МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
статья

Иноземцева Валентина Ивановна

Основные формы изучения и обобщения педагогического опыта;

План изучения вопросов самообразования учителя;

Этапы изучения и обобщения педагогического опыта;

Критерии передового опыта;

Рекомендации по обобщению передового опыта;

Памятка по обобщению опыта учителя

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Основные формы изучения и обобщения педагогического опыта:

1) Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы.

2) Педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики.

3) Научно-методическая и научно-практическая конференции.

4) Педагогическая выставка.

5) Педагогические чтения.

6) Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы.

7) Семинарские  занятия по проблемам педагогики.

8) Практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта.

9) Педагогические консультации.

10)Самообразование.  

План изучения вопросов самообразования учителя 

 

  1. Изучение личного творческого плана педагога. Оправдал ли себя план, как он сочетался с общешкольной проблемой и индивидуальной темой самообразования , как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
  2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой  самообразования; этапы проработки материала; какая литература изучалась: педагогическая, по психологии, методическая и др.
  3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.). как отразилось изучение темы на практической деятельности (уровень преподавания, качество знаний учеников).
  4. Творческое сотрудничество (с педагогами, методистами, учёными).
  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Что предстоит сделать по их преодолению.
  6. Наиболее интересные научные работы, с которыми познакомился педагог в ходе самообразования.
  7. Самооценка: что дала самостоятельная работа для повышения теоретических и методических уровней; какой вывод сделал педагог о проделанной работе.
  8. Дальнейшие планы педагога по самообразованию.

 

Этапы изучения и обобщения педагогического опыта 

1)      Обнаружение  противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения её  эффективности – с другой.

2)      Поисковая работа . Выявляются находки, новинки в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследования, изучения и обобщения опыта.

3)      Составление развернутой программы изучения и обобщения опыта. Окончательное формулирование темы и цели, уточнение объекта и предмета изучения обобщения.

4)      Работа по сбору педагогических факторов и другого эмпирического и информационного материала. Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Описание педагогического опыта (назвать авторов, вычленить проблемы, последовательно изложить суть опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту).

5)      Осмысливание описываемого опыта. Сопоставляются, сравниваются, анализируются факторы, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы.

6)      Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки и рекомендации, плаката, информации, текста лекции, брошюры, книги, монографии, диссертации и т.п.

 

Критерии передового опыта 

1.      Высокие результаты обучения и воспитания.

2.      Высокие показатели успеваемости. Важна не отметка, а глубина и прочность, образованность культура, которую учитель формирует у учеников.

3.      Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивают школа и учитель для достижения определенного результата.

4.      Устойчивость и постоянство успехов учебно-воспитательной работы.

5.      Передовой педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство учителя, т.е. такая работа, которая дает наилучший педагогический результат.

 

Рекомендации по обобщению передового опыта 

1.      Методика обобщения передового опыта.

1.1.      Изучение деятельности учителя, длительное наблюдение за работой учителя, посещение уроков, внеклассных мероприятий и т.д.

·         Выявление передового опыта надо начинать с анализа качества знаний, уровня в·         Выявить способы, приемы управления и организации познавательной деятельности учащихся, с помощью которых достигнут положительный опыт.

·         Выявить, нет ли перегрузки учащихся.

·         Определить, есть ли в передовом опыте элемент новизны, нет ли надуманных схем.

1.2.      Определить, соответствует ли изучаемый и обобщаемый опыт критериям оценки передового опыта.

1.3.      Описать и обсудить условия, при которых могут быть достигнуты оптимальные результаты на основе его применения.

1.4.      Обсудить передовой опыт на педсовете, заседании методического объединения и т.д. Вынести решения.

1.5.      Показать опыт в действии (открытые уроки, семинары, совещания).

·         В методической «копилке» собрать тезисы выступлений, конспекты, доклады и т.д.

·         В методическом уголке школы иметь витрину (выставку) передового опыта.

·         Материалы опыта наглядно оформить, представить в методкабинет отдела образования.

  1. Оформление обобщенного передового опыта.

2.1.      Педагогическая характеристика учителя. Ф.И.О.  Образование. Какое, когда окончил учебное заведение. Педстаж. Награды. Особенности личности учителя. В чём и как выразился педагогический успех в его работе. Общественное лицо учителя. Что можно рекомендовать из опыта работы учителя для распространения.

2.2.      Конспекты уроков учителя (2-3 конспекта). Поурочные рабочие планы (4 урока). Фотографическая запись уроков (2-3 урока). Анализ 2-3 уроков (выписка из тетради для записи посещения уроков). План самообразования учителя. Доклад учителя по своему предмету, прочитанный на каком-либо уровне.

2.3.      Фотографии, отражающие работу учителя с учащимися в кабинете, в школе, вне школы.

 

Памятка по обобщению опыта учителя:

1.         Внимательно следите  за научно-методической литературой, составьте библиографию литературу по интересующему Вас вопросу.

2.         Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.

3.         Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить её как можно точнее, конкретнее.

4.         Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт по-другому. оспитанности и сдвигов в общем развитии учащихся. Например, привести в систему  Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.

5.         Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.

6.         При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

7.         Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта – результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано,  как растут и развиваются ученики.

8.         Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

9.         Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

10.      Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).

11.     Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы  выполняете важную общественную обязанность, способствуете дальнейшему улучшению обучения и воспитания детей, молодежи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы Осташевской школы по распространению и обобщению передового педагогического опыта"

Педагогическая наука часто называет передовой педагогический опыт новаторством учителя, которое напрямую связано с умением педагога наблюдать и видеть необычное в обычных будничных вещах, это мастерст...

обобщения передового педагогического опыта

Уровень опыта по заключается в комбинации традиционной и развивающей системы обучения, которая прививает интерес к удивительной науке химии, формирует научное мировоззрение, расширяет кругозор учащихс...

обобщения передового педагогического опыта

Уровень опыта по заключается в комбинации традиционной и развивающей системы обучения, которая прививает интерес к удивительной науке химии, формирует научное мировоззрение, расширяет кругозор учащихс...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Технология организации и проведения совместных занятий с дошкольниками и их родителями, способствующих формированию здорового образа жизни»

Предлагаю ознакомиться с обобщением многолетнего опыта работы  с детьми и родителями в объединении дошкольников "Азбик", которое осуществляет свою деятельность во Дворце творчества детей и ...

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме:« Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмета »

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме: « Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмет...

Изучение и обобщение передового педагогического опыта предметной (цикловой) комиссии

В данной статье обобщается опыт работы предметно-цикловой комисии общеобразовательныз дисциплин....

Обобщение передового педагогического опыта : "Этно-экологические аспекты изучения традиционных обрядов и праздников в МБУ ДО «ЦДОД « ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района."

Русские народные праздники и обряды - одна из наиболее ярких исамобытных составных частей традиционной русской культуры. Традицииорганизуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизньн...