Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
материал на тему

Акыева Марина Руфимовна

Из материалов к аттестации педагогического работника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл punkt_2_tablitsa.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование новых образовательных  технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Ф.И.О. аттестуемого Акыева Марина Руфимовна

Технология

Обоснование выбора

Системность использования

(периодичность, тип урока,  этап изучения темы,  этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)

Результат (методическая и практическая направленность использования)

Информационно-коммуникационные технологии

Применение компьютерной техники делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. На этих уроках каждый ученик работает активно и увлечённо, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес.

Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения.

По данным исследований, в памяти человека остается ¼  часть услышанного материала,  1/3 часть увиденного, ½  часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.

Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.

Для того, чтобы использовать ИКТ, и учитель и ученик должны быть знакомы с технологией работы на компьютере. В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности. В настоящее время занимаюсь вопросом применения информационных технологий как на уроках русского языка,  литературы, так и во внеурочной деятельности. Например, мною и моими учениками используются различные интернет-ресурсы при подготовке докладов, рефератов к различным конференциям, онлайн сетевым конкурсам и т.д.

Кроме того, в современном мире требуются люди, умеющие работать с информацией. Поэтому использование ИКТ-технологий необходимо систематически, на многих уроках. Часто на уроках литературы возникает необходимость работы не только с учебником, но и с интернет-источниками. Поэтому на некоторых этапах урока допустимо использование ноутбуков, планшетов и даже телефонов. Учащиеся порой осуществляют поиск нужной информации быстрее, чем по учебнику.

Внедрение ИКТ в преподавание русского языка и литературы я начинала с подготовки печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.), использования учениками Интернета для поиска информации исторического, практического характера;  с готовых обучающих программ.

Следующим шагом в применении ИКТ стал переход от использования готовых компьютерных программ к созданию собственных учебно-методических пособий в среде подготовки электронных презентаций Microsoft PowerPoint. Основными достоинствами этой технологии считаю следующее:

  • Компьютерная презентация может органично вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику.
  • Программа Microsoft PowerPoint технически не сложна.
  • Достаточно одного компьютера и мультимедийного проектора, чтобы начать работать по этой технологии.

При изучении новой темы я провожу  урок русского языка или  литературы с применением мультимедийной презентации.   Например, знакомство с биографией и творчеством писателей и поэтов. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.

Можно использовать презентацию при повторении, закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Например, «Вставные конструкции» (8 класс), «Категория состояния» (7 класс), «Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, зато, чтобы» (7 класс) и т.д.

Использование ИКТ дает возможность для: повышения мотивации обучения; индивидуальной активности; направленность на личность школьника; формирование информационной компетенции; свобода творчества; интерактивность обучении.

Проблемное обучение

Главная задача сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.

Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1) сложность, выступающая в форме противоречия; 2) ёмкое содержание; 3) увлекательная форма; 4) доступный для ученика уровень сложности.

В процессе работы наиболее часто использую проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи.

Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. Проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.

Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т.к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.

    Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий.

1. Выполнение практических заданий, когда ученик попадает в необычную ситуацию, где нужно проявить смекалку, чтобы выполнить поставленное перед ним задание.

2. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.

Такие задания стимулируют познавательную деятельность, дети понимают, что выполнить его можно только после определённой теоретической подготовки. Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной деятельности.

При этом важно и нужно при создании проблемных ситуаций опираться на жизненное пространство ученика.

Технологию проблемного обучения я использую на уроках русского языка.  Например, при изучении темы «Буквы е-и в корнях с чередованием»(5 класс) учащимся нужно написать объявление, но они не знают, как пишется одно из слов. Появляется проблема, которую класс с интересом решает.

При изучении темы «Правописание гласных в суффиксах глаголов» (6 класс) использовала в качестве примера варианты написания одного и того же слова из сочинения, написанного накануне. Ученикам было интересно выяснить, кто же из них был прав в выборе орфограммы.

Тестовые технологии

Тест выявляет общую картину успеваемости и помогает определить уровень усвоения материала каждым учащимся. Это позволяет продолжить индивидуальную работу,  как с успевающими, так и с отстающими.

