Нужны ли нам местоимения?
план-конспект урока (6 класс) на тему

Лепаева Валентина Николаевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon mestoimenie_otkrytyy_urok.ppt1.36 МБ
Файл otkrytyy_urok.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 3

Знать: что такое местоимение; разряды местоимений .

Слайд 4

Уметь: находить местоимения в тексте; отличать местоимения от других частей речи; указывать морфологические признаки; употреблять местоимения в речи .

Слайд 5

1 2 3 4 5

Слайд 6

1

Слайд 8

Разряды местоимений указательные неопределённые отрицательные определительные притяжательные относительные вопросительные возвратное личные

Слайд 9

2

Слайд 10

Выпишите личные местоимения, укажите падеж, число. Однажды на охоте я увидел тетеревов. Собрался уже в них стрелять, но они вдруг сорвались и исчезли в лесу. Кто спугнул их?

Слайд 11

Проверьте по ключу! Я –им.п., ед.ч. Них – р.п., мн.ч. Они – им.п, мн.ч. Их – р.п. мн.ч.

Слайд 12

1. Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую букву и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? Подумайте Мы -шь 2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые? Вы - мы - ты 3.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? Я - МЫ 4.В каком местоимении 2 звука, одна буква? Я

Слайд 13

Грамматическая задача Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже. 1.Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а (…) – невесту , Елену Прекрасную. 4.- Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с (…) в подземное царство. СЕБЕ – Д.п . СЕБЯ – Р.п. СЕБЕ – П.п. 2.Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (…) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь. 3. «Сколько ни держать при (…) , - думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!» СОБОЮ – Т.п

Слайд 14

мой твой наш ваш свой Притяжательные местоимения Замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными. Какие формы местоимений вы употребили? Как-то раз во дворе из собачьей миски Пять чумазых поросят кушали сосиски. Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо: «Так съедите вы у пса весь обед евонный!» Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки: Детям надо наполнять ихние желудки». Папа грустно пробурчал в пятачок широкий: «Слушать я уже устал ейные упрёки. Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут, И такая дребедень происходит каждый день». А.Хайт ЕГО ИХ ЕЁ

Слайд 15

3

Слайд 16

Подумайте! Отгадайте загадки, найдите местоимения. Кто ходит ночь и ходит день, Не зная, что такое лень? Что возвратить нельзя? Кто без кисти и белил Крыши города белил? Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? кто что кто что (часы) (время) (Дед Мороз) (картошка)

Слайд 17

Вопросительные и относительные местоимения КТО ЧТО КАКОВ КОТОРЫЙ КАКОЙ ЧЕЙ СКОЛЬКО Кто едет на велосипеде?

Слайд 18

Вопросительные и относительные местоимения КТО ЧТО КАКОВ КОТОРЫЙ КАКОЙ ЧЕЙ СКОЛЬКО Я знаю, кто едет на велосипеде.

Слайд 19

4

Слайд 20

Образуйте от данных в первой колонке вопросительных местоимений относительные, неопределенные, отрицательные. вопросительные относительные неопределенные отрицательные Что? что Что – то, кое – что, что - нибудь Ничто, нечего Кто? Сколько? Какой? Чей?

Слайд 21

Отрицательные местоимения никто ничто никакой ничей некого нечего Приставка не- всегда ударная Приставка ни- безударная Неопределённые местоимения некто нечто некоторый несколько кое-кто кое-что кто-то что-то что-нибудь чей-нибудь какой-либо что-нибудь сколько-нибудь какой-либо что-либо и др.

