Главные вкладки

    Рекомендации для педагогов
    методическая разработка по теме

    Пунина Юлия Сергеевна

    Косвенные признаки жестокого обращения с ребенком

     

    Гиперактивные дети 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Признаки жестокого обращения с ребенком или насилия (косвенные)

    •     Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.

    •       Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе ведет себя.

    •      Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.

    •      У ребенка могут быть проблемы с обучением из-за слабой концентрации внимания, несобранности, усталости, недосыпания.

    •      Ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений.

    •       Ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны.

    •    Для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления мочеполовых органов.

    •     Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому взрослому.

    •     У ребенка реакция испуга или отвращения на физический контакт с определенным взрослым.

    •       Судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара).

    • Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых
    взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.

    •  Он демонстрирует не соответствующее возрасту "взрослое"
    поведение, рационален, интересуется вопросами секса.

    •    Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.

    •        У ребенка проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

    Каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или насилию (в том числе и сексуальному). Но если они проявляются в том или ином сочетании, воспитателю или учителю следует обратить на это внимание.

    Пунина Ю.С.

    Детский психолог, нейропсихолог.



    Предварительный просмотр:

    Гиперактивные дети

    Общие рекомендации по организации общения для воспитателей детских садов и педагогов начальной школы

    Гиперактивность проявляется у детей выходящими за рамки нормы импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью и невнимательностью, может присутствовать двигательная неловкость и неуклюжесть, что провоцирует у них повышенный травматизм

    Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на чем-то долгое время, не могут завершить начатое, в исполнении небрежны и торопливы. Их интересы поверхностны и недолговечны, игры шумные. Такие дети будоражат и себя, и окружающих сверстников, которые не принимают их в игры, т.к. те ломают постройки и в целом могут быть агрессивны.

    Гиперактивность – не результат дурного характера или невоспитанности. Это особенность психики, вызванная определенными физиологическими нарушениями в структурах мозга и дополненная психосоциальными факторами. Опасность гиперактивности в том, что к подростковому возрасту она может перерасти в асоциальное поведение (правонарушения, алкоголизм, различные зависимости и пр.).

    Дисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребенка не действуют! Но и тактика вседозволенности не годится, т.к. такие дети очень быстро становятся манипуляторами.

    1. Окрики возбуждают таких детей еще больше, старайтесь говорить с ними спокойно.
    2. Давайте такому ребенку только одно задание или поручение, если вы произнесете сразу несколько (например, «убери игрушки и вымой руки»), такой ребенок просто не запомнит их. Следующее задание дайте только после выполнения предыдущего. Для подкрепления устных инструкций добавьте зрительную стимуляцию.
    3. Оберегайте такого ребёнка от утомления, поскольку оно приводит только к нарастанию гиперактивности, т.к. самоконтроль снижается.
    4. Обязательно давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность, прогулки, бег, спортивные занятия (кроме борьбы и бокса). Мягкие модули и сухие бассейны, пространство для активного отдыха в группе – идеальны для таких детей.
    5. Избегайте излишнего повторения слов «нет» и «нельзя». Система запретов для таких детей должна быть очень четкой, но строгой, количество запретов минимально (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья). Должны быть разработаны и исполняться санкции за нарушение этих запретов, ребенку должно быть известно о них  заранее.
    6. Более эффективным в общении в такими детьми является не прямой запрет, а напоминание о позитивной альтернативе: вместо «не бегай!» лучше сказать «можно бегать на улице», вместо «перестань драться» - «если тебе хочется, можно ударить по мячу».
    7. Чтобы ребенок услышал вас и включился в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку (не требовать моментального исполнения), можно использовать звуковой сигнал.
    8. На занятиях не нужно требовать от таких детей абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность. Для предотвращения переутомления в занятия включаются физминутки.

    1. В моменты «обострения» сохраняйте спокойствие, будьте рядом с ребенком, погладьте его, говорите успокаивающе. Основная задача – понизить уровень возбуждения. В основе гиперактивности – органические нарушения, ребенок не виноват в этом, помните.
    2. Включайте в режим дня подвижные игры с использованием сдерживающих моментов («замри-отомри», «море волнуется» и пр.), они постепенно тренируют самоконтроль.
    3. В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в своих силах.
    4. Предупредите родителей о строгой необходимости поддерживать дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних дел и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
    5. Напомните родителям, что необходимо по возможности избегать возбуждающих ситуаций. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, частые походы в гости, прием посторонних людей у себя дома, просмотр телевизора и т.п. оказывает на такого ребёнка чрезмерное стимулирующее действие, после этого симптоматика гиперактивного поведения обостряется.
    6. Будьте готовы к тому, что поведенческие симптомы гиперактивных детей усиливаются при изменении метеорологических условий. Также эти дети чувствительны в фазам лунного цикла.  

    Пунина Ю.С.

    Детский психолог, нейропсихолог.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации для педагогов и родителей по развитию оптико-пространственного восприятия у младших школьников с оптической дисграфией.

    Одной из причин такой неуспеваемости является недостаточная сформированность еще в дошкольном возрасте оптико-пространственных представлений, которая в младшем школьном возрасте проявляется в оптическ...

    Методические рекомендации для педагогов по изобразительному искусству по уроку 1-ом классе по теме «Лепка рельефа "Бабочка» из солёного теста"

    Учебный материал может быть интересен педагогам по изобразительному искусству. Данный материал содержит план-конспекты  двух занятитй, образцы работ учащихся и  методические рекомендации по ...

    Рекомендации для педагогов

    Рекомендации для педагогов по работе с глухими и слабо-слышащими детьми...

    Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов

    Одной из популярных форм повышения психологической компетентности педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффек...

    Практические рекомендации для педагогов детских театральных кружков, студий в работе над голосом, дыханием, звукоизвлечением из опыта работы педагогов по вокалу.

    Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначе...

    Консультация для педагогов "Рекомендации специальных педагогов по формированию и организации учебной деятельности у учащихся с ОВЗ".

    Данная консультация разработана специальными педагогами (логопед, психолог, социальный педагог) и предназначена для педагогов, работающих с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, детьм...

    Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по профилактике детского суицида

    Причины суицидов среди подростковТипы суицидального поведенияДиагностика, профилактика и превенция суицида и т.д....