Программы факультативов
элективный курс по теме

Шараева Маргарита Ивановна

Программы факультативов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_10_-11_kl.docx35.98 КБ
Microsoft Office document icon up-9_v_klass.doc98.5 КБ
Файл up-6.docx39.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский

«Согласовано»                                                                                                                         «Утверждаю»

заместитель директора по учебно-воспитательной  работе                                               директора  МБОУ СОШ№1  г. Советский

________________________ Т.В. Дидич                                                                               ________________А.В. Бричеев

«28» августа 2013 г.                                                                                                                «01» сентября 2013 г.

      Рабочая программа

элективного курса

по русскому языку

«Говорим и пишем правильно»

10-11 класс

2013 -2014 учебный год

 

 

 

Учитель: Шараева Маргарита Ивановна

Квалификационная категория: первая

Программа составлена на основе программы С.А. Войтас, Н.Г. Акопова «Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку». 10-11 классы. 68 часов. «Говорим и   пишем правильно»: Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы.- М.: Айрис-пресс, 2007.

 

Количество  часов по учебному плану на 2013-2014учебный год: 35 часов

Рассмотрено на заседании школьного методического совета

Протокол № 1 от «28» августа 2013 г.

г. Советский

2013 г.

Пояснительная записка

     Программа составлена на основе программы С.А. Войтас, Н.Г. Акопова «Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку». 10-11 классы. 70 часов. «Говорим и пишем правильно»: Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы.- М.: Айрис-пресс, 2007.

    Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углублённое изучение основных разделов русского языка и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

     Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.

     Задачи:

  • Овладение основными нормами русского литературного языка;
  • Создание прочной, надёжной базы орфографических навыков;
  • Совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, анализировать, оценивать;
  • Обучение анализу текста, его интерпретации;
  • Формирование языковой и лингвистической компетенции;
  • Формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  • Развитие ассоциативного мышления учащихся.

                                                                                                          Общая характеристика курса

   На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

  1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
  2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приёмы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации, решение тестов по типу ЕГЭ, написание текстов по заданной проблеме.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами 

 1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским  языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать  и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

     Метапредметными результатами  освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

•   разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии  с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

•   умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

•   умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

•   разными способами организации интеллектуальной  деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

        Предметными результатами  освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового  уровня по русскому (родному) языку являются:

1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

•   адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

•   осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

•   способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

•   владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:

•   создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

•   подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

•   применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

•   соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

•   осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

Содержание курса.

  1. Фонетика. Орфоэпия. (6 часов)

Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки, их произношение. Согласные звуки, их произношение. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Варианты произношения.

  1. Лексика. (3 часа)

Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Прямое и переносное значение слова. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Трудности лексического анализа слов.

  1. Словообразование. (2 часа)

 Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке. Лексическое значение морфем.

  1. Морфология. (5 часов)

  Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Трудные случаи разграничения языковых явлений.

  1. Орфография. (19 часов)

 Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания.

  1. Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание. Простое предложение. (10 часов)

    Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Простое осложнённое предложение. Обособленные члены. Уточняющие члены. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

  1. Прямая речь. Диалог. Цитата. (2 часа)

 Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.

  1. Сложное предложение. (9 часов)

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

  1. Текст и его особенности. (14 часов)

     Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текста. Текст и его анализ. Чтение и изложение. Создание текста и его редактирование.

                                 

Тематическое планирование. 10-11 класс. 70 часов.

10 класс.  Фонетика – 3 часа.

Орфоэпия – 3 часа.

Лексика – 3 часа

Словообразование – 2 часа.

Морфология – 5 часов.

Орфография – 19 часов.

11 класс.  Синтаксис и пунктуация:

Словосочетание – 1 час.

 Простое предложение – 9 часов.

Прямая речь. Диалог. Цитата – 2 часа.

Сложное предложение – 9 часов.

Текст и его особенности – 14 часов.

Тема занятия

                         содержание

Кол-во часов

Характеристика основных видов  деятельности

Дата по

плану

Дата по факту

10 класс.

1.

Фонетика. Речь устная и письменная. Особенности словесного ударения в русском языке.

1

Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов.

06.09

2,

3.

Трудности фонетического анализа слов.

2

Фонетический анализ слов

13.09

20.09

4,

5,

6.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.

3

Работа с орфоэпическим словарём. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов.