Периодичность и неизбежность тестового контроля дисциплинирует, организует и направляет работу учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Тест способствует развитию логического мышления, поскольку содержит задания, «работающие» на развитие мыслительных операций – сравнение, обобщение, анализ, поиск альтернатив, и т.д. Кроме того, тестируемый находится перед выбором - найти ответ или угадать его. Многие действуют методом исключения: отбрасывают невозможные варианты и проверяют оставшиеся. Игровой характер тестирования повышает заинтересованность в хорошем результате, способствует повышению интереса к предмету.

 Тест упрощает процедуру проверки, позволяет учащихся заниматься самопроверкой и взаимопроверкой. Он даёт возможность проверить не только знание, но и понимание учебного материала. С его помощью очень удобно дифференцировать материал в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и построить соответственно коррекционную работу

В своей практике я использую тесты на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.

  Выбор типа и вида тестового задания определяется целями занятия, в соответствии с которыми провожу тестирование, характером материала,  индивидуальными особенностями учащихся.

На уроках русского языка тест использую после прохождения большого раздела, а также как входной контроль, итоговый контроль.

На уроках литературы тест использую не только как итоговый контроль знаний, но также при подготовке к районным турнирам, различным конкурсам.

В своей работе я часто использую тесты.

Тесты с однозначным выбором ответа. На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный.

  В своей работе я использую тесты, созданные с помощью таблиц Excel,  и  с 2012 года очень широко использую систему СТАТГРАД. Если в начале работы это были тренировочные и диагностические работы, то сейчас это диагностика используется, начиная с 5 класса. Кроме того, широко использую онлайн тесты.

Конечно, задания в форме тестов не являются единственной формой проверки усвоения материала, так как имеют и свои недостатки:

  •   с помощью тестов фиксируется только результат, но не ход их выполнения;
  • выполнение тестовых заданий несёт в себе определённый элемент случайности.

 

Здоровьесберегаю-щие технологии

Сохранение и укрепление здоровья детей – одно из направлений моей работы. Только здоровый ребёнок способен на гармоничное развитие, поэтому свою работу строю на основе разнообразных форм и методов работы с учётом лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.

На уроках я провожу дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, упражнения для укрепления позвоночника, кабинет перед занятием проветривается, в коллективе поддерживается доброжелательная атмосфера и др.

Таким образом, я решаю главные задачи здоровьесберегающих технологий: качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождающееся нанесением ущерба их здоровью, воспитание культуры здорового образа жизни школьников.

Электронные образовательные ресурсы

http://interneturok.ru/

Уроки школьной программы. Видео, конспекты, тесты, тренажеры.

http://school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

http://www.prodlenka.org

Сайт «Продленка»

http://www.openclass.ru/

Открытый класс

Сайт «Социальная сеть работников образования)

http://nsportal.ru

Система СтатГрад

http://statgrad.mioo.ru 

Применять ЭОР можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.

Кроме того, сайт http://interneturok.ru/ мною используется активно уже не первый год. Этот сайт также используют и многие ученики при подготовке к урокам, особенно это полезно в случаях, если ребенок отсутствовал в школе, например, по причине длительной болезни. На сайте в доступной форме представлены видеоуроки ко всем школьным предметам.

 Использование электронных образовательных ресурсов позволяет более эффективно проводить уроки.

К тому же, многие дети мобильнее взрослых, использовать ЭОР им порой проще, чем взрослым. А многим детям понимать и запоминать материал проще только таким способом. К тому же самообразование бывает полезно в любом возрасте.

 

Заместитель директора по УВР  МБОУ СОШ №105 г.о. Самара  _______________________ /Е.В.Егорова/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Таблица " Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе" - из материалов портфолио к аттестации....

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЗОР и ИКТ) в образовательном процессе.

Здесь я представила наиболее используемые мной технологии при разработки уроков....

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Материал содержит таблицу "Использование новых образовательных  технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе" для прохождения аттестации....

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Таблица "Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе....