Программа личностного развития «Познай себя»
методическая разработка по теме

Пояркова Галина Видикоевна

Программа разработана для воспитанников с нарушением интеллектуального развития групп продленного дня младшего подросткового возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostnoe_razvitie.docx54.89 КБ
Файл tema_1.docx22.26 КБ
Файл tema_8.docx20.09 КБ
Файл tema_17.docx25.88 КБ
Файл tema_23.docx24.06 КБ
Файл tema_30.docx15.13 КБ
Файл tema_31.docx18.62 КБ
Файл tema_32.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Программа личностного развития

«Познай себя»

Пояснительная записка

 

Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома педагогики. Что должно быть предметом изучения личности учащихся? Как осуществить индивидуально-личностную диагностику, выявить природные задатки, способности, возможности каждого и на основе строить воспитательный процесс, максимально стимулируя самовыражение и самореализацию личности?

      Изучение личности ученика педагогом, родителями, воспитателем строится индивидуально. Своеобразие личности, её генетические данные, способности, интересы и склонности, опыт обучения общения, самопознания могут быть понятны только в контексте реальной жизнедеятельности.

      Я считаю, что каждый ребёнок должен чувствовать себя счастливым и быть им, а задача взрослых учителей, воспитателей, родителей, помочь ему в этом. Прежде всего, это должен быть уверенный в себе человек. Уверенность в себе – это вера в свои силы, вера в себя, знание своих возможностей, желаний, смелость действовать в нужном направлении.

     Изменить полностью личность учащегося в процессе обучения, конечно нельзя, но можно дать возможность формировать и развивать умения: выслушать другого, оказать эмоциональную поддержку, взаимопонимать и преодолевать эмоциональную боль, восторгаться, испытывать гордость за свои успехи и успехи другого, соответственно переживать неудачи. Ребёнок учится различать плохие и хорошие поступки, поступать в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

     Программа личностного развития учащихся разработана в связи с очень низкой самооценкой, застенчивостью, неуверенностью в себе слабым авторитетом  в коллективе некоторых учащихся. Застенчивость у них проявляется в смущении, робости, она проявляется у них в присутствии незнакомых им людей – как взрослых, так и детей.

Программа разработана для воспитанников с нарушением интеллектуального развития групп продленного дня младшего подросткового возраста. Срок реализации программы – 1 учебный год.

Цель программы:

  • Расширить представления учащихся о переживаниях человека.
  • Научить владеть своими чувствами. Обеспечить процесс самопознания, самореализации личности учащегося, уверенного в себе, развитие его неповторимой индивидуальности.
  • Понимать чувства другого человека.
  • Формировать определённые качества личности, играющих важную роль в процессе межличностного взаимодействия (внимательность к другим людям, животным, доброта, дружелюбие, товарищество, симпатия…).

 

 

Задачи программы:

  • Создание условий для развития умения общаться и сотрудничать.
  • Создание условий для формирования собственного «Я».
  • Создание условий к коренному пересмотру личностной позиции, ориентиров и самооценки в целях повышения потребности самореализации, развитии, становлении активной жизненной позиции.

Методы реализации программы:

  • Клубные часы по тематическому планированию.
  • Индивидуальные развивающие занятия.
  • Беседы.
  • Наблюдение.
  • Диагностирование, тестирование.
  • Праздники.

Тематическое планирование по личностному развитию учащихся в группе продлённого дня.

Сроки

Темы

Содержание

Сентябрь

Моё настроение.

Что меня радует?

Что меня удивляет?

Чего я боюсь? Мои страхи.

Отработка понятий: добрый, злой, гневный, агрессивный, радостный, весёлый, печальный, грустный.

Сочинить сказку, составить ребус, передать свои чувства через рисунок.

Передавать свои чувства через мимику и жесты.

Разыгрывание сцен и отражение эмоционального опыта ребёнка.

Октябрь

Когда я злюсь.

Когда мне стыдно.

Чем я восхищаюсь?

Когда я волнуюсь.

Коррекция личностных качеств на основе заданий и упражнений. Научить детей управлять своими чувствами, признавать свои ошибки и помогать их исправлять на примере детской художественной литературы, повседневной жизни.

Ноябрь

Чем я интересуюсь?

Когда я горюю.

Что я люблю.

Знакомство с загадочным и ярким миром человеческих чувств и переживаний через повседневное общение с друзьями, просмотром передач, чтения книг.

Помочь детям  понять и отразить эмоциональные переживания, осмыслить эмоциональную действительность.

Декабрь

Я сопереживаю.

Я стараюсь не завидовать.

Я стараюсь не ревновать.

Я стараюсь не обманывать.

Активизировать речевое общение ребёнка, его инициативные высказывания, касающиеся личного опыта и знакомых жизненных ситуаций. Понимать чувства другого человека, расширять представление о переживаниях, о хороших и плохих поступках, ориентироваться на нравственные нормы.

Январь

Я стараюсь не жадничать.

Я стараюсь не лениться.

Я  стараюсь не хвастаться.

Отработка понятий  жадный – щедрый, ленивый – трудолюбивый, хвастливый. Понимать различия между поступком и свойствами личности. Научить владеть своими чувствами. Воспитывать умение давать оценку хорошим и плохим привычкам, обучать добрым делам и поступкам.

Февраль

Я стараюсь не брать чужого.

Я хочу быть умным.

Я хочу быть красивым.

Я хочу быть здоровым.

Вспомнить литературных, сказочных, мультипликационных героев где описаны примеры воровства. Попробовать понять, что двигало героями произведений при присвоении чужих вещей.

Поддерживать интерес к новым знаниям и открытиям, чтению интересной детской литературы и просмотра познавательных передач, развивать любознательность, стремление к красоте физической и духовной.

Март

Я хочу быть аккуратным.

Я хочу быть вежливым.

Я хочу быть культурным.

Осознанное восприятие собственной внешности. Обучение детей понимать своё поведение и управлять им с учётом норм общения между людьми. Овладение приёмами общения в различных жизненных и поведенческих ситуациях.

Апрель

О честности.

Скромность украшает человека.

О хитрости и неблагодарности.

К чему ведут капризы и упрямство.

Определение черт характера по рисункам. Игра                « Расскажи обо мне»             (коллективная оценка достоинств и недостатков товарищей). Учить детей задумываться о некоторых своих достоинствах и

замечать достоинства у других людей, находить правильный выход из трудных ситуаций. Формировать волевые качества личности, самоконтроль, управление своим поведением.

Май

О доброте и бессердечии.

Учусь управлять своим телом.

Учусь управлять своими эмоциями.

Я познаю себя.

Воспитание этических норм поведения в различных жизненных ситуациях, умение соотносить особенности своего поведения с определёнными чертами характера. Обучение детей понимать своё поведение и управлять им с учётом норм общения между людьми. Сопоставление различных черт характера, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё,  коррекция эмоциональной сферы ребёнка.

Список используемой детской литературы

  1. Отрывок из книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» «День рождения Иа-Иа».
  2. Отрывок из книги Эллен Нийт «Умелый маляр».
  3. Стихотворение Д.Хармса « Удивительная кошка.»
  4. Стихотворение Джеймса Ривза « Чудак».
  5. Н. Носов. Живая шляпа, «Фантазеры», «Как-нибудь», «Бабушка Дина».
  6. Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово».
  7. В. Драгунский «НЕ ПИФ! НЕ ПАФ!», « Денискины рассказы », « Что я люблю», « Что любит Мишка».          
  8. Сказки: «Бармалей», «Украденное солнце», «Снежная  королева» .
  9. Л.Н. Толстой «Косточка» (Быль).
  10. Фрагмент рассказа В. Медведева «Баранкин будь человеком ! »
  11. Стихотворение И.Пивоваровой «Тайна».
  12. Сказки мультики:«Заюшкина избушка», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Жалобы зайки беленького».
  13. Стихотворение А. Барто  « Одиночество», « Очки», «Помощница», « Сто одёжек»
  14. Сказка  «Цветик-   семицветик».
  15. Рассказ «Чудесный самолет».
  16. А.С.Пушкин «Сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях», «О царе Салтане».
  17. Голявкин В. «Концерт», «Передвижение комода», «Так всегда бывает», «В любом деле нужно уметь работать», «Крути снежные вертя».
  18. Отрывок из рассказа  Р. Погодина « Что у Сеньки было».
  19. Рассказ М. Зощенко  « Не надо врать».
  20. Рассказы: А. Гайдар «Чук и Гек».
  21. Рассказ А. Леонова  «Не жадный и ленивый» .          
  22.  С. Маршак  « Жадина».
  23. Фрагмент повести      Дж.К.Ролинга « Гарри Поттер и тайная комната».
  24. Прослушивание сказки Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца».
  25. Отрывок из повести А. Погоржельского « Чёрная курица или подземные жители».
  26. Просмотр отрывка из фильма «Приключения электроника.
  27. Фрагмент старинной скандинавской    легенды о стеклянном человечке.
  28. Песня «Закаляйся!» ( слова В. Лебедева-Кумача).

