Материал к аттестации
план-конспект на тему

Тинькова Елена Николаевна

Для того чтобы заинтересовать воспитанников и улучшить качество обучения   я разработала презентации и конспекты занятий, применяя различные методы обучения и включая разнообразные виды наглядности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

«Весёлый Городец. Рисование элементов городецкой росписи – купавка».

Цель: Познакомить   детей с русским народным промыслом, основными элементами городецкой росписи.

  Задачи: 

1. Образовательные:
-  Познакомить с основными элементами городецкой росписи, её характерными признаками;
-  Научить рисовать городецкие  купавки голубого и розового цвета, составлять узор на полосе, чередуя купавки и листья;
-  Закрепить навыки смешения красок на палитре для получения нужного цвета;
-  Научить оживлять цветы белым, синим и темно- красным цветом с помощью кисти;
-  Обогатить словарь детей новыми словами - донце, прялка, кудель, купавка, розан, оживка.
2. Развивающие:
-  Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус;
-  Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме(полосе);
-  Развивать  усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;
-  Формировать практические умения и навыки рисования с образца;
3. Воспитательные: 
- Воспитывать интерес к изучению русской истории и к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию;
- Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и народ;

    - Воспитывать стремление своими руками создавать красоту, дать     во зможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование

 для педагога – ноутбук, презентация, выставка изделий городецких мастеров (разделочные доски, блюда, настенные панно, посуда с городецкой росписью); образцы узоров и последовательности рисования купавки, цветные таблицы с поэтапным выполнением росписи;

для воспитанников – тонированные под дерево листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, палитра для смешивания красок;

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Приветствие воспитанников, проверка присутствующих по журналу, подготовка рабочих мест к занятию.

2. Сообщение темы занятия.

Педагог:

- Сегодня на занятии мы видим   изделия старинного народного промысла - Городецкого промысла.

- А вы знаете какие-нибудь народные промыслы?

Ответы детей. (Дети называют виды народных промыслов: Филлимоновская игрушка, Каргопольская игрушка, Дымковская роспись, Гжель, Хохлома, Городец и др.).

- Сегодня мы познакомимся с Городецким промыслом.

3.Вступительная беседа.

Беседа сопровождается показом презентации о прошлом и настоящем Городецкой росписи.

Показ слайда с изображением современного вида г. Городца №2.

Описание: D:\ФОТО\КУРСЫ\музей в Городце.jpg

Музей-мастерская по росписи в г. Городец

Название его пошло от имени города Городец-маленького старинного городка на берегу Волги, самого древнего городка в Нижегородской области. Он был основан очень давно, в 1152 году, князем Юрием Долгоруким. Старинный городок был сплошь усеян небольшими деревянными домами, одетыми в тонкую резьбу. В этой резьбе были и Жар-птицы, и цветы с травами, и русалки-берегини, и сказочные животные. Поэтому, все дома были похожи на сказочные терема. Когда – то там строили для всей Волги корабли. Да не простые, а дивно разукрашенные, со всякими разными фигурами и узорами. Городецкая резьба принесла славу городку.

Показ слайда старинного вида г. Городца № 3.

Описание: D:\ФОТО\КУРСЫ\Городец-вид с Волги.jpg

Вид с Волги.

Показ слайда старинного вида г. Городца № 4.

Описание: D:\ФОТО\КУРСЫ\старый городец.JPG

Улица старого Городца.

Есть на Волге город древний,
По названью Городец. 
Славится по всей России 
Своей росписью, творец. 
Распускаются букеты, 
Ярко красками горя, 
Чудо -птицы там порхают, 
Будто в сказку нас зовя. 
Если взглянешь на дощечки, 
Ты увидишь чудеса! 
Городецкие узоры 
Тонко вывела рука! 
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит! 
Птицы яркие летают, 
И кувшинки расцветают!

Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Вот здесь вы можете увидеть старинную прялку. Раньше такие прялки стояли в каждой избе. Долгими зимними вечерами русские женщины пряли с их помощью шерсть. А городецкие умельцы придумали разрисовывать прялки красивым узором, украсить их тонкой резьбой, чтобы веселее было прясть, чтобы спорилась работа у прях.

Показ слайда с изображением работающего мастера №5.

Описание: D:\ФОТО\КУРСЫ\мастер за работой.jpg

Мастер за резьбой по дереву.

Описание: D:\ФОТО\КУРСЫ\мастерская-музей росписи в Городце.jpg

Мастерская по городецкой росписи.

Велика Россия наша, 
И талантлив наш народ, 
О Руси родной умельцах 
На весь Мир молва идет.
И. В. Кадухина

Эти прялки с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. Донце - это сидение у прялки, на котором сидела пряха во время работы. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Сюжетами росписи для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздники, гуляния, застолья, народные нарядные костюмы. Также стали использовать и растительные орнаменты с городецкими купавками и розанами, да такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. На росписи городецких мастеров есть и чудо -кони, и сказочные птицы.

 Городецкая роспись - как ее нам не знать. 
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. 
Здесь такие букеты, что нельзя описать. 
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Со временем люди перестали пользоваться прялками и донцами, тогда городецкие мастера стали изготавливать и расписывать посуду, детскую мебель, разделочные доски и настенные панно.
В росписи использовали три основных краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.

Показ слайдов с изделиями № 6,7,8.

http://www.moi-detsad.ru/image/zanatia4039_clip_image013.jpg

http://www.moi-detsad.ru/image/zanatia4039_clip_image015.jpg

http://www.moi-detsad.ru/image/zanatia4039_clip_image019.jpg

http://www.moi-detsad.ru/image/zanatia4039_clip_image017.jpg

http://www.moi-detsad.ru/image/zanatia4039_clip_image021.jpg

http://www.moi-detsad.ru/image/zanatia4039_clip_image023.jpg

Также эти изделия вы можете увидеть и на нашей выставке. (Дети рассматривают изделия).

Педагог: Вы внимательно рассмотрели изделия и роспись на них.

-Какие элементы росписи вы увидели на изделиях?

Ответы детей. (Конь, птицы, цветы и травы).

Показ слайда с изображением элементов городецкой росписи №9.

Описание: D:\ФОТО\КУРСЫ\элементы росписи.jpg

- Каких элементов особенно много встречается на городецких узорах? Ответы детей.  (Цветов и листьев). - Эти цветы называются Купавки и Розаны. Обратите внимание, какого они цвета?
Ответы детей. (Розового и голубого)
- Как получить эти цвета?

Ответы детей. (Голубой - смешать белый и синий, а розовый- смешать белый и красный)
- Давайте прежде, чем приступить к работе, получим голубой и розовый цвет путем смешивания известных нам красок.

(Дети смешивают цвета на палитре).

- Давайте мы с вами перед работой немного отдохнем и проведём физминутку.

4. Проведение физминутки.

5. Объяснение нового материала.

Педагог:

Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Мастера и мастерицы,

Может быть и среди нас.

- Сегодня, мы с вами побудем городецкими мастерами. Посмотрите на экран. Здесь изображена последовательность рисования купавки.

