"Учитель - хранитель святых заветов людей, борющийся с невежеством и пороками человечества".
статья на тему

Романова Марина Владимировна

Учитель чувствует себя живым звеном между прошлым и будущим. Сегодня учитель - это деятельный член общества, творческий, коммуникабельный, критически мыслящий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

«УЧИТЕЛЬ – ХРАНИТЕЛЬ  СВЯТЫХ  ЗАВЕТОВ  ЛЮДЕЙ,

БОРЮЩИЙСЯ  С  НЕВЕЖЕСТВОМ  И ПОРОКАМИ  ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

        Социально-экономические условия развития современной России требуют подъема образовательных учреждений, связанного с необходимостью их целостного развития. Целостное развитие ОУ как сложной педагогической системы невозможно без развития педагогов,  их профессионализма, без подготовки педагогов к научно-педагогической деятельности. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», - писал великий педагог Я.А. Коменский (1592-1670).

         Педагог – это не только воспитатель, педагог – это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры.

         Слово учитель молодое. В русском языке возникло примерно два века назад и закрепилось столетие назад. Понятие учитель выделилось среди более раннее возникших понятий воспитатель, мастер, наставник, магистр, проповедник, святой отец. Учитель происходит от учить, что полтора века назад и ранее выполняли святые отцы, уча Вере и своему учению. В основном, полтора века назад задачу воспитания и обучение детей решала семья. И только обеспеченные семьи позволяли нанимать гувернанток и гувернёра. До сих пор понятие "учитель" расширяется и уточняется.

        Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил русский педагог К.Д. Ушинский (1823-1870): «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознаёт, что его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения».

        Проблема профессиональной компетентности педагога стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, специалистами-практиками. Нет единого подхода к определению понятия «профессиональная компетентность педагога», хотя в научной педагогической и психологической литературе профессиональной компетенции  посвящено множество работ.

        В словаре С.И.Ожегова понятие «компетентный» определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области». Профессиональная компетентность соотносится с результативностью труда педагога  и с педагогической деятельностью.

       Под профессионально-педагогической компетентностью понимается способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средства формирования личности обучающихся с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется.

           В Толковом  словаре С.И.Ожегова профессионализм трактуется как хорошее владение своей профессией, а профессионалом обозначается человек, который занимается своим делом как специалист, владеющий профессией.

            Учитель, воспитатель должен уметь применять в своей работе научные знания (педагогические теории) и передовой педагогический опыт составляют содержание педагогической профессии, педагогической специальности. Конечно, первые шаги будут непростыми. В первые годы самостоятельной работы учителю свойственно будет частое обращение к готовым, кем — то разработанным рекомендациям и рецептам. Но постепенно, накапливая опыт и расширяя научный кругозор, имея желание и даже смелость, он будет отходить от стандартов, от рецептов и постепенно превратится в учителя — мастера, творчески и увлекательно работающего воспитателя. Научные знания, опыт, желание искать, исследовать, пробовать внедрять новое в свою деятельность составляют сущность педагогической профессии, педагогической специальности.

        Если человеку будет интересно работать, будет интересно и детям, а отсюда будет рождаться и высокий результат деятельности — знающий и воспитанный ребенок. И тогда учитель никогда не усомниться в правильности слов Яна Амоса Коменского: «Должность учителя — одна из непревзойденных под солнцем». Это и есть практическая функция педагогики, и реализуют ее только учитель и воспитатель.

Гностические — это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей;

Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

Специальные умения педагога — это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

В 2014-2015 учебном году я, как учитель истории и обществознания работала с учащимися  5 «А» и 5 «Б» классов. Учащиеся четыре года обучались учителями начальных классов по ФГОС. Поэтому моя работа направлена на формирование у обучающихся метапредметных компетенций (регулятивных, познавательных, коммуникативных), обучаю детей самостоятельному планированию, осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. Мною разработан один из уроков по обществознанию на тему «На пути к жизненному успеху». Присутствовали родители  учащихся, администрация школы. В итоге возникла потребность найти формулу жизненного успеха. Ребята изобразили её в виде произведения и к концу урока инициативная группа ребят подготовила плакат «Что нужно делать чтобы быть успешным человеком?

Считаю, что второй, немаловажной ролью педагога в современном обществе является воспитание.

Педагог должен владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Уметь общаться с детьми, понимая и принимая их, признавая их достоинство. Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной). Видеть как на твоих глазах меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а умнее, добрее и милосерднее – это очень важно для учителя. Я хочу, чтобы они стали такими, делаю все возможное для этого через личные беседы и различные мероприятия, делюсь опытом с коллегами.

Стараюсь поддерживать конструктивные отношения с родителями учащихся, привлекая семью к совместному решению вопросов воспитания и всегда получаю поддержку.

Есть еще одна часть, составляющая общий портрет педагога в современном обществе, – это развитие.

Только через развитие своих личностных качеств и профессиональной компетентности возможно добиться качественных результатов обучения.

Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками педагогического ремесла. Больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания – так понимаю требование времени и стараюсь соответствовать ему.

Девиз моей педагогической деятельности слова известного польского просветителя Януша Корчака:

«Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут». 

Так какой же он, современный учитель?

Считаю, что учитель – новатор, эффективно работающий со знаниями, исследователь, консультант, воспитатель, организатор и руководитель проектов; любящий, понимающий, отдающий свое сердце детям!

     Современный педагог - это профессионал своего дела, который умеет переработать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезное, а также преподнести в необычной и эмоционально окрашенной форме своим ученикам. Важными чертами современного педагога дополнительного образования являются постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными электронными технологиями.

      И самое главное: современный педагог должен шагать в ногу со временем. Требования, которые предъявляет наше время – это электронно-дидактические пособия, электронные учебники, образовательные программы должны широко использоваться на всех занятия. Использование современных электронных средств обучения на занятиях активизирует внимание и вызывает интерес к излагаемому материалу. В творческой практической деятельности  залогом успеха является процесс сотворчества. Современный педагог выступает для детей в роли соратника, наставника, друга. Сотворчество исключает высокомерный взгляд на ребенка с позиции взрослого опыта. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческая работа учителя "Хранители воинской славы"

творческая работа учителя "Хранители воинской славы"...

Святые земли Русской….. Кто эти люди? Кем они были? Чем занимались?

Святые земли Русской….. Кто эти люди? Кем они были? Чем занимались? Самое удивительное то, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг....

О святых людях. Лики святых.

Разработка урока и презентация предназначены для учащихся, изучающих курс ОПК или к использованию во внеклассной работе. На занятии учащиеся узнают, кого на Руси называли святыми, о наименовании святы...

Исследовательская работа по православной культуре " Вы соль земли... Вы-свет мира...(Жизнеописание святой земли русской Ксении Петербургской - образец великого служения людям)".

Данная работа получила высокую оценку на городском конкурсе исследовательских работ ДОД "Юность" 1 место. Ученицы участвовали с ней на республиканском конкурсе "История многонациональной культуры", яв...