Слайд 22

Выборочный диктант Распределите местоимения в три колонки: слитно, раздельно, через дефис. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. (Кое) о (ком) вспомнить, кто (нибудь) поможет, кого (либо) позвать,(кое ) с ( чем) не согласиться, (ни)каких препятствий, (н…)у кого не узнавал, (н…)чего сказать,(н..)в (чем) не разочаровывается, кого (нибудь)разыскать, (н…) чем удивить

Слайд 23

Проверьте себя! Слитно Раздельно Через дефис Никаких препятствий Кое о ком вспомнить Кто – нибудь поможет Нечего сказать Кое с чем не согласиться Кого – либо позвать Нечем удивить Ни у кого не узнавал Кого – нибудь разыскать Ни в чем не разочаровываться

Слайд 24

Подумайте Дополните текст отрицательными и неопределёнными местоимения. Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал: - В ……царстве, в …… государстве жил …... Пошёл он однажды по …. дороге, нашёл ….., встретил некоего человека, дал ему …….часть от найденного. Что у него осталось? А второй и говорит: - Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В …….царстве, в …… государстве жил ….. Пошёл он по …… дороге, нашёл …... Встретил …….и отдал часть. А у него что осталось? Третий посмеялся и сказал: - Ни в …..царстве, ни в ….. государстве ….. не жил. Никто не шёл, …. не встретил, …… ничего не отдавал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось. Неопределёные: н екотором, некто, некоей , нечто, некоего , некоторую, каком-то, кто-то, что-то,какой-то, кого-то; Отрицательные : ни в каком, никто, никого, никому, ничего, нечего

Слайд 25

5

Слайд 26

Определительные местоимения сам весь всякий каждый любой иной самый другой Подумайте В каких значениях употребляются данные фразеологизмы? Сами с усами Нисколько не хуже других. Сам не свой Расстроен, потерял душевное равновесие. Сам по себе Самостоятельно, без помощи, отдельно. Само собой Невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий.

Слайд 27

Указательные местоимения тот такой этот Найдите указательные местоимения, укажите их падеж. Хорошо того учить, кто слушает. Кто много обещает, тот мало делает. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Какова яблонька – таковы и плоды. Чего сам не любишь – того людям не желай. того- Р.п. тот – И.п. тому – Д.п. таковы того – Р.п. таков столько

Слайд 28

Тестовое задание Оцените себя! «5» – 0 «4» – 1 «3» - 2

Слайд 29

Знать: что такое местоимение; разряды местоимений .

Слайд 30

Уметь: находить местоимения в тексте; отличать от других частей речи, указывать морфологические признаки; употреблять местоимения в речи .

Слайд 31

Домашнее задание « 5» - написать лингвистическую сказку «Спор между местоимениями» «4» - найти 10 пословиц или поговорок с различными местоимениями, разобрать местоимения.

Слайд 32

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Нужны ли нам местоимения?

Знать:

  • что такое местоимение;
  • разряды местоимений

Уметь:

  • находить местоимения в тексте,
  • отличать от других частей речи;
  • указывать морфологические признаки,
  • использовать местоимения в речи

Здравствуйте, ребята! Я  рада сегодня вас видеть на нашем уроке. Повернитесь друг другу, улынитесь, покажите ваше настроение. Я надеюсь, что сегодня мы с вами будем сотрудничать на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

II. Актуализация знаний

Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Давайте перечислим то, что вы видите вокруг себя:... (Учащиеся называют предметы, которые их окружают.) Это все создано разумом и руками человека.

Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество,– это язык, главная задача которого состоит, как вы думаете, в чем? (Предполагаемые ответы детей.) Главная задача языка заключается в том, чтобы помочь нам понимать друг друга при общении. Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их… (Учащиеся перечисляют части речи, разграничивая самостоятельные и служебные.) Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а…

– Какова функция местоимения в речи? (Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)

Постановка целей урока.

Сегодня будет у нас не совсем обычный урок, а урок Путешествие по станциям в страну местоимений, и сегодня вы еще раз убедитесь, кА удивительно интересен русский язык. Перед вами маршрутные листы, я вас попрошу в течение всего  урока следовать по предложенному вам маршруту,  и на каждой станции оценить себя или товарища.

Предлагается наше путешествие начать со станции

Теоретическая.

Предлагаются вам вопросы, отработайте, пожалуйста,  в ППС. Не забудьте, контрольная пара выступит перед классом. (5 минут)

  1. Что такое местоимение?
  2. Чем отличается местоимение от других частей речи?
  3. Кто быстрее  « Разряды местоимений»

Молодцы! Теоретические знания мы сегодня с вами применим на практике. Следующая станция  Морфологическая. Напомните, что изучает морфология. Правильно, части речи,  их морфологические признаки.