Показ слайда с изображением последовательности рисования купавки №10.

Описание: C:\Users\Администратор\Pictures\img023.jpg

Показ слайда с изображением последовательности рисования купавки №11.

Описание: C:\Users\Администратор\Pictures\img020.jpg

Педагог объясняет последовательность работы:

1. Сначала рисуется большой круг розового или голубого цвета.

2. Затем дорисовывается центр бутона в виде маленького кружка ( темно-красный на розовом и синий на голубом).

3.Бутон купавки дополняется тонкими линиями и дугами концом кисти.

4. Добавляется оживка (прорисовка) белым и черным цветом, используя кончик тонкой кисти.

Показ слайда с оживкой №12.

http://www.moi-detsad.ru/image/zanatia4039_clip_image031.jpg

Оживка розана белым цветом

Показ слайда №13

http://www.moi-detsad.ru/image/zanatia4039_clip_image033.jpg

Оживка купавки и листьев черным цветом

5.Практическая работа.

Педагог:  Предлагаю детям разместить мелкие купавки голубого или розового цвета по углам и крупные цветы в центре полосы, предложенной каждому ребенку. А также дополнить листьями, используя способ бокового мазка (примакивание).

Самостоятельная работа детей над изготовлением элементов городецкой росписи. Педагог напоминает о необходимости чередования элементов узора.

Ох, Россия, ты Россия,

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась.

6.Подведение итогов занятия.

Педагог: Вот мы и побыли с вами мастерами и мастерицами. Посмотрите, какие красивые, яркие, праздничные работы у вас получились. 
- Вам понравилось расписывать нашу полоску элементом городецкой росписи  купавка?

- Какое настроение у вас было, когда вы занимались росписью?
- Хотели бы вы научиться рисовать еще какие-нибудь элементы городецкой росписи?

- На следующих наших занятиях мы с вами научимся рисовать и другие элементы городецкой росписи. А сегодня вы все работали как настоящие мастера.
Вместе с детьми рассматриваем все работы, отмечаем удачное расположение в полосе, заполняемость полосы, сочетания цветов, выбираем наиболее удачные работы.

7.Домашнее задание.

Педагог задаёт задание на дом: найти и прочитать интересные факты, сообщения, стихи о Городецком промысле.

Уборка рабочих мест. Прощание с воспитанниками.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Городецкая роспись. Розан и купавка».

Цель: Познакомить детей с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи.

Задачи:

1.Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи.

2.Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Развитие стремления своими руками создавать красоту.

3.Развитие усидчивости, внимания, аккуратности при работе с красками,      возможности детям почувствовать себя народными мастерами.

4.Формирование практических умений и навыков рисования с образца,  составление  узора по мотивам Городецкой росписи.

5.Совершенствование навыков рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

6.Воспитание  интереса к искусству Городецких мастеров, уважения к творческому наследию. http://www.1-kvazar.ru/Img/transpar.gif

Оборудование для педагога:

- образцы городецкой росписи, открытки, репродукции;

- плакаты «Городецкая роспись»;

- презентация «Городецкая роспись»;

- технологические карты

Оборудование для детей:

- модель для раскрашивания «Кухонная доска»

- гуашь

- кисти

- баночка для воды

- лист бумаги

- салфетка

- простой карандаш

- стирательная резинка

http://www.1-kvazar.ru/Img/transpar.gif

http://www.1-kvazar.ru/Img/transpar.gif

План урока (45 мин.)

  1. Организационный момент - 3-5 мин.
  2. Вступительная  беседа – 10 -12 мин.
  3.  Объяснение нового материала  -  8-10 мин.
  4. Практическая работа  - 15-20 мин.
  5.  Подведение итогов -  5 мин.
  6. Д/з  - 3 мин.

http://www.1-kvazar.ru/Img/transpar.gif

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Приветствие детей, проверка готовности воспитанников к занятию, проверка посещаемости детей, подготовка рабочих мест к занятию.

  1. Вступительная беседа.

Беседа происходит с демонстрацией презентации «Городецкая роспись».

Педагог: На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

Городецкая роспись - как ее нам не знать. 
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. 
Здесь такие букеты, что нельзя описать. 
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

Желтый вечер, черный конь, 
И купавки, как огонь, 
Птицы смотрят из ларца – 
Чудо-роспись Городца! 
Л. Куликова.

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

3.Объяснение нового материала.

Педагог: Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. (Далее рассказ сопровождается показом  плаката  с поэтапной росписью, демонстрацией технологических карт.)

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.

- Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка».

- Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка

- Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

4. Практическая работа.

 Педагог: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?

Ответ детей: ( подмастерья).

Педагог: Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!

(Дети самостоятельно расписывают модель, используя для своей работы технологические карты.)

В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.

Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

5.Подведение итогов.

В конце занятия устраивается выставка. Дети выставляют  работы  и вместе с педагогом  выбирают лучшие, наиболее удавшиеся работы. Педагог  не забывает похвалить каждого ребёнка, отметить в работе наиболее удачные моменты.

Педагог: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Ответы детей: С городецкой росписью.

Педагог: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

Ответы детей: Розан, купавка, ромашка.

Педагог: На каких изделиях выполняется роспись?

Ответы детей: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Педагог: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

Ответы детей.

6. Домашнее задание.

Педагог задаёт детям домашнее задание. Уборка рабочих мест, прощание с воспитанниками.

Технологическая карта №1

 к занятию «Городецкая роспись. Розан и купавка».

Гордецкая роспись1-

Гордецкая роспись1-5

Гордецкая роспись1-2

Гордецкая роспись1-6

Гордецкая роспись1-3

Гордецкая роспись1-7

Гордецкая роспись1-4

Гордецкая роспись1-

Технологическая карта №2

 к занятию «Городецкая роспись. Розан и купавка».

Гордецкая роспись2-

Гордецкая роспись2-5

Гордецкая роспись2-2

Гордецкая роспись2-6

Гордецкая роспись2-3

Гордецкая роспись2-7

Гордецкая роспись2-4

Гордецкая роспись2-

Технологическая карта №3

 к занятию «Городецкая роспись. Розан и купавка».

Гордецкая роспись3-

Гордецкая роспись3-5

Гордецкая роспись3-2

Гордецкая роспись3-6

Гордецкая роспись3-3

Гордецкая роспись3-7

Гордецкая роспись3-4

Гордецкая роспись3-8



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Сказочные узоры.

Вид занятия: комбинированный (урок-объяснение, урок-практика)

Цель занятия: Знакомство обучащихся с техникой Городецкой росписи.

Задачи:

Обучающие:

- углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;

- обучение навыкам копирования элементов рисунка.

Развивающие:

- развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;

- развитие творческого воображения;

- развитие интереса к предмету;

Воспитательные:        

- воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку;

- воспитание умения планировать свою работу;

- воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;

- воспитание уважительного отношения к национальным традициям.

Оборудование: ПК, наглядный материал, презентация «Сказочные узоры» раздаточный материал (доски для росписи).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы работы:

- объяснительно-иллюстративный (изложение материала);

- практический (отработка навыков);

- исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Приветствие воспитанников. Проверка готовности к занятию, проверка присутствующих.

