педагогический проект - методика
учебно-методический материал на тему

Оджигаева Ольга Баклановна

Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:

  • Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;
  • Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;
  • Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.

           Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_-metodika.doc2.93 МБ
Office presentation icon struktura_ped._proekta.ppt232.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическое проектирование Докладчик: Оджигаева О.Б. МО гуманитарного цикла:

Слайд 2

"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Слайд 3

Проект – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социо-культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социо-культурные,психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

Слайд 4

Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике: Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования; Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями; Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.

Слайд 5

Педагогическое проектирование предполагает возможность изменения, развития участка педагогической практики как результат реализации проекта.

Слайд 6

Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов .

Слайд 7

Типы проектов А) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: эссе, исследовательские рефераты.

Слайд 8

Б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.

Слайд 9

В) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия.

Слайд 10

Г) информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: сообщения, доклады, страница педагогического сайта, медиа - проекты, педагогические блоги.

Слайд 11

Д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы

Слайд 12

Сущность педагогического проектирования выявление и анализ педагогических проблем и причин их возникновения, построение ценностных основ и стратегий проектирования, определение целей и задач, поиск методов и средств реализации педагогического проекта

Слайд 13

Основные характеристики проекта 1. Временный характер , объединение ресурсов и персонала в рамках какого-либо вида деятельности на определенный период времени. 2. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы /задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 3. Использование исследовательских методов : определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы и решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. 4. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов . 5. Самостоятельная деятельность участников проекта. 6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Слайд 14

Разработка методологических характеристик проекта предполагает постановку проблемы , на решение которой будет нацелен проект.

Слайд 15

Выявление проблемы предполагает: - проведение библиографического обзора с изучением существующих подходов к выбранным для проектирования явлению или процессу, выявление степени изученности различных сторон интересующего явления или процесса; - выявление противоречий в уже существующих данных, проведенных исследованиях, между установленными фактами и их теоретическим объяснением, между разными объяснениями одних и тех же данных, между наличными условиями ситуации и предъявляемыми к ней требованиями

Слайд 16

На основании выявленного противоречия формулируется проблема, которая определяется как «знание о незнании», объективно возникающий в ходе процесса научного познания вопрос, разрешение которого представляет теоретический и практический интерес. При постановке проблемы обнаруживается дефицит, нехватка информации для описания или объяснения исследуемой реальности. Проблема может быть сформулирована либо как противоречие, либо как вопрос, объективно вытекающий из выявленного проектировщиком противоречия. Проблема проекта может быть также рассмотрена как практическая задача, запрос, потребность практики (Бондарев П.Б., Курочкина В.Е.).

Слайд 17

Проект, представляемый на первую квалификационную категорию посвящается решению проблемы, имеющей практическую значимость и для других педагогов в нем должны убедительно доказываться эффективность предлагаемого или применяемого подхода, выявляться показатели для оценки полученных или только планируемых результатов

Слайд 18

Проект, представляемый на высшую квалификационную категорию требует новаторского подхода к решению проблемы автор выдвигает идеи предлагает технологию методы решения проблемы, имеющей особую значимость в сфере образования

Слайд 19

Проектная разработка должна включать: описание ситуации, в которой возникла педагогическая проблема; постановку проблемы; цель проекта, которая должна быть достижима в рамках предусмотренного периода времени и технологий деятельности; обоснование способа решения проблемы (достаточно, чтобы было обосновано использование известного способа решения проблемы или способ был скомпонован педагогом из нескольких известных, или явился результатом адаптации известного способа решения похожих проблем); задачи и план деятельности; планируемые образовательные результаты; описание показателей достижения результатов и способов диагностики; описание полученных образовательных результатов, свидетельства их достижения и анализ результативности проекта.

Слайд 20

Проектная разработка и отчет о реализации проекта должны быть представлены в виде текста. При необходимости включаются схемы, рисунки и т.д.

Слайд 21

В пояснительной записке обосновывается необходимость данного педагогического проекта, формулируются его цели и задачи. Тематика проекта должна быть актуальна для обоснования практической деятельности педагога. Обоснование актуальности темы предполагает вычленение противоречий, существующих в педагогическом процессе, формулировку проблем. Это позволит определить основную идею и ход разработки педагогического проекта. Кроме того, необходима краткая характеристика педагогической действительности, реальных потребностей субъектов образовательного процесса, образовательного учреждения (системы образования) и условий, которые предполагается изменить для решения выделенной проблемы. Цели и задачи проекта необходимо соотнести с потребностями и приоритетами федеральной и региональной систем образования. Показать, какие результаты образования требуются, но не достигаются в реальности, какие противоречия разрешит реализация данного проекта.

