Методическая работа
методическая разработка по теме

Семенычева Лариса Николаевна

Предварительный просмотр:

Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС

Особенностью новых государственных стандартов основного общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важное требование – формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой».

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в. , чтобы не чувствовать себя изгоем.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т. п.

 При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Приемы организации рефлексии на уроке:

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

1. «Смайлики. » Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

2. Использование различных изображений:

 «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

 «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

3. « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

2. Рефлексия деятельности

  1. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После урока мне захотелось…";

"Я мечтаю о …";

"Сегодня мне удалось…";

"Я сумел…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я почувствовал, что…";

"Я научился…";

"Меня удивило…" и т. п.

"Каким было общение на уроке?.

 - занимательным

 - познавательным

 - интересным

 - игровым

 - необычным

 - скучным

 - радостным

 - дружелюбным

Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

3. Рефлексия содержания учебного предмета

1. «Поезд».

На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

2. «Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап – анализ своего настроения

 - анализ своих успехов

2 этап – анализ работы одноклассников

3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

 Таким образом, эти этапы урока – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.

Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

Современный школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

 В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.

 Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

      Рефлексия – это обязательное  условие саморазвития. «Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» – Антуан де Сент-Экзюпери.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

МБОУ Базинская ООШ «СКЦ»
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельностир.п.Бутурлино2014 - 2015 учебный год
Визитная карточка:Семенычева Лариса Николаевна, учитель истории МбОУ Базинской ООШ «СКЦ».Награды: - Почетная грамота Министерства образования Нижегородской области, 2014- Благодарность Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, 2013- Почетная грамота Администрации Бутурлинского муниципального района Управление образования, культуры и спорта, 2010 - Грамота МБОУ Базинской ООШ «СКЦ», 2012Профессиональное кредо: «Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими». (Ральф Уолдо Эмерсон)
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности обучающихся.
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования. - Изучение трудов ведущих ученых: Г.К. Селевко, Е.С. Полат, О.В. Воронкова, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. Наиболее важным считаю принципы ИКТ, изложенные в работе «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств» Г.К. Селевко.- Творческий поиск методов, форм, приемов для активизации познавательной активности обучающихся.- Изучение опыта коллег.- Накопление собственного опыта работы и оформление медиатеки по предметам и классам.- Обмен опытом работы в сетевых педагогических сообществах. - Внедрение ИКТ в урочную и внеурочную деятельность.
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.Расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития. Формирование у школьников информационной компетенции обеспечивает ему успешность и конкурентоспособность в постоянно развивающемся социуме. Поэтому использование ИКТ является одним из главных способов повышения информационной компетенции.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования. Переход к информационному образованию:- Умение работать с информацией, различного рода источниками, документами, поток которых непрерывно растет.- Важно научить школьника пользоваться техническими хранилищами информации.Формирование информационных компетенций обучающихся – одно из требований метапредметных результатов освоения образовательной программы, установленной ФГОС.
Цель и задачи педагогической деятельности. Цель: формирование информационных компетенций у обучающихся, повышение познавательной активности и учебной мотивации на уроках истории и обществознания. Задачи: - Обеспечить качество усвоения знаний по истории и обществознанию.- Организовать применение в процессе обучения эффективных методов работы с картами, схемами, таблицами, графиками, диаграммами. - Содействовать развитию ИКТ-компетентности.- Способствовать организации деятельности обучающихся, направленной на самореализацию их личности.
Ведущая педагогическая идея. Формирование информационной компетенции обучающихся через использование ИКТ на уроках истории и обществознания.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования. Применение ИКТ:- развивает наглядно-образное, интуитивное, творческое мышление;- развивает коммуникативные способности;- формирует информационную культуру, умение осуществлять обработку информации;- углубляет межпредметные связи.Изменения в методике преподавания:- преобладание практических методов обучения и воспитания;- реализация деятельностного подхода на каждом этапе формирования компетенций.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования. 1. Мультимедийные презентации:- учитель сам конструирует урок;- возможность использовать информацию в любой форме представления (текст, таблица, диаграмма, схема);- позволяет чередовать различные виды деятельности( работа с учебником, с картой, тетрадью, информацией на экране);- наглядность, яркость урока.2. Применение электронных учебников: (А.А. Данилов. История России. Часть 1-4):- наличие большого количества анимированных карт, заданий к ним;- наличие видеофрагментов, таблиц, схем. 3. Использование тестов-тренажеров:- позволяет отслеживать процесс усвоения основных знаний, умений, навыков;- корректировать процесс обучения;- обеспечивает оценочную деятельность; - способствует подготовке к экзаменам.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования. Формирование информационных компетенций происходит на различных уроках:- комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИТ и работу уч-ся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа-презентации;-урок-лекция по изучению нового материала, который предполагает в течение всего занятия использование ИТ в качестве иллюстративного материала; -урок-семинар, когда учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИТ;- урок обобщения.Формы организации занятий с использованием ИКТ:- самостоятельные работы:- творческие задания;- компьютерный практикум;- работа с документами.Методы и приемы: - компьютерный практикум (составление схем, диаграмм, таблиц);- творческие задания с применением программ Word, PowerPoint, Publicher (сборников статистических данных, презентаций , буклетов и т.д.).
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны. - Отдельная педагогическая ситуация («Дополни схему», «Вставь пропущенное слово», «Реши кроссворд»). - Урок (Природа и Люди древней Индии, 5 класс).- Система уроков (Великие географические открытия - 7 класс, 2 часа)
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты. 1. Стабильное качество знаний по предметам
2. Участие в конкурсах различного уровня
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты.
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника.
Год
Тема выступления
Место выступления
2011-2012 учебный год
Образовательные технологии, методы, формы организации деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.
Педагогический совет
2012-2013 учебный год
Использование ИКТ на уроках истории
Педагогический совет
2012-2013 учебный год
Внеклассное мероприятие «Знатоки истории»
РМО учителей истории
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника.
Литература 1. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций//www/tisbi.ruscience/veatnik/2003/issue2/ 2. Гузев В.В. Планирование результатов образования и образовательных технологий. М.: Народное образование, 20103. Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.4. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. –М.: 2003.5. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям// Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М.: 2001,- с.1236. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. - « Учитель». 2002. - № 4. – С.53. Интернет-ресурсы- www. School-collction.ru- http:// pedsovet.su - http:// nsportal.ru- http :// it-n.ru/ Сеть творческих учителей- http :// www.fipi.ru/ ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений - http :// historu.ru/ Методика преподавания истории 


Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС

В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новое. Основные задачи образования сегодня, – не просто вооружить выпускника набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь.

Одним из важнейших приоритетов современной государственной политики в сфере образования является переориентация деятельности учителя на применение передовых образовательных технологий, создающих основу для получения качественно новых образовательных результатов. При этом наиболее актуальным, стратегическим вектором в повышении качества образования является формирование ключевых компетенций и надпредметных способностей, позволяющих выпускнику «самостоятельно работать, учиться и переучиваться в течение всей дальнейшей жизни» (А.Фурсенко). Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетенций, которые являются ответом системы образования на требования работодателей. Ключевые компетенции как результат общего образования означают готовность эффективно сорганизовать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

 Я считаю, что данный подход возможно осуществить при использовании  следующих технологий:

- Информационная технология

Информационные технологии предполагают активнейшее участие ребенка в «производстве» высококлассной продукции – активной грамотности, а главное, глубоко индивидуальной личности человека. Владея этой технологией, ребенок ненавязчиво подключается к процессу и обсуждениям актуальных для современного общества проблем, поиска и аргументации, оценки и обсуждения самых разных вопросов в ходе урока. Благодаря фактору коммуникации личность ребенка очень рано претерпевает важные, с точки зрения социализации, изменения. Постепенно и планомерно достигаются такие воспитательные цели, как формирование культуры речи, развитие дискуссионных навыков, демократических убеждений, этически и эстетически выверенных подходов к социальной жизни. Одним из главных критериев образовательного процесса в условиях ФГОС является самостоятельность учащегося, умение работать в группе и, что немаловажно, умение самоценивать свою деятельность, умение выслушать критику, отстаивание мнения, обмен мнениями, знаниями, выработка точки зрения.

- Технология критического мышления

Данная технология способствует повышению эффективности восприятия информации;  повышает интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, развивает умение критически мыслить и ответственно относиться к собственному образовании, умение работать в сотрудничестве с другими

- Технология развивающего обучения

Данная технология способствует росту успешности обучения, помогает учащимся обрести уверенность в своих силах, стимулирует интерес к предмету. Задания дифференцируются по объему учебного материала, по степени трудности по уровню творчества.

Развивающее обучение обеспечивает переход от репродуктивной деятельности к деятельности творчески-поисковой.

- Технология проблемного обучения

Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями.



Предварительный просмотр:

Формирование личностных УУД на уроках истории и обществознания.

        Современные условия определяют новые требования к социальному предназначению школы. Новые стандарты предполагают, что обучение будет направлено на овладение школьниками универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) в системе деятельностного подхода.

Современное информационное общество требует от нас подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для нашей жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть, важны не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Школа должна «научить учиться». Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. ФГОС предполагает, что обучение будет направлено на овладение школьниками универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) в системе деятельностного подхода. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Я бы хотела остановиться на личностных универсальных учебных действиях. Что же такое вообще УУД? УУД – это совокупность действий учащегося, которые обеспечивают способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурное единство и толерантность. Это способность ученика саморазвиваться и самосовершенствоваться.

        Личностные УУД обеспечивают умение учащихся соотносить поступки и события с принятыми принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственную сторону поведения, а также умение правильно ориентироваться в обществе. Применительно к учебной деятельности следует выделить следующие этапы  действий:

  •  I этап - личностный,  
  • II этап - профессиональный, если эти два этапа достигнуты, то результатом становится жизненное самоопределение.  Все этапы достигаются методами смыслообразования, то есть когда учащиеся понимают связь между учебной деятельностью и её необходимостью. У ребят возникает вопрос - «Какое значение имеет для меня учение», и они с легкостью находят на него ответ.

         К важнейшим личностным результатам при изучении истории и обществознания  в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей принадлежности к истории своей страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление исторического опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Например: на уроке обществознания в 5 классе, детям предлагается отрывок из произведения Сусловой  «Лад».

   А дом, заставленный добром,- ещё не дом.
И даже люстра над столом – ещё не дом.
И на окне с живым цветком – ещё не дом.
И даже с чайника баском – ещё не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом. Твоим теплом.

  После чтения стихотворения, после работы по его содержанию, ученики приходят к выводу, что главное в доме не материальный достаток, а добрые и уважительные отношения между членами семьи.  На уроках рассматриваем отрывки из произведений, где  ребятам предлагается оценить жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Ребята задумываются о таких понятиях, как добро, терпение, родина, природа, семья, мир, настоящий друг, справедливость, желание понимать позиции другого народа и т.д.

Когда на уроках обществознания занимаемся проектной деятельность, например, по последней теме «Труд и творчество» учащимся заранее было предложено найти информацию и оформить мини-проект, где были бы отражены следующие вопросы: кто он-настоящий мастер?;  какие творения создал мастер?; где могут пригодиться достижения данного мастера?; где можно познакомится с творениями мастера? В результате такой работы у ребят формируется  накопление смыслов, оценок, позитивных поведенческих стереотипов, стремление научиться и быть мастером в своем деле.

На уроке истории по теме «афинская демократия при Перикле»  использовали технологию ситуативного обучения с приемами критического мышления (наши кольца). В результате такого урока  формируется умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения.

Личностные ууд формируются и при диффиринцированном контроле знаний, когда учащимся предлагается выбрать самим  определенные задания, которые соответствуют определенному количеству баллов. На данном этапе  формируется адекватная самооценка,  учебная мотивация, умение ставить цели.

Итак,  новые стандарты предполагают, что личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию и  истории являются:
• мотивированность и направленность на участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Список использованной литературы

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., Просвещение 1996.
  2. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность: Эксперимент,1999.
  3. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/ под ред. А.А.Леонтьева М.,2006.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/Г.К. Селевко. – М.: Народное образование. 1998. – 256 с.
  5. Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании// Педагогика. № 10. – 2005. С. 27-33.
  6. Власова А. Утром – практика, вечером – теория// Российская газета. – 2006. № 286. – С.11
  7. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб. 2007.
  8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению, М.1998
  9. Селевко Г..К. Энциклопедия образовательных технологий, М.2006.
  10. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
  11. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении, М. 1993



Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках истории и обществознания

  «Расскажи мне, и я забуду.

 Покажи мне, и я запомню.

 

Вовлеки меня, и я научусь»

 

Китайская мудрость

 Современные условия определяют новые требования к социальному предназначению школы. Новые стандарты предполагают, что обучение будет направлено на овладение школьниками универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными), обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.  

Современное информационное общество требует от нас подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для нашей жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть, важны не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Школа должна «научить учиться». Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

Личностные УУД обеспечивают умение учащихся соотносить поступки и события с принятыми принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственную сторону поведения, а также умение правильно ориентироваться в обществе.  

На уроках истории и обществознания для формирования личностных УУД я использую следующие виды заданий: например: на уроке обществознания в 5 классе, детям предлагается отрывок из произведения Сусловой  «Лад».

   А дом, заставленный добром,- ещё не дом.
И даже люстра над столом – ещё не дом.
И на окне с живым цветком – ещё не дом.
И даже с чайника баском – ещё не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом. Твоим теплом.

  После чтения стихотворения, после работы по его содержанию, ученики приходят к выводу, что главное в доме не материальный достаток, а добрые и уважительные отношения между членами семьи.  На уроках рассматриваем отрывки из произведений, где  ребятам предлагается оценить жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Ребята задумываются о таких понятиях, как добро, терпение, родина, природа, семья, мир, настоящий друг, справедливость, желание понимать позиции другого народа и т.д.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

На уроках истории древнего мира, тема «Древний Восток» я использую следующие задания по формированию регулятивных учебных действий:

1.Прослушайте стихотворение. О каком государстве идет речь?

 Перед древностью склоняюсь,

И храмов древних

гордый вид,

Объять вниманием стараюсь…

Разделите свою тетрадь на две части, в 1 части запишите, что вы уже знаете об этом государстве, во 2 части, чтобы вы хотели узнать из истории этого государства.

В ходе выполнения задания обучающиеся выполняю следующие действия:        

1.Определение темы урока

2. Задачи урока ( что мы будем изучать ..)

3. Целеполагание

 Следующее задание «Найди ошибки в тексте». Выполняется действие: найти исторические ошибки в тексте, объяснить выделенные ошибки.

Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Их формирование происходит через следующие задания: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;   поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Изучая тему «Сословия Древнего Египта» учащимся предлагается выполнить следующее задание:

«Сословия Древнего Египта»

вельможи

земледельцы

ремесленники

1.Род занятий

2.жилища

3.пища

Положение в обществе

Работа с пар. 7-8. Прочитать параграфы, выделить основные характеристики сословий, перенести их в таблицу.

При выполнении данного задания выполнялись действия:

Умение выделять главную информацию из текста учебника. Обобщать данную  информацию, оформлять таблицу.

Коммуникативные УУД  обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Для развития коммуникативных УУД очень важны групповые формы работы. Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных  действий можно предложить следующие виды заданий:

1.Составь задание партнеру;

2.Отзыв на работу товарища;
3.Групповая работа по составлению кроссворда;
4.«Отгадай, о ком говорим»;
5.Проектная деятельность.

Практикую в качестве домашней работы мини – сочинения, цель которых от лица исторических персонажей осветить какое-либо событие, встреча с интересным человеком, интервью и др.

Решение всех поставленных задач на уроке должно проходить через УУД. Ученик должен научиться самостоятельно обрабатывать любую информацию, работать с источниками, документами и материалами, уметь извлекать информацию из текста, использовать разные виды чтения, анализировать, (схемы, таблицы, диаграммы) проводить анализ, обобщение, группировать и классифицировать факты и явления. Выявлять аналогии и причинно-следственные связи.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы и структура урока в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Выполнила: Семенычева Л.Н. учитель истории и обществознания МБОУ Базинская Оош имени Н.В. Сутягина

Слайд 2

Типы уроков и их структура по ФГОС 1. Урок усвоения новых знаний 2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения). 4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий урок). 5. Урок контроля знаний и умений. 6. Урок коррекции знаний, умений и навыков. 7. Комбинированный урок.

Слайд 3

1. Структура урока усвоения новых знаний 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания. 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Слайд 4

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление: - в знакомой ситуации (типовые), - в изменённой ситуации(конструктивные). 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Слайд 5

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения). 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний: - с целью подготовки к контрольному уроку, - с целью подготовки к изучению новой темы. 5) Применение знаний и умений в новой ситуации. 6) Обобщение и систематизация знаний. 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Слайд 6

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий урок). 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к деятельности обобщения. Воспроизведение материалов на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Слайд 7

5. Структура урока контроля знаний и умений. Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объёму или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура. 4). Рефлексия (подведение итогов занятия).

Слайд 8

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков . 1 ) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 5) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Слайд 9

7. Структура комбинированного урока. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания. 6) Первичное закрепление. 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 9) Рефлексия (подведение итогов занятия).



Предварительный просмотр:

К вопросу о развитии универсальных учебных действий

Как создать условия для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках при изучении различных предметов?

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе. Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения.

Педагогам предстоит организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение учащимся основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.

Мы предлагаем примеры таких уроков, где сделана попытка организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Уроки разработаны на основе предложений академика РАО В.С. Лазарева, сформулированных на одном из семинаров, проводимых «Центром инновационных образовательных технологий» по теме «Развитие исследовательских способностей учащихся как цель школьного образования». На этой встрече Валерий Семёнович сказал, что чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания, нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих учебных программ. Должен быть изменён способ обучения.

Когда мы хотим передать учащимся какой-то способ действий нужно:

  1. ввести учащихся в ситуацию, когда им нужно что-то сделать, но они не знают как;
  2. выработать вместе с ними критерии (способ) оценки результата;
  3. дать им возможность построить способ действия;
  4. обеспечить правильную оценку результата;
  5. проанализировать причины несоответствий требуемого и фактического результата (выявить недостатки реализованного способа);
  6. выработать вместе с ними “правильный” способ действия (привести их к нему);
  7. повторно решить задачу (выполнить действие).

Из лекции В.С. Лазарева

Пример организации учебного процесса на основе исследования при прохождении темы: «Сила трения». ФИЗИКА 7 класс.

Учащимся предлагается исследовательская задача третьего типа:«Установить, есть ли связь между силой трения скольжения и силой нормального давления».

При решении этой задачи предполагается, что учащиеся будут осваивать исследовательские действия:

  • выдвижение гипотез;
  • планирование эксперимента;
  • проведение эксперимента.

В результате будут формироваться умения:

  • выдвигать и проверять гипотезу;
  • планировать и проводить эксперимент.

Примерный вариант организации учебного занятия №1.

