Рабочая программа по баскетболу для групп УТГ
рабочая программа на тему

1.     Повышение общефизической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).

2.     Совершенствование специальной физической подготовленности.

3.     Овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков.

4.     Овладение групповыми и индивидуальными тактическими действиями.

5.     Индивидуализация подготовки.

6.     Начальная специализация. Определение игрового амплуа.

7.     Овладение основами тактики командных действий.

8.     Воспитание навыков соревновательной деятельности по баскетболу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_gubina_p.v.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Программа составлена в соответствии с  Законом РФ «Об образовании»,  на основании  Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей и методических рекомендаций по Нормативно-правовому и программному обеспечению деятельности спортивных школ.

    В современной жизни все больше использование занятий  физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на решение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.

Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических качеств, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей.

Современный баскетбол – это атлетическая игра и требования, предъявляемые к баскетболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств, таких как ловкость, меткость, прыгучесть.

Отличительной особенностью моей программы является применение методики по развитию прыгучести у баскетболистов, которая предполагает увеличение высоты прыжка сообразно индивидуальным способностям учащихся (в среднем 25 см), и в конечном итоге отражается на результате игры всей команды.

        Основными принципами программы являются:

Комплексность – предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса.

Преемственность – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства.

Вариативность – предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.

Задачи:

  1. Повышение общефизической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).
  2. Совершенствование специальной физической подготовленности.
  3. Овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков.
  4. Овладение групповыми и индивидуальными тактическими действиями.
  5. Индивидуализация подготовки.
  6. Начальная специализация. Определение игрового амплуа.
  7. Овладение основами тактики командных действий.
  8. Воспитание навыков соревновательной деятельности по баскетболу.

    Выполнение поставленных задач предполагается через:

- систематическое проведение практических и теоретических занятий;

- обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов;

-  регулярное участие в соревнованиях и организации контрольных игр;

- осуществление восстановительно-профилактических мероприятий;

- проведение инструкторской и судейской практики;

- создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий.

      Для более эффективной подготовки юных баскетболистов, необходимо существенным образом перестроить весь учебно-тренировочный процесс по следующим направлениям:

  • усиление работы по овладению индивидуальной техникой и совершенствованию навыков выполнения технических приемов и их способов;
  • повышение роли и объема тактической подготовки как важнейшего условия реализации индивидуального технического потенциала отдельных баскетболистов и команды в целом в рамках избранные систем игры и групповой тактики в нападении и защите;
  • осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных игр с целью решения основных задач по видам подготовки;

- повышение эффективности системы оценки уровня спортивной подготовленности учащихся спортивных школ,  качества работы тренеров, так и спортивной школы в целом;  основу этой оценки составляют, прежде всего, количественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях.

Программа рассчитана на 5 лет  для спортсменов 12 – 17 лет. В группах от 10 – 20 человек. Для учебно-тренировочных групп 1 года обучения максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки 12 часов в неделю, 2 года обучения 14 часов в неделю, 3 года обучения 16 часов в неделю, 4 и 5 года обучения 18 часов в неделю.

      Для зачисления дети проходят тестирование по показателям физического развития и общей физической подготовленности. После каждого года обучения учащиеся сдают предусмотренные программой контрольные нормативы.

                              Организационно-методические указания

    На этапе начальной специализации происходит дифференциация подготовленности юных спортсменов, такой подход становится малоэффективным. Необходимо использовать специализированные тренировочные и короткие соревновательные циклы.
    Развитие различных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает рост одних качеств, в другом - иных. Поэтому очень важно сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов, что позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха именно в баскетболе.

  Баскетбол - командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе. Особенно это касается соревновательной     деятельности, которая строится на основе технического и тактического мастерства. Необходимым условием совершенствования соревновательной деятельности юных баскетболистов является использование спортивного инвентаря и оборудования, отвечающего его возрасту и физическому развитию. Это позволит вести совершенствование приемов и действий с первых шагов обучения в режиме, близком к соревновательному.

   Строить подготовку юных игроков необходимо с учетом неравномерного нарастания в процессе развития их физических способностей. В одном возрастном периоде прогрессирует сила, в другом - выносливость и т.д. Эти периоды наиболее благоприятны для совершенствования соответствующих двигательных качеств, и тренер должен способствовать их воспитанию, давая нагрузки специальной направленности.