27.09

04.10

11.10

7.

Лексика. Особенности лексического состава слов.

1

Работа с разными типами словарей.

18.10

8.

Основные выразительные средства лексики. Употребление тропов в художественном тексте.

1

Использование средств выразительности.

25.10

9.

Трудности лексического анализа.

1

Работа с разными типами словарей. Использование средств выразительности.

01.11

10,

11.

Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования.

2

Сопоставительный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словарём.

15.11

22.11

12,

13.

Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи.

2

Различение самостоятельных и служебных частей речи. Употребление в устной и письменной речи.

29.11

06.12

14,

15.

Служебные части речи. Употребление в речи служебных частей речи..

2

Употребление служебных частей речи  в устной и письменной речи.

13.12

20.12

16.

Трудные случаи разграничения языковых явлений.

1

Анализ текста.

27.12

17.

Орфография. Система правил правописания.

1

Повторение основных орфографических правил.

17.01

18,

19.

Правописание приставок.

2

Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста.

24.01

31.01

20,

21,

22,

23.

Виды орфограмм в корне.

4

Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста.

07.02

14.02

21.02

28.02

24,

25,

26.

Правописание окончаний. Трудные случаи написания окончаний.

3

Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста.

07.03

14.03

21.03

27,

28.

Трудные случаи правописания суффиксов.

2

Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста

04.04

11.04

29,

30,

 31.

Правописание служебных частей речи. Различение не-ни.

3

Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста.

18.04

25.04

02.05

32,

33.

Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании.

2

Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста.

16.05

23.05

34, 35.

Итоговое занятие

2

Тест (часть А, Б).

30.05

11 класс.

36.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях.

1

Разбор словосочетаний, выделение словосочетаний из текста.

37.

Простое предложение. Односоставные и двусоставные предложения.

1

Синтаксический разбор. Моделирование предложений.

38,

39.

Простое осложнённое предложение. Однородные, неоднородные определения.

2

Синтаксический разбор. Моделирование предложений.

40.

Тире в простом предложении.

1

Работа с тестами.

41,

42.

Вводные слова и предложения.

2

Синтаксический разбор. Моделирование предложений. Работа с тестами.

43,

 44.

Обособленные члены предложения.

2

Синтаксический разбор. Моделирование предложений. Работа с тестами.

45.

Уточняющие члены предложения.

1

Синтаксический разбор. Моделирование предложений. Работа с тестами.

46,

47.

Прямая речь. Диалог. Цитата

2

Составление предложений с прямой речью. Тренинг в оформлении цитат.

48,

49.

Сложное предложение. Знаки препинания в БСП.

2

Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Пунктуационные диктанты, тесты.

50,

 51.

Знаки препинания в ССП.

2

Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Пунктуационные диктанты, тесты.

52,

 53.

Знаки препинания в СПП.

2

Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Пунктуационные диктанты, тесты.

54,

55,

56.

Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

3

Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Пунктуационные диктанты, тесты.

57,

58,

59.

Текстоведение. Способы связи предложений в тексте

3

Анализ текстов.

60,

61,

62.

Стили речи и их особенности. Типы речи и отличительные особенности.

3

Анализ текстов.

63,

64,

65.

Текст и его анализ. Выразительные средства языка.

3

Анализ текстов.

66,

67,

68.

Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста.

3

Работа над сочинением.

69, 70.

Редактирование текста.

2

Работа над сочинением.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учителя.

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. – М.: 2005.
  2. Архарова Д.И., Долина Т.А.. Чудинов А.П. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С). – М: Айрис-пресс, 2005.
  3. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М.: Просвещение, 2006.
  4. Кабанова Н.М. Русский язык: Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. М.: Айрис-пресс, 2005.
  5. Коновалова Л.Ф. Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену: Теория. Упражнения. Тесты.
  6. Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. М.: 1998.
  7. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М.: 2001.

Литература для учащихся.

  1. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Экзамен, 2012.
  2. Кузьма А.Я., Неупокоева О.В., Прохорова К.В. Русский язык. Комплексная подготовка к ЕГЭ.  – М: Айрис-пресс, 2005.
  3. Львова С.И., Цыбулько И.П. ЕГЭ: Русский язык. Сборник заданий. – М.: Просвещение, 2012.
  4. Раман Т.В. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ за 30 занятий. – М.: АСТ, 2010.
  5. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. – Ростов н/Д: 2012.
  6. Ципенко Н.Н. Справочник по русскому языку (Теоретический минимум для подготовки к ЕГЭ). – М.: Е-Медиа, 2003.