2. Вступительная беседа.

Сообщение темы занятия и вступительная беседа сопровождается показом презентации  «Сказочные узоры.»

1. Сообщение темы и цели занятия. (слайд 1)

Тема занятия " Сказочные узоры. Городецкая роспись". Сегодня мы закрепим ваши знания о Городецкой росписи, с которой вы знакомились на прошлых занятиях, вспомним основные элементы Городецкой росписи.

2. Беседа педагога с детьми.

(2 слайд)

Городецкая роспись -
Как ее нам не знать:
Здесь такие узоры, 
Что ни в сказке сказать,
Здесь такие сюжеты -
Ни пером описать.
Городецкая роспись -
Как ее нам не знать.

(3 слайд)

Промысел возник в середине XIX века в Городецких деревнях Курцево, Косково, Хлебаиха.

Педагог: Скажите, что в основном рисовали городецкие мастера?  

Ответы детей: Городецкие мастера рисовали в основном цветы, птиц.

(4 слайд)

Росписи выполняются гуашью. Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету.

(5 слайд)

Господствующий цвет городецких росписей ярко-желтый хром или киноварь (ярко-красной краска).

Синий, зеленый и иногда "разбеленные" тона (розовый, голубой) используются для написания узора , черный и белый - для проработки деталей .

Городецкая роспись необычная, 
Композиция здесь симметричная.
В букеты собраны цветы 
необычной красоты. 
Рисунки яркие мерцают, 
Оживка белая их оживляет.

(6 слайд)

Педагог: А какие цветы изображены на изделии?  

Ответы детей: Купавка и розан

Педагог. Основные элементы городецкой росписи:

- Розан

-Купавка

Педагог: Посмотрите внимательно на эти цветы и скажите: в чем сходство между ними?  

Ответы детей: Круглая форма. Лепестки дужками. Белая оживка.

Педагог: А в чем их отличие? 

Ответы детей: У купавки центр цветка смещен, а у розана он посередине.

(7 слайд)

Педагог: Существует три вида композиции в городецкой росписи

1. Цветочная роспись.

Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

"Букет" - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.

"Гирлянда"- это разновидность "букета", когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями.

2. Цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";

Ученик: Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, иногда различные по цвету. Изображения "петух" и "конь" является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения "петуха" и "курочки" символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

3Сюжетная роспись

Ученик: Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Роспись в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.

Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами(символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы.

Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.

Кроссворд (На столы каждому ребенку выдается отдельная карточка с кроссвордом. После того как ребята отвечают на вопросы они меняются карточками и на доске открываются ответы. Учащиеся проверяют ответы друг друга.)

  • Один из видов композиции городецкой росписи?
  • Один из основных элементов городецкой росписи?
  • Часто используемый цвет для фона?
  • Цвет, используемый для написания узора?
  • Один из основных элементов городецкой росписи?

Проверка ответов (Выставление оценок учащимися друг другу. Каждый правильный ответ 1.)

Физкультминутка проводится под русскую народную музыку

Вверх руки подняли и покачали - это деревья в лесу. 
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу. 
В стороны руки, ими помашем - это к нам птицы летят. 
Где они сядут, тоже покажем 
Руки сомкнули назад, 
Встали, встряхнулись, 
всем улыбнулись 
И сели работать опять.

А теперь приступим к выполнению практической работы.

4. Практическая работа.

Этап закрепления знаний умений и навыков на практике.

А теперь ребята вам необходимо проявить свою фантазию. У нас есть заготовки досок, на плакатах вы видите основные мотивы Городецкой росписи. Используя полученные сегодня и ранее знания вам необходимо украсить доски под Городецкую роспись. В процессе выполнения практической работы педагог проводит фронтальную и индивидуальную работу.

5. Итог занятия.

Подведение итогов занятия, диалог с детьми о том

 - как работала группа;

- кто из воспитанников работал особенно старательно;

- что нового узнали дети.

Поблагодарить детей:

- за активную работу;

- за правильное использование инструментов рисования;

- за правильное композиционное решении.

Уборка рабочих мест , домашнее задание воспитанникам, прощание с детьми.

Приложение к занятию.

Формы  досок для росписи.

http://festival.1september.ru/articles/606372/img1.jpg



Предварительный просмотр:

Структура описания педагогического опыта

1. Литературный обзор состояния вопроса _________________________стр.3 - 4

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта__________________________________________________________стр. 5

3. Педагогический опыт________________________________________стр. 6 -16

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

3.2. Актуальность педагогического опыта.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

3.4. Результативность педагогического опыта.

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

4. Выводы.____________________________________________________стр. 17  

5.Библиографический список ____________________________________стр. 18

6. Приложения:

- учебно – тематический план, содержание изучаемого курса – 1 год обучения;

- учебно – тематический план, содержание изучаемого курса – 2 год обучения;

- конспект занятия «Сказочные узоры. Цветовое решение городецких росписей»;

-конспект занятия «Городецкая роспись. Розан и купавка» (с применением технологических карт);

- конспект занятия «Весёлый Городец. Рисование элементов городецкой росписи – купавка» (с применением ИКТ)

- анкета на выявление уровня знаний кистевой росписи.

1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

Важнейшей задачей процесса обучения детей росписи по дереву является овладение многочисленными  навыками в области наблюдения и изображения, а также  основываясь на традиционные народные промыслы,  формировать духовно-нравственные качества детей. Изучая известные росписи России; Городецкая, Хохлома, Полохов-Майдан, Семеновская непосредственно касаемся истории возникновения этих видов творчества. Каждый вид росписи где-то зародился и от красоты местности и традиций людей сформировался узор письма.  Название вида росписи происходит от места происхождения.  Характерные особенности и тонкости вида росписи дают возможность почувствовать ребенку красоту и гармонию старинных, утилитарных предметов, которыми пользовались и украшали свой быт наши предки.

Развитие и формирование художественного мировоззрения ребенка происходит под влиянием трех основных факторов: духовной основы человека, развития личностных качеств  и социально-культурной среды, в которой он находится.

Беседы, экскурсии, просмотр видеороликов, презентаций  способствуют формированию у ребят уважительного отношения к истории родного края, пробуждают в них способность к эстетической оценке увиденного. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения,  излишней детализации, но сохраняется целостность, законченность образа.

Роспись по дереву, включая все его виды, как искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Выбор темы исследования, посвященного проблеме формирования у детей навыков кистевой росписи и  творческого воображения в изобразительной деятельности, возник не случайно. Длительный срок работы с детьми в  дополнительном образовании показал, что дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования. Но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – "своих", искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной и декоративной  деятельностью, которая стимулировала бы творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности. Знакомство с народными промыслами, декоративно – прикладным творчеством, изготовление эскизов,  рисование, выполнение упражнений кистями  как раз и способствуют развитию творческого воображения детей.