1. С предыдущих уроков дети знают о действии на тело силы трения и силы нормального давления умеют их измерять. Во время фронтальной беседы о действии этих сил на тело перед учащимися ставиться задача: «Установить, есть ли связь между силой трения скольжения и силой нормального давления».

Затем обсуждается:

  • что для решения этой задачи необходимо сделать предположение, т. е. выдвинуть гипотезу;
  • нужно определиться с тем, какую гипотезу мы будем считать хорошо сформулированной гипотезой.

2. Задание группам: «Перечислите требования, которым будет отвечать хорошо сформулированная гипотеза. Предложите способ проверки формулировки гипотез на соответствие этим требованиям».

Предполагаемый результат работы групп:

Требования, которым будет отвечать хорошо сформулированная гипотеза:

  • Соответствие фактам
  • Проверяемость
  • Возможная простота
  • Непротиворечивость.

Способ проверки формулировки гипотез на соответствие этим требованиям:

  • Соотнесение каждой гипотезы с требованиями
  • Вывод.

3. В беседе с классом выясняется, какие действия и в какой последовательности мы должны выполнять при формулировании гипотезы. В результате определена последовательность действий по формулированию гипотез.

Последовательность действий по формулированию гипотез

Действие

Результат

Продолжительность во времени

1. Обсуждение известных данных.

Осознание проблемы

5 мин.

2. Формулирование возможных вариантов решения проблемы (выдвижение предположений).

Список предложений (гипотез)

15 мин.

3. Соотнесение каждого предположения (гипотезы) с требованиями и формулирование общей для группы гипотезы.

Гипотеза по установлению наличия связи между Fтр и N

15 мин.

4. Работа в группах по заданию: «В соответствии с последовательностью действий сформулируйте предположение о существовании связи между Fтр и N».

5. Отчет групп о полученных результатах (обсуждение версий гипотез, предложенных каждой группой).Отчет экспертов о соблюдении плана.Если все формулировки гипотез соответствуют требованиям, то предложенная в п.3 последовательность действий принимается. В случае несоответствия формулировки гипотезы предъявляемым к ней требованиям хотя бы у одной из групп, выясняются причины несоответствия, исправляются ошибки.Если гипотеза не соответствует требованиям у всех групп, производится «коррекция» способа действия и все начинается сначала.

Примерный вариант организации учебного занятия №2.

1. На предыдущем уроке учащиеся выдвинули гипотезу о существовании связи между Fтр и N. Далее следует вспомнить, что гипотезу можно проверить, проведя эксперимент.

Обсуждается вопрос о планировании эксперимента для проверки гипотезы, при этом необходимо выяснить, каким требованиям должен удовлетворять план проведения эксперимента, какой план будет считаться хорошим.

2. Задание группам: Перечислите требования к хорошему плану проведения эксперимента. Предложите способ проверки соответствия плана этим требованиям.

Предполагаемый результат работы групп:

Критерии оценки плана проведения эксперимента:

  • определен полный состав действий по достижению желаемых результатов;
  • четко определены требования к результатам действий (чтобы можно было проверить, достигнуты ли результаты);
  • определены связи между действиями;
  • определена продолжительность каждого действия;
  • обоснована общая продолжительность каждого действия;
  • план рационально детализирован;
  • реалистичность по ресурсному обеспечению и срокам реализации.

Способ проверки плана эксперимента на соответствие этим требованиям:

  • соотнесение пунктов плана с требованиями;
  • вывод.

3. В беседе с классом выясняем, какие шаги и в какой последовательности нам нужно сделать, чтобы составить хороший план.

В результате определена последовательность шагов по выполнению планирования эксперимента.

  • выбрать общую схему проведения эксперимента (идея проведения);
  • выбрать методы сбора исходных данных;
  • подобрать участников эксперимента;
  • определить полный состав действий и разработать план-график эксперимента;
  • определить результат каждого действия и требования к результату;
  • определить связи между действиями;
  • определить продолжительность каждого действия
  • обосновать общую продолжительность реализации плана;
  • оценить план.

4. Работа в группах по заданию: «Спланируйте эксперимент по проверке гипотезы».

Возможный вариант плана проведения эксперимента.

  1. Разбить учащихся на группы.
  2. Провести измерения Fтр и N в различных условиях (в каждом условии измерения проводим трижды, для анализа берем средний показатель).
  3. Измерения Fтр и N с помощью динамометра.
  4. План-график эксперимента.

Действие

Результат

Время

1. Определить цель эксперимента

Доказать или опровергнуть гипотезу.

2мин.

2. Определить форму представления результатов эксперимента.

Форма оформления результата.

1 мин.

3. Подобрать оборудование для проведения эксперимента.

Оборудование.

3 мин.

4. Определить цену деления приборов.

Определена цена деления приборов.

5 мин.

5. Определить погрешность измерения.

Известна погрешность измерения.

2 мин.

6. Провести измерения Fтр и N в условиях: №1 №2 №3

Результаты измерения.

