Методическая работа
материал по теме

Доклады, прочитанные на методическом объединении.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Доклад:

«Формирование нравственных качеств личности детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

        

Подготовила воспитатель :

Кокина О.А..

Косолапово 2014

Формированиенравственных качеств  личностидетей младшего школьного возраста с ОВЗ.

        В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане могли вежливо общаться с окружающими, проявляли заботливость и доброту, справедливость и отзывчивость, имели представление о долге, чести и совести, о товариществе и дружбе, о нормах и правилах поведения в обществе. 
        В процессе формирования личности важное значение имеет формирование ее нравственности. Нормы и правила, которые относятся к сфере нравственности, обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности.  
        Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения.  
        По мнению И. С. Макаренко, нравственность - неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения, которые находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда. Знания о нравственности внутренне усваиваются школьниками, если они переживаются ими как ценность, то есть становятся личностно значимыми.

В педагогике нравственное воспитание трактуется как педагогическая

деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. И. А. Каиров определяет нравственное воспитание как процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. 
        Нравственное воспитание как социальное явление выполняет общественную функцию. Его задачей всегда являлась передача подрастающим поколениям накопленного обществом опыта. Школа-интернат для детей с нарушениями интеллекта должна заботиться о нравственном воспитании и развитии своихвоспитанников, чтобы они осознанно руководствовались принципами и нормами нравственности, отсутствие же системы нравственных знаний, лежащих в основе убеждений и мотивов поведения, ведет к деформации поведения. 
        Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: воспитатели постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Сущность нравственно воспитанной личности составляют знания, навыки и привычки поведения и отношения, в которые личность вступает и которые вырабатывает самостоятельно в процессе деятельности, общения и накопления опыта общественного поведения. Исключительно большая важность нравственного воспитания связана с тем, что овладение и практическое следование нормам и правилам морали приобщает ребенка к высшим нравственным ценностям общества, облагораживает все его действия и поступки. Процесс нравственного воспитания включает формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств и качеств личности, навыков поведения. 
        В процессе нравственного воспитания формируется нравственность человека - совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правили требований. Ядро нравственности составляют нормы и правила поведения. Они проявляются в поступках людей, в их поведении, управляют моральными взаимоотношениями. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение. Чтобы формировать у любого ребенка нравственные качества, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности у учащихся развивается понимание (осознание) того, как их необходимо осуществлять, формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные качества. Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные качества. 
Нравственное воспитание умственно отсталых детей младшего школьного возраста, как и их сверстников в массовой школе, осуществляется в комплексе со всеми другими направлениями воспитательной работы . 
В школе VIII вида созданы определенные условия для нравственного воспитания умственно отсталых учащихся. Фактически оно начинается с момента поступления ребенка в школу и включает воспитание патриотизма, любви к Родине, к своему краю, к родной природе; воспитание уважительного отношения к труду взрослых и посильное участие детей в этом труде; воспитание чуткого, заботливого отношения к людям, а также необходимых навыков поведения в обществе. 
В процессе нравственного воспитания младших школьников важно не только сформировать у них нравственные чувства и качества, моральное сознание - это совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг к другу, но главное - включить их в различные виды деятельности. 
В процессе учебной, трудовой, игровой, общественно полезной деятельности школьники вступают в разнообразные нравственные отношения, в результате которых осуществляется формирование личности. Ни одна даже самая малая возможность внушить воспитанникам понятия о долге и честности, добре и справедливости не должна быть упущена педагогами. 
В процессе нравственного просвещения школьников необходимо формировать у них качества, определяющие взаимоотношения между людьми, отношения общества и личности: гуманизм, коллективизм, дисциплинированность, культуру поведения. Прежде чем ребенок осмыслит, что он член общества и что это накладывает на него определенные обязанности, он должен научиться платить добром за добро, и именно педагоги должны научить детей делать добро. С целью привития воспитанникам ответственности, чувства доброты, доброжелательности, взаимоуважения,взаимовыручки ,чуткого, уважительного отношения к старшим, родителям были  проведены следующие беседы, уроки культуры: «Доброе имя человека», «Забота о родителях –дело совести каждого», «С любовью  к бабушке», «Добро и зло в человеке», а также проведены открытые мероприятия по темам «Сад Доброты» -3 класс, «Разговор о дружбе» -4 класс.
        Особая роль в школе VIII вида отводится формированию устойчивого нравственного поведения, которое выражается в нравственных поступках и привычках и тесно связано с формированием нравственных убеждений и чувств.Согласно плана воспитательной работы с воспитанниками проведены такие беседы: «Причины наших поступков», «По каким правилам мы живем», «Правила обязательные для всех» и др. Младшие школьники должны не только теоретически усвоить принципы и нормы морали, но и поступать в соответствии с этими принципами и нормами, критически оценивать свое поведение. В процессе различных видов деятельности у детей постепенно формируется и закрепляется опыт нравственного поведения, нравственных отношений. 
        Основными задачами нравственного воспитания учащихся школ VIII вида являются: формирование нравственного сознания -очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути формирования
 