В табл. 1 представлены сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств, общие для всех детей и подростков.

 У девочек и мальчиков, а тем более у юношей и девушек, имеются большие различия в становлении физических кондиций. Без учета этих особенностей невозможно рационально построить учебно-тренировочный процесс.

Юные баскетболисты во всех возрастах значительно отличаются от юных баскетболисток по скоростно-силовым показателям, особенно в метании мяча. Однако до 14 лет функциональные показатели у тех и других существенных различий не имеют. Различия нарастают с увеличением
возраста в пользу юношей.        

Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности. Но при этом уровень нагрузки должен соответствовать степени работоспособности спортсмена. Тренировочные нагрузки надо подбирать индивидуально и дифференцировать в группе баскетболистов с учетом их состояния, уровня работоспособности на данном этапе.

     Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Следует отдавать предпочтение упражнениям динамического характера и приучать занимающихся к различному темпу их выполнения.        

Таблица 1        

Примерные сенситивные (благоприятные) периоды
развития двигательных качеств

Морфофункциональные показатели, физические качества

Возраст, лет

9

10

11

12

13

14

15

16

Длина тела

+

+

+

+

Мышечная масса

+

+

+

+

Быстрота

+

+

+

Скоростно-силовые качества

+

+

+

+

+

Сила

+

+

+

Выносливость

+

+

+

+

Анаэробные возможности

+

+

+

+

+

Гибкость

+

+

Координационные способности

+

+

+

+

Равновесие

+

+

+

+

+

Предлагая интенсивные упражнения, требующие значительного физического напряжения спортсмена, нужно чаще изменять исходное положение, вовлекать в движение возможно больше групп мышц, чередовать напряжение с расслаблением, делать более частые паузы для отдыха, обращая внимание на дыхание (глубокое, ритмичное, без задержки).

     Когда занимающиеся упражняются в технических приемах, можно значительно повысить физическую нагрузку (для развития специальной выносливости), увеличивая количество повторений, повышая скорость выполнения приемов и усложняя перемещения игроков.

     Если в программу занятий включены упражнения на быстроту и точность движений, то сначала следует выполнять упражнения, развивающие точность, затем быстроту в сочетании с точностью. Овладение тактикой игры успешно осуществляется только при условии параллельного формирования технических навыков и тактических умений. Нужно ставить перед юными спортсменами такие задачи, решение которых не затруднит усвоение техники.

     Преждевременное разделение игроков по игровым функциям значительно сужает перспективы их дальнейшего совершенствования. На этапе начальной специализации юные спортсмены должны научиться выполнять любые функции в команде. Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени точно передавать мяч, вести его, бросать в кольце с места и в движении, стремительно атаковать, опекать нападающих и цепко защищаться. Только после того как юный баскетболист овладеет этим комплексом навыков и умений и определятся его индивидуальные качества, можно переходить к специализации по амплуа.

Учебный план на 46 недель учебно-тренировочных занятий

Виды подготовки

               Этап учебно-тренировочный

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Теоретическая

12

18

20

28

28

Общая физическая

90

95

85

93

93

Специальная физическая

65

72

96

105

105

Техническая

106

110

120

134

134

Тактическая

60

75

90

98

98

Игровая

60

71

85

100

100

Контрольные и календарные игры

30

45

66

72

72

Восстановительные мероприятия

35

46

49

57

57

Инструкторская и судейская практика

35

40

43

51

51

Контрольные испытания

6

10

12

12

12

Медицинское обследование

5

6

6

6

6

В спортивном лагере

120

144

144

144

144

Всего

504

588

672

756

756

 

На протяжении всего периода обучения в спортивной школе баскетболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач.

Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:

  • постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
  • планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и сироты взаимодействий с партнерами;        
  • переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для баскетболиста;
  • увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;  
  • увеличение объема тренировочных нагрузок;

- повышение интенсивности занятий,  и следовательно, использование

восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.  

Система многолетней подготовки спортсменов требует четкого планирования и учета нагрузки на возрастных этапах. Эта нагрузка определяется средствами и методами, которые используют в процессе занятий. Во всех периодах годичного цикла в баскетболе присутствуют все виды подготовки, их соотношение и, главное, формы значительно отличаются. Общая физическая и техническая подготовка имеют тенденцию к уменьшению. Доля специальной физической, тактической и соревновательной нагрузок постоянно возрастает.

     Общий подход к распределению нагрузки различной направленности на всех этапах заключается в примерном равенстве количества часов, отводимых на физическую подготовку (совместно общую и специальную), технико-тактическую (совместно техническую и тактическую) и игровую (игровую во время тренировки, контрольные и календарные игры).  Однако от этапа к этапу нарастает величина специальной физической подготовки с уменьшением общей. Такая же картина наблюдается в соотношениях технической и тактической подготовки. Игровая соревновательная нагрузка постоянно нарастает в противовес игровой подготовке, которая осуществляется в тренировочном процессе.

План-схема годичного цикла подготовки

     Одним из важнейших вопросов построения учебно-тренировочного процесса является распределение программного материала по годам обучения, этапам и недельным микроциклам - основным структурным блокам планирования.        

     В связи с этим для каждого этапа подготовки в программе дается направленность занятий в микроциклах, которые в соответствии с этапами и содержанием средств подготовки условно названы общеподготовительными, специально подготовительными,  предсоревновательными и соревновательными.        

     В общеподготовительных микроциклах преобладают обучение новому материалу и физическая подготовка. В специально - подготовительных - увеличивается объем упражнений технико-тактического совершенствования и игровой направленности, в предсоревновательных - задачи физической подготовки решаются только специализированными баскетбольными средствами.

Направленность и номера недельных микроциклов первого года обучения в учебно-тренировочных группах.

Общеподготовительные микроциклы: 1-9, 20-25, 32-34, 41-46. Направленность занятий в микроцикле:

1-й день - технико-тактическая подготовка (2,5 ч);

2-й день - физическая подготовка (2 ч);

3-й день - технико-тактическая подготовка (2,5 ч);

4-й день - отдых;

5-й день - физическая подготовка (2,5 ч);

6-й день - игровая подготовка (2,5 ч);

7-й день - отдых.

Специально-подготовительные микроциклы: 10-13, 20-23, 24-27, 35-36. Направленность занятий в микроцикле:

1-й день - технико-тактическая подготовка (2,5 ч);

2-й день - физическая подготовка (2,5 ч);

3-й день - игровая подготовка (2,5 ч); 4-й день - отдых;

5-й день – технико-тактическая подготовка (2,5 ч);

6-й день - игровая подготовка (2 ч);

7-й день - отдых.

Предсоревновательные микроциклы: 14-18, 28-30,37-39

Направленность занятий в микроцикле:

1-й день - технико-тактическая подготовка (2,5 ч);

2-й день - технико-тактическая подготовка (2,5 ч);

3-й день - игровая подготовка (2,5 ч);

4-й день - отдых;

5-й день - технико-тактическая подготовка (2,5 ч);

6-й день - игровая подготовка (2 ч).

Соревновательные микроциклы: 19, 31, 40.

В соревновательном микроцикле проводится 3 - 4 игры подряд.

Направленность и номера недельных микроциклов

для второго года обучения в учебно-тренировочных группах.

Общеподготовительные микроциклы: 1-4, 10-13, 20-25, 32-34, 41-46. Направленность занятий в микроцикле:

1-й день:1-е занятие (1 ч) - физическая подготовка;

    2-е занятие (1,5 ч)- технико-тактическая подготовка.
2-й день. 1 занятие (2 ч) - физическая подготовка.
3-й день.  1-е занятие (1,5 ч)- техническая подготовка;        

    2-е занятие (1,5 ч) - технико-тактическая подготовка.

4-й день - отдых.

5-й день.  1-е занятие (2 ч) - физическая подготовка.

6-й день. 1-е занятие (2,5 ч) - игровая подготовка.

7-й день - отдых.

Специально-подготовительные микроциклы: 5-6, 14-16,  26-28,  35-37.
Направленность занятий в микроцикле:
1-й день. 1-е занятие (1 ч) - технико-тактическая подготовка;        

   2-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка        

2-й день.1-е занятие (2 ч) - физическая подготовка.

3-й день.1-е занятие (2 ч)- игровая подготовка.

4-й день - отдых.

5-й день.1-е занятие (1 ч) - технико-тактическая подготовка;

   2-е занятие (2 ч)- технико-тактическая подготовка.

6-й день.1-е занятие (2 ч) - игровая подготовка.

7-й день - отдых.

Предсоревновательные микроциклы: 7-8,17-18, 29-30, 38-39.

Направленность занятий в микроцикле:

1-й день: 1-е занятие (1 ч) - технико-тактическая подготовка;

   2-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка.

2-й день.1-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка.

3-й день.1-е занятие (2,5 ч) - игровая подготовка.

4-й день - отдых.

5-й день. 1-е занятие (2,5 ч) - технико-тактическая подготовка.
6-й день. 1-е занятие (2 ч) - игровая подготовка.

7-й день - отдых.
Соревновательные микроциклы: 19, 31, 40.
В соревновательном микроцикле проводится 3 - 4 игры подряд.        

Направленность и номера недельных микроциклов третьего года обучения в учебно-тренировочных группах.

Общеподготовительные микроциклы: 1-3, 10-13, 20-24, 32-35. Направленность занятий в микроцикле:

1-й день.1-е занятие (1 ч) - совершенствование быстроты и прыгучести;

   2-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка.

2-й день.1-е занятие (1 ч) - совершенствование игровой ловкости;

   2-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка.

3-й день.1-е занятие (1 ч) - совершенствование качеств, необходимых

          для броска;

    2-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка.        

4-й день. 1-е занятие (2 ч) - индивидуальная подготовка.

5-й день. 1-е занятие (1ч)- совершенствование быстроты

           и прыгучести;

    2-е занятие (1ч)- технико-тактическая подготовка.

6-й день. 1-е занятие (2 ч) - игровая подготовка.

Специально-подготовительные микроциклы: 4-6, 14-16, 25-28, 36-39 Направленность занятий в микроцикле:

1-й день. 1-е    занятие (1ч) - совершенствование прыгучести;

    2-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка,
2-й день. 1-е занятие (2 ч) - совершенствование ловкости.        

3-й день.  1-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка;        

    2-е занятие (1ч)- игровая подготовка.

4-й день. 1-е занятие (2 ч) - индивидуальная подготовка.

5-й день.  1-е занятие (1 ч) - совершенствование игровой  ловкости;

    2-е занятие (1ч)- технико-тактическая подготовка.

6-й день. 1-е занятие (2 ч) - игровая подготовка;

    2-е занятие (1ч)- теоретическая подготовка.

Предсоревновательные микроциклы: 7 и 8, 17 и 18, 29 и 30, 40 и 41.

Направленность занятий в микроцикле:

1-й день. 1-е занятие (1 ч) - технико-тактическая подготовка;

   2-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка.

2-й день. 1 занятие (2 ч) - игровая подготовка.

3-й день. 1-е занятие (1 ч) - технико-тактическая подготовка;

   2-е занятие (2 ч)- игровая подготовка.

4-й день. 1-е занятие (2 ч) - индивидуальная подготовка;

  2-е занятие (1 ч) - восстановительные мероприятия.

5-й день. 1- е занятие (1 ч) - технико-тактическая подготовка,

  2- е занятие (1 ч) - технико-тактическая подготовка.

6-й день. 1- е занятие (2 ч) - игровая подготовка - теоретическая подготовка.

Соревновательные микроциклы: 9, 19, 31, 42.

Проводится 3-5 календарных игр и восстановительные занятия между ними. На игру отводится 1.5 часа.

Направленность и номера недельных микроциклов четвертого года обучения в учебно-тренировочных группах.

Общеподготовительные микроциклы: 1-4,10-12, 20-22, 32, 33.        

Направленность занятий в микроцикле:

1-й день. 1-е занятие (1ч)- физическая подготовка;

     2-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка.

2-й день.    1-е занятие (1 ч) - физическая подготовка;

     2- е занятие (2 ч)- технико-тактическая подготовка.

3-й день.    1-е занятие (1 ч) - физическая подготовка;

     2-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка.

4-й день.   1 занятие (2 ч) - индивидуальная подготовка.

5-й день.   1-е занятие (1 ч) - физическая подготовка;

     2-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка.

6-й день.   1-е занятие (2 ч) - игровая и теоретическая подготовка.

Специально-подготовительные микроциклы: 5, 6, 13-16, 23-28, 34-39. Направленность занятий в микроцикле:

1-й день. 1-е занятие (1ч)- физическая подготовка;

     2-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка.

2-й день.    1- е занятие (2 ч) - физическая подготовка.

3-й день.    1-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка;

     2-е занятие (2 ч) - игровая подготовка.

4-й день.    1-е занятие (2 ч) - индивидуальная подготовка.

5-й день.    1-е занятие (1 ч) - физическая подготовка;

     2-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка.

6-й день.    1-е занятие (2 ч) - игровая и теоретическая подготовка.

Предсоревновательные микроциклы: 7 и 8, 17 и 18, 29 и 30, 40 и 41. Направленность занятий в микроцикле:

1-й день.    1-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка:

      2-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка.

2-й день.  1-е занятие (2 ч) - игровая подготовка.

3-й день.  1-е занятие (1 час) - технико-тактическая подготовка;

    2-е занятие (2 ч) - игровая подготовка.

4-й день.  1-е занятие (2 ч) - индивидуальная подготовка.

5-й день.  1-е занятие (2 ч)- технико-тактическая подготовка.

6-й день.   1-е занятие (1 ч) - технико-тактическая подготовка;

    2-е занятие (2 ч) - контрольная или календарная игра - теоретическая  

    подготовка.

Соревновательные микроциклы: 9,19, 31,42.

Проводится 4-6 календарных игр и восстановительные занятия между ними. Направленность и норма недельных микроциклов пятого года обучения в учебно-тренировочных группах.

Общеподготовительные микроциклы: 1-3, 10-12,  20-23,  32-38. Направленность занятий в микроцикле:

1-й день. 1-е занятие (1 ч) - физическая подготовка;

     2-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка;

2-й день.    1-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка;

    2-е занятие (1ч)- физическая подготовка.

3-й день. 1-е занятие (2 ч) - игровая подготовка.

4-й день. 1-е занятие (2 ч)- индивидуальная подготовка.

5-й день. 1-е занятие (1ч)- физическая подготовка;

    2-е занятие (2 ч)- технико-тактическая подготовка.

6-й день. 1-е занятие (2 ч) - игровая подготовка.

7-й день - отдых.        

Специально-подготовительные микроциклы: 4-6, 13-15, 24-27, 39 ,43 Направленность занятий в микроцикле:

1-й день. 1-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка;

    2-е занятие (1ч)-технико-тактическая подготовка.

2-й день. 1-е занятие (1ч)- физическая подготовка;

    2-е занятие (2 ч)- технико-тактическая подготовка.

3-й день. 1-е занятие (1 ч) - физическая подготовка;

    2-е занятие (2 ч) - игровая подготовка.

4-й день. 1-е занятие (2 ч)- индивидуальная подготовка.

5-й день. 1-е занятие (1ч)- физическая подготовка;

    2-е занятие (2 ч) - игровая подготовка.        

6-й день. 1-е занятие (2 ч)- календарная или контрольная игра;

    2-е занятие (1ч)-теоретическая подготовка.

7-й день - отдых.

Предсоревновательные микроциклы: 7 и 8, 16 и 18, 28-30, 44-46.
Направленность занятий в микроцикле;
1-й день. 1-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка.
2-й день. 1-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка.
3-й день. 1-е занятие (1 ч) - технико-тактическая подготовка;        

    2-е занятие (2 ч) - игровая подготовка.        

4-й день. 1-е занятие (2 ч) - индивидуальная подготовка.

5-й день. 1-е занятие (2 ч) - технико-тактическая подготовка.

6-й день. 1-е занятие (1 ч) - технико-тактическая подготовка;

    2-е занятие (2 ч) - контрольная или календарная игра -

    теоретическая подготовка.

7-й день - отдых.

Соревновательные микроциклы: 9, 19, 31, 47.

Проводится 4-6 календарных игр и восстановительные занятия между ними.

Физическая подготовка.

Специально-подготовительные упражнения.

     Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов, на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно, воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой йоги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).

  • Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание отведение и приведение рук с гантелями в положение, лежа на спине, на скамейке. Метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Метание камней с отскоком от поверхности воды. Метание палок (игра в «городки»). Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному) в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель. Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку. Бросок мяча в прыжке с подкидного мостика на точность, попадания в мишени на полу и на стене, в ворота.

  -Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии).

Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.

-        Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).

        

Восстановительные мероприятия

        

     Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного спорта. Это нашло отражение и при организации работы в спортивных школах. Профилактика травматизма всегда являлась неотъемлемой задачей тренировочного процесса. Частые травмы нарушают нормальное течение учебного процесса и свидетельствуют о нерациональном его построении.

    Чаще всего травмы в баскетболе бывают при скоростных нагрузках, которые предъявляют максимальные требования к мышцам, связкам, сухожилиям.      Основные причины - локальные перегрузки, недостаточная разносторонность нагрузок, применение их при переохлаждении и в состоянии утомления, а также недостаточная разминка перед скоростными усилиями.

    В нашей стране разработана система восстановительных мероприятий при тренировках с высокими нагрузками для спортсменов высшей квалификации. Отдельные положения этой системы могут быть использованы при организации восстановительных мероприятий в спортивных школах.

    Восстановительные средства делятся на четыре группы: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.

    Педагогические средства являются основными, так как при нерациональном построении тренировки остальные средства восстановления оказываются неэффективными. Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла.

    Специальное психологическое воздействие, обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. Однако в спортивных школах возрастает роль тренера-преподавателя в управлении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения и т.д. Эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов. Особо важное значение имеет определение психической совместимости спортсменов.

    Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда» учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.

    Медико-биологическая группа восстановительных средств  включает в себя: рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления.

    При организации питания на сборах следует руководствоваться рекомендациями Института питания РАМН, в основу которых положены принципы сбалансированного питания, разработанные академиком А.А. Покровским. Дополнительное введение витаминов осуществляется в зимне-весенний период, также в период напряженных тренировок. Во избежание интоксикации дополнительный прием витаминов целесообразно назначать в дозе, не превышающей половины суточной потребности.

    Физические факторы представляют собой большую группу средств, используемых в физиотерапии. Рациональное применение физических средств восстановления способствует предотвращению травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. В спортивной практике широко используются различные виды ручного и инструментального массажа, души (подводный, вибрационный), ванны, сауна, локальные физиотерапевтические воздействия (гальванизация, ионофорез, соллюкс и др.), локальные баровоздействия, электростимуляция и др. Передозировка физиотерапевтических процедур приводит к угнетению реактивности организма. Поэтому в школьном возрасте в одном сеансе не следует применять более одной процедуры. В течение дня желательно ограничиться одним сеансом. Средства общего воздействия (массаж, сауна, ванны) следует назначать по показаниям, но не чаще 1-2 раз в неделю. Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.

Средства восстановления используются лишь при снижении спортивной работоспособности или при ухудшении переносимости тренировочных нагрузок. В тех случаях, когда восстановление работоспособности осуществляется естественным путём, дополнительные восстановительные средства могут привести к снижению тренировочного эффекта и ухудшению тренированности.

Психологическая подготовка

     Психологическая подготовка состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.

     Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.

     Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течении всего года, и психологическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.        

В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.

В ходе подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена к выступлению, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы.

 В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению. Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения на другие виды деятельности и прочих средств. С этой целью также используются: рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения. система аутогенных воздействий.

Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны включаться во все этапы и периоды круглогодичной подготовки.        

На занятиях учебно-тренировочных групп акцент делается на развитии Спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти, специализированного восприятия, создании общей психической подготовленности к соревнованиям.

Контроль в процессе подготовки

    Важнейшей функцией управления наряду с планированием является контроль, определяющий эффективность учебно-тренировочной работы с баскетболистами на всех этапах многолетней подготовки.

    В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведется учет подготовленности путем:

- текущей оценки изучаемого материала;

- оценки результатов выступления в соревнованиях команды и индивидуальных игровых показателей;

- выполнения контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке, для чего организуются специальные соревнования.

    Контроль подготовленности баскетболистов  учебно- тренировочных групп  необходимо вести с учетом их биологического возраста. А это значит, что важно учитывать не только год обучения в ДЮСШ, а  фактические возможности юных спортсменов на данном этапе их физического развития. Даже по паспортному возрасту занимающиеся в одной группе отличаются на целый год, а по биологическому это отличие может быть ещё больше.

    В этих группах ДЮСШ в основном занимаются баскетболисты среднего, выше среднего, и высокого роста. Для этих трёх категорий разработаны таблицы «должных» нормативов физической подготовленности юных, при соответствии которым они имеют предпосылку достичь высшего спортивного мастерства. Представляется возможным. Представляется возможным оценить уровень подготовленности, опираясь на паспортный возраст и длину тела юных игроков.

    Контроль юных игроков, выходящих за рамки указанных ростовых границ, должен осуществляться индивидуально. Если результат не укладывается в крайнюю норму соответствующей таблицы, оценку надо производить, оценку надо производить, ориентируясь на приятый для данного теста «шаг» количества баллов и секунд или количества сантиметров.

    «Должные» нормы подготовки баскетболистов определенного возраста, на которые необходимо ориентироваться при подготовке игроков, на которые необходимо ориентироваться, при подготовке игроков приведены ниже:

шесть месяцев до наступления полных лет и после дня рождения. Например, тестирование проводится 10 сентября 2001 г., день рождения 15 ноября 1986 г., паспортный возраст игрока 15 лет. Если день рождения, к примеру, 9 марта 1986 г., то игроку уже 16 лет.
Оценку подготовленности баскетболисток с ориентиром на длину тела проводить не всегда рационально, так как биологический возраст спортсменок не находит такого конкретного отражения в антропометрических показателях, как у юношей. Поэтому можно определить уровень подготовленности, ориентируясь на количество набранных очков.        

Игроки в баскетболе делятся по игровому амплуа. Особенности в подготовленности  у игроков различного амплуа начинают формироваться с 14 лет и к 16 годам достигают достоверных различий. Для тренеров, работающих с юными спортсменами, необходимо знать эти различия, чтобы эффективно планировать процесс совершенствования своих учеников. В программе оценка подготовленности баскетболистов 17-летнего возраста представлена суммой очков по игровому амплуа, а не по показателям длины тела, как у более юных спортсменов. На этапе спортивного совершенствования основным критерием подготовленности игрока становится успех в соревновательной деятельности. При этом комплексный показатель по семи тестам мужчин и женщин разного возраста и разного игрового амплуа должен соответствовать определенным нормам. 


 Сведения о разработчике:

Фамилия, имя, отчество:

Место работы:

Должность:

Педагогический стаж:

Телефон домашний:

Сотовый:

Губин Павел Владимирович

МОУ ДОД «ДЮСШ» р.п. Бисерть

тренер-преподаватель по баскетболу

28 года

8 (343 98) 6 – 24 – 79

8-904-543-79-86

Учебно-методическое обеспечение

КОНТРОЛЬНЫЕ  НОРМАТИВЫ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ  ПОДГОТОВКЕ  

мальчики

Группы

Физическая   подготовка

Техническая  подготовка

Прыжок в длину

с места (см)

Высота подскока (см) по Абалакову

Бег 20 м; с

Дистанционные броски

(%)

Штрафные броски (%)

ГНП

1-й год

160

30

4,2

28

-

2-й год

174

32

4,0

30

-

3-й год

190

35

3,9

35

-

УТГ

1-й год

195

38

3,9

40

48

2-й год

205

41

3,8

45

50

3-й год

210

43

3,6

58

60

4-й год

215

44

3,6

50

70

девочки

Группы

Физическая   подготовка

Техническая  подготовка

Прыжок в длину с места (см)

Высота подскока

(см) по Абалакову

Бег 20 м; с

Дистанционные броски

(%)

Штрафные броски

(%)

ГНП

1-й год

155

28

4,5

28

-

2-й год

160

32

4,3

30

-

3-й год

180

35

4,0

35

-

УТГ

1-й год

195

37

3,8

40

48

2-й год

205

40

3,7

45

50

3-й год

205

41

3,7

48

60

4-й год

207

42

3,7

50

70

        

Литература.

  1. Адашкавичен  Э. Й. «Баскетбол для дошкольников», М., 1983.
  2. Бейлин Ю. Ф., Портных Ю. И. « Мини-баскетбол в школе», М.,1976.
  3. Гатмен Б.. Финнеган Т. «Всё о тренировке юного баскетболиста». М., 2006.
  4. Джерри В.К., Краузе  Д.М., Джерри Мейер, «Баскетбол. Навыки и упражнения», М, 2006.
  5. Портнов Ю.М., Башкирова В.Г., Луничкин В.Г., Духовный М.И., Мацак А.Б. «Баскетбол», Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, ОАО «Издательство «Советский спорт», М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по баскетболу

Спортивная секция. Рабочая программа по баскетболу. Цели, задачи, ожидаемый результат...

Рабочая программа по баскетболу

рабочая программа 2 часа в неделю для 5-8 классов...

Рабочая программа по баскетболу

СОДЕРЖАНИЕВведение............................................................................................1. Пояснительная записка ....................................................................

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА секции «БАСКЕТБОЛ»

Программа является основанием для определения качества реализации дополнительного оброзования....

Рабочая программа по баскетболу для 5-11 классов

Рабочая программа по баскетболу для 5-11 классов...