15 мин.

7. Заполнить форму представления результатов.

Таблица средних результатов.

5 мин.

8. Проанализировать результаты эксперимента.

Вывод о подтверждении или опровержении гипотезы.

5 мин.

5. Отчет групп о полученных результатах (обсуждение версий плана проведения эксперимента).Отчет экспертов о соблюдении плана действия по планированию эксперимента.Если все версии соответствуют требованиям, то предложенная в п.3 последовательность действий принимается. В случае несоответствия планирования эксперимента предъявляемым к нему требованиям хотя бы у одной из групп, выясняются причины несоответствия, исправляются ошибки. Если все версии не соответствуют требованиям у всех групп, производится «коррекция» способа действия и все начинается сначала.

Примерный вариант организации учебного занятия №3

1. На предыдущем уроке учащиеся разработали план проведения эксперимента по проверке гипотезы о связи между Fтр и N. Далее, обсуждается вопрос о проведении эксперимента для проверки гипотезы по составленному плану, при этом необходимо выяснить, каким требованиям должен удовлетворять хорошо проведенный эксперимент.

2. Задание группам:«Перечислите требования к хорошему плану проведения эксперимента. Предложите способ проверки соответствия плана этим требованиям».

Предполагаемый результат работы групп:

Критерии к хорошо проведенному эксперименту:

  • соответствие плану;
  • валидность;
  • надежность методики эксперимента.

Способ проверки качества выполнения эксперимента: 

  • оценка действий на предмет соответствия требованиям:
  • вывод.

3. В беседе с классом выясняем, какие шаги и в какой последовательности нам нужно сделать, чтобы провести эксперимент по плану.

В результате определена последовательность шагов по проведению эксперимента.

  • провести эксперимент в соответствии с планом;
  • оценить результаты;
  • оформить результаты эксперимента.

4. Работа в группах: проведение эксперимента.

5. Отчет групп о полученных результатах (обсуждение и хода проведения эксперимента). Если все эксперименты проведены в соответствии с требованиями, то предложенная в п.3 последовательность действий принимается.В случае несоответствия проведения эксперимента предъявляемым к нему требованиям хотя бы у одной из групп, выясняются причины несоответствия, исправляются ошибки.Если все эксперименты проведены не в соответствии с требованиями у всех групп, производится «коррекция» способа действия и все начинается сначала.

Если все эксперименты проведены в соответствии с требованиями и получены валидные и надежные результаты, то в классе обсуждается вопрос: «Можем ли мы на основании полученных результатов доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу».

Пример организации учебного процесса на уроках литературы в 6 классе по развитию исследовательских умений учащихся

Содержание учебной программы по предмету

Исследовательская задача

Формирование умения выполнять исследовательское действие — планирование решения задачи

Исследовательское умение

Введение. Тема “О главном в литературе (о герое)”. Урок “Наше творчество”. Урок посвящается чтению и обсуждению творческих работ учащихся, написанных в конце прошлого учебного года. Тема сочинений - “С точки зрения кактуса”. В процессе обсуждения сочинений учащимся предлагается ответить на вопрос: “Почему твой кактус такой”.

Задача на установление связи между АВТОРОМ и ГЕРОЕМ в литературном произведении.

(Какова связь между автром и героем?)

Фаза 1

Вопрос учмтеля: “Может ли автор герою своего произведения придумать любой поступок?” (Обсуждение этого вопроса с учащимися). Выход на вопрос: “Какова связь между автором и героем?” и обсуждение того, каким требованиям должен удовлетворять ответ на этот вопрос.

В итоге фиксирются требования к результату решения данной исследовательской задачи:

ответ должен:

  • содержать вывод о характере связи между указанными объектами(связь закономерная или вероятностная) и если связь закономерная, о том как выражена эта закономерность;
  • быть теоретически или эмпирически обоснован и проверяем.

Постановка учебной задачи, предложение учащимся ответить на вопрос: «Какие действия нужно совершить, чтобы ответить на вопрос о характере связи между автором и героем?» , «Каков будет план работы».

Умение планировать решение задач данного типа

Фаза 2 (работа в группах)

Прежде чем будет составляться план работы, нужно определить, какой план мы будем считить «хорошим».

Учащиеся в группах вырабатывают требованияк «хорошему» плану. В результате работы мы должны прийти к выводу, что «хороший» план тот, в котором:

  • определен полный состав действий, необходимых для достижения желаемых результатов;
  • четко определены требования к результатам действий, так. что можно проверить достигнуты они или нет;
  • определена продолжительность каждого действия, и сроки его начала и окончания;
  • определены связи между действиями;
  • обоснована общая продолжительность реализации плана.

При обсуждении критериев к «хорошему» плану постоянно ставятся вопросы: «Почему выдвигается тот или иной критерий плана? » и «Как мы сможем оценить, соответствует ли план выработанным критериям?»

