порядке, участвуют и в других её формах. Индивидуальная форма работы является основным фактором успешного проведения массовой и групповой форм внеурочных мероприятий. В практике определились следующие виды индивидуальной формы работы: разучивание песен, составление заметок, работа над ролью, оформление материалов для выставки, изготовление сборников, буклетов, наглядных пособий, подготовка к докладам, выступлениям  на конференциях, конкурсах, концертах, создание презентаций, афиш, визиток и др.

        Внеклассная работа в кабинете литературы.

        Особое значение представляет создание актива по литературе. Это ядро учащихся, которые охотно работают во внеурочное время в кабинете литературы. Это актив  кабинета, который  составляет вместе с учителем перспективный план и план работы на текущий месяц.

        Чтобы стимулировать интерес учащихся к работе в активе, я оцениваю работу членов актива, поощряет их. На уроках и во внеклассных мероприятиях  рассказываю о лучших работах членов актива.

        Работа в кабинете носит добровольный характер. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться литературой дополнительно с какими-то определенными целями.

        Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы — она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к литературе.

         Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Местом проведения работы может быть может быть библиотека, зал музея, школа – интернат, детский дом и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, выпуска стенгазет  и т. д.

        Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.

        Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:

  • информативность и содержательность, которые оказывают содействие реализации практических и общеобразовательных целей внеклассной работы;
  • коммуникативная направленность: все виды внеклассной работы должны обеспечивать  получение и передачу информации в типичных естественных ситуациях общения;
  • ситуативность: подавляющее большинство видов внеклассной работы должно включать "набор" ситуаций, которые являются предметным фоном и стимулом к целенаправленным языковым поступкам;
  • ориентация задач на повышение творческой активности учеников.

        Я полностью согласна с мнением Сергея Казарновского, заслуженного учителя России, победителя первого конкурса «Лидер образования России»,  директора московского «Класс-центра», что «нужен курс не «Россия в мире», а «Россия в России», потому что никто ее не знает, не ездит и не видит».
        Я бы хотела, чтобы детям говорили о России, о том, в какой стране мы живем. Есть целая технология, по которой можно, не вводя в 
часы, это делать, и мне кажется, это гораздо более важно, потому что возникает то самое человеческое чувство по отношению к Родине, которое должно возникать у каждого. В колледже учатся  дети из мало обеспеченных семей, а есть и сироты. Поэтому вопрос организации экскурсии для них остаётся до сих пор острым. Необходима мощная финансовая поддержка не только школ, но и музыкальных колледжей.

        Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизни

        К сожалению, наша современная школа не всегда может соответствовать этим задачам в силу самых разных причин. Так возникает противоречие между стандартами образования и социальным заказом.

        Поиски решения этой очень серьёзной проблемы ведутся по всем направлениям. Одним из путей решения было и остаётся формирование всесторонне развитой личности школьника: развитие творческого потенциала ребёнка, его способностей, одарённости.

        Таким образом, главная цель инновационного педагогического опыта -  развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Заявленная цель определяет дальнейшие задачи:

  • создание условий для самовыражения учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями;
  • использование различных педагогических технологий, а именно исследовательской деятельности, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся;
  • активизация и стимуляция процессов осмысленного учения на уроках русского языка.

        Главное направление моей педагогической деятельности - развитие интеллектуального потенциала учащихся.

        Современные психологи утверждают, что с творческим потенциалом рождаются все дети, но по мере их взросления и развития многие из них теряют заложенные природой способности. Лишь единицы сохраняют свой талант. Почему это происходит?

        Главная причина в том, что окружающие ребёнка люди никак не поддерживают его склонности, не стараются их развить, подчас просто не видят в собственном ребёнке ничего «особенного». Поэтому многие мои студенты  даже не подозревают, что помимо музыкальных способностей, у них есть и другие, а если и догадываются, то не знают, как их развивать.

        Поэтому одной из главных задач учителя нужно считать умение видеть и  развивать творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём природой.

