Признание-2013
методическая разработка на тему

Шалунова Светлана Анатольевна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priznanie.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Признание

Шалунова Светлана Анатольевна, учитель истории и обществознания. Я представляю  МОУ СОШ №15 села Преображенского.

Добрый день уважаемые коллеги. Рада видеть вас всех на нашем занятии, которое называется «Формирование толерантной личности в поликультурной среде.

Слайд 1.   Когда- то  человечество было единым. Все говорили на одном языке.   У  человечества появилось чувство «мы». Но человечество было еще очень юным. 

Слайд 2. Люди переоценили себя. Они решили, что равны по силе Богу. И начали строить в городе Вавилоне огромную башню, чтобы достигнуть неба и доказать свое равенство с Богом. Человечество было еще очень наивным... 

Слайд 3. Бог наказал человечество: Он смешал языки людей, строящих Вавилонскую башню. И люди перестали понимать друг друга. Они перестали быть единой общностью. И не смогли достроить башню. Разбрелись люди по свету…Возникло  между ними  непонимание

-Уважаемые коллеги, обратите внимание, пожалуйста, на слайд. Что на нем изображено?  (ОТВЕТЫ КОЛЛЕГ:    ИНЬ-ЯНЬ)

Спасибо.

В китайской Философии –это модель человеческих отношений. Скажите, пожалуйста, на чем они основаны по вашему?  (РАВНОВЕСИЕ, ГАРМОНИЯ, ПРОТИВОРЕЧИЯ).

- А как они отражены в символе? (ЦВЕТАМИ:ЧЕРНЫЙ И БЕЛЫЙ).

-Спасибо большое. Этот символ обозначает Вселенную, состоящую из противоположностей и составляет единое в целой комбинации. Две точки, которые вы видите здесь, они показывают, что в каждой из частей есть зерно противоположное куда оно стремится преобразоваться. Возникли между ними  и  конфликты.

Слайд 4. Задумались   люди. Как им дальше  жить?  Как нужно строить  отношения, чтобы вернуть  былое  согласие?

Слайд 5.  Прошли годы… Но этот вопрос остается актуальным и в наши дни .Ведь до сих пор  в мире   возникают  между  людьми  конфликты-  политические  и экономические,  религиозные  и национальные, социальные и  личные.

-Уважаемые коллеги, поэтому я вплотную занялась этой темой? Ситуация на территории нашего села обострилась в 2011 году, произошёл межнациональный конфликт на бытовой почве. Он выразился в виде драки, оскорблений, угроз, хулиганских выходок, произошло разделение, при этом каждый поддержал свою сторону, не стремясь найти согласие. Данную проблему я попыталась обсудить на уроке и поняла, что не хватает рамок урока, настолько это было больно, живо, остро. Проблема требовала доработки, следовательно, я решила провести исследование, которое затем выстроилось в такую цепочку – анкетирование, внеклассные, школьные, а, затем, районные мероприятия и подготовка методических рекомендаций.

У Александра Асмолова есть хорошая фраза «Толерантность – это право каждого быть иным, святое право человека оставаться самим собой, быть непохожим, это – цивилизационная норма жизни». Основные понятия, с которыми будем сегодня работать -  толерантность, конфликт. Поэтому целью нашего занятия будет распространение принципов толерантного поведения как более эффективного для выстраивания диалога между людьми.

 А как Вы понимаете термин толерантность?  Ответы. (презент.46608)

1.Равноправие (равный доступ к социальным благам для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе

2.Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, и др.);

  3.Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

 Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

7.  Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

8. Сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

А как же проявляется нетолерантность

  1. оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
  2.   игнорирование (отказ в беседе, в признании);
  3.   негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
  4.  этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
  5.  поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);
  6.   преследования, запугивания, угрозы;
  7. расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

8.  ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");

     9.  национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

   10.  фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

11.эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

12.  осквернение религиозных или культурных символов;

13.  религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

14.  изгнание (официальное или насильственное);

Посмотрите, толерантность я изобразила в виде солнца, а лучики это ваши ответы, которые я предположила. Действительно, толерантность это…

Толерантность – терпимость к чужим (языку, культуре, цвету кожи, убеждениям ит.п.), готовность принимать различия между собой и другими не как что-то враждебное и подлежащее уничтожению, стиранию, а как нормальное явление, готовность и умение жить в мультикультурном обществе. ……..слайды из презент.

Слайд 6. 

Актуален этот вопрос и для нас – жителей Ставрополья. Ведь территория нашего  края  является поликультурной

 А что такое поликультурность? (вопрос  залу).

Слайд 7.  Поликультурность. Поли - много, Культура- обработка и  уход,  образование.

Поликультурность - многообразие    способов  образования ,  обработки и ухода и т.д.

 ( На  территории края  проживают люди разных  национальностей) .

  • русские , украинцы, белорусы).
  •    - армяне

      - дагестанцы

  • чеченцы.
  • азербайджанцы    

татары 

В разное  время разные  обстоятельства  привели их на эту  землю. Кто- то  бежал  от  крепостной неволи, а кого- то  переселили сюда  царские  власти. Но   в настоящее время  народы  вместе составляют пеструю картину  населения.