2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

Работая в объединении, я  провожу как индивидуальные, так и фронтальные занятия. Я наблюдала за развитием детей, и заметила, что у них нет достаточных знаний об окружающем мире и социальной действительности. Поэтому поставила одной из задач - расширить знания детей о различных профессиях, углубить их интересы к различным видам декоративно – прикладного творчества, а так же научить самостоятельно разрабатывать эскизы,  выполнять сувенирные работы в определённой технике, расширить социализацию личности ребёнка через знакомство с прикладным творчеством. Наблюдения за рисованием детей показали, что у них недостаточно знаний по изобразительной деятельности. Это объясняется рядом причин и прежде всего общими возрастными психическими особенностями: относительной неустойчивостью внимания, чувств, мотивов и потребностей личности ребёнка, недостаточной устремлённостью поведения, а так же ограниченным запасом знаний о предметах и средствах  изобразительной деятельности,  отсутствием ярких жизненных впечатлений.

3. Педагогический опыт.

3.1 Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Городецкая живопись, больше известная как Городецкая роспись, родина которой Среднее Поволжье, – одно из наиболее ярких самобытных явлений в народном искусстве XIX и первой половины XX века. Еще в глубокой древности целые деревни на реке Узоле занимались производством и сбытом "щепного товара" (так называли мелкие деревянные изделия, украшаемые инкрустацией, а позже – росписью). В росписи изделий вырабатывался свой стиль: неповторимый орнамент, оригинальные сюжеты, рецепты красок… Существует промысел и по сей день.

На основе знаний о Городецкой росписи построен учебный блок рабочей программы объединения "Изодеятельность". Его главной целью  является формирование знаний, умений, а главное навыков кистевой росписи и закрепление их в процессе практических занятий; художественного вкуса, общей эстетической культуры.

Процесс обучения росписи по дереву является педагогической системой, направленной  на  развитие  творческих  способностей  детей от 6 до 16лет,  через углубленное изучение народных промыслов России.

На занятиях по  декоративной  росписи  я использую  следующие  педагогические методы:

1. Наглядный метод: знакомство с иллюстративным материалом, образцами Городецкой росписи, методическими таблицами; показ работ из фонда, выполненных обучающимися.

2. Словесный метод: рассказ, беседа и объяснение.

3. Практический метод: педагогический рисунок, упражнения, практическая самостоятельная работа.

4. Метод  привлечения  и  приобщения обучающихся к декоративно – прикладному искусству: это разносторонность и непрерывность   эстетического  воздействия,  индивидуальный  подход  в   обуче-нии,  выявление  художественных  возможностей,  творческий  характер  за-даний.

В  основу  обучения детей  декоративной  росписи  положены  следующие  педа-гогические  принципы:

1. Принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода. Принцип наглядности способствует более  полному  восприятию  и  усвоению  изучаемого  предмета. Знакомясь с разнообразием  изделий  народных  мастеров,  дети  проникаются   добрыми  чувствами к  тем,  кто  создал   эти  необыкновенные  вещи. Воспитанники  постепенно  начинают   уважать  и  любить   это искусство,  разбираться  в  орнаменте,  цветовых  сочетаниях,  в разнообразии  форм .

2. Принцип связи обучения с жизнью: как сделать изделие, где и как можно его применить, какие профессии в будущем я могу получить, используя полученные на занятиях знания.

3. Принцип целостного равенства: общая цель, совместная деятельность педагога  и обучающихся. Дети выполняют не только индивидуальные работы но и   участвуют  в  коллективном творчестве:  оформление  учебного кабинета,  изготовление выставочных  работ, выполнение коллективных работ.

4.Принцип природосообразности, доступности: соответствие предлагаемого учебного материала возрастным, физиологических особенностям детей, а также характера. Младших школьников волнует  яркий  цвет,  блестящая   поверхность, поэтому  в  моей образовательной  программе происходит знакомство  детей с народной Городецкой росписью. Обучение  начинается с  простых  полосок, кругов, скобок, волнистых линий,  постепенно  переходя  к  городецким  бутонам, совершенствуя технику владения кистью. Старших   ребят в росписи  привлекает   повторность  элементов,  симметрия  в  расположении элементов.  Эстетические  чувства  у  детей  с  возрастом  становятся  более  глу-бокими и  осознанными.

5.Принцип культуросообразности обучения и воспитания  реализуется  через  приобщение  детей  к  ценностям  национальной  культуры, воспитание  нравственных  качеств  личности  ребёнка,  обеспечивающих  успех  познания  материальных  и  духовных  культурных  ценностей,  способность  сохранять  и  развивать  народные  традиции,  возрождать  всё  ценное,  что есть  в  родном  Отечестве. Формирует  новое   понимание  явлений, которое проявляется  в  его  поступках,  в  поведении,  в  отношении  к  окружающим. Использование в работе этого принципа ведёт к  развитию   у  детей  духовных  потребностей,  чувство  патриотизма, национальной  гордости,  высокой гражданственности  и  человечности.

6. Принцип индивидуализации и дифференциации обеспечивает развитие и саморазвитие воспитанника  в соответствии с его особенностями, наклонностями, возможностями, интересами. Особая роль на занятии отводится самостоятельной  работе ребёнка. Дети самостоятельно составляют эскизы, которые используют на занятиях в объединении. По мере накопления необходимых знаний, умений и трудовых  навыков практикуются различные самостоятельные работы на свободные темы, для реализации творческих способностей и самостоятельности. Воспитанникам предлагаются такие темы работы, которые вызывают эмоциональный отклик в душе ребёнка, способствующий мотивации к эффективному выполнению задания. Так, например, расписать доску для любимой мамы, бабушки, сделать подарок другу ко дню рождения.

7. Принцип сотрудничества и сотворчества (педагогическая поддержка) заключается в том, чтобы не только дать детям ознакомительные сведения по данному направлению работы, но и подобрать учебный материал так, чтобы ребёнок мог разобраться  и рассказать о разных видах росписи,  работать в этой технике. Детей следует хвалить, подбадривать, обращать внимание на лучшие работы – это стимулирует ребёнка, даёт почувствовать свою значимость в коллективе. В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина — «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» — представляется бесценной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы. Общение должно осуществляться на каждом занятии. Каждый обучающийся должен быть уверен, что его мнение будет услышано и даже маленькие творческие победы не останутся незамеченными.

8. Принцип системности и последовательности опирается на имеющийся у воспитанников опыт «от простого к сложному».

9. Принцип результативности заключается в соответствии целей воспитания и обучения. У детей воспитывается трудолюбие, умение добиваться желаемых результатов.       

10. Принцип здоровьесберегающего обучения воспитанников состоит в систематическом проведении физминуток на занятии, пальчиковой гимнастики, динамических пауз, бесед с детьми и родителями о здоровом образе жизни, проведении родительских собраний на соответствующую тематику, проведение с детьми конкурсно – игровых программ.

Все вышеперечисленные принципы обучения и воспитания  стали стержневой основой педагогической технологии.