        Нужно начать с того, что разработать  определённую технологию взаимодействия с одарённым студентом. Нужно создать такую развивающую среду, которая бы адекватно реагировала на все его притязания, позволяла бы ему делать свой выбор учебной деятельности и совершать поступки, удовлетворяющие его познавательную активность.         Преподавание школьных предметов должно быть направлено на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения. И к учителю в данном случае предъявляется следующее требование – создать благоприятные условия для этого процесса.

Естественно, этим процессом нужно управлять. Познавательную активность учащегося нужно направлять и обязательно соотносить её с результатами учебной деятельности, чтобы корректировать его индивидуальный познавательный маршрут. Результатом этого процесса должно стать гармоническое развитие личности ребёнка.

        Работа над творческим и интеллектуальным потенциалом учащихся продолжается и на элективных курсах. Элективные курсы дают возможность учащимся глубже изучать школьные предметы, определиться в дальнейшем в выборе профессии.

        Элективные курсы по русскому языку дают возможность учащимся по-новому взглянуть на привычный школьный предмет и соответственно проявить себя с новой стороны.

           В колледже я веду элективный курс «Русский язык и культура речи», разработанный специально для моих студентов совместно с Козельской Н.А., кандидатом филологических наук, доцентом  кафедры общего языкознания и стилистики Воронежского государственного университета.

        Этот курс позволяет  создать не только обучающую, но и развивающую среду для учеников. Студенты учатся делать анализ текста не ради текста, а ради того, чтобы  самим научиться создавать тексты на разные темы в разных стилях. Таким образом, они развивают свои творческие и аналитические способности, учатся самостоятельности мышления. Кроме того, они постигают сложные правила этикета, учатся самопрезентации.         Занятия для этого курса  помогают сформировать имидж музыканта.

        Я использую исследовательскую деятельность как индивидуальную форму работы с одарёнными учащимися и могу сделать однозначный вывод: им  нравится заниматься исследовательской деятельностью. Эта деятельность, действительно, развивает учащихся всесторонне. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, затем учащийся работает самостоятельно, подбирая нужный материал.  В итоге создаётся научно (учебно) -исследовательская работа. Такие материалы я публикую в сборниках ВГУ.  Например, статья А. Агаповой  «Из опыта исследования музыкального жаргона».

        Предлагаю вашему вниманию фрагмент научно (учебно) –исследовательской работы, выполненной студенткой 3 курса стунно-смычкового отделения, Агаповой А. (Приложение 1.)

        Она изучала музыкальный жаргон и его функции. Уровень её самостоятельности был настолько высок, что она легко ориентировалась в изменяющейся обстановке, была логична и последовательна в своих действиях, планировала дальнейший ход исследовательской деятельности, пользовалась необходимой литературой. Мне оставалось только корректировать ход её работы. Языковые процессы, представленные в работе, мы анализировали совместно. Полученные результаты даже вызвали у нас разногласия. Мы, как настоящие учёные, пытались в споре найти истину,  и нам это удалось. Несомненно, что эта исследовательская деятельность помогла моей ученице в ещё большей степени развить её творческий потенциал.

        Я считаю, что исследовательская деятельность учащихся – это конечная цель изучения любого учебного предмета. Это та деятельность, которая  помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам в нём, то есть способствует развитию его талантов. А ведь это и есть главная цель моей преподавательской деятельности

        Подводя определённые итоги под своей работой, хочу обратить внимание на следующее: вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения учащихся, использую различные педагогические технологии, а именно исследовательскую деятельность, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

        Кроме того, повышается работоспособность учащихся, повышается интерес к предмету, развиваются память, речь, а также способности восприятия и переработки информации. Всё вместе способствует самоопределению учащихся, выбору дальнейшего жизненного пути.

        Иной раз приходится слышать, что наши студенты не приспособлены к суровым условиям жизни и что музыка не прокормит их. Поверьте, наши ученики в облаках не витают, романтическим мечтаниям излишне не предаются. В большинстве своем они - люди своего времени.

        На ежегодной выставке Европейского образования в Париже есть специальный раздел, весьма внушительный по объему, где в разграниченных секторах сидят специалисты-консультанты, к которым по очереди подходят люди, желающие получить консультации по следующему своему шагу в образовании. Это и родители с детьми, и самостоятельные подростки, и достаточно серьезные выпускники лицеев. Такие консультации помогают понять не только своё призвание, но и что для этого нужно сделать, какие приложить усилия.

         Видно, давно во Франции работают по нашим школьным стандартам, которые, к счастью, всё это и предполагают.

        Можно по-разному относиться к Макаренко. Но именно он замечательно придумал, что финалом образовательного процесса должен быть конечный продукт, который можно потрогать (если вы помните, у него это был фотоаппарат "ФЭД"). У процесса образования в нашей колледже  есть свой конечный продукт, который выражается в некоем перфомансе–это настоящие специалисты. Я имею в виду, что выпускники нашего колледжа не все продолжают своё образование в музыкальных образовательных учреждениях. Но ведь это и логично. Найти своё призвание. И я с рада, что часть моих студентов выбрала профессию школьного учителя, хотя в наше время это тяжёлое испытание.

        Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей занимает видное место в системе музыкального образования Воронежского края, да и России в целом. Он является неотъемлемой частью культурной жизни столицы Черноземья, бережно хранит и развивает высокие традиции музыкальной классики.

Выпускники колледжа работают в крупнейших оркестрах, музыкальных театрах, учебных заведениях страны и зарубежья. Выпускница 2005 года Ольга Чиркова завоевала на всероссийском конкурсе «Голоса России» Гран-При и премию имени Л. Руслановой. В настоящее время работает в Государственном ансамбле Людмилы Зыкиной «Россия». Студент отделения инструментов народного оркестра Лев Лавров к званию обладателя специальной премии им. Виктора Гридина, Золотой медали 2 всемирных Дельфийских игр, Обладателя Гран-При «Кубка Кубани» (г. Сочи, 2009 г.), добавил звания Призера Чемпионата мира среди баянистов и аккордеонистов (3 премия, Новая Зеландия),         Лауреата премии Всероссийской общественной программы «Надежда России 2009 года» и медали Ломоносова. Закончили Воронежское музыкальное училище имени Ростроповичей и иностранцы: в 2004 году училище по классу балалайки закончил с отличием француз Себастьян Гиуйе, отделение фортепиано с последующим поступлением в Ростовскую консерваторию завершила китаянка Лю Ин.

        Размышляя о будущем нашего образования и к чему оно приведёт наших детей, я вспоминаю «Инструкции по образованию и воспитанию» Екатерины II от 13 марта 1784 года. «Во главе образования поставить нравственное воспитание, стремление к добру, физическому здоровью и развитию без всяких принудительных мер, чтобы учителя и воспитатели были лишь помощниками, облегчающими детям их самостоятельность. И вот тогда мы сравняемся с лучшими европейскими странами во всех свободных науках, а также обеспечим будущее нашим детям».

        Очень хочется в это верить.

 

Литература

  1. Блохин, А.А. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения / А.А. Блохин, С.В. Монахов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 69-76.
  2. Васильева Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности в области филологии // Исследовательская работа школьников. – № 4. – 2004. – С. 21 – 31.  
  3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте.- М: ин-т практической психологии, 1996.-98с.
  5. Горячев, А.В. Стандарты на вырост (Интересы государства и образовательные стандарты) / А.В. Горячев // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 3. – С. 3-5.
  6. Корсакова, Т.В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения / Т. В.Корсакова// Педагогика. – 2009. – № 10. – С. 46-50.
  7. Кохичко, А.Н. О принципах отношения к миру как к основе базовых национальных ценностей / А.Н. Кохичко // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 1. – С. 7-11
  8. Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы. // Научно-практический журнал «Завуч», № 7, 2004.
  9. М.Н.Арцев. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов.// Научно-практический журнал «Завуч», № 6, 2005.
  10. Громова Т.В. Индивидуальный план подготовки научно-исследовательской работы. // Практика административной работы в школе, №6, 2006.
  11. Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку. // Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык», №17 – 24, 2006.
  12. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Научно-практический журнал «Завуч», № 6, 2003
  13. Рыжова В.Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьников. // Научно-практический журнал «Завуч», № 8, 2003
  14. Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока. // Завуч. Управление современной школой. №2, 2006.
  15. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
  16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
  17. http://newsminer.com/2006/10/21/2801
  18. peoples.ruИскусство…/sergey_kasarnovskiy

Примечание.