      В условиях  поликультурного пространства   края  очень важным становится формирование этнической толерантности. На примере   преподавания элективного курса «Обряды и обычаи Кавказских народов»   я попробую показать  способы   формирования    толерантного отношения друг  к  другу  у школьников. Можно проводить с учащимися на уроках обществознания по теме «Межнациональные отношения» (8 кл, Кравченко А.И.), «Духовная сфера» (6,9 классе) и «Цивилизация и социальное развитие» (11 кл, под ред. Боголюбова Л.Н.), и новый учебник Полякова Л.В. к главе «Что нас разделяет».

Мне  нужны будут  помощники. Прошу  их занять свои рабочие места.

1 группа -  «Селекционеры». Их ждет непростая задача- вывести  новый сорт  цветка- Цветка   дружбы.  А  также охарактеризовать условия, в которых его  можно  выращивать.  

2 группа-  «Культурологи».  Они   предложат нам  варианты ознакомления  человека   с  культурой  других народов.

3 группа- «Психологи».  Назвать  те   качества  человека, которые  способствуют   установлению  положительных отношений  между  людьми.

Слайд 9. Пока группы работают, мы с вами  отдохнем и послушаем музыку народов Кавказа. Угадав  все,  мы  сможем найти  еще один  ключ  к  миру и согласию между  людьми.

Упражнение «Рукопожатие или поклон?»

Цель: Познакомиться с приветствиями разных народов.

Процедура проведения: Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах. Расскажите группе о жестах приветствия, принятых у разных народов. Заранее предупредите участников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу. Вот несколько вариантов приветствия:

- объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

- легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

- рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

- легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

- легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

- поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);

- простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

- мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);

- потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

Слайд 10.  Итак, это- Толерантность.  А что  это?   Это милосердие, терпение, сострадание, уважение, дружба.

--И  давайте   обратимся к  нашим селекционерам, которые  должны  были  вывести Цветок Дружбы.  Что   у них получилось?  Какие  же  качества  необходимо   культивировать, положить в основу  селекции, чтобы  вырастить  Цветок  Дружбы.

Слайд11.  

В основе  цветка Дружбы  лежат………

Слайд  12.  Дружба  народов, населяющих нашу  область, этническая  толерантность  являются основой  благополучия в нашем крае.  Совместное проживание на  единой  земле способствует взаимообогащению   культур . Но это процесс нужно и направлять. Какие  формы  знакомства  с  культурой  народов Дона нам  могут предложить  «культурологи».

 ( литература, музыка,  архитектура, проведение Дня национальных  культур,  кухня, музыка, обычаи).

Слайд  13.  Ответ группы 2.

 

Слайд 14. «психологи». Назвать те  человеческие качества, которые  помогают нам построить правильную модель взаимоотношений, избежать конфликтов и агрессии.

( доброта, сопереживание, чуткость,  справедливость,  мудрость, уступчивость…)

«Крошка Енот».

Притча.

Жила-была на свете семья.  Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь, прощение, терпение. 

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И подумав, добавил:

- И мира тоже.

Я желаю, чтобы в нашей большой  многонациональной Донской семье  всегда царили    прощение, терпение и любовь .

- А теперь давай проведем буквенный анализ слова толерантность ( на доске, ав это время Упражнение «Я желаю всем добра»

Т – терпение

О – ответственность

Л – любовь, любезность

Е – единство, единомыслие.

Р – равенство, развитие, радость

А – альтруизм  (нравственная солидарность с другими человеческими существами

Н – независимость, надежность, нравственность

Т – товарищество

Н – неравнодушие, нетребовательность, невзыскательность.

О – оптимизм, общение

С – справедливость, свобода, снисходительность, счастье, сотрудничество, солидарность, сострадание.

Т –терпимость

Ь – чуткость,

Упражнение «Я желаю всем добра»

Цель: Закрепление навыков толерантного общения

Учащимся дают в руки флакон мыльных пузырей.

Процедура проведения.  Эти мыльные пузыри волшебные, потому что их может надуть только самый  добрый, отзывчивый, толерантный человек. Что бы это проверить, нам предстоит каждому по очереди взять флакон мыльных пузырей, пожелать что-то хорошее своим товарищам и надуть столько мыльных пузырей, сколько ты добра желаешь людям, своим товарищам. Каждый из участников по очереди надувает мыльные пузыри.

Итог

    Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем толерантности. Но давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный август.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что каждый человек личность, должен обладать чувством собственного достоинства и умением уважать достоинства других; каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других.

          Мои вам пожелания.

Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, научитесь прощать.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

        Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч.

ИТОГ занятия с вручением ПАМЯТКИ

Диета для тех, кто хочет стать толерантным


Понедельник

Беседуя с людьми, посмотри им в глаза.

Поздоровайся со всеми.

Вторник

Постарайся не навязывать другим

собственную волю. Выслушай их мнение.

Среда

Сделай для кого-нибудь доброе дело так,

чтобы этот человек не узнал, что добро идёт от тебя.

Четверг

Не проявляй к окружающим такого отношения,

которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.

Пятница

Постарайся хорошо выглядеть.

Говори со всеми тихим голосом

Суббота

Запиши 5 положительных качеств,

характеризирующих тебя твоего друга

Воскресенье

Найди 3 повода, чтобы сказать

«спасибо» твоим домашним

Игра «Волшебная рука» (прием поиска толерантной позиции).

 

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.

Рисунки можно вывесить на стену.

Работать мы с вами будем над ладошками в дальнейшем.