Планирование   образовательного  процесса  осуществляется с углубленного   изучения   детьми   сначала   простых  элементов  росписи, постепенно  переходя  к  созданию  цветочных  и сюжетных   композиций. Для этих целей подобран и систематизирован наглядный материал в виде ярких, красочных таблиц и пособий «Городецкая роспись»,  выполнена методическая разработка на тему «Сказочные цветы. Городецкая роспись», которая раскрывает поэтапное выполнение цветочных мотивов и характеризует композиционные моменты, подготовлены беседы для детей об истории происхождения Городецкой росписи, этапах развития промысла в соответствии с возрастными особенностями детей.

Заключительным  этапом   является  проверка  (контроль)  знаний  и  умений,  которые  формируются  в  процессе  обучения.   В  своей  работе  использую  разнообразные  виды  контроля:  текущий,  на  каждом  занятии;

промежуточный (по окончании второй и третьей четвертей), выставки детских работ;

итоговый опрос (выявление  уровня   знаний,  умений и навыков). Используются  такие  формы  как:  педагогическое  наблюдение, беседа, анализ работ, опрос,  отслеживание  достижений.

Оценкой  творческой  деятельности  ребёнка  можно  считать  следующие  кри-терии:

  • проявление  интереса  к  произведениям  народного  творчества;            
  • эмоциональный  отклик  на  их  обсуждение;
  • умение  применять  полученные  знания  в  других  областях   деятельности;
  • рост  художественного  мастерства;
  • участие  в  конкурсах  и  выставках декоративно – прикладного творчества.

3.2. Актуальность педагогического опыта.

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Важнейшей функцией отечественного образования является сохранение, воспроизводство и развитие культуры общечеловеческой (классической), этнической (региональной и национальной), где формируется образ человека культуры, его родовые культурные качества. Актуальность данного опыта заключается в способствовании формирования личности, обладающей внутренней цельностью, нравственной и духовной устойчивостью.

3.3  Научность в представляемом педагогическом опыте.

В  соответствии  с  законом  Российской  Федерации  «Об  образовании»,  с   требованиями   современной   системы  образования,  в  настоящее  время     возникает    необходимость  в  новых  подходах  к  преподаванию  искусств  не  только  в  образовательной   школе,  но  и  в  учреждениях  дополнительного     образования,  которые  могут успешно решить современные задачи                     художественного  образования,  эстетического   воспитания  и  развития  лич-ности.

Осмысление различных взглядов на сущность дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, Л.Н. Буйлова, А.К. Бруднов, А.В. Золоторева, М.Б. Коваль, Г.Н. Попова, А.Б. Фомина) даёт основание сформулировать социально-педагогическую миссию учреждений дополнительного образования детей – обеспечение конвенции интересов воспитанника (его родителей, семьи) и общества.

Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Реализация данной стратегической цели, особенно важной применительно к системам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей, как зафиксировано в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», предполагает решение одних из приоритетных задач:

- обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе обновление структуры сети образовательных учреждений и развитие вариативности образовательных программ;

- модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, которая будет включать «создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения», развитие системы дополнительного образования школьников и консультирование для семей с детьми.

Художественно-эстетическое воспитание, основанное на искусстве, представляет особую значимость в воспитании и образовании детей и подростков. Оно является одним из ключевых условий развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, способной понимать их и стремиться сохранить посредством индивидуальной художественно-творческой деятельности. Исходя из оказания положительного влияния художественно-эстетического воспитания на детей и подростков, в системе образования ему начинает отводиться более значительная роль. Развитию художественно-эстетического воспитания детей и подростков способствуют теоретические и практические исследования отечественных педагогов-ученых конца XX века: Б.Т. Лихачева, В.А. Разумного, Д.Б. Кабалевского, Т.С. Комаровой, Б.Т. Неменского, В.С. Кузина и др. Разработанные ими концепции художественно-эстетического воспитания детей и подростков являются основополагающими и реализуются в различных общеобразовательных и дополнительных образовательных программах.

3.4. Результативность педагогического опыта.

Многолетняя педагогическая деятельность в рамках образовательной программы позволяет судить о результативности её реализацииЕжегодно воспитанники объединения становятся  победителями и призёрами   выставок и конкурсов декоративно – прикладного творчества  различного  уровня. Работы детей принимают участие в зональных, муниципальных, региональных   выставках.

2012 - 2013 учебный год:

Дата проведения

Наименование мероприятия

Фамилия, имя участника

Результат

Ноябрь

2012

Муниципальный этап Краевого  конкурса «Новогодняя фантазия»

Гайворонская Ксения

Призёр

Март

2013

Зональный конкурс  детского прикладного «Планета рукоделия».

Михайлова Юлия

Победитель

Март

2013

Зональный конкурс  детского прикладного «Планета рукоделия

Гордеева Елена

Победитель

Март

2013

Зональный конкурс  детского прикладного «Планета рукоделия».

Оганян Наринэ

Призёр

Март

2013

 Зональный конкурс детского прикладного творчества «Планета рукоделия»

Попова Евгения

Призёр

Март

2013

Зональный конкурс детского прикладного творчества «Планета рукоделия»

Будагова Анастасия

Призёр

Март

2013

Муниципальный этап Краевого конкурса «Пасха в Кубанской семье»

Ерёменко Алина

Победитель

2013 – 2104 учебный год:

Дата проведения

Наименование мероприятия

Фамилия, имя участника

Результат

Октябрь

2013

Муниципальный этап Международного конкурса «Красота божьего мира»

Добшикова Валерия

Призёр

Приказ УО №495 от 16.10.2013г.

Октябрь

2013

Конкурс творческих работ «Новогодняя и рождественская открытка»

МОБУДОД ДДТ

Труфманов Кирилл

Касьянова Дарья

Призёр

Приказ ОУ №1 от 10.01.2014

Победитель

Приказ ОУ №1 от 10.01.2014

Ноябрь

2013

Муниципальный этап Краевого конкурса «Светлый праздник – Рождество Христово»

Попова Евгения

Победитель

Приказ УО   № 576 от 27.11.2013г.

Январь

2014

Конкурс творческих работ «Новогодняя и Рождественская открытка»

МОБУДОД ДДТ

Попова Евгения

Курсакова Анна

Победитель

Приказ ОУ №1 от 10.01.2014г.

Призёр

Приказ ОУ №1 от 10.01.2014г

Март

2014

Муниципальный этап Краевого конкурса «Пасха в Кубанской семье».

Пилюгин Кирилл

1 место

Приказ УО

 № 208  от 11.04.2014г.

Март

2014

Зональный конкурс детских творческих работ «Планета рукоделия»

Чепурнова Юлия

Ерёменко Алина

Попова Евгения

Пилюгин Кирилл (2раб.)

Победитель

Приказ УО № 179 от 28.03.2014г

Призёр

Приказ УО № 179 от 28.03.2014г.

Март

2014

Зональный конкурс детского прикладного творчества «Планета рукоделия»

Тришина Виктория

Призёр

Приказ УО №179 от 28.03.2014г.

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Новизна заключается в совершенствовании и преобразовании технологий росписи, что позволяет создавать свой образ красоты мира в изделиях, благодаря чему происходит интеграция личности в социальной среде.