А. Агапова

Из опыта исследования

профессионального музыкального жаргона.

        Разговор человека в профессиональной среде может быть совершенно не понят сторонним непосвященным слушателем и не только из-за обилия терминологии. Иногда  знакомые слова в устах профессионалов какой-либо сферы приобретают совершенно иное значение и оставляют в недоумении тех, кто в этой области несведущ.  Такая лексика характерна практически для любой профессии и называется профессиональным жаргоном.         Кстати, иногда происходит так, что некоторые слова профессиональной лексики переходят в бытовой разговорный язык, а затем и в общелитературный. Сейчас мы можем наблюдать это явление в сфере компьютерного жаргона.

        В нашу эпоху среди всех профессиональных жаргонов наиболее выделяется жаргон музыкантов. На мой взгляд, это обуславливается  тем, что данная профессиональная сфера не может существовать без участия чувств, эмоций, различных ассоциаций и образов. В большинстве случаев простое оперирование сухой терминологией не приводит к нужному художественному результату, поэтому дирижеру или педагогу просто необходимо прибегать к эмоциональной и образной сфере. И в этом случае на помощь приходит воображение и фантазия, помогающие подобрать яркое слово, образное сравнение или устойчивое выражение (фразеологизм). С этим же связано и богатство словаря музыкального жаргона. Ведь чаще всего это не какие-то общие для всех, стандартные слова, употребляемые в типичных ситуациях, а целый творческий процесс, характерный для каждой отдельной личности, обогащающий лексику в целом.

        Рассмотрим подробнее лексику музыкантов-профессионалов. В нее входят:

  • музыкальные термины: allegro, marcato, legato, партитура.
  • термины в значении отличном от официального: смодулировать – уйти; отклониться – ненадолго выйти; забекарить – отказать, отменить; секундаккорд – двойка; диез – тюрьма; читать партитуру – распивать алкоголь, пойти на коду – умереть.
  • Псевдо терминология (русские слова на итальянский манер): moltocolupatto - способ исполнения недоученного произведения; moltoostervello – очень грубое исполнение; allegroudirato означает в темпе аллегро мгновенно исчезать из поля зрения профессора или преподавателя по сольфеджио или др. предметам (обычно ввиду несданных зачётов или экзаменов), mazatto, razmazatto – вязкий штрих на струнном смычковом инструменте; затыкато; пузырято,  дрожаменто.
  • слова общего словаря, в данном контексте приобретающие специфическое значение: ложка  – домра; дрова – некачественный фабричный инструмент; простынь - нотные страницы, склеенные или разложенные одна за другой; картошка – целая нота; блохи, соседи – фальшивые ноты.
  • новые слова, созданные
  • суффиксальным способом (соляк – соло; гармоша – гармония)
  • приставочно-суффиксальным (сокамерник – партнер по камерному ансамблю; струнник – студент струнного отделения, музыкант, играющий на струнном смычковом инстументе)
  • беcсуффиксальным (гамать – заниматься, играть гамму, хорьё –  студенты  хорового отделения, участники хора)
  • сращением основ (пузочёс – музыкант, играющий на струнномщипковом)
  • при помощи аббревиации (конса, консерва – консерватория; учила,музилище – музыкальное училище; ко - колледж, спец. - специальный инструмент, академ - академический концерт; сольф, сольфо, сольфа - сольфеджио)
  • слова из других жаргонов (лажа, лабать, бацать, фоно).

