Доклад "Самостоятельная работа школьников в учебном процессе"
статья на тему

Корчагина Раиса Викторовна

В данной работе написано о самостоятельной работе школьников, проведены диагностичнеские исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_korchaginoy_r.v.docx37.46 КБ

Предварительный просмотр:

Р. В. Корчагина, педагог дополнительного образования,

МБОУ «Ерцевскаясредняя общеобразовательная школа»

Коношского района

«Самостоятельная работа школьников в учебном процессе»

Воспитание активности и самостоятельности у школьников необходимо рассматривать как неотъемлимый компонент  воспитания учащихся. Умение самостоятельно работать, выделять цели, находить самому ответы на поставленные задачи, делать выводы очень пригодится в жизни каждому  человеку. Поэтому задача «воспитать самостоятельность в каждом ученике» стоит у учителя практически всегда на первом месте. Особую роль приобрела данная задача в связи с введением  ФГОС второго поколения, так как если раньше перед учителем стояла задача в основном научить, дать знания, то сейчас, главное, развить личность,  сформировать умение самостоятельно работать; раньше учитель был ведущим звеном, а теперь и ученик напрямую задействован в процессе [2].Умению грамотно мыслить, правильно доказывать свою точку зрения способствует самостоятельная работа учащихся.

Объектом исследования является самостоятельная работа учащихся.

Предметом исследования является организация самостоятельной работы учащихся на уроке.

Цель работы:  раскрыть специфику самостоятельной работы учащихся в учебном процессе.

Для реализации данной цели мы выдвинули следующие задачи:

-выявить сущность самостоятельной работы;

-показать роль самостоятельной работы в учебном процессе;

-определить виды самостоятельных работ в обучении;

-раскрыть основные методические аспекты организации самостоятельной работы на уроке;

-осуществить диагностику, направленную на выявление разнообразия  видов и интенсивности применения самостоятельных работ в практической педагогической  деятельности учителей школы.

В ходе исследования мы выдвинули гипотезу: мы предполагаем, что самостоятельные работы как  неотъемлимый компонент учебного процесса в современной школе разнообразны по своим видам.

В педагогике понятие «самостоятельная работа» трактуется по-разному. Современный учёный П. И. Пидкасистый дает следующее определение данного понятия: «Самостоятельная работа – эта такая работа, которая выполняется без посредственного участия учителя, но по его заданию, в специально отведенное для этого время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме  результат умственных и физических действий» [  4  ].

Педагог Г. М. Коджаспирова характеризует самостоятельную работу так: «Самостоятельная учебная работа – такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определённый уровень самостоятельности ученика во всех её структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер» [Коджаспирова, с. 374].

Таким образом, в определениях заложен основной признак самостоятельной работы – это всегда деятельность ученика, протекающая без посторонней помощи, хотя и под руководством учителя.

Практический опыт учителей многих школ, в том числе и учителей нашей школы,  показал, что самостоятельная работа имеет большое значение в организации обучения школьников. Рассмотрим, в чём же роль и значение самостоятельной работы:

-систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний;

-организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных  и творческих способностей, развитию мышления;

-при тщательно продуманной методике проведения самостоятельная работа ускоряет темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное  влияние на формирование познавательных умений и навыков;

-с течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы[2].

В процессе обучения применяются различные виды самостоятельных работ, в ходе которых учащиеся приобретают собственные умения, навыки и знания. В настоящее время существуют разные подходы к классификации видов самостоятельных работ. Мы представим классификацию, разработанную П. И. Пидкасистым. Ученый классифицирует самостоятельные работы по нескольким признакам:

-по форме организации: фронтальные, групповые, индивидуальные;

-по уровню самостоятельной продуктивной деятельности учащихся: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие [ Пидкасистый, с.356].

Также работы могут различаться по оформлению ответов (письменные, устные, практические), по месту в процессе обучения (на этапе ознакомления с новым материалом, его осмысления и применения), по месту выполнения (на уроке, вне урока). Естественно, все эти виды можно подразделить и по учебным предметам [Ильина, с. 296].

Для того чтобы организовать самостоятельную работу учащегося, необходимо  приложить немало усилий, особенно учителю. Поэтому при построении самостоятельной работы необходимо учитывать определённые требования:

-самостоятельная работа должна способствовать приобретению глубоких  и прочных знаний, развитию у учащихся познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять знания, применять их на практике[4];

-очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время ее выполнения отвечали основным целям обучения данной теме на данном этапе.

-ученик должен быть заинтересован в выполнении работы, что поддерживается ясностью задачи и осознанием важности её выполнения [Коджаспирова, с. 376];

-учителю необходимо учитывать, что при составлении заданий для самостоятельной работы степень сложности должна отвечать учебным возможностям детей.