1 задание. Прочитайте стихотворение и выделите  личные местоимения, укажите их падеж.

Ключ: Ты – им.п, вы – им.п, она – им.п, перед ней- ТВ.п., с нее – р.п., я – им.п, ей – д.п., тебя – в.п

2 задание. Грамматическая задача. Устная работа.

В чем особенность возвратного местоимения себя?  (нет именительного падежа)

3 задание. Работа со стихотворение Хайта. Заменить неправильные формы притяжательных местоимений. Устная работа

4 задание. Составьте пары предложений так, чтобы местоимение было употреблено:

  1. Как личное
  2. Для  обозначения принадлежности. Устная работа.
  3. Вывод: для чего нужны местоимения в нашей речи? Чтоб не повторять одни и те же слова, чтоб наша речь была ясной, понятной, выразительной.

Замечательно! А мы с вами отправимся дальше и подъезжаем к станции                                           Отгадай – кА!

1 задание. Отгадайте загадки. Какие местоимения использованы в данных предложениях. Правильно. Вопросительные. В чем особенность относительных и вопросительных местоимений. Для чего служат в предложении?

2 задание.

Кто едет на велосипеде?

Определите структуру предложения. А можно ли составить сложное предложение, связав данное местоимение.

Я знаю, кто едет на велосипеде.

Каким членом предложения является данное местоимение, какую роль играет данное местоимение в этом предложении?

Вывод: местоимения  могут   использоваться как в простом предложении, та и в сложном.

Отправимся  дальше по стране местоимений,  и следующая станция Орфографическая. Конечно, очень значимая станция. Напомните, какие значимые орфограммы мы с вами изучили по данной теме.

1 задание.  Устно. Работа по таблице.

вопросительные

относительные

неопределенные

отрицательные

Кто?

кто

Кто – нибудь, кто– то , кое – кто,

Никто, некого

Что?

Сколько?

Какой?

Чей?

Задание 2. Выборочный диктант.  Распределите местоимения в три колонки: слитно,  раздельно, через дефис. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

      (Кое) о (ком) вспомнить, кто (нибудь) поможет, кого (либо ) позвать,(кое ) в ( чем) не согласиться, (ни)каких препятствий, (н…)у кого не узнавал, (н…)чего сказать,(н..)в (чем) не разочаровывается, кого (нибудь)разыскать.  

Творческое задание. Восстановите текст, вставляя слова со справок ( неопределенные и отрицательные местоимения)

Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет.
Первый начал:
- В ……царстве, в …… государстве жил …... Пошёл он
однажды по …. дороге, нашёл ….., встретил некоего человека, дал ему
…….часть от найденного. Что у него осталось?

А второй и говорит:
- Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В …….царстве, в ……
государстве жил ….. Пошёл он по …… дороге, нашёл …... Встретил
…….и отдал часть. А у него что осталось?

Третий посмеялся и сказал:

- Ни в …..царстве, ни в ….. государстве ….. не жил. Никто не шёл, ….
не встретил, …… ничего не отдавал. Нечего и спрашивать, сколько у него
осталось.

Неопределёные: некотором, некто, некоей, нечто, некоего, некоторую, каком-то,
кто-то, что-то,какой-то, кого-то;

Отрицательные: ни в каком, никто, никого, никому, ничего, нечего

                       Фразеологическая

Вспомним, что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов)

Задание1. Определить значение фразеологизмов

Сами с усами – нисколько не хуже других

Сам не свой – расстроен, потерял душевное равновесие

Само собой (невольно, непроизвольно, без каких – либо усилий)

Что это за местоимения

Задание2. Найдите указательные местоимения, укажите их падеж.

Хорошо того учить, кто слушает.

Кто много обещает, тот мало делает.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Какова яблонька – таковы и плоды.

Чего сам не любишь – того людям не желай.

Ключ: того – р.п., тот – им.п., тому – д.п, таковы - , того – р.п.

                                                Итоговый тест.

Цель: систематизировать материал по теме « Местоимение»

      1. Укажите ошибочное утверждение.

