Память нас хранит от слепоты
статья на тему

Ольга Александровна Чернышова

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения приоритетны были всегда. И сейчас, когда культурно – нравственные ориентиры утеряны, традиционная система воспитания отвергнута, мы понимаем, что утрачено то, без чего немыслимо развитие общества – духовность.

«Потеряли память» миллионы наших соотечественников, а значит проблема возрождения национальной культуры, ее духовно-нравственных ценностей стоит, как никогда остро. Общество, не знающее своего прошлого, утрачивает нить прогресса.

С каждым годом во многих слоях общества все больше и больше проявляется интерес к изучению основ народной культуры, так как ее ценности могут вернуть обществу утраченную историческую память и духовно-нравственные ценности.

К.Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к Родине, так как лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык и духовные ценности.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Д.А.Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Важнейшими из них он назвал: семейные традиции, любовь и верность, забота о старших и младших, патриотизм, единство Российской нации.

Маленького человека еще возможно органично, для его развития, «погрузить» в культуру своего народа, привить уважение к культуре других народов. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В тоже время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Особое значение, по мнению Л.С. Выготского, имеют «следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности».

Традиционно основы духовно – нравственного воспитания закладывались в семье с рождения и строились по заповедям «…быть милосердным, сострадательным, прощать обиды, быть терпеливым, избегать дурного общества…» Вместе с тем родительская занятость ограничивает это влияние на ребенка, свободное время которого не всегда совпадает со свободным временем родителей. Большую часть свободного времени ребенок проводит в учреждениях дополнительного образования, где особое внимание уделяется духовно-нравственному развитию детей.

Говоря о педагогических возможностях учреждений дополнительного образования детей нельзя не сказать о традициях российского образования – создавать ребенку «социальную ситуацию развития (Л.С. Выготский), среду общения, поле деятельности, которое невозможно подменить даже самым интересным уроком» Важнейшим компонентом духовности любого общества является народная культура. Фольклор, прикладное народное творчество, старинные обряды, обычаи, праздники – это наши корни. Именно в учреждениях дополнительного образования возможно возвращение к истокам русской национальной культуры. «Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия,- одна из причин нравственного опустошения личности. Чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания, необходимы духовно здоровая семья и школа. Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа» подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл в обращении к учителям России. Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день, духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Это, скорее всего обучение и воспитание на основе духовности.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы , которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. Образовавшийся духовный вакуум заставляет искать пути совершенствования образовательного процесса.

В современных условиях практика работы фольклорных, песенных объединений, студий стремительно перестраивается. Череда конкурсов, смотров, фестивалей, концертов вынуждают педагогов подменять истинно народный песенный репертуар более доступными для слушателей ремиксами. Для того чтобы сделать знакомство с народной культурой более интересным, приходится расширять рамки образовательной программы. По сравнению с деятельностью в других объединениях, фольклорные объединения находятся в более выгодных условиях – здесь присутствует синтез искусств.

К сожалению, в них занимается ограниченное число детей, имеющих творческие способности. Для того, чтобы сделать знакомство с народной культурой более доступным, интересным, педагогам приходится расширять рамки традиционной образовательной программы. Серьезное отношение к народным традициям и фольклору проявляется и в широкой сети общеобразовательных школ, гимназий, колледжей, что является добрым началом в эстетическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Почти 16 лет я работаю в качестве руководителя ансамбля народной песни «Лебеда» в Хабаровском муниципальном районе. Начиная работать в должности педагога дополнительного образования, меня многое не устраивало в типовых программах, поэтому мной была составлена авторская образовательная программа «Традиционный русский фольклор», ориентированная на развитие духовно-нравственных ценностей. По данной программе обучаются учащиеся не только в ансамбле народной песни «Лебеда», некоторые блоки программы были переработаны и внесены в общую программу летних краевых профильных смен «Славянский дом», «Амурская мозаика», «Диалог культур».

 Анализируя работу своего коллектива, я пришла к выводу, что невозможно изучать народные традиции, не затрагивая праздники православия. Я не ставила себе цель погружать детей в религию, я только рассказала им о самых ярких и почитаемых праздниках, познакомила с музыкальным богатством. Изучая обряды, традиции русского народа, овладевая особенностями народного исполнительства, работая над драматургией народной песни, через жанровую определенность, раскрытие символики поэтического текста у воспитанников формируются духовно –нравственные ценности: при пении колыбельных- любовь к матери, терпение, доброта; разучивая заклички, колядки –дружба, терпимость; хороводные песни- прививают любовь к своей земле. Большое место при изучении обрядов и традиций отводится свадебному обряду, проводам в армию, похоронам - это богатейшие области русского песенного фольклора - целомудрие, верность, почитание старших, патриотизм, любовь к Родине, бережное отношение к костюму – являются незыблемыми ценностями. Каким станет подросток и какую жизненную позицию по отношению к окружающей действительности он займет, зависит от современного образования и педагогических условий для мотивации и деятельности.