        В музыкальном жаргоне есть множество общеупотребительных слов, который поймет каждый профессионал этой сферы, но также стоит упомянуть, что каждый музыкант имеет свою специализацию, которая во многом и определяет его жаргон. Слова, употребляемые вокалистами, вряд ли поймет кто-то кроме них (пеликан без шеи, медведь в маске тигра, встать на опору, поднять грудь). Подобные слова есть у духовиков (заливато, залипато), струнников (мазатто, чапаевский штрих) и представителей других специальностей. Особенно богато такими словами эстрадное отделение, так как они работают с аппаратурой и специальным программным обеспечением (джек, комбарь, примочка, звучок).Помимо специализации играет роль коллектив, в котором работает музыкант, потому что большую роль в обогащении жаргона играют отдельные личности. С помощью своего воображения они проводят невероятные параллели, которые становятся общеупотребительными в узких кругах. Например, есть история о том, как Мстислав Ростропович добивался нужного звучания в Пятой симфонии Прокофьева:

- Представьте себе: коммунальная кухня, стоит восемь столов, восемь примусов, каждый скребет на своем столе, никто не слушает друг друга, стоит страшный шум. И вдруг кто-то снизу кричит: «Лососину дают!» Тут все всё бросают и кидаются вниз, в магазин...»
И, в следующее проигрывание дойдя до нужного места, Ростропович крикнул в паузе:
-Лососина!
        И действительно, музыканты «рванули» за ней необыкновенно эффектно...

        Музыкальный жаргон также используется педагогами. Например, в среде музыкальных школ. Там с ребенком разговаривают на его языке, активно используя слова-образы. Так, к примеру, в педагогике струнников есть «зеркальце», «веер», «балерина», «медвежонок», «лягушка». Это не обязательные и неизменные слова, а лишь одни из многих образов, которые помогают ребенку лучше понять и запомнить, что от него хочет педагог. Не избегают музыкального жаргона и в средних и высших учебных заведениях. Например, Вадим Борисовский - известный педагог-альтист XX столетия – использовал на своих занятиях такие выражения, как «салонное мурлыкание», «унылое почесывание по альту», «виброта» (плохая вибрация), «кошачий зевок» (переход с излишним глиссандо), «носом по земле» (неуклюже сыгранный пассаж), «бегемот танцует по незабудкам» (тяжелое, негибкое исполнение).

        Вообще в музыкальном жаргоне нельзя говорить о каком-либо постоянстве или устойчивости, так как многие слова появляются спонтанно, просто из желания четче и доходчивее объяснить что-либо. Большинство таких слов очень быстро забываются, так как не являются ключевыми и значимыми.

        В профессиональный жаргон входят слова, связанные как с профессиональной и учебной деятельностью, так и с повседневной жизнью. Первая группа составляет абсолютное большинство и включает в себя такие тематические группы:

  • название музыкальных инструментов и их частей, а также наименования музыкантов на них играющих (народник, пузочес – исполнитель на струнном щипковом инструменте; духовик, духопер, духовенство – исполнитель на духовых; гудошник, скрипаль, струнник, - скрипач, альтист; сопранчик – вокалист; дерево – деревянные духовые; медь - медные духовые, ложка – домра, сучок – кларнет; котлы - литавры)
  • нюансы и характер исполнения (mazato, ковырято, шуршать, сползти)
  • музыкальные обозначения (точка – стаккато; черточка, шпала на голове – портато; картошка – целая нота; рыба, морковка, вилка –crescendo/diminuendo)
  • мероприятия, связанные с профессиональной деятельностью (репа – репетиция; жмур – игра на похоронах; прогон –исполнение произведения целиком, как на концерте; заезд – продолжение репетиции после антракта; орк – оркестр; музло, музлит, музра – музыкальная литература)
  • места (филя – филармония, учила, музилище – музыкальное училище,
  • конса, консерва – консерватория; БЗ – большой зал)

            Есть слова-термины, использующиеся в повседневном общении с коллегами вне профессиональной сферы. Они немногочисленны, но существуют (бемоль – живот; диез – тюрьма, партитура – алкоголь) и употребляются значительно реже.