Информационные ресурсы в Интернете.

www.wikippedia.ru

www.krugosvet.ru

www.rubricon.ru

www.slovari.ru

www.gramota.ru

www.feb-web.ru

www.myfhology.ru

www.it-n.ru

rus.1september.ru

www.openclass.ru

Планируемые результаты

          В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

• коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры уст ной и письменной речи);

• информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);

• организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).

           В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

• связь языка и истории, культуры русского народа;

• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы языка, их признаки;

• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;

уметь

• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

• проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;  использовать основные виды чтения;

• извлекать необходимую информацию из различных источников;

говорение и письмо

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;

• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения;

• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного тек ста;

• использовать приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский

«Согласовано»                                                                                                                         «Утверждаю»

заместитель директора по учебно-воспитательной  работе                                               директор  МБОУСОШ № 1 г. Советский

________________________ Т.В.Дидич                                                                               ________________А.В. Бричеев

«28» августа 2014 г.                                                                                                                «01» сентября 2014 г.

Программа учебной практики

«Подготовка   к  ГИА по русскому языку»

9 класс

2014 - 2015 учебный год

Учитель: Шараева Маргарита Ивановна

Квалификационная категория: первая

Количество  часов по учебному плану на 2014-2015 учебный год: 34 часа

Рассмотрено на заседании школьного методического совета

Протокол № 1 от «28» августа 2014 г.

г. Советский

2014 г.

Пояснительная записка

Новая версия контрольных измерительных материалов для выпускников 9 класса отвечает важным целям: во-первых, приблизить экзамен к практике языка; во- вторых, сделать его ступенью к ЕГЭ, который по окончании 11 класса будут сдавать те же самые дети; наконец, через требования этого экзамена обозначить определенные ориентиры и тем самым наметить приоритеты в обучении русскому языку в основной школе.

Цель курса:

 подготовка учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме по   окончании 9 класса.

Задачи преподавания курса:

 - формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

 - формировать умения обучающихся ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из правил соответствующее конкретному правописанию;

- обучение созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.

- расширить навыки самостоятельной работы;

 - развивать навыки работы со справочной литературой;

 - формировать навыки исследовательской работы;

 - учить самоанализу, применять знания в практической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Курс составляет 34 часа, состоит из трех частей:

  1 часть «Сжатое изложение»

 2 часть «Сочинение – рассуждение».

3 часть «Тестовые задания части А и В».

 Программа носит примерный характер, каждый тематический блок может использоваться, расширяться и углубляться с учетом интересов обучающихся.

Данный элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного  образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.

Достаточно высокая степень научности (опора на вузовские учебники, специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов орфографии, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания.

Кроме этого элективный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.

Место предмета в учебном плане

Курс групповых занятий по русскому языку рассчитан на 1 год для учащихся   9 классов: 34 часа (1 час в неделю).

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Подготовка   к ГИА по русскому языку».

Тема занятия

Форма занятий

Виды деятельности

Дата - план

Дата - факт

Структура экзаменационной работы в формате ГИА.

Мини-лекция, практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом.

Мини-лекция, практикум

Работа в группах.

Часть 1

Задание С1. Сжатое изложение. Текст. Микротемы

Презентация, практикум

Работа с текстом, создание текста.

Задание С1. Сжатое изложение.

Микротемы

Презентация, практикум

Работа с текстом, создание текста.

Задание С1. Сжатое изложение.

Приемы сжатия

Презентация, практикум

Работа с текстом, создание текста.

Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

Презентация, практикум

Работа с текстом, создание текста.

Задание С1. Выбор приемов сжатия.

Практикум, изложение

Создание текста, оценивание

Часть 2

Задание С2.1. Элементы сочинения. Анализ текстов

Презентация,

практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.1. Учимся формулировать тезис. Практическая работа

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.1. Учимся аргументировать. Практикум

Презентация, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.2.  Сочинение-рассуждение  на лингвистическую тему

Презентация, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.2.Практикум. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Практикум

Самостоятельная работа

Задание С2.2. Учимся аргументировать.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание С2.2. Учимся аргументировать.  

Практикум

Самостоятельная работа

 Практикум Учимся писать вывод сочинения

Презентация,

практикум

Работа с тестом

Практикум.С-2  Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. Речевые ошибки

Презентация,

Практикум

Работа с тестом

Практикум.С-2  Анализ текстов Грамматические ошибки

Презентация,

Практикум

Работа с тестом

Практикум.С-2  Учимся аргументировать в сочинении Понимание текста.  

Презентация,

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

 Практикум Анализ лингвистических тем

Презентация,

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Сочинение Критерии оценивания Речевые ошибки.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Практикум Учимся формулировать вывод Анализ  тем

Практикум

Презентация

Работа с тестом

заполнение бланков

Практикум Фактические ошибки Анализ работ .

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Речевой практикум. Речевые ошибки

Практикум

Презентация

Работа с тестом,

заполнение бланков

Практикум грамматические ошибки Анализ работ .

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Понимание текста. Задание А1-

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Лексическое значение слова Задания А2    .  

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Выразительные средства

Задания А3.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Предложения с обособленными членами. Задание В4.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание В5.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Задание В7.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание В7.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Сложные предложения с различными видами связи. Задания В8.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Сложные бессоюзные предложения. Задание В9.

Диагностическая работа

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Литература

  1. Цыбулько И.П., Степанова. Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. М.: АСТ, Астрель, 2011 г.
  2. Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2011 г.
  3. Иванова С.Ю. ГИА: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ГИА 9 класс. М.: Экзамен, 2010 г.
  4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. М.: Эксмо, 2011 г.
  5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. М.: Экзамен.
  6.  Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать его смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
  • четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
  • выполнять различные  типы тестовых заданий;
  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;
  • писать сочинения части С,
  • сокращать текст изложения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №1г. Советский

«Согласовано»                                                                                                                         «Утверждаю»

заместитель директора по учебно-воспитательной  работе                                               и.о. директораМБОУСОШ№1 г. Советский

________________________ Т.В.Дидич                                                                               ________________А.В. Бричеев

«31» августа 2013 г.                                                                                                                «1» сентября 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  учебной практике

«Секреты русской орфографии»

8 В  класс

2013- 2014 учебный год

Учитель: Шараева Маргарита Ивановна

Квалификационная категория: первая

Количество  часов по учебному плану на 2015-2016 учебный год: 35 часов

Рассмотрено на заседании школьного методического совета

Протокол № 1 от «28» августа 2013 г.

г. Советский

2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебной практики  составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской. П.А. Леканта.  М., Дрофа , 2011г.)  

Рабочая программа состоит из 4 разделов.

1 раздел – « Общие правила правописания» включает орфограммы, встречающиеся в любой части слова, например: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

2 раздел – «Правописание корней и приставок» включает такие орфограммы, для правописания которых важно определить состав слова, но не имеет значения, к какой части речи относится слово.

3 раздел – «Правописание окончаний и суффиксов частей речи». Пишущий должен не только определить, в какой части слова находится орфограмма, но и к какой части речи относится слово.

4 раздел включает правила правописания служебных частей речи.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

1.Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания).

2..Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих закрепить знания орфографических правил, приобрести устойчивые навыки, составление схем-таблиц).

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, Интернет и др.), решение тестов по типу ОГЭ, ЕГЭ.

Общая характеристика учебного предмета

В течение нескольких лет Министерством образования РФ проводится выпускной экзамен

в 9 классе в новой форме. Государственная (итоговая) аттестация в форме ОГЭ вошла в нашу жизнь осознанно и обоснованно. Из опыта работы известно,  что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен.  Это особо важно для наших учащихся, у которых имеются пробелы в знаниях по многим причинам. Дополнительная подготовка для них необходима.

Содержание факультативного курса отобрано и структировано на основе компетентностного  подхода.

Цели и задачи обучения

1.Углубление и систематизация знаний о языке, создание прочной, надежной базы орфографических навыков.

2.Умение контролировать себя в процессе письма, применяя правила и привлекая для проверки трудных написаний словари и справочники.

3.Умение находить и исправлять орфографические ошибки.

4.Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

5.Умение составлять схемы-таблицы, помогающие решать орфографические задачи.

Предполагаемые формы обучения

- практические занятия (различные виды диктантов, тестовый контроль, комментированное письмо и т.д.)