Свой педагогический опыт хотелось бы адресовать педагогам дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству, педагогам изобразительной деятельности.  Дети школьного возраста от 6 -16 лет легко усваивают технологию росписи по дереву, чувствуя в руках объемный предмет, что развивает его моторику, восприятие реального пространства. В своих произведениях ребенок будет осваивать это пространство, и делать это с чувством гармонии и красоты.

В целях интенсификации обучения на занятиях декоративного рисования необходимо осуществлять преемственность изобразительной деятельности.

В процесс педагогического руководства детским декоративным творчеством на занятиях органично вписывается группа методических приемов, которые находят применение в работе:

 - вопросно-ответная беседа о произведениях народного искусства;

- устное рисование, воссоздающее сюжет, который предстоит решать декоративными средствами;

- приемы кистевой росписи;

- использование аппликации как элемента, организующего декоративную композицию, и как средства познания форм действительности для декоративного обобщения.

Художественные расписные изделия близки и понятны ребенку, они правдиво и просто передают красоту окружающей жизни. В узорах, выполненных народными умельцами, ребенок с радостью узнает знакомые силуэты ягод, листьев, птиц и зверей. Декоративная трактовка произведений народного искусства и освоение приемов работы кистью, широко и разнообразно используемых народными мастерами (плоскостное изображение, локальность цвета, контурность рисунка, ритмичность нанесения пятен и мазков) соответствует возрастным особенностям изобразительной деятельности ребенка. Видный исследователь детского творчества Н. П. Сакулина убедительно доказывает преимущества развития детского творчества средствами народного искусства: "Знакомство детей с народными орнаментами, формирование у них некоторых приемов народной росписи вызвали бурное развитие декоративного творчества детей. Относительно простая изобразительная основа орнамента — многократно повторяющиеся растительные мотивы — позволяет детям сосредоточить внимание на построении пространственно-цветовой композиции рисунка".

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Городецкая живопись, больше известная как Городецкая роспись, родина которой Среднее Поволжье, – одно из наиболее ярких самобытных явлений в народном искусстве XIX и первой половины XX века. Еще в глубокой древности целые деревни на реке Узоле занимались производством и сбытом "щепного товара" (так называли мелкие деревянные изделия, украшаемые инкрустацией, а позже – росписью). В росписи изделий вырабатывался свой стиль: неповторимый орнамент, оригинальные сюжеты, рецепты красок… Существует промысел и по сей день. Красочный, мажорный мир народного искусства близок и понятен ребёнку. Для педагога, ведущего занятия декоративного рисования,  эмоциональный настрой детей очень важен. Емкое содержание и своеобразное отражение действительности, яркий и выразительный язык народного творчества помогает педагогу сделать процесс развития графических навыков у детей увлекательным и интересным с первых же занятий декоративным рисованием.

Городец — центр народного художественного промысла. Роспись выполняется масляными красками по текстуре дерева и по цветному фону.

Упругие ветки и букеты, составленные из ярких декоративных цветов, придают этим вещам неповторимый облик. Мастер наносит легкие, уверенные мазки, не прибегая к подробному контуру. Вся композиция узора строится кистью. Приемы декоративной разделки цветов — розанов и купавок — отрабатывались в течение многих десятилетий.

Интересно разобрать приемы, с помощью которых народный мастер быстро и уверенно наносит цветочный узор. Розан и купавка отражают самые главные признаки, присущие многим цветковым растениям, — венчик из лепестков, ярко выраженный центр цветка и т. д. Несколькими уверенными круговыми движениями кисти мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Яркие и плотные по цвету, эти разноцветные круги быстро наносятся на поверхность украшаемого предмета таким образом, что сразу становится ясным замысел цветочной росписи. Круги для розана делаются побольше, для купавки поменьше. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называют подмалевком или замалевком. Уже на этой стадии видны характерные для городецкой росписи цвета, обычно составленные из двух красок. Одна из них— красная, оранжевая или синяя, другая— белила. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок. Следующий этап — определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка. У купавки он смещается влево или вправо; обычно он заполняется чистой краской, без белил. Особую прелесть цветам придают лепестки, выполненные полукруглыми дужками. Чтобы получить дужку красивой формы, ее начинают прописывать кончиком кисти, почти не нажимая на нее, затем сильным нажимом (он приходится на середину дужки), и заканчивается контур опять без нажима. Мастер держит кисть перпендикулярно расписываемой поверхности. Цвет дужек совпадает с цветом центра каждого вида цветочного узора. После прописывания дужек-лепестков цветы преобразились: поверх первоначального силуэта цветного круга обозначился ажурный венчик розана и купавки.

Завершающий этап росписи — оживка, или линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще всего белилами. Белые штрихи и точки как будто освещают цветы, придают особую выразительность ритму лепестков, заставляют празднично сиять весь рисунок.

С помощью элементарных средств декоративного решения: силуэта, линии и ритма — достигается эстетическая значимость изделия, выполненного из простого материала.

Роспись, которая родилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико её своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходиться без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.

Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность.

Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.

Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием синих, красных, белых и черных цветов. В наши дни мастера перешли на масляную краску, сильно расширили цветовую гамму, и уже не расписывают донца прялок, но технология росписи осталась такой же как и много лет тому назад и те же образы и мотивы присутствуют в их работах. Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия. Это — декоративные панно, ларцы, шкатулки, разнообразные комплекты для кухни: шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, наборы подставок, а также игрушки, детская мебель. Люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия городецких мастеров и украшают ими свой дом. На занятиях в объединении мы не используем масляную краску, свои работы мы выполняем гуашевыми красками, стараясь добиться максимального сходства. Причин этому несколько – ценовая политика (гуашевые краски стоят гораздо дешевле) и здоровьесбережение воспитанников ( масляные краски в смешении с растворителями издают запах и сохнут дольше), после чего покрываем готовые работы акриловым лаком. Задания для воспитанников строятся на занятии так, чтобы даже на первой стадии знакомства учащихся с приемами народной росписи не было прямого подражания.

3.7 Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Декоративно-прикладное искусство - вид художественной деятельности по созданию предметов быта, соединяющих в себе эстетические и практические качества. Этот вид искусства отражает все многообразие человеческих потребностей. Декоративно-прикладная деятельность отличается большим разнообразием художественных видов работ и техник: роспись гуашью, различные виды аппликации и печати, мозаика из цветной бумаги, из осколков стекла, фарфора, керамики, камешков: конструирование из бумаги, тканей, природного и подсобного материала, декоративная лепка из глины или пластилина с последующей росписью. Декоративно-прикладное творчество способствует художественному развитию детей, учит видеть красоту в реальной действительности, развивает фантазию и воображение, изобразительность и технические навыки, чувство композиционного равновесия и цветовой гармонии. Кроме того, декоративная работа развивает композиционное мышление, способствует овладению материалом, активному использованию цвета, фактурных средств. Для успешной работы подобран и систематизирован теоретический (беседы, справочный материала) и   наглядный материал (таблицы, презентации, видеоролики), методическая литература. Для повышения интереса детей к предмету я применяю на занятиях группу методических приемов:

 - вопросно-ответная беседа о произведениях народного искусства;

- устное рисование, воссоздающее сюжет, который предстоит решать декоративными средствами;

- приемы кистевой росписи;

- использование аппликации как элемента, организующего декоративную композицию, и как средства познания форм действительности для декоративного обобщения.