        Также в музыкальном жаргоне есть общепонятные фразеологизмы (нищий на паперти – жалобно; под сурдинку – тайком, мимо кассы – фальшиво, не по тем нотам), а также фразеологизмы, использующиеся и людьми, не связанными с музыкальной профессией (играть первую скрипку – руководить, повесить нос на квинту – печалиться; из другой оперы – вне контекста, не в тему; как по нотам – складно, легко, без проблем).

Рассматривая отношение к музыкальному жаргону, я провела среди музыкантов опрос.

        

        На этой диаграмме видно, что в среде музыкантов преобладает положительное отношение к данному явлению. Неудивительно, так как музыкальный жаргон ярок, экспрессивен, он помогает лучше понять другого и выразить себя. Также существуют люди, отрицательно относящиеся к музыкальному жаргону. И это тоже объяснимо. На мой взгляд, причина в том, что у многих людей само слово жаргон ассоциируется с тюрьмой, неприкрытой грубостью, с чем-то низким, некультурным, неэстетичным. Но это не совсем верно. Да, в музыкальном жаргоне существуют грубые слова (хлеборезка, кульбянки), но помимо этого есть слова с нейтральной окраской (струнник, народник, абсолютник) и весьма интересные выражения (тыквенная каша, преснятина, цыганщина).

        

        Также среди музыкантов был проведен опрос об употреблении ими музыкального жаргона.

Данные таковы:

        

        Подводя итоги, хочется сказать, что музыкальный жаргон неисчерпаем. При помощи воображения и фантазии, которые прекрасно развиты у каждого хорошего музыканта, можно сочинить бесчисленное множество новых слов и значений. И в ходе таких естественных процессов музыкальный жаргон постоянно развивается. Также я считаю, что музыкальный жаргон не просто способ более удобной коммуникации между музыкантами, это особый художественный язык, помогающий в работе над художественным произведением. Подобную мысль высказывает Антон Чехов: «актеры и режиссеры должны выработать особый рабочий язык. Они не имеют права рассуждать друг с другом в процессе работы. Они должны научиться воплощать свои мысли и чувства в образах и перебрасываться этими образами, заменяя ими длинные, скучные и бесполезно умные разговоры о роли, о пьесе и пр.» И это укрепляет мою убежденность в необходимости использования музыкального жаргона.

        И в заключении, я уверена, что профессиональный жаргон музыкантов – это целая культура! И это удивительное явление в сфере жаргона еще раз подтверждает тезис о богатстве русского языка.

Литература

  1. Плунгян В. А.Почему языки такие разные Аст-Пресс Книга, 2010
  2. Юзефович В. В. Борисовский. Основатель советской альтовой школы Советский композитор, 1977.
  3. Стоклицкая Е. Ю. Альтовая педагогика В. Борисовского Музыка, 2007.
  4. http://clarinetist.spb.ru/bask.htm
  5. http://svb.ucoz.ru/
  6. http://www.classic-music.ru/rostropovich.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Специфика внеурочной деятельности в Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей" - презентации

Две презентации к материалам "Специфика внеурочной деятельности в Воронежском музыкальном колледже". В них представлены теоретический материал и иллюстративный....

"Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей" - презентация

Для полноты материала презентации, дополнительно необходимо приложить к ней видеофрагмент "Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей", размещенный в разделе "Видео" (http://nsportal.ru/video...

Образовательная программа внеурочной деятельности "Литература воронежского края"

Программа  кружка включает следующие основные направления учебной деятельности: литературное, духовное краеведение...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕАТРАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Музыкальная шкатулка».

Это модифицированная программа по театрально-музыкальному развитию   детей младшего школьного возраста. Цель программы - совершенствование музыкально - образовательной работы с детьми м...

Методическое сообщение "Содержание и специфика профессиональной деятельности концертмейстера педагогического колледжа"

Данное методическое сообщение содержит описание содержания моей профессиональной деятельности, раскрывает ее специфические особенности в классах различных специальностей...

Рабочая программа Курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Музыкальный театр»

Данная программа разработана для учащихся 3-х классов общеобразовательных школ. Может быть также рекомендована для 1,2,4 -х классов. Программа составлена на 1 учебный год  (1 час в неделю, всего ...