Список используемой литературы

  1. И.А. Архипова. Развитие духовного мира ребенка в начальной школе. – Феникс, 2005, - 224 с.
  2. Л.М. Шипицына. Обучение общению умственно отсталого ребенка. Учебное пособие. – СПб.: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010, - 279 с.
  3. Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Детство Пресс, 2010, - 192 с.
  4. Л.В.Управителева. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 2 класс. – Ярославль Академия развития, 2009, - 192 с.



Предварительный просмотр:

                                                  Тема 1. Мое настроение

Цели:

1.Научить воспитанников владеть своими чувствами.

2.Отработка понятий : «добрый-злой (гневный, агрессивный),радостный (весёлый)- печальный (грустный, бездеятельный).

3.Коррекция личностных черт воспитанников в процессе развития установок поведения.

Оборудование:

1.Картинка: « Я и моё настроение».

2.Бумага, карандаши.

3.Пословицы, поговорки.

Ход занятия

- Ребята, Вы любите животных? Есть ли у вас дома животные и какие?

- Можете, ли Вы узнать, какое настроение у Вашего животного? Как Вы это определяете?

- Вот здесь у меня изображены две кошки. Опишите, какое настроение, самочувствие у каждой?

- Как Вы догадались?

- Сегодня мы с вами поговорим о настроении человека, о том, какое оно бывает, от чего зависит и как определить, какое у человека настроение.

- А как вы думаете, от чего зависит настроение человека? (Дети: от здоровья, погоды, какую отметку получил в школе, характера...)

- А откуда оно вообще берется?

- Посмотрите на рисунок. На нем изображен мозг человека. Оказывается, наша жизнь целиком зависит от деятельности отдельных его участков. За зрение отвечают одни участки, за движения - другие. А вот за наше настроение, чувства вот эти (см. рис. 3).

- А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» «День рождения Иа-Иа», а вы внимательно слушайте и подумайте, какое настроение у Иа-Иа, как оно менялось?

«Иа-Иа - старый серый ослик - однажды стоял на берегу ручья и понуро смотрел в воду на свое отражение.

- Душераздирающее зрелище, - сказал он наконец. - Вот как это называется: душераздирающее зрелище.

Он повернулся и медленно побрел вдоль берега вниз по течению. Пройдя метров двадцать, он перешел ручей вброд и так же медленно побрел обратно по другому берегу. Напротив того места, где он стоял сначала, Иа остановился и снова посмотрел в воду.

-        Я так и думал, - вздохнул он. - С этой стороны ничуть не лучше. Но всем наплевать. Никому нет дела. Душераздирающее зрелище - вот как это называется!

Тут сзади него, в ольшанике, раздался треск, и появился Винни-Пух.

- Доброе утро, Иа! - сказал Пух.

- Доброе утро, медвежонок Пух, - уныло ответил Иа. - Если это утро доброе. В чем я лично сомневаюсь.

- Почему? Что случилось?

- Ничего, медвежонок Пух, ничего особенного. Все же не могут. А некоторым и не приходится. Тут ничего не попишешь.

- Чего все не могут? - переспросил Пух, потерев нос.

- Веселиться. Петь, плясать и так далее. Под ореховым кустом...

- Поздравляю тебя с днем рождения, — сказал Пятачок, подойдя тем временем поближе.

Иа оторвался от своего занятия и уставился на Пятачка.

- Повтори-ка, повтори, — сказал он.

- Поздрав...

- Минуточку...

С трудом держась на трех ногах, Иа стал осторожно поднимать четвертую ногу к уху.

- Я вчера этому научился, - пояснил он, упав в третий раз. - Это очень просто, а главное, я так лучше слышу. Ну вот, все в порядке. Так как ты сказал, повтори, - произнес он, с помощью копыта наставив ухо вперед.

- Поздравляю с днем рождения, - повторил Пятачок.

- Это ты меня?

- Конечно, Иа-Иа.

- С моим днем рождения?

- Да.

- Значит, у меня настоящий день рождения?

- Конечно, Иа, и я принес тебе подарок.

Иа-Иа медленно опустил правую ногу и с немалым трудом поднял левую.

- Я хочу послушать еще другим ухом, - пояснил он. - Теперь говори.

- По-да-рок! - повторил Пятачок очень громко.

- Мне?

- Да.

- К дню рождения?

- Конечно!

- Значит, у меня получается настоящий день рождения?

- Конечно! И я принес тебе воздушный шар».

Мы с вами поговорим об ослике Иа-Иа. Какой он был в начале, что вы можете сказать о его настроении?

(Дети: грустный, скучный, ему было плохо, к нему не пришли гости, у него был день рождения и к нему никто не пришел и не принес подарки).

-        А что потом изменилось?

(Дети: к ослику пришли гости, принесли ему подарки — пустой горшок и лопнувший шарик, но он все равно обрадовался).

-        И каким стал ослик, когда к нему пришли гости? (Дети: веселым, радостным, довольным).

Скажите, дети, а каким одним словом можно назвать слова: радостный, грустный, довольный, счастливый, веселый?

(Дети: настроение, хорошее настроение).

Правильно, ребята. Мы называем то, что чувствует человек — настроением.

Интересно, а каким может быть настроение? Как вы думаете? (Дети, веселое, грустное, хорошее, плохое,).

А у ваших друзей бывает хорошее настроение? А как вы узнаете, что у вашего друга хорошее настроение?

(Дети: если человек грустный, у него и настроение грустное; веселый, то и настроение веселое).

-        Да, ребята, вы правы. А как вы думаете, что такое настроение?

(Дети: это то, как человек может себя чувствовать).

-        Правильно ребята.

-        А как вы узнавали, какое настроение у ослика ИА-ИА? (С помощью речи, тех слов, которые он произносил). Правильно. А давайте попробуем еще узнать, с помощью чего можно определить настроение человека.

-        Мы с вами поиграем в игру «Угадай настроение». Посмотрите на лица человечков, которые у меня здесь изображены.

-        На каждом рисунке разное настроение.

- Как вы думаете: - какой человечек испытывает радость, огорчение, грусть, безразличие, веселье?

- А чем отличаются эти изображения? Что происходит с бровями, когда мы сердимся или радуемся?

- А что можно сказать о губах? Как выражает рот наши эмоции, наше настроение?

- Люди испытывают разные чувства и о них можно прочитать по лицу. Ну, представьте, что вы съели лимон, неужели ваши знакомые не заметят, как скривилось ваше лицо?

Для обозначения того, что выражает лицо человека используют слово МИМИКА. Она рассказывает нам о человеке с помощью выражения его лица. Мы будем обращать внимание на его губы, глаза, брови. Зная, какое выражение лица у человека, мы можем определить его настроение, если только он не лукавит.

МИМИКУ можно обозначить рожицей.

- Давайте еще раз посмотрим на изображение кошек.

- Как Вы узнали, какая кошка в добродушном настроении, а какая в плохом, агрессивном?

- У них разные позы, по-разному, расположен хвост, лапы и т. п.

По тому, как движется тело животного, мы можем отгадать его состояние, а помогла нам в этом ПАНТОМИМИКА.

Ее мы обозначим вот таким человечком.

Действительно, с помощью выражения лица (мимики), позы ( пантомимики) мы можем узнать о состоянии как животного, так и человека. Но у человека есть еще одно средство, с помощью которого он может сообщить о своем настроении — это те слова, с помощью которых мы говорим. Животные издают звуки, например, когда собака лает, мы можем узнать: злится она или довольна. Но только у человека есть речь. Она отличает нас от животных и помогает общаться с другими людьми, передавать им свои знания и делиться с ними своими переживаниями. Речь человека бывает быстрой, медленной, добродушной и злой. Если внимательно слушать собеседника, то можно узнать не только то, о чем он рассказывает, но и с каким чувством он это делает. Как он к этому относится, какое у него настроение в этот момент. От того, какие чувства испытывает человек в момент своего рассказа или в момент, когда он познакомился с тем, о чем рассказывает, будет меняться его голос, его манера говорить. Эти особенности называются ИНТОНАЦИЕЙ. Слова, которые мы произносим, и выражение, с которым мы это делаем, то есть интонацию, можно обозначить следующим значком.