Декоративное рисование, упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных положений в области изобразительного искусства (часть которых, кстати, относится к техническим приемам). Мастерство всегда основано на овладении специальными правилами, приемами, способами. Для успешной работы на занятиях по  декоративной  росписи  я использую  следующие  педагогические методы:

1. Наглядный метод: знакомство с иллюстративным материалом, образцами Городецкой росписи, методическими таблицами; показ работ из фонда, выполненных обучающимися.

2. Словесный метод: рассказ, беседа и объяснение.

3. Практический метод: педагогический рисунок, упражнения, практическая самостоятельная работа.

4. Метод  привлечения  и  приобщения обучающихся к декоративно – прикладному искусству: это разносторонность и непрерывность   эстетического  воздействия,  индивидуальный  подход  в   обуче-нии,  выявление  художественных  возможностей,  творческий  характер  за-даний.

Художественные расписные изделия близки и понятны ребенку, они правдиво и просто передают красоту окружающей жизни. В узорах, выполненных народными умельцами, ребенок с радостью узнает знакомые силуэты ягод, листьев, птиц и зверей. Декоративная трактовка произведений народного искусства, но и освоение приемов работы кистью, широко и разнообразно используемых народными мастерами (плоскостное изображение, локальность цвета, контурность рисунка, ритмичность нанесения пятен и мазков) соответствует возрастным особенностям изобразительной деятельности ребенка.

4. Выводы.

Память   это мост, соединяющий  настоящее с прошлым.

Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, игры, промыслы -  должно остаться в нашей памяти. Художественные промыслы - одна из наиболее ярких форм народного искусства, непреходящая ценность духовной культуры народа. Всегда русская земля славилась своими мастерами, создавшими яркое, незабываемое и  самобытное искусство.
Знакомить детей с народными традициями можно и нужно  как можно раньше. Развитие способности к творчеству в детстве – залог будущих успехов. Определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть. А для этого нет лучше пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит  обучающимся почувствовать себя частью  народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
 Радость познания и творчества в искусстве связаны воедино. Приобщение детей  к восприятию красоты,  к процессу создания своими руками полезного и красивого имеет большую воспитательную ценность, нравственно-эстетическое значение. Народное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение наблюдать.

Как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Народное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народными играми. Следовательно, знакомить детей с народным искусством можно через все эти виды деятельности.  Сегодня к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, прикладному искусству. Культура является одним из фундаментальных понятий. Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры, поэтому  необходимо приобщать детей к этим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня.  

Библиографический список.

1. Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах пособие / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1983. – 132с.2

2. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах [Текст]: учебное пособие /– М.: Просвещение, 1984. – 121с.

3. Кузин, B.C. Психология [Текст]: учебник / В.С. Кузин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М..: АГАР, 1997. - 304 с, ил.

4. Народные художественные промыслы [Текст] / О.С. Попова [и др.]; под ред. О.С. Поповой. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. – 192с., ил.

5. Народные художественные промыслы. По материалам Всесоюзной выставки, состоявшейся в Москве в 1979году [Текст] / К.И. Рождественский [и др.]; под ред. К.И. Рождественского. – М.: Советский художник, 1983. – 321с., ил.

6. Неменский, В.М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 класс [Текст]: книга для учителя / В.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1991. – 138с.

7. Основы эстетического воспитания [Текст]: пособие для учителя / Н.М. Кушаев [и др.]; под ред. Н.М. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986. – 240с.

8. Основы художественного ремесла. Роспись по лакам. Резьба и роспись по дереву. Художественная обработка кости и металла. Керамическая игрушка [Текст]: практическое пособие для руководителей школ, кружков / В.А. Барадулин [и др.]; под ред. В.А. Барадулина. – М.: Просвещение, 1979. – 320с., ил.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Золотая хохлома

Слайд 2

Родилось искусство Хохломы в середине 17 века в крестьянском быту заволжских деревень. Искусству этому уже более 300 лет, а оно, как и раньше, остается самым известным, доступным и любимым народным промыслом России.

Слайд 3

Название промысла связано со старинным торговым селом Хохлома, куда из окрестных деревень свозили на продажу расписную посуду. Местные жители говорят по – - волжски – Хохлома, ударяя на первый слог.

Слайд 6

Разнообразие хохломской росписи делится на «верховое» и «фоновое письмо. Верховое письмо Фоновое письмо Разновидность фонового письма – « кудрина»

Слайд 7

ВЕРХОВЫМ письмо называется потому, что золоченая поверхность не закрашивается, а по ней, по верху, наносится рисунок.

Слайд 8

Последовательность выполнения росписи «под фон». ФОНОВОЕ письмо - на полуду (серебряный фон) наносят контуры будущих листьев, цветов, ягод. Пространство по наружной стороне контурных линий закрашивается черной или красной краской – происходит заливка фона, а затем расцвечивание элементов рисунка.

Слайд 12

ЭЛЕМЕНТЫ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ

Слайд 13

«Кудрина»

Слайд 14

Подготовила презентацию: Тинькова Елена Николаевна педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

 Дом детского творчества станицы Советской

 муниципального образования Новокубанский район

Золотая Хохлома

Художественно – творческие задачи на повтор главных элементов хохломского травного узора.

        

                                                             Разработчик: Тинькова Елена Николаевна

                                                                   педагог дополнительного образования

Станица Советская.

Цель: Познакомить обучающихся с народным промыслом России -  хохломской росписью.

Задачи:

-выявить особенности хохломской росписи, сформировать навыки составления декоративной композиции, овладеть приемами и способами хохломской росписи;

- формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические, патриотические качества учащихся; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, аккуратности; пробудить интерес к народному промыслу;

-развитие у учащихся образовательного представления, творческого мышления, фантазии.

Оборудование для обучающихся: модель для раскрашивания "Блюдце", акварельные краски, кисти, баночка для воды, салфетка.

Оборудование для педагога: изделия с хохломской росписью, открытки, репродукции, плакаты "Хохломская роспись", презентации "Золотая хохлома".

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости воспитанников, проверка подготовленности к занятию.

  1. Теоретическая часть. 

Ребята, сегодня на занятии мы закончим работу над созданием эскиза. Но прежде я вам предлагаю совершить путешествие во времени. Мы отправимся с вами в XVII в., чтобы открыть секрет: хохломской чудо-росписи.

(Вводная беседа с демонстрацией Хохломской росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи).

Слайд 2,3.

Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских селах: Новопокровское, Семино, Кулигино, Разводино, Хрящу... Этой росписью занималось несколько десятков деревень. Но назвали эту роспись не новопокровской и не кулигинской, а хохломской. Как же это объяснить? Издавна село Хохлома Нижегородской области славится токарными изделиями.

Слайд  4.

 Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки. Ныне существует фабрика "хохломской художник" в селе Семино. 