А)мы, он – личное местоимение

Б) местоимение обозначает предмет

В)местоимение изменяется по падежам

2. Укажите личное местоимение

А) мой

Б) тебя

В) некто

  1. Под какой буквой все слова являются местоимениями.

А) весь, им, завтра

Б) кое – кто, себя, семь

В) нас, никто, мы

     5. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова.

Мне попалась заросшая дорожка

А) мне – личн., д.п, ед.ч.

Б) мне – личн.,тв.п., ед.

В) мне – возв., д.п., ед.ч.

Рефлексия: вернуться к целям, оценить себя.

                            Нужны ли нам местоимения?

вопросительные

относительные

неопределенные

отрицательные

Кто?

кто

Кто – нибудь, кто– то , кое – кто,

Никто, некого

Что?

Сколько?

Какой?

Чей?

Карточка №1. Образуйте от данных вопросительных местоимений относительные, неопределенные, отрицательные.

Карточка №2. Восстановите текст, вставляя слова со справок (неопределенные и отрицательные местоимения)

Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет.
Первый начал:
- В ……..царстве, в …… ..государстве жил …... Пошёл он
однажды по …... дороге, нашёл ….., встретил некоего человека, дал ему
………часть от найденного. Что у него осталось?

А второй и говорит:
- Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В ………царстве, в ……
государстве жил ….. Пошёл он по …… дороге, нашёл …... Встретил
…….и отдал часть. А у него что осталось?

Третий посмеялся и сказал:

- Ни в …….царстве, ни в ……... государстве ….. не жил. Никто не шёл, ….
не встретил, …… ничего не отдавал. Нечего и спрашивать, сколько у него
осталось.

Неопределёные: некотором, некто, некоей, нечто, некоего, некоторую, каком-то, кто-то, что-то,какой-то, кого-то;

 Отрицательные: ни в каком, никто, никого, никому, ничего, нечего

                                                Итоговый тест.

Цель: систематизировать материал по теме « Местоимение»

      1. Укажите ошибочное утверждение.

А)мы, он – личное местоимение

Б) местоимение обозначает предмет

В)местоимение изменяется по падежам

2. Укажите личное местоимение

А) мой

Б) тебя

В) некто

  1. Под какой буквой все слова являются местоимениями.

А) весь, им, завтра

Б) кое – кто, себя, семь

В) нас, никто, мы

     5. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова.

Мне попалась заросшая дорожка

А) мне – личн., д.п, ед.ч.

Б) мне – личн.,тв.п., ед.

В) мне – возв., д.п., ед.ч.

                       Оцените себя!

«5» - 0  ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 3  ошибки

                         

                                      Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это нужно не мертвым, это нужно живым!

Сочинение о земляке, ветеране Великой отчественной войны....

“Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!” Богатова Т.М. , директор МОУ СОШ с. Николаевка

Данная статья рассказывает об организации работы по  патриотическому воспитанию в МОУ СОШ с. Николаевка....

Внеклассное мероприятие “ Бояться не нужно, нужно знать ” (10 – 11 класс)

Аннотация к внеклассному мероприятию «Бояться не нужно, нужно знать»Мероприятие посвящено Дню борьбы со СПИДом 1 декабря.Цель:дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции ...

Внеклассное мероприятие “ Бояться не нужно, нужно знать ” (10 – 11 класс)

Аннотация к внеклассному мероприятию «Бояться не нужно, нужно знать»Мероприятие посвящено Дню борьбы со СПИДом 1 декабря.Цель:дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции ...

«Об этом с тревогой говорят родители …Наркомания. Что нужно о ней нужно знать?»

Почему. что заставляет наших детей пробовать наркотики. Почему все чаще мы слышим о суициде детей? Почему суицид за последние годы згначительно омолодился. Как помочь нашим детям и их родителям. Данно...

Нас не нужно жалеть, нас нужно только чуть-чуть поддержать

Классный час о силе воли и выдержки людей с ограниченными возможностями....

Нас не нужно жалеть, нас нужно только чуть-чуть поддержать

Классный час о силе воли и выдержки людей с ограниченными возможностями....