Слова + интонация

Интонация — это и повышение-понижение голоса, это быстрота речи, паузы, ритм, акцент.

- Когда у нас хорошее настроение, какие слова мы говорим?

- Добрые, радостные, веселые.

- А когда настроение плохое?

- Злые, грубые, неприятные, грустные.

- Давайте потренируемся в определении чувства, которое испытывает человек, произнося одну фразу. Я буду произносить фразу: «Дай мне денег на завтрак в школе» с различными чувствами, с различной интонацией, а вы попытаетесь угадать.

1) зло (Ты опять забыла дать мне деньги на завтрак в школе);

2) радостно (Как хорошо, здорово, что ты не забыла дать мне деньги на завтрак в школе);

3) просяще (Дай мне, пожалуйста, денег на завтрак в школе);

4) с обидой (Ты, как всегда, забыла дать мне денег на завтрак в школе, и учительница записала мне замечание в дневник).

- Что нужно для того, чтобы точнее определить, что чувствует человек, какое у него настроение?

(Дети: нужно смотреть в лицо, нужно быть внимательным, уметь понять выражение лица, смотреть, какая у человека поза, что он говорит, с какой интонацией).

- Мы говорили о различных настроениях. Давайте остановимся на плохом и хорошем.

- А сейчас мне нужен помощник. (Один из ребят выходит и ему дается задание - изобразить какое-либо настроение, а остальные должны его угадать).

Изобрази хорошее настроение. Изобрази плохое настроение.

Ребята, вы все изображения смогли правильно угадать? По каким признакам вы это делали? (Выражение лица, глаза, брови, поза, интонация).

-        Как вы думаете, удалось ли нашему участнику правильно изобразить настроение?

Конечно, человек не может все время только радоваться. Настроению свойственно меняться. Оно похоже на изменения в природе: то дождь, то солнце, то снег и ветер.

Можно ли сделать так, чтобы настроение зависело от нас? Можно ли повлиять на свое настроение?

(Дети: если будешь думать о чем-то плохом, и настроение будет плохое: будешь думать о хорошем, и настроение станет хорошим.).

-        А сейчас вспомните, когда у вас было плохое или хорошее настроение? (Дети рассказывают свою историю, а затем идет обсуждение того с чем связано хорошее и плохое настроение, как долго они длились, что привело к смене настроения).

На настроение человека влияет цвет. Вспомните, какими красками вы любите рисовать?

Сейчас я прочитаю вам отрывки из книги Эллен Нийт «Умелый маляр», Ээсти Раамат, Таллин, 1974. А вы подумайте, как цвет, краски влияют на наше настроение.

«Когда-то мир наш был уныл,

Он просто глазу был не мил:

В нем было все бесцветно.

Бывало, люди невзначай

Чернила наливали в чай,

А дети клей тянули в рот,

Приняв ошибочно за мед –

Ведь было все бесцветно»

И вот пришел маляр, который раскрасил мир в различные краски.

«По капле каждой краски взял

И всем собравшимся сказал:

- Теперь перемешаю!

И родились на белый свет

Лиловый цвет

И рыжий цвет,

И многие другие».

«На облачко присел маляр

И видит: мир где желт, где ал,

Раскрашен без остатка.

Коричнев, серебрист, лилов,

А уж тонов- полутонов

Поболее десятка!»

А теперь нарисуйте у себя в тетрадях окружающий мир в соответствии с вашим настроением.

Итог занятия

Итак, сегодня мы с вами поговорили о настроении человека, и теперь вы знаете, какое может быть настроение, от чего оно зависит, на что надо обращать свое внимание, чтобы определить, какое у человека настроение. Я надеюсь, что после нашей беседы у вас всегда будет только хорошее настроение.



Предварительный просмотр:

Тема 8.  Когда я волнуюсь

Цели:

  1. Расширить представление детей о своих чувствах.
  2. Научить владеть своими чувствами.
  3. Развивать способности понимать эмоциональное состояние по характеру мимики, пантомимики и жесту.

Материал:

  1. Фрагмент рассказа В. Драгунского  « Денискины рассказы . »
  2. Карточки с изображением различных эмоциональных состояний.
  3. Бумага, фломастеры.

Ход занятия

Сегодняшнюю беседу начнем с небольшого рассказа мальчика. Прослушайте его.

И когда я лег спать, то все ворочался с боку на бок ... и чуть не стонал, так что мама спросила:

- Ты что там кряхтишь?

Я сказал:

- Ничего

Мама сказала:

- Живот, что ли, болит?

Но я ничего не ответил, просто взял и отвернулся к стенке и стал дышать так, как будто я давно уже сплю.

Утром я ничего не мог есть. Только выпил две чашки чаю с хлебом и маслом, с картошкой и сосиской. Потом пошел в школу... И перед тем, как войти в класс, я долго стоял у дверей и не мог войти, так как сильно билось сердце. Но все-таки я себя переборол, толкнул дверь и вошел.

В. Драгунский «Денискины рассказы»

Ответьте на вопросы:

  • Почему мальчик не может заснуть? Почему ему трудно зайти в класс?
  • Что за чувство испытывает мальчик?
  • А вам приходилось чувствовать что-то подобное? При каких обстоятельствах?

Вот мы с вами и поговорим о том, что же это за чувство - волнение.

Как вы думаете, какое слово противоположно волнению? Действительно, это спокойствие.

Перед вами список слов и словосочетаний. Выберите из них те, которые могут обозначать состояние, когда вы волнуетесь и когда вы чувствуете себя спокойно. Запишите их в два столбика.

Нервничаю; переживаю; умиротворен(-ена); чувствую дрожь; уверен(-а) в себе; не уверен(-а) в себе; безмятежен(-на); сильно бьется сердце.

Посмотрите на иллюстрации и обратите внимание на позы волнующихся людей.

Давайте представим себе, что мы актеры в театре, и нам нужно показать, что волнуемся. Но сделать это нужно:

  • только при помощи мимики,
  • только при помощи жестов,
  • при помощи мимики и жестов.

Нам нужно сыграть роль спокойного человека аналогично.

Подумаем, чье изображение понравилось? Чьей игре вы поверили больше? Почему?

А теперь посмотрим, каким образом мы можем определить, волнуется или спокоен человек в жизни. Проиграем ситуацию.

Маша пришла в гости к Лене. Маше очень понравилась фарфоровая кукла, которая стояла на верхней полке и она попросила ее посмотреть пока Лена обедает. Кукла разбилась .

Маша волнуется, ей нужно сказать об этом Лене. Лена спокойна.

  • Как вы определили, что Маша волнуется? Помогла ли вам речь Маши? Жесты? Мимика?
  • Как вы догадались, что Лена чувствует себя спокойно? С помощью каких слов, жестов, мимики ей удалось это показать?
  • Можно ли представить, что в данной ситуации Маша не будет волноваться?
  • Мешает ли ей чувство волнения?
  • За что именно Маша может волноваться? И т. д.

Проиграем еще одну ситуацию.

Вася приходит в школу на урок чтения. Вчера он весь день учил стихотворение, рассказывал его выразительно и без ошибок бабушке, а сегодня волнуется и у доски с трудом его вспоминает.

  • Почему Вася так плохо рассказывает стихотворение?
  • Почему он волнуется? Мешает ли ему это чувство?
  • Есть ли разница между переживаниями Маши и Васи?
  • Что мы можем посоветовать Васе, чтоб он не волновался?

А сейчас подумаем, в каких ситуациях мы можем волноваться?

За невыученный урок.

За друга, попавшего в беду.

За себя.

За потерю игрушки, денег, книги...

И т. д.

Послушайте небольшой отрывок из книги Н. Забила Катруся уже большая и отгадайте, какие чувства испытывала девочка.

«Дверь открыл Наташин папа. Катруся немножко смутилась, потому что с ним она была совсем мало знакома. Наташин папа был научный работник. Когда Катруся приходила к Наташе, он всегда был или на работе в каком-то институте, или сидел в своем кабинете и что-то писал. Тогда детям говорили: « Тише, папа работает»..И девочки старались говорить с куклами вполголоса.

