Программа факультативного курса "Познай себя" для 5 класса
рабочая программа (5 класс) на тему

Программа рассчитана для пятиклассников в периода адаптации.Цель программы: создание условий развития у школьников способностей адекватного и наиболее наиболее полного самопознания и познания других людей. Механизм реализации программы

Занятия являются тематическими и определены структурой проведения, частота проведения 1 час в неделю в объеме 34 часа в год.

План занятий:

·         ориентировка и подготовка учащихся;

·         разминка;

·         структурированные упражнения;

·         резюме занятия.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрации, психологические игры, тренинги, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребенку, тесты, опросники.

В результате изучения данного факультативного курса дети:

·         Овладеют определенными психологическими знаниями;

·         Овладеют приемами конструктивного взаимодействия;

·         Умеют правильно управлять своими эмоциональными реакциями;

·         Совершенствуют навыки общения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_5_fakull.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Железногорская средняя общеобразовательная школа №4» 

 

 

Утверждаю:

Директор МБОУ

« Железногорская  СОШ №4» 

______ Е.И.Коробейникова 

Приказ по     №_____ 

от  «____»_______2015 г.

 

 

 

 

ПРОГРАММА

факультативного курса для учащихся 5 класса

«Познай себя»

 

Педагог-психолог : Шуляк Н.В.

2015-2016г.

 Пояснительная записка.

Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене. В начальной школе дети привыкают исполнять требования в основном одного учителя, находиться постоянно в сфере его постоянного внимания и контроля. Поэтому в среднем звене можно ожидать, что у части учащихся возникнут  трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей.

В то же время дети активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами ещё плохо в нем ориентируются, не уверенны в его устойчивости.

Преподавание курса по изучению личности школьников представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни. Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом - все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Социально-психологическая и личностная зрелость человека характеризуется способом решения жизненных противоречий и проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Помощь в формировании индивидуальной "стратегии жизни" учеников является главной ценностью курса по познанию себя и окружающих. Чтобы научиться жить соответственно своим возможностям, способностям, характеру, необходимо знание, понимание самого себя.    Свободная атмосфера творческого поиска ответов на вечные вопросы о смысле человеческого бытия, понимания себя и своего места в мире отвечает возрастным особенностям и актуальным потребностям школьного возраста. Их реализации способствуют занятия по  программе занятий факультативного курса «Познай себя!». Программа рассчитана на учащихся 5 класса.

Цель программы:

Создание условий для развития у школьников способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания других людей.

Задачи:

1.    Формировать стремление к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.

2.    Расширять знания школьников о чувствах и эмоциях, развитие способности без оценочного их принятия, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3.   Формировать навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

4.    Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Формы проведения занятий: 

Форма работы групповая.

Принципы программы:

- принцип коллективности обучения и воспитания детей;

- принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса;

- принцип наглядности;

- принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе;

- принцип опоры на положительное в человеке, поддержки сильных сторон его личности;

-   принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.

Механизм реализации программы 

Занятия являются тематическими и определены структурой проведения, частота проведения 1 час в неделю в объеме 34 часа в год.

План занятий:

         ориентировка и подготовка учащихся;

         разминка;

         структурированные упражнения;

         резюме занятия.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрации, психологические игры, тренинги, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребенку, тесты, опросники.

В результате изучения данного факультативного курса дети:

         Овладеют определенными психологическими знаниями;

         Овладеют приемами конструктивного взаимодействия;

         Умеют правильно управлять своими эмоциональными реакциями;

         Совершенствуют навыки общения;

 

 

 

 

План работы  
в 2015-2016 учебном году

 

 

№ п/п

Тема

Содержание

Кол-во

часов

I.

 Раздел 1  Введение в мир психологии

1

1

Зачем человеку занятия психологией?

Цель: мотивировать учащихся к занятиям психологии.

1

II.

Раздел 2  Я – это я

8

2

Кто я, какой я?»

Цель: способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки

1

3

«Я – могу»

Цель: способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки

2

4

«Я нужен!

Цель: способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки

1

5

«Я мечтаю»

Цель: способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки

1

6

«Я – это мои цели»

Цель: способствовать развитию ставить перед собой цели и составлять план их достижения.