Фаза 3 (фронтальная работа)

Вопрос учителя: «Какой первый шаг мы должны будем сделать для того, чтобы составит «хороший» план?».

Процедура выдвижения предложений и их обсуждение.

В результате определяется следующая последовательность выполнения планирования:

  • Определить полный состав действий для ответа на вопрос: «Какова связь между автором и героем?»
  • Четко определить требования к результатам каждого действия.
  • Определить продолжительность каждого действия.
  • Определить последовательность выполнения каждого действия.
  • Обосновать продолжительность реализации плана.

Вопрос учителя: «Будет ли наш план хорош, если какой-либо из шагов будет выполнен плохо?»

Фаза 4(работа в группах)

Составление плана действий для решения задачи по выявлению связи между автором и героем.

Фаза 5

Обсуждение работы групп.

Возможный план действий по выявлению характера связи между автором и героем:

Действие

Результат

1.Собрать исходную информацию для выдвижения предположения (гипотезы)

Достоверная и полная информация для высказывания предположения.

2.Выдвинуть предположение о характере связи между автором и героем произведения.

Гипотеза, обладающая свойством проверяемости.

3.Собрать информацию для доказательства предположения посредством анализа текста по разработанному плану.

План анализа текста и информация для доказательства либо опровержения гипотезы.

Примерный план анализа текста:

  • выбрать текст(ы), на котором(ых) будет определяться связь (текст должен быть знакомый и понятный всем участникам группы)
  • определить объекты связи (должны быть указаны конкретный автор и конкретный герой)
  • изучит свойства каждого объекта (должны быть указаны цели автора и характеристика героя)

На этом этапе нужно добиться понимания того, что важна не характеристика самого автора, его цели (идея конкретного текста).

4.Обработать данные анализа и доказать или опровергнуть высказанное предположение.

Вывод о характере связи

Продолжительность каждого действия и общая продолжительность определяется учениками и зависит от условий организации учебного процесса.

Фаза 6 (если будут выявлены недостатки способа действия)

Повторное решение задачи.

   В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

        Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:
-
математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;
-
коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
-
информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;
-
автономизационная компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
-
социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;
-
продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;
-
нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
       Иными словами, школа должна ребёнка:
«научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
       К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о
достаточно низком уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся наших школ.
       Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.
        Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной
проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
        Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
      
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
        В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают
саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
        Одной из особенностей
УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

        К основным функциям УУД относятся:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

       Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий может служить системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.
        
В качестве психолого-педагогической платформы УУД можно рассматривать развитие личности в системе образования, которое обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.

       Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
• личностное, жизненное самоопределение;
• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.
        Критериями сформированности личностных УУД следует считать:
1) структуру ценностного сознания;
2) уровень развития морального сознания;
3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

        Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
К общеучебным универсальным действиям относятся:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
        Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
        Особую группу общеучебных универсальных действий составляют
знаково-символические действия:
• моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логическими универсальными действиями являются:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.
      
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
• уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
• уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• уметь устанавливать причинно-следственные связи;
• уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• уметь устанавливать аналогии;
• владеть общим приемом решения учебных задач;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
      
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
       Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.
       Можно выделить
следующие преимущества совместной работы:
- возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;
- на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
- уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания);
- снижается школьная тревожность;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- возрастает сплоченность класса;
- меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
- дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей;
- учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделят больше внимания «слабым».
        Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя
- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
       
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
      
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
• выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• тормозить ненужные реакции.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
Например, формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах. Однако если языковая грамотность в первую очередь формируется на уроках русского языка, то логическая грамотность – в процессе изучения математики. Можно отметить, что предметы естественнонаучного цикла, позволяют целенаправленно формировать логические универсальные действия и открывают возможности их систематического использования в различных предметных дисциплинах; учебные предметы гуманитарного цикла и в первую очередь литература наиболее адекватны для формирования универсального действия нравственно-этического оценивания.
Основные виды коммуникативных, в т.ч. речевых действий, естественным образом распространяются на все учебные предметы и, особенно, на внеурочную деятельность. Действительно, в школе нет учебных дисциплин, где дискуссии были бы неуместны. В рамках любого предмета можно организовать работу учеников в малых группах.
Примером формирования всех видов УУД одновременно можно рассмотреть учебную деятельность по усвоению математических понятий. Конкретизируем содержание УУД, которые формируются на уроках математики.
Познавательные УУД:
- осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;
- моделирование;
- использование знаково-символической записи математического понятия;
- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;
- использование индуктивного умозаключения;
- выведение следствий из определения понятия;
- умение приводить контрпримеры.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности).
Личностные УДД:
- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
- формирование математической компетентности.
Регулятивные УУД:
- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;
- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.

       Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Всё это обусловлено объективными и субъективными причинами. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов.
       Но одним из самых важных и непременных
условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.
        Безусловно,
учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.
         Не менее важным является использование учителем современных образовательных технологий. Главное, учитель, весь педагогический состав должны в совершенстве владеть методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик»), уметь определять свои позиции в рамках взаимодействия с учениками. Для успешного решения обозначенной проблемы, можно организовать сотрудничество педагогов между собой в целях обмена опытом по данному вопросу. Традиционной формой по обмену опытом является взаимопосещение уроков. Как, каким образом осуществляется на уроке взаимодействие учителя и ученика, направленное на формирование УДД можно проследить по следующим позициям:
- постановка учебной задачи (целеполагание)
- содержательная линия урока
- организация учебной деятельности
- формы организации учебного сотрудничества
- работа в группе (позиция учеников, позиция учителя)
- коммуникативная компетентность
- морально-этические и психологические принципы общения и сотрудничества
- вербальные и невербальные способы взаимодействия
- характеристики сотрудничества
- эффективность используемых на уроке форм и способов взаимодействия учителя и ученика, направленных на формирование универсальных учебных действий.
        Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
1.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
4.
Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
5. В образовательной практике происходит
переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
        И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают
ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.



Предварительный просмотр:

Роль активных форм деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в подготовке к ГИА.

Выступление на РМО Семенычевой Л.Н.,

учителя истории и обществознания

Базинской ООШ им. Н.В. Сутягина. Март 2017

Современная жизнь требует многое изменить в школьном образовании, в том числе и саму систему получения знаний учащимися: от принципа “дать знания” нужно перейти к принципу “научить получать необходимые знания и умения”. Образование должно быть нацелено на формирование у учащихся умений осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из разных источников на любых носителях, способность делать аргументированные выводы, использовать информации для планирования и осуществления своей деятельности, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации, работать в команде.

Чтобы отработать у учащихся эти основные компетенции, необходимо использовать на уроках активные формы и методы деятельности, которые направлены на формирование умений и навыков, требуемых для выпускников школы, и являются залогом успешной сдачи ГИА и ЕГЭ. Важно чтобы дети на уроках работали сами и не были пассивными слушателями, чтобы их деятельность была направлена на получение результата.

Для достижения этих целей на уроках можно применять следующие задания и моделировать следующие ситуации:
– работа с текстами и документами, анализ, сравнение фактов, составление таблиц, сложного плана;
– аргументация одной из спорных версий фактами исторических или иных документов;
– организация “научных конференций”;
– подготовка эссе.
– подготовка исследовательских работ к научно-практическим конференциям.

Используя активные методы работы на уроках, учитель может заинтересовать учащихся, вовлечь в работу и добиться неплохих результатов. Ведь учащиеся будут не пассивными слушателями лекции учителя, а сами будут находить информацию, делиться ею со всеми, обсуждать, делать выводы. А информация, добытая самим ребенком, лучше задержится в голове, чем услышанная от кого-либо.

Уже с пятого класса на уроках истории необходимо начинать учить детей работать с текстом. Изначально они учатся находить в тексте ответ на поставленный вопрос. Затем учатся составлять вопросы к тексту и задавать их друг другу, выделять в тексте то, что может быть аргументом ответа учащегося. Большое значение необходимо уделять на уроках работе с документами и источниками. Это постепенная, поэтапная подготовка учащихся к выполнению заданий С1-С4 ГИА  по обществознанию и заданий С1-С3 ГИА  по истории.

Навык поиска и извлечения информации из источников отрабатывается в работе с таблицами и схемами. Заполняя таблицу, учащиеся анализируют текст, отбирают необходимую информацию и делают краткую запись, чем закрепляют полученные ранее знания по теме.

Следующий этап работы – составление плана к тексту, сначала простого, а затем сложного. Эта работа подготовит учащихся к выполнению задания части и С1 ГИА по обществознанию.

Начиная с пятого класса, необходимо учить детей не просто воспроизводить материал, а подкреплять свои ответы примерами. Постепенно задания усложняются требованием аргументировать и доказывать свою правоту.

Обучаясь написанию эссе, школьники учатся представлять собственную точку зрения, аргументировать свою позицию достоверными фактами, опираться на мнение авторитетных исследователей или предъявлять обоснованное несогласие с ними.

Учащиеся, активно работающие на уроках, имеющие навыки самостоятельной работы с источниками, могут успешно участвовать в подготовке исследовательских работ к научно-практическим конференциям.

Таким образом, формирование знаний школьников при реализации методики активизации обучения истории и обществознанию – это постоянная планомерная работа, сотрудничество учителя и учеников, совместный поиск и определенные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...

Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.

В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного  цикла по разным  направлениям. Определены задачи  работы на новый уебный год...

Формы методической работы методических объединений

Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...

Методические рекомендации: Основные элементы контроля методической работы.

Показатели контроля деятельности школьных профессиональных объединений педагогов. Основные элементы контроля экспериментальной и научно-исследовательской работы.Критерии оценки качества экспериме...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...