Сейчас Наташин папа стоял перед Катрусей и молча ждал, что она скажет.

-        Приходите, пожалуйста, на мой день рождения... — растерянно пробормотала Катруся.

Наташин папа надел очки, которые он держал в руке, и посмотрел на Катрусю.

-        Я вам очень благодарен, — серьезно сказал он, — но, к сожалению, сегодня у меня деловое свидание с директором нашего института. Из-за этого прийти к вам я никак не смогу. Может, вы позволите вместо меня послать к вам как представителя нашей семьи, мою младшую дочь Наталью?

Катруся смутилась еще больше: никто в жизни еще никогда не обращался к ней на «вы». Она даже как следует не поняла, что он сказал, и не знала, что ответить.

-        До свиданья, — вдруг сказала она смущенно. Потом вспомнила, что в таких случаях говорит мама, и добавила:

-        Извините, что побеспокоила!»

Подумаем вместе:

Может ли быть волнение уместным? Не уместным? Когда?

Может ли спокойствие быть уместным? Не уместным? При каких обстоятельствах?

Итог занятия

Как можно справиться с волнением.

  • Отвлечь себя интересным занятием: нарисовать что-нибудь, почитать книгу, поиграть с друзьями и т. д.
  • Поговорить с друзьями, родителями, учителем о том, что тебя волнует.
  • Перед волнительной ситуацией сделать глубокий вдох и выдох или посчитать до 10.
  • Представить себе, что ты актер, который играет роль спокойного человека.
  • Подумать о том, что волноваться совершенно не стоит и т. д.



Предварительный просмотр:

Тема 17. Я стараюсь не лениться

Цели:

  1. Научить разбираться в разных качествах присущих человеку.
  2. Научить выделять, какие из них являются положительными, а какие отрицательными.
  3. Коррекция личностных качеств на основе заданий, упражнений.

Материал:

  1. Пословицы и поговорки.
  2. Стихотворение А. Барто «Помощница».
  3. Сказка про лень.
  4. Сюжетный рисунок.

Ход занятия

Горько живет

Лежебока —

Кровать Лежебоке Высока.

Полы от кровати Далеко.

Слезать Лежебоке —

Морока!...

Вот и лежит

Лежебока

Без срока.

Уж отлежал

Оба бока...

Спит и вздыхает

Глубоко:

- Кабы

Еще бы

Два бока!

Маленькое дело лучше большого безделья.

Раздень меня, разуй меня, укрой меня, а усну я сам.

У лодыря Федотки всегда отговорки.

Хочешь есть калачи не сиди на печи.

Сегодня мы с вами поговорим о разных качествах, присущих человеку. Наша задача разобраться, какие из них являются положительными, а какие отрицательными. Как вы думаете, какие качества, которыми вы обладаете, можно назвать положительными, а какие отрицательными?

Положительные качества:

Трудолюбие

Ответственность

Доброта        

Честность

Аккуратность

Вежливость

Скромность

Правдивость

Отрицательные качества:

Леность

Болтливость

Драчливость

Неаккуратность

Невнимательность

А как вы думаете, как проявляются наши положительные и отрицательные качества в нашей жизни?

Они проявляются в наших поступках.

О каком качестве сегодня пойдет речь, вы догадаетесь сами. Для этого я прочитаю вам стихотворение А. Барто «Помощница». Внимательно слушайте, чтобы ответить на мои вопросы.

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел,

Утром брату помогала —

Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села — с мамой посидела,

Встала — к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

— Вы меня разденьте сами.

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.

- Соответствует ли название тому, о чем говорится в стихотворении ?

-        Нет, не соответствует.

-        Как вы думаете, героиня стихотворения ленивая или трудолюбивая девочка?

- Ленивая.

- Почему вы так решили?

- Она не помогала, а делала то, что хотела.

- Как еще мы можем назвать ленивого человека?

- Бездельник, лодырь, тунеядец, лентяй.

- Как вы думаете, к чему может привести человека лень?

- К тому, что человек ничего не успевает делать вовремя, не помогает родным, друзьям, зря теряет время, никому не приносит пользы.

Послушайте следующий рассказ и подумайте почему он так назван?

В. Голявкин. «В любом деле нужно уметь работать»

У нас в школе открылась секция бокса. Туда записывали самых смелых. Подающих надежды. Я сейчас же пошел записаться, потому что давно подавал надежды. Так все ребята считали. После того, как я хотел Мишку стукнуть и промахнулся. И кулаком попал в стенку. И кусок штукатурки отбил. Все тогда удивились. «Вот так дал! — говорят. — Вот это удар!» Я все ходил с распухшей рукой и всем показывал: «Видишь? Вот у меня удар какой! Не выдерживает рука. А то я, пожалуй, и стенку пробил бы!»

- Насквозь?! — удивлялись ребята.

С тех пор за мной пошла слава сильнейшего. Даже после того, как рука прошла. И показывать было нечего.

И вот я пришел первым в секцию. И записался. И еще ребята пришли. И Мишка тоже записался.

Начались занятия.

Я думал, нам сразу наденут перчатки и мы будем драться друг с другом. Я всем дам нокаут. Все скажут: «Вот это боксер!». А тренер скажет: «Эге, да ты чемпионом будешь! Надо тебе шоколад больше есть. Мы попросим у государства, чтоб государство тебя бесплатно кормило. Шоколадом и разными там сладостями. Раз такой редкий талант появился».

Но тренер не дал перчаток. Он выстроил нас по росту. Сказал: «Бокс — дело серьезное. Пусть все об этом подумают. А если кто из вас по-другому думает, то есть что бокс несерьезное дело, пусть тот спокойно покинет зал».

Зал никто не покинул. Построились в пары. Как будто бы не на бокс пришли, а на урок физкультуры. Потом разучивали два удара. Махали руками по воздуху. Иногда тренер нас останавливал. Говорил, мы неправильно делаем. И начиналось сначала. Один раз тренер сказал кому-то:

- Вон там, в широченных штанах, что ты делаешь?

Я вовсе не думал, что это мне, а тренер ко мне подошел и сказал, что я бью левой рукой вместо правой, в то время как все бьют только правой, и неужели нельзя быть внимательней.

Я обиделся и не пришел больше. Очень мне нужно, думал я, заниматься какой-то глупостью. С моим-то ударом! Когда я стенку могу пробить. Очень мне все это нужно! Пусть Мишка там занимается. И другие. А я приду, когда будут драться. Когда наденут перчатки. И тогда мы посмотрим. Очень мне нужно просто руками махать! Это прямо смешно.

Я перестал ходить в секцию. Только Мишку спрашивал:

-        Каково? Все руками машете?

Я все смеялся над Мишкой. Дразнил его. И все спрашивал:

-        Ну, каково?

А Мишка молчал. Иногда говорил:

-        Никаково.

Однажды он мне говорит:

-        Завтра спарринг.

-        Чего? — говорю.

- Приходи, — говорит, — сам увидишь. Спарринг • это учебный бой. Мы, в общем, драться будем. То ее: работать. По-нашему так.

- Ну, работай, работай, — я говорю. — Зайду завтра вам, поработаем.

Захожу в секцию на другой день. Тренер спрашивает:

- Ты откуда?

- Я, — говорю, — здесь записан.

- Ах, вот оно что!

- Я в спарринг хочу.

- Ну! — сказал тренер.

- Ну да! — сказал я.

-        Все ясно, — говорит тренер. Он надел мне перчатки. И Мишке надел перчатки.

- Слишком ты боевой, — сказал он.

Я сказал:

- Разве это плохо?

- Хорошо, — сказал он. — Очень даже. Мы с Мишкой вышли на ринг.

Я размахнулся и как ударю! Но мимо. Я второй раз размахнулся — и сам упал. Значит, опять промахнулся. Я смотрю на тренера. А тренер говорит:

-        Работай, работай!

Я встал и опять замахнулся, как вдруг Мишка мне как стукнет! Я хотел его тоже стукнуть, а он мне как трахнет в нос!

Я даже руки опустил. И не пойму, в чем дело.

А тренер говорит:

- Работай, работай!

Мишка говорит тренеру:

- Мне с ним неинтересно работать.

Я разозлился, на Мишку кинулся и упал снова, не то споткнулся, не то от удара.

-        Нет, — говорит Мишка, — я с ним работать не буду. Он все время падает.

Я говорю:

-        Я не все время падаю. Я ему дам сейчас! А он мне в нос как даст снова!

И я опять на пол сел.

