Рабочая программа факультативного курса 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Рабочая программа факультативного курса «Занимательная биология»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fk_5_klass_iskandarova.doc442.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа факультативного курса «Занимательная биология»  составлена и предназначена для обучающихся 5-х классов, на основе программы утвержденной Министерством образования и науки РФ, под редакцией В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой - М.: Дрофа, 2013.                                                                                                        Средняя  школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.                                                                                        Факультативный курс «Занимательная биология» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. 

Цель курса: формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.

Задачи:

1.Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2.Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.Формирование экологически ценностных   ориентации в деятельности детей.

4.Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6.Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7.Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8.Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

 

Курс изучения

программы рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) для учащихся 5-х классов.

1.Планируемые результаты

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия:

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

2.Содержание курса

Раздел программы

Содержание

Кол-во часов

1

ВВЕДЕНИЕ. «ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ».

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

2

2

 «СРЕДА ОБИТАНИЯ»

Времена года на Земле. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Изменения окружающей среды. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке».  

12 ч.

3

«ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ»

Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Экологический проект «Почему нужно защищать природу. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

9 ч.

4

«РЕКИ И ОЗЕРА»

Реки и озера. Получение кислорода под водой. Пресноводные животные и растения. Жизнь у рек и озер. Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов». Околоводные птицы Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» Акция «Сохраним первоцвет!»

12

Итого:

35 ч.

 

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия

Тема занятия

Количество

часов

Дата

проведения

Планируемые результаты

теория

практика

По плану

По факту

Личностные

Метапредметные

Предметные

Введение (2 ч)

1

1

Стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности.

Ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Познавательные УУД: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. 

умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коррекция

(исправлять ошибки в

чужой работе, в своей работе).

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах.

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России,

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры)

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической     деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

1

Вводное занятие. Жизнь на Земле

1

2

Экскурсия «Живая и неживая природа»

1

1.Среда обитания (12ч)

9

3

3

Времена года на Земле

1

4

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

1

5

Изменения окружающей среды

1

6

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

1

7

Условия жизни растений

1

8

Растения саванн

1

 9

Растения степей.

1

10

Растения тундры.

1

11

Тайга.

1

12

Растения тропических лесов

1

13

Растения пустынь и полупустынь

1

14

Экологический проект «Растения наши друзья»

1

 2.   Жизнь животных (9 ч)

 8

1

15

Динозавры – вымерший вид животных

1

16

Животные, какие они?

1

17

Хищники.

1

18

Травоядные.

1

19

Падальщики.

1

20

Взаимоотношения в животном мире.

1

21

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

1

22-23

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

1

1

  3.    Реки и озера  (12 ч)

10

2

24

Реки и озера

1

25

Получение кислорода под водой

1

26

Пресноводные растения

1

27

Пресноводные животные

1

28

Жизнь у рек и озер

1

29

Морские обитатели

1

30

Обитатели глубин

1

31

Околоводные птицы

1

32

Вода это источник жизни.

1

33

Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

1

34

Подготовка акции «Сохраним воду!»

1

35

Акция «Сохраним воду!»

1

35

28

7

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

Рабочая программа факультативного курса по алгебре и началам анализа в 10 классе

Рабочая программа факультативного курса по алгебре и началам анализа в 10 классе...

Рабочая программа факультативного курса по английскому языку для учащихся 7 класса "Grammar in use"

Данная программа разработана в поддержку основного УМК "Enjoy English" M.З.Биболетовой для учащихся 7 класса и предназначена для более глубокого изучения грамматики английского языка. Может служить по...

Рабочая программа факультативного курса по математике "Коррекция вычислительных навыков" для специальных (коррекционных) классов VII вида (6 класс)

Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю, составлена для специальных (коррекционных) классов VII вида. Содержит разделы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения курса...

Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...