- самостоятельная работа с вариантами

- работа с теоретическим материалом

Предполагаемые результаты

- появление у детей заинтересованности в учебе,

- повышение успеваемости по предмету

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Курс «Секреты русской орфографии» рассчитан на 35 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса ориентированы на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел программы

Количество часов

Теория

Практика

1

Орфография

35

    30

       5

Содержание тем учебного курса

Орфография.

Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях.

О-E после шипящих и “Ц” в различных частях слова.

Правописание приставок.

Правописание согласных в корне слова. Правописание Ъ и Ь.

Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи.

Буквы “Н” и “НН” в словах различных частей речи.

Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний        

Написание “НЕ” с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ.

Правописание служебных частей речи.

Тренировочные задания по разделу “Орфография ”.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема.

Основные учебные компетенции

Дата по плану

Дата по факту.

1.

Правописание согласных в корне. Работа с тестами.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

2.      

Непроизносимые согласные.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

3.

Согласные корня перед суффиксами. Двойные согласные в корне слова.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

4.

Двойные согласные на стыке приставки и корня. Правописание согласных в приставках.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

5.

Н и НН в прилагательных, образованных от существительных.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

6.

Н и НН в наречиях, образованных от прилагательных.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

7.

Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

8.

Правописание Н и НН в причастиях.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

9.

Правописание Н и НН в существительных. Работа с тестами.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

10.

Безударные гласные в корнях. Особые случаи написания гласных в корнях.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

11.

Правописание безударных гласных в приставках. Умники и умницы.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

12.

Правописание безударных гласных в суффиксах существительных и прилагательных.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

13.

Правописание безударных гласных в суффиксах глаголов и причастий. Работа со схемами и таблицами.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

14.

Безударные гласные в суффиксах деепричастий и наречий. Составление карточек.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

15.

Правописание безударных гласных в окончаниях существительных и прилагательных.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

16.

Безударные гласные в окончаниях числительных.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

17.

Безударные гласные в окончаниях глагола. Работа со схемами.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

18.

Правописание безударных гласных в окончаниях причастий.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

19.

Чередование гласных в корнях.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

20.

Правописание О и Е после шипящих и Ц.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

21.

Ы – И после Ц. Составление таблицы.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

22.

Правописание букв Ь и Ъ.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

23.

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

24.

С прописной или строчной буквы? Составление словаря.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

25.

Слитное и дефисное написание существительных.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

26.

Слитное и дефисное написание прилагательных.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

27.

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

28.

Правописание предлогов. Производные предлоги.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

29.

Правописание союзов.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

30.

Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их смысловое значение.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

31.

Различение НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

32.

Правописание НЕ с именами и наречиями на О.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

33.

Частица НЕ и приставка НЕ с глаголом и деепричастием.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

34.

Частица НЕ и приставка НЕ с причастием.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

35.

Обобщающее занятие. Тест по орфографии.

Личностные:восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности.

Познавательные:составление устного  и письменного высказывания, структурирование Регулятивные:постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия

Коммуникативные:формулировка собственной позиции

Литература для учителя.

  1. Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором». Русский язык. 8 класс», Москва «Просвещение» 2005.
  2. Г.К. Лидман-Орлова «Хочу быть грамотным». Краткий орфографический справочник по русскому языку. Москва . Издательство «Вахазар». 2005 год.
  3. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии» Москва. «Просвещение», 1991 год.
  4. Д.Э. Розенталь «Пишите, пожалуйста, грамотно. Москва. «Астра» 1996 год.
  5. В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э.Розенталь «Занимательно о русском языке». Санкт-Петербург «Просвещение». 2004 год.
  6. М.М. Бушуева «Русский язык. Орфография». Издательский центр учебной литературы «Марк», 2004 год.

Литература для учащихся.

1. С.И. Львова. Русский язык в 2-х томах, М.-"Мнемозина", 2011.

2. Д.Э. Розенталь, Справочник по правописанию и литературной правке .М.-  "АЙРИС - пресс", 2002.

3. Д.Э.Розенталь. Русский язык на отлично. Правила и упражнения. М.-  "АЙРИС - пресс", 2013.

4. ГИА-2015. Русский язык. Тематические тесты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс

Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....

Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"

Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

Авторская программа факультатива по литературе «Проба пера»

Данная авторская программа факультатива «Проба пера» разработана с целью дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся.В ...

Программа факультатива по химии «Химия и мы»

Химия – это наука, важная часть естествознания. Повсюду, куда бы ты не обратил свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических з...