А Мишка уже перчатки снимает. И говорит:

-        Нет, это просто смешно мне с ним работать. Он совсем не может работать.

Я говорю:

- Ничего нет смешного... Я сейчас встану...

- Как хочешь, — говорит Мишка, — можешь и не вставать, это вовсе не важно.

Можно ли сказать, что герой рассказа ленив, не любит трудиться? Почему Вы так решили?

Какие вы можете привести примеры произведений, в которых имеются ленивые персонажи?

Сказки «Федорино горе», «Золушка», «Три поросенка».

Верно, все ленивые герои этих сказок попадают в неприятные ситуации.

А вот еще один пример — русская народная игровая песня:

Сорока — Белобока.

- Сорока, сорока, где была?

- Далеко, печку топила, кашку варила, на порог скакала, гостей созывала.

- Гости прилетели, на крылечко сели.

-        Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала — он по воду не ходил, дрова не рубил, печку не топил, кашку не варил.

И в этой песне — считалочке ленивый остается ни с чем. Из-за своей лени остается голодным.

- А как мы относимся к ленивым людям?

- Стараемся не быть на них похожими.

Послушайте небольшой рассказ про одного мальчика. Можно ли его назвать ленивым и почему?

В. Голявкин. «Как-нибудь».

Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как- нибудь...

Кто не знает это знаменитое стихотворение!

Володя Полуянов, ленивый мальчик, тоже знал эти строчки. Лежа утром в своей постели, торжествуя по поводу приближения весенних каникул, он переделывал стих на все лады.

Родителям надоело упрашивать его вставать в школу; они махнули рукой на своего сына, оставили ему завтрак на столе, а сами ушли на работу.

Он всегда опаздывал в школу.

А в этот раз решил совсем не идти.

-        Весна. Володя, торжествуя, по лужам обновляет путь. Дружок, каникулы почуя, с ним вместе скачет как-нибудь...

Володя вздохнул: каникулы начинались завтра.

-        Мы, торжествуя, в кино могли бы завернуть. Дружок, Дружок, ты, протестуя, поменьше лай уж как-нибудь!

Дружок вовсю лаял, видя своего молодого хозяина до сих пор в кровати.

- Весна, весна! Тебя люблю я! Зачем за партой спину гнуть? Когда спокойненько могу я часок-другой пока заснуть.

Но спать не хотелось. Вставать тоже не хотелось. Было желание полежать.

- ...Еще зевну я. Каникул ждать — какая жуть!

Но ничего. Свободы действий дождемся лежа как-нибудь...

Он зевнул.

Пес залаял.

Володя бросил в него подушкой. Пес заскулил. Володя сочинил:

- Весна! Подушку в пса кидая и без подушки оставаясь, я пролежу уж как-нибудь...

Тогда Дружок, окончательно выйдя из себя, неожиданно стянул с Володи одеяло.

У всех терпение кончается.

У собак, между прочим, тоже.

С помощью каких слов можно описать то, как работает ленивый человек (кое-как, как-нибудь, спустя рукава, в пол силы, так, чтобы другие отстали...)

-        Может быть стоит побеждать лень и воспитывать в себе другое — противоположное ей качество? Что это за качество?

- Трудолюбие.

- Как мы еще называем трудолюбивого человека?

- Труженик, работящий.

- Верно, о трудолюбивых, работящих людях рассказывает П. Мумин в своем стихотворении «У нас рабочая семья»

.У нас рабочая семья.

Когда отец с работы

Под вечер входит в дом,

Мы в этот миг до неба

От радости растем!...

Мы держим полотенце,

И мыло подаем,

И, как дела у папы,

По взгляду узнаем.

Он у станка за смену,

Конечно, устает,

Но весел взгляд — и, значит,

Как надо все идет! ...

А мама ставит ужин

И ласково глядит:

У всей семьи рабочей

Прекрасный аппетит!

И весело снимаем

С отцовских плеч пиджак,

И маленький братишка

От папы — ни на шаг.

Потом проверит папа

Уроки и дневник,

Увидев тройку, скажет:

— В чем дело, ученик?

Пятерку встретит молча,

Лукав у папы взгляд:

Мол, что же тут такого?

Но сам он очень рад.

Придет отец с работы,

И сразу — полон дом!

И мы — и мы до неба

От радости растем!

Какие чувства вызывают герои стихотворения.'

Чувство уважения, хочется взять с них пример.

Может вызвать труд чувство радости?

Может, потому что радостно, что ты добился чего-то своим собственным трудом.

Действительно, трудолюбие - очень благородное, положительное качество человека, приносящее радость ему и окружающим.

А от лени надо избавляться, как это делали герои еле дующего стихотворения.

Сказка про лень

В зимний день один тюлень

Продавал на рынке лень.

Бормотал он, сквозь зевоту

Предлагая лень свою:

- Покупайте лень-дремоту!

За бесценок продаю! –

А пингвин зевнул со вздохом

И протер свои глаза.

- Лень купить совсем неплохо, -

Сам себе пингвин сказал.

Спит пингвин который день,

А всему виною лень.

И решил пингвин:

- Задаром

Лень отдам я гагам старым!

Гаги тут же разленились

И работать разучились.

Привезли они обратно

Лень-дремоту на базар.

- Продается лень...бесплатно!

- Как - бесплатно?

Вот занятно!

Удивительный товар!!!

Это, видимо, приятно

Покупать товар бесплатно.

И огромный кашалот

Лень запрятал в кошелек.

Кашалоту надоело

Целый день скучать без дела.

Лень, конечно, виновата

В том, что дремлет великан...

И решили медвежата

Лень забросить в океан.

Лень на берег угодила

И взялась за крокодила.

До чего же разморила

Лень беднягу крокодила, -

Даже танцы лягушат

Крокодила не смешат.

Пнул он лень куда попало, -

Ну, теперь река пропала!

Зацвела в болоте лень-

Мутная водица...

И сюда пришел олень

Сполоснуть копытца.

Лишь олень ступил в болото –

Прицепилась лень-дремота.

Стал олень ленивей всех

И смешней тюленя.

Словно мох, скатался мех

На боках оленя.

И разгневался олень,

И взмахнул рогами,

Разошлись олень и лень

Грозными врагами.

И теперь во всякий день

Лень по свету рыщет.

Невидимкой бродит лень

И приюта ищет...

Итог занятия

Задание к следующему занятию: Ленился ли ты когда-нибудь? Вспомни ситуации, когда лень тебе помешала и опиши их.



Предварительный просмотр:

Тема 23. Я хочу быть культурным (вежливым, ...)

Цели:

  1. Расширить представление детей о культуре поведения.
  2. Прививать способности быть вежливым, культурным человеком.
  3. Побудить поступать в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

Материал:

  1. Стихотворение - загадка.
  2. Карточки со словами: сорит, дерётся, плюётся, здоровается, благодарит, тихо себя ведёт в общественном месте, ест на уроке.
  3. Поговорки и пословицы.
  4. Сюжетные картинки.

Ход занятия

Ребята! О чем мы сегодня будем говорить, догадайтесь сами, послушав стихотворение-загадку.

Вася вышел вечерком

Прогуляться перед сном,

И идет сосед навстречу,

Вася скажет: «Добрый ...» (Вечер).

Перед школой, на прощанье,

Маме скажет: « » (До свидания);

Если друга он подвел,

Обещал и не пришел,

Друг обижен и грустит,

Вася скажет: «Друг,...» (прости);

Ни за что не будет драться,

На уроках есть, плеваться,

Кинуть фантик мимо урны

Он не смеет.

Он (какой?) (культурный).

О чем это стихотворение? Опишите его героя. Какой он? Итак, сегодня мы поговорим с вами о том, что значит быть культурным.

Давайте попытаемся ответить на следующий вопрос: «Кого называют культурным человеком? (Того, кто вежливый, не сорит, не ругается, уступает место в транспорте пожилым людям...)

Второй вопрос: «Что значит «вести себя культурно»?, Зачем это надо?

Третий вопрос: «Приходилось ли вам видеть культурных людей: взрослых, детей? Когда? Хотите ли вы, дети, всегда быть культурными?»

Дети предлагают свои характеристики культурного человека..

Затем взрослый пишет или открывает заранее приготовленную доску со следующими характеристиками: сорит, дерется, плюется, здоровается, благодарит, тихо себя ведет в общественном месте, ест на уроке, ... И дает детям следующее задание:        -

Представьте себе два острова: «Культурных людей» и «Дикарей». Внимательно прочитайте предложенные характеристики и подумайте, жителям какого острова они подойдут?