1

7

«Я – это моё детство»

Цель: ознакомить учащихся с позициями общения, научить распознавать их в повседневных ситуациях, моделировать ситуации общения с различных позиций и выбирать оптимальную для данной ситуации.

1

8

«Я – это моё настоящее. Я – это моё будущее»

Цель: научиться грамотно дискутировать

1

III.

Раздел 3  Я имею право чувствовать и выражать чувства

3

9

«Чувства бывают разные»

Цель: способствовать рефлексии эмоциональных состояний

1

10

«Стыдно ли бояться?»

Цель: способствовать рефлексии эмоциональных состояний

1

11

«Имею ли я право сердиться и обижаться»

Цель: способствовать адекватному самовыражению

1

IV.

Раздел 4  Я и мой внутренний мир

2

12

«Каждый видит мир и чувствует по – своему»

Цель: подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека

1

13

«Любой  внутренний мир ценен и уникален»

Цель: подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека

1

V.

Раздел 5 Кто в ответе за мой внутренний мир?

3

14

«Трудные ситуации могут научить меня»

Цель: подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли

2

15

«Внутренняя сила»

 Цель: подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли

1

VI

Раздел 6 Я и Ты

6

16

«Я и мои друзья»

Цель: обсудить проблемы подростковой дружбы

2

17

«У меня есть друг»

Цель: ознакомить с понятием о знаках внимания в процессе коммуникации, освоить навыки пассивного и активного слушания.

1

18

«Я и мои колючки»

Цель: повысить коммуникативный уровень учащихся.

1

19

«Что такое одиночество»

Цель: обсудить проблемы подростковой дружбы

1

20

«Я не одинок в этом мире»

Цель: обсудить проблемы подростковой дружбы

1

21

Раздел 7 Мы начинаем меняться

13

22

«Нужно ли человеку меняться»

Цель: помочь детям осознать свои изменения

2

23

«Самое важное – захотеть меняться»

Цель: мотивировать детей к позитивному самоизменению

1

24

«Какой я и чем отличаюсь от других»

Цель: способствовать развитию самопознания, рефлексии и уверенности в себе

1

25

«Мир эмоции»

Цель: научить определять эмоциональное состояние других людей, тренировать умение владеть своими эмоциями.

2

26

«Понимаем ли мы друг друга»

Цель: показать важность взаимопонимания

1

27

Знаки внимания при общении.

Цель: ознакомить с понятием о знаках внимания в процессе коммуникации, освоить навыки пассивного и активного слушания.

2

28

Как научиться общаться лучше.

2

29

Качества, важные для межличностного общения.

Цель: определить качества, важные для процесса общения.

1

30

Поддержка.

Цель: показать важность проявления искреннего благожелательного отношения к собеседнику для успешности коммуникативного процесса.

1

Итого :

34

 

 

 

Литература

1. «Неповторимые МЫ» Т.Л. Богатырева, Москва «просвещение» 2007г.

2. «Уроки самопознания», Е.А. Сорокоумова  Москва 2007 г.

3."Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 классы)" О. В. Хухлаева, Издательство: Генезис, 2005 г.

4. "Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (7-8 классы)" О. В. Хухлаева, Издательство: Генезис, 2005 г.

5. «В пятый класс – в первый раз» Н.Л. Сомова, Пособие по профилактике и коррекции проблем детей 10—11 лет, Санкт- Петербург, КАРО 2001

6. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах,  С.А.Коробкина

Изд-во «Учитель», 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативных занятий 8 класс "Логика и компьютер"

Факультативные занятия знакомит учащихся с логическими задачами и некоторыми методами их решения с использованием возможностей компьютера для наглядной иллюстрации процесса решения. Для логическ...

программа факультативного курса 8 класса

Программа рассчитана на 35 часов, с учетом содержания учебного материала авторов: Дорофеева Г.В.,  Суворовой С.Б., дополняя и расширяя его....

рабочая программа факультативного курса 6 класс

рабочая программа факультативного курса 6 класс...

Рабочая программа факультативного курса, 7 класс

Рабочая программа факультатива «Успешный английский» для 7 класса составлена на основе: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Т...

Программа факультативных занятий 10 класс

Программа содержит пояснительную записку, КТП...

Рабочая программа факультативного курса 5 класс

Рабочая программа факультативного курса «Занимательная биология» ...

Рабочая программа факультативного курса 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАфакультативного курса «Клуб путешественников»для 5 б класса...