-целесообразно давать дифференцированные работы, исходя из успешности и подготовленности отдельных групп учащихся [Коджаспирова, с. 376];

-работы должны быть разнообразными, чтобы способствовать развитию у учащихся широкого понимания предмета[2 , с. 35.];

-самостоятельную деятельность учащихся можно организовывать на различных уровнях: от воспроизведения действий по образцу и узнавания объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях [7, с. 135];

-переход с одного уровня на другой должен осуществляться постепенно, только когда учитель будет убежден, что учащийся справится со следующим уровнем самостоятельности. Иначе в атмосфере спешки и нервозности у ученика возникают пробелы в знаниях[2 , с35.];

-учителю нужно знать, что злоупотребление самостоятельной работой в учебном процессе также вредно, как и ее недооценка[2 , с35.];

-нельзя забывать, что на успехи ученика огромное влияние оказывает настрой самого учителя. Если учитель находится в доброжелательном расположении духа, то учащиеся настроятся положительно на выполнение самостоятельной работы и результаты будут только положительные[ 2, с35.];

-самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика[ 2, с 35.];

-учитель должен заранее подготовить необходимые для работы материалы [Коджаспирова, с. 376];

-работа должна быть проверена, ошибки исправлены,  а результаты оценены [Коджаспирова, с. 376].

В процессе исследования была выдвинута гипотеза: мыпредполагаем, что самостоятельные работы как неотъемлимый компонент учебного процесса в современной школе разнообразны по своим видам.

Для подтверждения или опровержения гипотезы был использован

метод анкетирования. Анкетирование осуществлялось на базе МБОУ «Ерцевская СОШ»  Коношского района Архангельской области. Анкетированием было охвачено 15 учителей. В анкете педагогам был предложен следующий перечень  видов самостоятельных работ: 1. работа с книгой; 2. упражнения; 3. лабораторные и практические работы; 4. проверочные работы; 5. подготовка докладов и рефератов; 6. индивидуальные и групповые задания в связи с экскурсиями; 7.домашняя работа; 8. моделирование и конструирование. Респондентам было необходимо отметить те виды, которые они применяют в обучении, и указать интенсивность применения: постоянно, часто, редко, никогда.  Результаты анкетирования представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Результаты анкетирования учителей по теме

«Разнообразие видов и интенсивность применения самостоятельных работ в учебном процессе»

Как мы видим по результатам анкетирования, все учителя МБОУ «Ерцевская СОШ» применяют предложенные в анкете виды самостоятельных работ и довольно интенсивно. Постоянно или достаточно часто в практической деятельности педагоги используют работу с книгой (100 %), упражнения (100 %), практические и лабораторные работы (100 %), проверочные работы (100 %), подготовку рефератов и докладов (100 %), домашнюю работу (80 %);значительно реже используются следующие виды самостоятельных работ: индивидуальные и групповые задания в связи с экскурсиями (33 %), моделирование и конструирование (47 %). Некоторые виды самостоятельных работ стали активно применяться в  нашей школе в последнее время в связи с тем, что МБОУ «Ерцевская СОШ» является пилотной площадкой по внедрению ФГОС нового поколения. Мы считаем, что гипотеза нашла подтверждение, и самостоятельные работы как неотъемлимый компонент учебного процесса в современной школе разнообразны по своим видам.

Изменения, происходящее в мире, заставляют общество предъявлять новые требования к современному человеку. Поэтому одной из главных задач среднего образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Также основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно и творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности[3, С.45].  Эффективное использование самостоятельной работы позволяет решать большой ряд вышеперечисленных задач.

Список литературы

  1. Ильина, Т. А. Педагогика: Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов/ Т. А. Ильина. – М.: Просвещение, 1984.
  2. Воспитание школьника. – 2009. – №7. – С.
  3. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник/ Г. М. Коджаспирова. – М.: КНОРУС, 2013.
  4. Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей/ Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое общество, 1995. 
  5. Сайт http://ped-kopilka.ru/letnii-lager/legendy-lagerja.html, свободный.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Самостоятельная работа – обязательный компонент учебно-воспитательного процесса. Испльзование различных видов самостоятельной работы  позволит формировать такие ключевые компетенции как: учи...

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.

Нарушение речи у умственно отсталых школьников имеет стойкий, системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую сторону речи. Эти речевые расстройства, оказ...

Нравственное воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе ( из опыта работы)

" Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке, к отупляющей , одурманивающей, никому не нужной зубрежке.. Хочется, чтобы дети  были путешественниками, открывателями...

презентация Методическое совещание по теме:"Методы активизации познавательной деятельности школьников в учебном процессе" Харченко О.Е. МОУ СОШ №2 г.Буденновска

презентация Методическое совещание по теме:"Методы активизации познавательной деятельности школьников в учебном процессе" Харченко О.Е. МОУ СОШ №2 г.Буденновска...

Создание творческой среды самореализации талантливых школьников в учебном процессе и внеурочной деятельности по информатике.

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие талантливости. Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень спос...