Разделите страницу на две колонки и распределите предложенные характеристики следующим образом:

Жители острова Культурных людей

Жители острова Дикарей

Итак, мы с вами выяснили, как себя ведут культурные люди. Прочитайте мне, что у вас получилось. (2-3 человека). Итак, культурный человек: не ругается, не бросает мусор, не плюется, не сморкается громко, не кричит в общественных местах, не дерется, употребляет в речи вежливые слова (спасибо, пожалуйста).

А знаете ли вы, что культурный человек, в первую очередь, вежливый? А кто такой, по-вашему, вежливый человек? (Здоровается, прощается, говорит «волшебные» слова). Послушайте стихотворение: (Красильников «Вежливая лошадь»):

Очень вежливая лошадь

Шла, кивая головой,

Поздоровалась со всеми,

Поздоровалась со мной.

Угостил ее печеньем,

Постояли мы чуть-чуть,

И вздохнула грустно лошадь –

Мол, пора и дальше в путь.

На прощание кивнула –

И понятно все без слов.

Эта лошадь мне сказала:

«До свиданья! Будь здоров!»

Итак, о чем это стихотворение? Как ведет себя лошадь? Симпатична ли она автору? Почему? Культурна ли она?

А какие «волшебные слова» вы знаете? (Спасибо, пожалуйста, извините, ). А еще? Что вежливые люди говорят, если обидели кого-то? Если встретили кого-то? Прощаются с кем-то? Послушайте один рассказ («Извините, пожалуйста!»).

Майя Сырова. «Извините, пожалуйста!

В старшей группе было рисование.

Толя сидел рядом с Лидой и рисовал лошадь. Лошадь была почти готова. Оставалось только закруглить последнее копыто, как вдруг Лида повернулась на стуле и задела Толин локоть.

Карандаш съехал с места, и у лошади вместо копыта получилась петушиная лапа.

-        Ты чего мне копыто испортила?— рассердился Толя и тоже толкнул Лиду, да так, что она упала со стула и заплакала.

Толя, ты должен извиниться перед Лидой, - сказала воспитательница Валентина Сергеевна. - Стань против Лиды, посмотри ей в глаза и скажи: «Лида, извини, пожалуйста» .

Толя нехотя поднялся, стал против Лиды, но глаза у него почему-то никак не поднимались, а поднимались только брови.

С языком тоже случилось что-то неладное. Толя уже три раза набирал в себя воздух, чтобы сказать «извини, пожалуйста», но слова никак не хотели выговариваться. Получалось одно пыхтенье.

Долго ждала Валентина Сергеевна. У Лиды от ожидания даже слезы высохли, а Толя все молчал и молчал.

Тогда Валентина Сергеевна сказала:

-        Значит, Толя у нас умеет только толкаться, а извиняться еще не научился. Придется ему научиться.

«Ага!— подумал Толя. — Дома я буду почаще говорить это слово и научусь извиняться».

В тот день он удивил всех домашних. Сначала подошел к бабушке.

-        Бабушка, извини, пожалуйста.

Вот те на!— удивилась бабушка.— А что ты мне сделал плохого?

-        Ничего. Я просто так. Бабушка засмеялась:

- Кто же извиняется «просто так»? Если бы напроказил чего-нибудь: чашку разбил, например, или квашню опрокинул - другое дело.

- А-а-а... Ну, извини, что я, может, когда-нибудь чашку разобью или напроказничаю чего-нибудь. Ведь я когда-нибудь, наверно, разобью чашку, как ты думаешь, бабушка?

-        Наверное, разобьешь,— вздохнула бабушка.

-        Ну вот! — обрадовался Толя и побежал во двор посмотреть, перед кем бы еще извиниться.

Но во дворе никого не было, один Шарик.

Толя подошел к собачьей будке и сказал:

-        Шарик, извини, пожалуйста, что я без стука к тебе заглянул...

Гав, гав, — ответил Шарик и завилял хвостом.

Ты меня извини, Шарик, но я хочу спросить, почему вы, собаки, мотаете хвостом, когда радуетесь, а кошки мотают, когда сердятся?

Вместо ответа Шарик вышел из будки и лег на спину, чтобы Толя пощекотал ему живот.

- Некогда мне играть с тобой. Я новое слово изучаю, — сказал Толя и вдруг увидел своего старшего брата Валерика.

- Валера! — закричал Толик.— Извини, пожалуйста, ты идешь домой, да?

-Да.

-        Ты будешь уроки делать, извини, пожалуйста?

-        Что за разговор у тебя попугайский? — спросил Валерик, поднимаясь по лестнице.

Он вошел в комнату, сел за письменный стол, раскрыл тетрадку и начал что-то писать.

- Ничего не попугайский,— сказал Толик.— Я новое слово изучаю. Валера, а почему собака виляет хвостом, когда...

- Отстанешь ты от меня?— рассердился Валерик-— У меня задачка не решается, а он привязался с собачьими хвостами...

Тогда Толик решил, что необязательно новое слово учить перед кем-нибудь, а можно просто повторять его, как стихотворение или песенку.

Он вышел из квартиры и стал бегать по коридору вприпрыжку, распевая на все лады: «извините, пожалуйста, я больше не буду», «пожалуйста, извините, не буду больше», «не буду больше, извините, пожалуйста»...

Потом из коридора он выпрыгнул на площадку лестницы, продолжая напевать:

-        Извините, пожалуйста, извините, пожа...

И вдруг — бряк! Растянулся во весь рост, споткнувшись обо что-то. Ему стало больно, и он рассердился: опять эти соседские девчонки Светка и Зинка устроили под дверью гараж.

- Вы что, в комнате не можете играть? — закричал на них Толя, растирая разбитую коленку.

- В комнате гаражов не делают, — ответила Зинка.

- Гаражов!— передразнил ее Толик.— Убирайте отсюда свои деревяшки, а то я их так зафутболю, что не найдете потом!

- Футболист какой нашелся!— отозвалась Света.— Футболисты, когда бегают, не кричат «извините, пожалуйста», а смотрят, куда бегут. А ты прыгаешь, как козел.

- А-а-а... так?— рассвирепел Толик.— Ну, если я козел, вот вам!

И он вправду «зафутболил» все кубики так, что они застукали вниз по ступенькам. Вслед за кубиками полетела и заведующая гаражом — Светкина кукла. Девчонки заревели. В это время в пролете лестницы показался человек.

-        Папа! — испугался Толик и хотел убежать. Но было уже поздно. Папа стоял на нижней площадке.

-        Твоя работа? — спросил он, показывая на куклу, которая лежала книзу носом с раскинутыми руками.

-        Его, его!— в один голос закричали девчонки.

-        Ну-ка, подбери игрушки! — приказал папа. Толик нехотя спустился на нижнюю площадку, подобрал кубики и куклу и принес на прежнее место.

-        А теперь, — сказал папа,— объясняй, за что ты девочек обидел.

- Я их сперва не трогал... — протянул Толик, чуть не плача.— Я бегал и учился извиняться, а они...

- Учился извиняться?— переспросил папа удивленно.

- Ну и как? Выучился?

- Ага! — оживился Толик.— Хочешь, скажу?

-        Что ж, это очень кстати. Скажи, только не мне, а им, Свете и Зине.

-        Не буду я им... — Толик обиженно опустил голову и замолчал.

- Ну, значит, ты еще и врунишка,— сказал папа.— Говорил, что умеешь просить прощения, а сам ни гу-гу.

И он, насмешливо глянув на Толю, пошел к дверям. Толик — за ним.

- Пап, я не обманываю. Я правда научился изви няться.

Он ходил за отцом по пятам. Отец к умывальнику — и он туда же, отец за стол —и он туда же, отец на диван — и он за ним.

- Не врунишка я вовсе,— убеждал Толик папу.

- Спроси хоть у бабушки, у Валеры спроси...

- Правда, правда,— сказала бабушка.— Он нас целый день этими словами донимал: «извините, пожалуйста» да «извините, пожалуйста».

Но я ведь сам видел, что извиняться он не умеет,— сказал папа.

Толик вздохнул, посмотрел на дверь, за которой игра-  ли девочки, и спросил:

- А если я сейчас извинюсь перед Зинкой и Светкой,  ты поверишь, что я научился?

- Поверю, да только наполовину.

- Почему наполовину? Не понимаю... — всхлипнул Толик.

