"Новые требования ФГОС и современной инновации на уроках русского языка и литературы"
материал на тему

Кузнецова Галина Евгеньевна

Выступление на педсовете. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_pedsovet.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня мы переживаем изменения во всем: экономике, политике и, безусловно, образовательной сфере. Понимаем, что детей нужно учить по-новому, что ранее применяемые методы обучения и воспитания не позволяют в полной мере обеспечить адаптацию детей к жизни. Чаще всего, наши выпускники беспомощны в жизни перед массой задач и проблем. Поэтому современный педагог должен научить учиться ребенка, подготовить его к «самоизменению, самовоспитанию саморазвитию» (Л.Г. Петерсон и др.)

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Особое значение приобретает выполнение школьниками учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Самостоятельная работа, по сути, есть форма самообразования. Понятие самостоятельной работы ученика в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью учителя. Для самого школьника самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность.

В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

- предъявить противоречивые факты, теории;

- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

- использовать приемы “яркое пятно”, “актуальность”.

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д. Очень активно использую групповые технологии в организации учебного процесса и на этапе контроля знаний. Групповые технологии предполагают взаимное обогащение учащихся, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов, осознание общей цели, распределение действий и операций, коммуникацию, обмен способами действия, взаимопонимание, рефлексию.

Использую на своих уроках и игровые технологии (в частности, дидактические игры).   Педагогическая игра имеет четко поставленную цель обучения и педагогический результат. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Хотела бы остановить ваше внимание на речевой культуре личности, формирующейся в условиях, когда речевое общение направлено лишь на восприятие информации через средства массовой коммуникации. Молодым людям некогда и негде поговорить на волнующие их темы. Поэтому в речи молодых преобладает обиходно-бытовое общение, не требующее от человека напряжения памяти и общей культуры личности, и это привело к тому, что хороший уровень у русскоговорящей молодежи встречается редко.

Но несправедливо отмечать только мрачные явления в сфере культуроречевого развития наших современников. На канале «Культура» и некоторых других немало познавательных передач, которые ведут выдающиеся представители науки, искусства и журналистики, обладающие хорошей речью. возвращение в нашу жизнь духовности дает возможность слушать содержательные выступления. Нужно вводить на уроке такие фрагменты бесед, чтобы слушать образцы нового речевого поведения и идеала.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

 Реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.

Использованная литература:

Л.Г.Петерсон, М.А.Кубышева и др. Что значит «уметь учиться». М.:2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы...

«Современные технологии на уроках русского языка и литературы»

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учит...

Сообщение "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"

Поиск ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е....

Презентация "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"

Презентация об использовании современных технологий на уроках русского языка и литературы....

"Духовно - нравственное развитие современного школьника на уроках русского языка и литературы"

Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка. В данных материалах описаны приёмы, которые можно ...

Современные технологии на уроках русского языка и литературы

Современное общество немыслимо без технологий в каких бы то ни было сферах жизни. Так и наше российское образование претерпевает глобальные реконструкции. Технологии в области образования предлагают п...