целостной системы взглядов, в основе которой лежат убеждения человека; формирование у умственно отсталых учащихся чувств, которые представляют собой переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям; воспитание навыков, привычек общественного поведения. Одной из важных задач нравственного воспитания умственно отсталых детей младшего школьного возраста является формирование системы навыков культурного поведения, связанных с выполнением общепринятых норм. Основой культуры поведения является сознательная дисциплина, т.е. умение управлять своим поведением в соответствии с моральными требованиями общества. 
Необходимо учесть, что по особенностям поведения далеко не всегда можно судить об уровне нравственной воспитанности ребенка. «Под нравственной воспитанностью принято понимать сформировавшийся стиль морального поведения, опирающийся на ряд предпосылок: во-первых, определенный уровень умственного развития, способность воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки; во-вторых, эмоциональное развитие, включая способность к сопереживанию; в-третьих, влияние социальной среды, дающей ребенку конкретные примеры нравственного и безнравственного поведения, поощряющей его поступать так или иначе».Главная задача педагогов заключается в том, чтобы нравственные нормы и принципы постепенно стали внутренним убеждением школьника. Поэтому воспитатель систематически осуществляет контроль уровня нравственной воспитанности учащихся. Контроль может предварять знакомство с новым понятием, правилом, когда воспитателю необходимо установить, что дети знают и умеют. Педагог использует контроль также при закреплении нравственных представлений и навыков поведения, когда необходимо узнать, насколько полно и глубоко они усвоены. И наконец, контроль осуществляется на заключительном этапе работы с целью выявления результатов усвоения детьми всей системы нравственных значений, моральных принципов и навыков общественного поведения.
Исходя из целей и задач нравственного воспитания, его методы принято классифицировать на две основные группы:
методы формирования общественного поведения и методы формирования нравственного сознания. 
К методам формирования общественного поведения относятся методы и приемы накопления детьми нравственного опыта, воспитания навыков и привычек общественного поведения. По привитию навыков общения в своем классе провела следующие  классные часы, этические  беседы:  «Правила общения со взрослыми», «Правила поведения в общественном транспорте», «Устав школы – главный школьный закон», «Дал слово – держи его», «Умею управлять своим поведением».
Наиболее характерная черта этих методов состоит в том, что они находят свое конкретное воплощение в самых разнообразных видах деятельности младших школьников: учебной, общественно-полезной, трудовой, игровой и т.д. Нравственные стороны личности обнаруживаются только в деятельности; вне ее не существуют ни поступки, ни поведение, в которых ребенок проявляет свою воспитанность. 
Особое место в работе с умственно отсталыми детьми занимает процесс воспитания у них нравственных привычек. Воспитание привычек у умственно отсталых детей - процесс более сложный и длительный, чем их воспитание у нормально развивающихся школьников. Объясняется это следующими обстоятельствами. В основе привычек лежат глубокие и активные побуждения, определяющие действия и поступки человека. Чем эти побуждения глубже и устойчивее, тем скорее идет процесс образования привычки. Между тем социально значимые, полезные побуждения выражены у умственно отсталых значительно слабее, чем у их нормально развитых сверстников. 
        Осуществляя формирование нравственного сознания у умственно отсталых детей, следует иметь в виду высокий уровень их внушаемости. Слова  педагога, его разъяснения, доводы воспринимаются, как правило, с особенно большим доверием. Таким образом,  педагог располагает значительными возможностями для того, чтобы вербальным путем формировать у учащихся необходимое отношение к моральным нормам общества, к системе его нравственных ценностей. 
Эффективность процесса нравственного воспитания определяется единством поведения и сознания личности. Возникает вопрос: при каких условиях обеспечивается подобное слияние мыслей, взглядов ребенка с его конкретными делами и поступками? Решающим фактором слияния, своего рода катализатором данного процесса являются чувства ребенка. Без правильно воспитанных чувств невозможен сплав нравственных знаний и поведения. 
У учащихся младших классов формируются чувство уважения к старшим, чувство ответственности за дисциплину, успеваемость, за соблюдение режима дня и правил внутреннего распорядка, чувство справедливости, готовность заступиться за обиженного. Необходимо воспитывать чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы, от соблюдения чистоты, порядка в быту.В  течении учебного года  воспитанники моего класса участвовали в общешкольных конкурсах «Моя комната самая уютная», «Самая чистая комната» , а  также в акциях: «Укрась кусочек планеты», «Чистый двор» 
Положительные эмоции, возникшие в связи с выполнением элементарной нормы поведения, служат той основой, на базе которой можно воспитывать нравственные чувства более высокого порядка. 
        Если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении детей, становятся привычными и определяют устойчивость их поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества.

О результативности проведённой работы можно судить по следующим фактам:

Уровень воспитанности по параметру адекватность норм поведения по методике Е.Д.Худенко

Вывод: В 4 классе балл  уровня воспитанности по параметру  адекватность норм поведения  повысился по сравнению с 3 классом на 0, 5 балла.

В течение двух лет( 2012 – 2013, 2013 – 2014 учебный год) мною проводилась диагностика этики поведения воспитанников.

Методика: Диагностика этики поведения.

Инструкция:

Воспитатель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:

1.  Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

2.  Если кто-то надо мной смеется, то я…

3.  Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4.  Когда меня постоянно перебивают, то я…

5.  Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность.

Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Диагностика этики поведения

В 3 классе отрицательный результат у 4 воспитанников – 33,3%, положительный результат у 8 воспитанников – 66,7%. В 4 классе отрицательный результат у 3 воспитанников – 25%, высокий уровень у 9 воспитанников – 75%.

Вывод: наблюдается положительная динамика по формированию  этики поведения воспитанников.

Методика: Диагностика отношения к жизненным ценностям

 Инструкция:

"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список заранее выписывается на доске.

Список желаний:

1.  Быть человеком, которого любят

2.  Иметь много денег

3.  Иметь самый современный компьютер

4.  Иметь верного друга

5.  Мне важно здоровье родителей

6.  Иметь возможность многими командовать

7.  Иметь много слуг и ими распоряжаться

8.  Иметь доброе сердце

9.  Уметь сочувствовать и помогать другим людям

10. Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация:

• Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

• Пять положительных ответов – высокий уровень.

• 4-е, 3-и – средний уровень.

• 2-а – ниже среднего уровня.

• 0-1 – низкий уровень.

Диагностика отношения к жизненным ценностям

        

В 3 классе высокий  уровень  положительной динамики по отношению к жизненным ценностям наблюдается у 5 воспитанников – 41,7%, средний уровень у 3 воспитанников – 25%, низкий уровень у 4 воспитанников – 33,3%.

В 4 классе высокий уровень наблюдается у 7 воспитанников – 58,3%, средний у 2 воспитанников – 16, 7%, низкий у 3 воспитанников – 25%.

Вывод: наблюдается положительная динамика по отношению к жизненным ценностям.

        Методика: Диагностика нравственной мотивации

Инструкция:

"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

1.  Если кто-то плачет, то я.

- Пытаюсь ему помочь.

- Думаю о том, что могло произойти.

- Не обращаю внимания.

2.  Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

- Я скажу ему, чтобы он не приставал.

- Отвечу, что не могу ему помочь.

- Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

- Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3.  Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

- Я не обращу внимания.

- Скажу, что он размазня.

- Объясню, что нет ничего страшного.

- Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4.  Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

- Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

- Обижусь в ответ.

- Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее  подсчитывается  сумма положительных ответов, данных учеником.

• 4 балла – высокий уровень

• 2, 3 балла – средний уровень

• 0, 1 балл – низкий уровень

В 3 классе высокий уровень нравственной мотивации наблюдается у 2 воспитанников – 16,7%, средний уровень  у 5 воспитанников – 41,7%, низкий у 5 воспитанников – 41, 7%. В 4 классе высокий уровень у 4 воспитанников – 33,3%, средний уровень у 5 воспитанников – 41,7%, низкий уровень у 3 воспитанников – 25%.

Вывод: Наблюдается положительная динамика нравственной мотивации воспитанников.