- Ребята, а как же рождается красочная хохломская посуда? Сейчас мы узнаем.Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины ("вапы"). Глина закрывает поры дерева. Натирают серебристым порошком. Орнамент наносят масляной краской. После росписи и просушки изделия покрывают олифой (5-6р.)     Затем ставили в горячую печь - так появляется золотой цвет. Под влиянием высокой температуры серебро превращается в золото. Она кажется слегка тяжелой , но если взять ее в руки, можно ощутить легкость дерева. От горячей пищи посуда не меняет цвет, не теряет свой красоты. (педагог показывает детям посуду)

Слайд 5.

- Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «ягодкой», «травкой», «листком», «кудриной».

Ребята, давайте вспомним с вами, что же такое орнамент? (ответы детей)

(Орнамент- это узор построенный на ритмическом чередовании и сочетании элементов. Ритм-это повторение каких либо элементов узора через определенное расстояние в определенной последовательности)

Слайд 6.

В работе над росписью пользуются 2 приемами письма:

I верховое письмо. Узор пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет.

II фоновое письмо - золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном состоит из растительных элементов. Художники учатся у природы. Берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе.

Учитель: Ребята давайте узнаем, какие цвета предпочитают художники?

Слайд 7.

-цветовая гамма росписи не богата. Помимо красного, черного, золотого цвета, используется зеленый, желтый цвет. 

Слайд 8.

 Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.

Учитель: Теперь познакомимся с элементами росписи.

Слайд 9,10,11,12.

Дети знакомятся с элементами растительного орнамента по учебному плакату.

- Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением; это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками

«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;

«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;

«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;

«ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.

 Итак, мы познакомились с чудесами хохломской росписи, а именно узнали, что зародилось она в поселке Хохлома Нижегородской области, узнали, что при росписи используются 2 письма (верховое, фоновое), познакомились с цветовой гаммой (красный, черный, золотой, зеленый, желтый), а так же с элементами росписи (травка, листочки, ягодки, цветы, птицы).

Проведение физминутки  «Найди предмет глазками».

  1. Практическая работа.

Слайд 13.

-  А теперь мы представим себя мастерами – художниками. С помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее красочными узорами. А какой прием мы будем использовать, посмотрите на шаблоны посуды? (ответы детей -  Верховое письмо)

Дети расписывают шаблоны посуды.

  1.  Анализ и оценка работ учащихся.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- В каком стиле сегодня работали?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Кому бы вы подарили эти доски?

  1.  Подведение итогов.

 Посмотрите, как украсили ваши работы дом, сделали его ярче и красивее. Произведения, созданные нашим народом, продолжают жить в музеях, на выставках, на производствах традиционных промыслов, наполняют нашу жизнь и делают её ярче и красивее.

На этом наше занятие завершено. Всем огромное спасибо. И пусть это занятие не заканчивается. Пусть оно останется надолго в вашей памяти и заставит вас понимать, замечать и ценить прекрасное.

  1.   Домашнее задание.

 Я раздам листочки с кроссвордом, который вы должны заполнить дома.

============================================================

Что же расписывали художники на изделиях? Художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малину, черную смородину, рябину. Называют эти ягоды ласково, и ни один не повторит их одинаково: чуть – чуть изменит очертание листа, по – другому изогнет веточку. В этом проявляется богатство творческого воображения.

Как называется узор из цветов, трав и ягод?

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент. (Слайд №26)

Давайте вспомним, что означает «орнамент».

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании элементов.

Ритм – это повторение каких – либо элементов узора через определенные расстояния и в определенной последовательности.

2)Демонстрация мотивов росписи на доске. (Рисунки).

Растительный орнамент хохломской росписи составлен из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «рябинкой», «ягодкой», «смородинкой», «кудриной», «осочкой» и т. д. (Слайд №26)

Роспись выполняется кистью от руки без предварительного рисунка, т.е. «с маху» красками, при этом кисть держится перпендикулярно к поверхности.

Существует 2 вида письма хохломской росписи:

фоновое письмо- сначала рисуют концом кисти контуры всех крупных элементов узора, а затем серебристый фон изделия закрывают черной или красной краской, оставляя получившийся узор не закрашенным. Растительный узор получается золотистым;

верховое письмо – узор пишется черной, красной и

зеленой красками на серебристом фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет.

3)Выполнение упражнений в альбомах.

Сейчас открываем альбомы, выполним элементы хохломской росписи. (Учитель показывает на доске на альбомном листе).

(((((((( «осочка»

Жительница заливных лугов, тонкие волнистые стебельки.

(((((((( «травинки»

Травка колышется, стелется, кудрится, переплетается.

«капельки»

Капельки похожи на капли дождя.

«усики»

Усики затейливые, яркие, прекрасные.

«завитки»

Завитки завиваются, шалят, играют, озорничают, свернулись как кудри доброго молодца.

«ягодки»

Ягодки манят, рассыпаются, разбегаются, повисли на веточках.

4)Подбор тонов для росписи доски. (Слайд №18)

А сейчас мы попробуем выполнить доску под «хохлому», взяв характерные цветовые сочетания, приемы росписи. Цвета росписи должны быть праздничными и нарядными.

Давайте определим цветовое решение : на золотом фоне – растительный рисунок черной, красной, зеленой красками или на черном фоне – красной и золотой.

-Каким цветом можно заменить «золотой»?

IV. Самостоятельная работа учащихся.

Так как мы только учимся, в отличие от хохломских художников, сделаем легкий карандашный рисунок узора доски, распределив элементы росписи.

- Если фон черный, то что рисуем вначале: узор или фон? (Узор, т.к. темную краску, в случае ошибки, сложно перекрасить).

Т.е. рисуем от светлого к темному.

Цвета должны быть яркими, чтобы они подчеркивали друг друга. Контуры должны быть четкими и несмазанными.

Итак, приступаем к работе.

Сначала работаем карандашом, затем выполняем работу в цвете.

Звучит музыка.

Звучит музыка.

V. Итог урока.

1) Анализ и оценка работ учащихся.

- Че мы сегодня занимались на уроке?

- В каком стиле сегодня работали?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Кому бы вы подарили эти доски?

(Слайд №27)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к аттестации учителя.

Надеюсь, что данный материал сможет послужить образцом для составления портфолио....

Методический материал к аттестации учителя

Полагаю, что мое портфолио поможет вам, уважаемые коллеги, при составлении собственного портфолио....

Материал промежуточной аттестации для 5 класса

Материал промежуточной аттестации для 5 класса является итоговым контролем коммуникативной компетенции в области говорения и чтения....

материал для аттестации

при аттестации по новой форме требуется портфолио с анализом работы за 5 лет. Эта работа занимает много времени....

материал для аттестации

в помощь учителю к аттестации...

материал для аттестации

к аттестации приходится готовить много аналитических справок и таблиц...

Материал к аттестации

Представляю вашему вниманию образцы документов, необходимые для аттестации на первую категорию. Думаю, что они помогут аттестующимся учителям  в 2012-2013 учебном году....