Результат творческого и духовно-нравственного роста учащихся можно увидеть, подведя итог за 3 последних года. Ансамблем народной песни «Лебеда» были поставлены театрализованные спектакли:

  • «Святые Кирилл и Мефодий»
  • «Нам поет пасхальный звон песнь о жизни вечной»
  • «Богоизбранная Отроковица»
  • «О, вера наших матерей»
  • «Крещенский вечерок»
  • «Рождественские святки»
  • «Праздник Белого месяца»
  • «История рождественской елочки»

Два года подряд Институтом развития образования совместно с Хабаровской епархией русской православной церкви и правительством Хабаровского края проводился фестиваль «Моя святая Русь!», ансамбль народной песни «Лебеда» является постоянным участником фестиваля.

Учащиеся моего коллектива принимали участие в IV Свято - Димитриевских чтениях, (фотографии выступлений вошли в журнал «Моя святая Русь!»).

За годы работы с ансамблем я заметила, что помимо развития песенного мастерства у детей, длительное время занимающихся в ансамбле, вырабатываются навыки взаимопонимания, способности к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, мобильность в различных жизненных условиях. Это указывает на то, что занятия в коллективе повышают эффективность духовно – нравственного развития детей, создают благоприятную атмосферу для самовоспитания и самопознания. Расширяется контекст жизнедеятельности коллектива. Дети занимаются не только для себя, они с удовольствием применяют приобретенные навыки в школе, не только как участники, исполнители, они выступают инициаторами проведения благотворительных мероприятий, например участие в закладке семейной аллеи «Липовая» возле храма Серафима Саровского.

        Зачастую в нашем коллективе можно услышать фразу «А давайте, мы…»

- устроим «Праздник Улицы»

- организуем мероприятие для детей детского сада

- поможем ветеранам

- организуем концерт для ветеранов

- привлечем внимание общественности к проблемам нашего амурского тигра

- устроим «Праздник птиц» в зоосаде им. Сысоева

Мне, как педагогу близка позиция В.В. Медушевского, который воспитание рассматривал, как целенаправленную деятельность, ориентированную на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском, профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.

Заниматься в коллектив дети приходят, по желанию (своему или родителей), без строгого отбора, часто имея очень скромные певческие данные и весьма далекие представления о сложном пути, который ведет от первого занятия к первому выходу на концертную сцену. Стремление помочь своим детям в выборе жизненного пути всегда было свойственно большинству родителей. Многие родители начинают отчетливо осознавать значимость разностороннего развития ребенка, стараются с самого раннего возраста выявить природные склонности детей, увлечь их интересным и полезным делом, приобщить их к прекрасному миру музыки. Педагоги дополнительного образования становятся помощниками и союзниками родителей, т.к. именно дополнительное образование ориентировано на творческое развитие детей.

Анализируя причины, по которым родители приводят детей в песенный коллектив я пришла к выводу ,что на первом месте стоит развитие таких качеств как:

-преодоление стеснительности и застенчивости,

-умение держаться на публике

-умение дружить и уживаться в коллективе,

-воспитание дисциплины , организаторских способностей,

-выработать характер и самостоятельно принимать правильные решения.

Решение этих проблем требует от меня, как от руководителя, особой чуткости, доброжелательности, терпения, умения настроить детей на ожидание чуда, научить их действовать от себя, «сегодня, здесь, сейчас.» За многие годы существования коллектива в нем «выросло» очень много воспитанников. Мои самые первые выпускники уже приводят своих детей в коллектив. Еще одну особенность я заметила - если в коллективе занимается старший ребенок, младший обязательно придет в этот коллектив.

Анализ и обобщение проведенных исследований и полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что формирование духовно- нравственных ценностей у учащихся — одна из важных задач нашего общества, если не сказать, самая главная. Ведь каким будет завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности ,зависит в определенной мере от нас, взрослых, родителей, педагогов. Далеко не последнюю роль в развитии духовно-нравственных ценностей у учащихся играет и образ самого педагога его духовно-нравственные качества. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется — все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Чернышова О.А. педагог доп. образования

Хабаровского муниципального района.

 Почетный работник общего образования РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память бережно храним

Данное мероприятие посвященно ко Дню Победы....

Классный час "Память бережно храним"

Данная разработка помогает решить такие воспитательные аспекты как: преемственность поколений, чувство патриотизма, любовь к Родине....

Урок мужества "Пусть память верную хранят и наших внуков внуки..." (к 70-летию великой Победы в ВОВ)

Материал для проведения классных часов, уроков мужества по патриотическому воспитанию с использованием отрывков из стихотворений известных поэтов, песен....

«Берегите память и храните с прошлым тонкие, стальные нити…» ( Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и «Детьми войны »)

Сценарий литературно-музыкального мероприятия, посвященного встрече учащихся с "Детьми войны" и ветеранами ВОв....

Кл час "Мы память верную храним"

Данная разработка кл часа  может быть использована как инструментарий кл руководителю при подготовке кл часов. посвященных Великой отечественной войне....

презентация для классного часа "Память предков храня..."

Военно-историческое наследие Селенгинского района включает памятники воинской славы, одним из которых является  выдающийся 41 пехотный Селенгинский  полк....