 Таким образом, можно сделать вывод, что использование в работе тематических классных часов, бесед, уроков культуры, ролевых игр, анализа проблемных ситуаций, проведение экскурсий оказывает положительное воздействие на формирование нравственных качеств личности детей младшего школьного возраста.

Литература 
1. Коррекционная педагогика в начальном образовании. / под ред. Г.Ф. Кумариной. -М.: «Академия», 2003. - 312 с. 
2. Нравственные проблемы развития личности. / под ред. А.И. Титаренко. - М.: «Просвещение», 1997. - 335 с. 
3. Рожков, А. В. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. - М.: «Питер», 2000. - 243 с. 

        



Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа – интернат»

«Роль экологического воспитания. Основные формы и методы»

Подготовила воспитатель 4 класса Кокина О.А.

2013 -2014 уч. год.

Экологическое воспитание школьников младших классов является неотъемлемой частью формирования личности. В процессе воспитания непосредственное участие принимают не только родители, но и активно работают школьные учителя. Ведь уже в начальных классах начинают изучать природоведение, на уроках которого большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды. Немаловажную роль играет общение со сверстниками, чтение детской литературы и просмотр мультипликационных фильмов. Из всего перечисленного ребенок черпает информацию об окружающей среде и о взаимоотношениях человека с природой, выбирает себе идеал, которому пытается подражать.

Основные цели и задачи

Задачи экологического воспитания школьников, учащихся в младших классах заключаются в усвоении следующих аспектов:

  • определение оптимальных взаимодействий человека и природы;
  • понятие человека как составляющей биоценоза;
  • понимание ценности природы и взаимосвязи ее составляющих;
  • овладение начальными навыками по использованию природных ресурсов, по улучшению состояния окружающей среды;
  • предвидение последствий своих действий по отношению к элементам окружающей среды;
  • развить общественную и познавательную активность в ходе экологической деятельности;
  • способствовать появлению стремления к познанию природы и к активной деятельности, направленной на улучшение окружения;
  • формирование потребности в контакте с природой.

При этом существует определенная последовательность в изучении. Сначала все объекты природы рассматриваются отдельно, затем познается их взаимосвязь между собой и в частности между объектами живой и неживой природы. И, наконец, на последнем этапе приходит понимание происхождения различных природных явлений. Но основная сущность экологического воспитания младших школьников заключается в приобщение детей к природе. Результатом этого должно быть понимание о бережном отношении к животным, насекомым, птицам и растениям. Ведь природа – это необходимое условие для жизни всех людей. Полученные знания формируют ответственное отношение ко всем объектам окружающей среды. Дети осознают, что для сохранения здоровья и полноценной жизнедеятельности нужны благоприятные условия, поэтому важно сохранить природные ресурсы.

Методы и формы

Интерес к явлениям природы и к объектам живой природы начинает проявляться в раннем возрасте. Воспитание экологической культуры младших школьников базируется на трех основных принципах. Это систематичность, непрерывность и междисциплинарность. Успех напрямую зависит от правильной организации занятий. А чтобы каждый раз удивлять и еще больше заинтересовывать ребенка, необходимо применять новые формы и приемы обучения.

Методы экологического воспитания школьников младших классов можно поделить на две группы:

  • традиционные;
  • инновационные.

На сегодняшний день всё большую популярность приобретают занятия в игровой форме Так, например, игры, взятые из пособия Л.П. Молодовой «Игровые экологические занятия с детьми», помогают мне дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать у них соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению.

 Также формы экологического воспитания младших школьников подразделяют на:

  1. Массовые – организация праздников, фестивалей и конференций, работа по благоустройству помещений, дворов и другое.
  2. Групповые – факультативные занятия в специализированных кружках и секциях, экскурсии, туристические походы.
  3. Индивидуальные – деятельность, направленная на подготовку рефератов, докладов, записей о наблюдениях за растительным и животным миром, рисование и другое.

Об эффективности проделанной воспитательной работы можно судить по наличию живого интереса ребенка к познанию окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...

Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.

В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного  цикла по разным  направлениям. Определены задачи  работы на новый уебный год...

Формы методической работы методических объединений

Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...

Методические рекомендации: Основные элементы контроля методической работы.

Показатели контроля деятельности школьных профессиональных объединений педагогов. Основные элементы контроля экспериментальной и научно-исследовательской работы.Критерии оценки качества экспериме...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...