Слайд 22

Содержание проекта – это описание системы педагогических факторов и условий, влияющих на выделение специфики предмета проектирования: описание и обоснование методов и этапов решения проблемы; проектную часть: проблемы, возникшие на этапе практического внедрения предлагаемого подхода, дальнейшее их решение; содержание проекта может быть обусловлено изменениями педагогической ситуации: вводится профильное обучение, предпрофильная подготовка учащихся, принимается новая Программа развития образовательного учреждения, меняется целевой ориентир деятельности школы и т. д., следовательно, в проектной части отражаются необходимые коррективы в организации, содержании учебно-воспитательного процесса, собственной профессиональной деятельности педагога и т. д.

Слайд 23

Помимо описания деятельности по решению проблемы целесообразно запланировать и разработку диагностического инструментария для оценки результативности реализации проекта. В проектной части необходимо указать: какие публикации могут быть представлены педагогом, какие мастер-классы он мог бы провести, по какой проблеме мог бы руководить творческой группой, в каких практикоориентированных семинарах примет участие; описание факторов, влияющих на получение результата; выделение условий получения результата; оценку результативности деятельности с использованием различных методов сбора информации (анкетирование, опрос, тестирование учащихся, проведение диагностических работ); оценку деятельности и анализ результатов (полученных или планируемых): соотнесения их с поставленной целью, влияние разработанного педагогом на качество образования; рекомендации другим педагогам по внедрению в практику; обзор и анализ литературы, использованной автором

Слайд 24

Защита педагогического проекта происходит в форме доклада. Аттестуемому отводится не более 10 минут для изложения сути проекта и презентации результатов его реализации.

Слайд 25

При оценке проекта экспертами рассматриваются: актуальность проблем, выделенных автором, ценность работы с учетом специфики образовательного учреждения, целей и задач, обозначенных в программе развития школы, особенностей контингента учащихся и других факторов; аргументированность основных положений с учетом анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы, результатов исследований и педагогической практики; анализ поставленных целей и задач педагогической деятельности с точки зрения влияния на качество обучения, развития учащихся; соотнесения с целевым ориентиром образовательного учреждения; научного обоснования выбранного подхода и всей педагогической деятельности; эффективность внедрения идей или предлагаемых способов на практике; предложенные критерии и показатели для оценки эффективности подхода, разработанного педагогом (для творческого проекта желательно показать степень его реализации); системность: взаимосвязь целей, средств, конечного результата, критериев оценки; перспективность и практическая значимость работы; возможность использовать идеи, проекты, методики в других образовательных учреждениях; соблюдение принципа здоровьесбережения, отражающего гуманные идеи сохранности здоровья участников образовательного процесса; инновационность работы - новые подходы к организации образовательно-воспитательного процесса.

Слайд 26

При защите проекта необходимо опираться на психолого-педагогические, социокультурные, методологические знания, новые педагогические техники и технологии, поскольку одной из существенной особенностью проектирования в образовании является его взаимосвязь с инновационной деятельностью.

Слайд 27

Большую роль играют содержание и характер приложений к аттестационной работе, где педагог может продемонстрировать уровень сформированности проектировочных и методических умений. Учитывая то, что на современном этапе проектировочный компонент присущ практически любой педагогической деятельности (проектирование учебных планов и рабочих программ, проектирование организации познавательной деятельности обучающихся, проектирование воспитательного процесса, проектирование системы оценки качества деятельности обучающихся и др.), все это может быть представлено в приложении.

Слайд 28

Структура педагогического проекта Тема Актуальность выбора темы Противоречия Постановка проблемы Цель Задачи План деятельности Планируемые образовательные результаты Описание показателей достижения результатов и способов диагностики Описание полученных образовательных результатов, свидетельства их достижения и анализ результативности проекта.

Слайд 29

7. План деятельности I . Информационно-аналитический этап.(200--г.) Изучение нормативной, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме. -- -- II . Практический этап (200-- - 200--г.г.) -- -- III . Аналитический этап(200--г.) -- --


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Педагогический проект "Основы тестирования и методики развития выносливости у обучающихся 15 – 17 лет"

Основы тестирования  и методики развития выносливости у обучающихся 15 – 17 лет...

Педагогический проект "Методика и содержание подготовка школьников к олимпиаде по информатике по теме "Динамическое программирование"

Одним из способов выявления одаренных школьников, создания поля для самореализации талантливых учеников, повышения их мотивации к самостоятельному изучению предмета является участие в олимпиадах по пр...

Педагогический проект «Развитие гибкости детей 7-9 лет с использованием экспериментальной методики»

Стремительный и динамичный рост спортивных достижений – одна из наиболее характерных черт современного спорта. С каждым годом возрастают требования к составлению упражнений, исполнению комбинаци...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)

В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...