Папа заглянул Толику в глаза, вытер ему слезы и сказал:

-        Потому что надо научиться не только извиняться, но и жить так, чтобы не надо было извиняться.

Как вы думаете, о чем этот рассказ? Хорошо ли вел себя Толик? Что значит «Жить, чтобы не надо было извиняться»? Что этим хотел сказать Толин папа?

Итог занятия

Итак, о чем мы говорили сегодня? Что значит — быть культурным? Нужно ли стараться быть культурным? Зачем это надо? Какие вежливые слова вы знаете? В чем секрет волшебства этих слов? Какое сегодня вежливое слово вы скажете, уходя из школы, как попрощаетесь с ребятами?

Всего вам доброго! Хорошего и спокойного вам вечера!

Задание к следующему занятию: Понаблюдай за собой в течение недели и запиши, какие вежливые слова ты произносил в течение дня? Постарайся, чтобы с каждым днем их становилось в твоей речи все больше Заполни следующую таблицу.

Дни недели

Мои вежливые слова

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница



Предварительный просмотр:

Тема 30. Учусь управлять своим телом

Цели и задачи

учить детей управлять своим телом;

учить умению расслаблять мышцы.

Ход занятия

Воспитатель: Вы знаете, что такое тренинг мышечного расслабления? Сегодня мы будем учиться расслаблять все мышцы. А для чего нужно уметь расслаблять мышцы тела, как вы думаете? (Ответы детей.)

Тренинг мышечного расслабления

Упражнение «Олени» (расслабляем руки)

Выполняют движения по тексту

Посмотрите: мы— олени,

 Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

 А теперь немножко лени...

 Руки не напряжены

И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают наши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

Упражнение «Загораем» (расслабляем ноги)

Мы прекрасно загораем!

 Вытянуть ноги

вперед, сидя на стуле

Выше ноги поднимаем!

Держим... Держим... Держим... Загораем!

Опускаем,            

        (Резко опускают ноги вниз)

Ноги не напряжены

И расслаблены.

Упражнение «Шарик» (расслабляем живот)

Вот как шарик надуваем!        (Дети делают глубокий вдохи выдох.)

А рукою проверяем.        

Шарик лопнул — выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.        

Дышится легко, ровно, глубоко,        

Упражнение «Любопытный гусенок» (расслабляем шею)

Выполняют движения по тексту

«Это кто?» — спросил гусенок,

 Шею вытянув спросонок.

 Смотрит влево, смотрит вправо,

 А потом опять вперед.

 Перед ним его же мама,

 Он спросонья не поймет.

Шея напряжена была,

И расслабилась она.

Упражнение «Лягушки» (расслабляем мышцы речевого аппарата)

Тянем губы прямо к ушкам!

 Вот понравится лягушкам! 

Потяну, перетяну        

И нисколько не устану!        

Губы не напряжены

 И расслаблены.

Упражнение «Сердитый язык»

С языком случилось что-то:

 Он толкает зубы!

 Будто хочет их за что-то

 Вытолкнуть за губы!

Он на место возвращается

И чудесно расслабляется.

Итог занятия

Воспитатель: Для чего нужно уметь расслаблять свое тело?

Дети приходят к выводу, что умение расслабляться помогает справиться со стрессом, волнением, страхом.



Предварительный просмотр:

Тема 31. Учусь управлять своими эмоциями

Цели и задачи

учить детей управлять своими эмоциями.

Оборудование

Набор пиктограмм «Настроение человека».

Ход занятия

Воспитатель: Рассмотрите пиктограммы. Что они обозначают? (Настроение человека) Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Мы будем учиться управлять своими эмоциями. Для чего нужно уметь управлять своими эмоциями? (Ответы детей.)

Психологические этюды на выражение эмоций

ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ УДИВЛЕНИЯ

Педагог читает стихотворение, а дети изображают эмоцию удивления.

ПРИЗНАНИЕ

Поди узнай,

Поди пойми,

Что стало с парнем

 Лет восьми?

Он всех в один несчастный день

Чуть не довел до слез,

 Его зовут — стоит, как пень,

Как будто в землю врос.

  • Смотри, не пей воды сырой! —
  • Советует сосед.

Один стакан, потом второй

 Андрюша пьет в ответ.

Поди узнай,

 Поди пойми,

Что стало с парнем

Лет восьми?

  • Придешь обедать к трем часам, —
  •  Ему сказала мать.

Он пробурчал: —

 Я знаю сам...

 А сам явился в пять.

  • Ну что с тобой, Андрюшенька?
  •  И сын признался ей:
  • Когда я вас не слушаюсь,
  •  Я выгляжу взрослей!

А. Барто

Вопросы для обсуждения:

  • Вы согласны с Андрюшей?
  • Какую реакцию вызвало поведение мальчика?
  • В чем может проявляться взрослость

ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ УДИВЛЕНИЯ

Воспитатель: И ты совершаешь

                          Веселое чудо —

                          Пол засверкал,

                          Просияла посуда!

                          И ахнула мама

                          Вернувшись домой: —

                          Да это как в сказке...

                          Волшебник ты мой!                     С. Погореловский

Вопросы для обсуждения:

— Как вы думаете, кто получает удовольствие? (Имама, и сын.) Почему?

ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАДАНИЯ И ПЕЧАЛИ

Воспитатель: Глаза у Саши велики,

 Но очень близоруки.

Врач прописал ему очки

 По правилам науки.

Но про очки ребятам всем

Известно стало сразу.

Они кричат ему:

«Зачем Тебе четыре глаза?

Саша, Саша — водолаз!

 У тебя две пары глаз.

 Только ты, очкастый,

Стеклами не хвастай».

Заплакал Саша от стыда,

 Уткнулся носом в стену.

 Нет, — говорит он, — никогда

 Очков я не надену!

                                                            С. Маршак

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, почему Саше больно и обидно?
  • Правильно ли поступают ребята?

ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕЗРЕНИЯ

Воспитатель: Если бьет дрянной драчун

                          Слабого мальчишку,

                          Я такого не хочу

                          Даже вставить в книжку!

                                                                                     В. Маяковский

Вопросы для обсуждения:

  • В каких ситуациях мы испытываем отвращение и презрение?
  • Всегда ли нужно показывать эти эмоции?

ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ГНЕВА

Воспитатель: 

Однажды на лужайке

 Подрались два козла.

Подрались для забавы,

Не то чтобы со зла.

Один из них тихонько

Приятеля лягнул,

Другой из них легонько

 Приятеля боднул.

Один лягнул приятеля

Немножко посильней,

 Другой боднул приятеля

Немножко побольней.

Один разгорячился,

 Лягнул, что было сил!

Другой его рогами

 Под брюхо подцепил!

                                                                                В. Лифшиц

Вопросы для обсуждения:

  • Какие эмоции испытывают герои этого стихотворения? (Гнев, злобу)
  • К чему может привести гнев?
  • Для чего надо уметь управлять этой эмоцией?

ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАХА

Меня пугал так сильно Страх

В потемках у ворот,

Что я в испуге крикнул «Ах!»

Совсем наоборот.

Я крикнул «Ха!» — и мигом Страх

Забился под забор...

Он струсил сам! И слово «Ах!»

Я позабыл с тех пор!

                                                                                      Г. Семенов

Вопросы для обсуждения:

  • В какую эмоцию переходит эмоция страха?
  • Как вы преодолеваете страхи?            

ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ВИНЫ

Воспитатель:

 Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

 Витя просит:

«Извините,

Я ошибку признаю».

На урок пришел учитель,

 Положил на стол журнал.

 Следом Витя:

 «Извините,

Я немного опоздал».

Спор давно ведется в классе,

Вежлив Витя или нет?

 Разберитесь в споре нашем

 И скажите нам ответ.

                                                                                              А. Антонов

Вопросы для обсуждения:

  • А как вы считаете, вежлив Витя или нет?
  • Как Витя выражал эмоцию вины?
  • Как вы думаете, ему верили?

Итог занятия

Воспитатель: Для чего человеку надо уметь управлять своими эмоциями?

Дети приходят к выводу, что неумение сдерживаться, подверженность гневу и страху мешают человеку наладить отношения с окружающими, добиться успеха в жизни, быть уверенным в себе, счастлив.



Предварительный просмотр:

Тема 32. Я познаю себя

Цели и задачи

  1. способствовать осознанию себя как личности со всеми присущими ей положительными и отрицательными чертами,
  2. закрепить представление о тех чертах, которые мешают жить в гармонии с собой.

                                          Ход занятия

Игровая ситуация: «Кто в зеркале»

Воспитатель:   Я в руки зеркало взяла,

                             Взглянула в отраженье

                             И вдруг совсем не поняла —

                             Какое наважденье, —

                             Кто в зеркале и почему?

                             Себя узнать я не могу.

                             А вы можете себя узнать?

Возьмите маленький лист бумаги и напишите одним словом, кто вы.

Дети выполняют задание.

Воспитатель:  Давайте прочитаем несколько определений.

Посмотрите, какие вы разные. В человеке иногда сочетаются порой совершенно противоположные качества: доброта и злость, лень и трудолюбие, храбрость и трусость. Самое главное, чтобы человек научился видеть свой поступок, анализировать его и, если надо, исправлять свои ошибки.

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Три товарища»

Учитель. Послушайте рассказ и подумайте, как бы вы поступили в данном случае?

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

  • Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
  • Завтрак потерял...
  • Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда еще далеко!
  • А где ты его потерял? — спросил Леша.
  • Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.
  • Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, — сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул его товарищу.

  • Бери, ешь!

Вопросы для обсуждения:

  • Кто из мальчиков проявил участие по отношению к Вите?
  • Чем позиция Володи отличается от позиции других мальчиков?
  • В чем мы можем упрекнуть Колю, Лешу и Мишу?

Воспитатель: А вы не бываете равнодушными к людям? Иногда нас не просят о помощи, но мы должны видеть, что человеку плохо, и по мере своих сил постараться ему чем-то помочь.

Иногда люди ничегонеделанием делают очень плохо, как в рассказе В. Осеевой «Плохо».

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Плохо»

Собака яростно лаяла, припадая на задние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

  • Как вам не стыдно?
  • А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
  • Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы можете охарактеризовать поведение мальчиков?
  • Действительно ли мальчики не сделали ничего плохого?
  • Почему же женщина их осудила?
  • А может быть, вы узнаете себя в этом рассказе ?

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «На катке»

День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

  • Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой понесся по кругу, лихо завернул

и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

  • Я нечаянно... — сказал он, отряхивая с ее шубки снег. — Ушиблась?

Девочка улыбнулась:

  • Коленку...

Сзади раздался смех.

«Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

  • Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.
  • Иди к нам! — позвали они.

Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело скользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и тихонечко плакала.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, есть ли сходство в поведении Вити и мальчиков, описанных в предыдущем рассказе?
  • Почему Витя не помог девочке?
  • Что оказалось для него важнее заботы о ней?

Тренинг «Психологический портрет»

Дети делят лист на две части и пишут в каждой ответы на вопросы: «За что меня можно любить? За что меня можно ругать?»

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, человек может измениться?
  • А что для этого нужно сделать?

Воспитатель: Если человек добрый, внимательный, честный, то у него всегда много друзей. А самое страшное... Что такое «самое страшное», мы узнаем из рассказа Е. Пермяка.

Чтение и обсуждение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное»

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Товарищей он бил. Девочек обижал. Собаке Пушку на хвост наступал. Кота за усы дергал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже бабушке грубил. Никого не боялся Вова. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго. Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его одного. Он к девочкам побежал. Но и девочки от него от-, вернулись. Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом поиграть, а кот на шкаф забрался. Решил Вова из-под шкафа ежика выманить, но ежик давно в другой дом перешел жить. Подошел Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Наступило самое страшное из самого страшного, что только бывает на свете: Вова остался один.

Вопросы для обсуждения:

  • Так что же такое — «самое страшное»?
  • Почему Вова стал одиноким?
  • Почему человеку плохо одному?

Воспитатель: Действительно, человеку нужен друг, товарищ. Послушайте, как А Барто рассказывает об этом в своем стихотворении «Я люблю ходить вдвоем».

Я люблю ходить вдвоем.

 В поле, в лес, на водоем,

Я люблю пускаться в путь

 Не один, а с кем-нибудь.

Я люблю кричать:

 «Гляди! Посмотри! Постой-ка!

Видишь, речка впереди!

 Лодок, лодок сколько!..»

 И с обрыва, с высоты,

Я зову: «Ау! Где ты?

Погляди с обрыва,

Как вокруг красиво!»

Я один брожу по лесу

(Так бывает редко)...

Задрожала на весу,

 Закачалась ветка.

Белка в зелени густой

 Скачет в перелеске.

Крикнуть некому: «Постой!»

 Я один... Мне красотой

 Поделиться не с кем.

Итог занятия

Воспитатель обобщает все ситуации, которые обсуждались на занятии, делает вывод о том, как важно искоренять в себе равнодушие, трусость, черствость, не оставлять без внимания проявление негативных качеств окружающими.

Список используемой детской литературы

  1. Отрывок из книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» «День рождения Иа-Иа».
  2. Отрывок из книги Эллен Нийт «Умелый маляр».
  3. Стихотворение Д.Хармса « Удивительная кошка.»
  4. Стихотворение Джеймса Ривза « Чудак».
  5. Н. Носов. Живая шляпа, «Фантазеры», «Как-нибудь», «Бабушка Дина».
  6. Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово».
  7. В. Драгунский «НЕ ПИФ! НЕ ПАФ!», « Денискины рассказы », « Что я люблю», « Что любит Мишка».          
  8. Сказки: «Бармалей», «Украденное солнце», «Снежная  королева» .
  9. Л.Н. Толстой «Косточка» (Быль).
  10. Фрагмент рассказа В. Медведева «Баранкин будь человеком ! »
  11. Стихотворение И.Пивоваровой «Тайна».
  12. Сказки мультики:«Заюшкина избушка», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Жалобы зайки беленького».
  13. Стихотворение А. Барто  « Одиночество», « Очки», «Помощница», « Сто одёжек»
  14. Сказка  «Цветик-   семицветик».
  15. Рассказ «Чудесный самолет».
  16. А.С.Пушкин «Сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях», «О царе Салтане».
  17. Голявкин В. «Концерт», «Передвижение комода», «Так всегда бывает», «В любом деле нужно уметь работать», «Крути снежные вертя».
  18. Отрывок из рассказа  Р. Погодина « Что у Сеньки было».
  19. Рассказ М. Зощенко  « Не надо врать».
  20. Рассказы: А. Гайдар «Чук и Гек».
  21. Рассказ А. Леонова  «Не жадный и ленивый» .          
  22.  С. Маршак  « Жадина».
  23. Фрагмент повести      Дж.К.Ролинга « Гарри Поттер и тайная комната».
  24. Прослушивание сказки Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца».
  25. Отрывок из повести А. Погоржельского « Чёрная курица или подземные жители».
  26. Просмотр отрывка из фильма «Приключения электроника.
  27. Фрагмент старинной скандинавской    легенды о стеклянном человечке.
  28. Песня «Закаляйся!» ( слова В. Лебедева-Кумача).

Список используемой литературы

  1. И.А. Архипова. Развитие духовного мира ребенка в начальной школе. – Феникс, 2005, - 224 с.
  2. Л.М. Шипицына. Обучение общению умственно отсталого ребенка. Учебное пособие. – СПб.: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010, - 279 с.
  3. Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Детство Пресс, 2010, - 192 с.
  4. Л.В.Управителева. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 2 класс. – Ярославль Академия развития, 2009, - 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Познай себя" для обучающихся в 9-ом классе

Программа  факультативного курса  «Познай себя» ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы, и предназначена для формирования компетенций учащихся в обла...

Программа элективного курса «Познай себя»

Руководствуясь концепцией предпрсфильной подготовки, в том числе кон­цепцией модернизации российского образования предлагаю программу элек­тивного курса "ПОЗНАЙ СЕБЯ". Эта программа является дополнени...

Программа психологического практикума "Познай себя" (7 - 8 классы).

Программа психологического практикума«Познай себя»(7 – 8 классы)                                   ...

Программа тренинга личностного роста "Познай себя"

Тренинг "Пойми себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, р...

Программа внеклассной деятельности "Познай себя"

Программа факультатива для учащихся 5 класса...

Программа факультативного курса "Познай себя" для 5 класса

Программа рассчитана для пятиклассников в периода адаптации.Цель программы: создание условий развития у школьников способностей адекватного и наиболее наиболее полного самопознания и познания дру...

Тренинг личностного роста "ПОЗНАЙ СЕБЯ"

Данный тренинг личностного роста можно использовать для работы с педагогами....