На гребне волны
статья на тему

Овчинникова Мария Максимовна

"«Спасибо Году литературы за то, что он был!» – говорят преподаватели лицея № 6. По мнению специалистов, именно на литературу у  нас осталась одна надежда: книги способны помочь  детям разобраться в себе, научить их чувствовать, любить, получать ответы на серьёзные жизненные вопросы" , - так начинается статья, написанная о размышлениях учителей русского языка и литературы нашего лицея журналистом гозеты "Бердские новости" Н.Захаровой и размещённая на сайте http://www.berdskbn.ru/news/obshchestvo/item/1042-...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_v_gazete_berdskie_novosti.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.berdskbn.ru/news/obshchestvo/item/1042-literatura-na-grebne-volny

«Спасибо Году литературы за то, что он был!» – говорят преподаватели лицея № 6. По мнению специалистов, именно на литературу у  нас осталась одна надежда: книги способны помочь  детям разобраться в себе, научить их чувствовать, любить, получать ответы на серьезные жизненные вопросы.

 

Наши дети – прагматики

Итак, Год литературы заканчивается. Насколько он изменил нас всех? Как пережили все новшества последнего года учителя русского языка и литературы? Как удается им изучать классику с современными детьми? И каков их прогноз: что ждет некогда самую читающую нацию в мире  в будущем?..

Наши собеседники, преподаватели русского языка и литературы лицея № 6, признались, что в современных условиях изучать литературу сложно. Ведь лицей сегодня находится в тренде тех направлений обучения, которые наиболее востребованы для подготовки технических профессий. И эти профили: физико-математический, естественно-научный, информационно-технологический - себя полностью оправдывают. К примеру, в прошлом году 100% выпускников губернаторского класса поступили на бюджет в те вузы, о которых мечтали.

- Они молодцы. Эти ребята были талантливы во всем: сильны в точных науках, писали хорошие сочинения, побеждали в интеллектуальных играх и в спортивных соревнованиях, - констатировала Светлана Зебницкая. – Но надо признать, что наши дети - прагматики. Да и специфика жизни такова, что они выбирают предметы, которые им нужны для поступления в вуз, поэтому экзамен по литературе оказывается мало востребованным: 2-3 выпускника в год. Но, с другой стороны, русский язык является обязательным, а этот экзамен не преодолеешь без знания художественных текстов. Мы рады, что наши ребята выдержали его достойно.

Дети должны перестраиваться по щелчку

Все попытки государства вернуть у школьников интерес к чтению, повысить их грамотность педагогами-практиками приветствуются, но оцениваются критически.

- Когда в прошлом году мы с Галиной Александровной Волковой готовились с  одиннадцатиклассниками к итоговому допусковому сочинению, коллеги в школе почему-то говорили, что дети сейчас разучились писать сочинения. Переживали. А мы не волновались, потому что знали:  писать они научены, структуру сочинения знают, анализировать способны. Конечно, за короткий период до декабря нам пришлось поднять целый пласт русской литературы 20 века, но мы подготовились, и ребята справились, - говорит Светлана Владимировна Зебницкая.

- А мне кажется несколько непродуманным то, что в старших классах форма сочинения на экзамене не позволяет раскрыть творческие способности выпускников. Мы с детьми уже с пятого класса пишем сочинения разных жанров: описание, рассуждение, сочинение по картине… А готовясь к экзаменам, мы требуем от детей шаблонной структуры и определенного объема: в 9 классе - 70 слов, а в 11 классе – 150-300. А  потом удивляемся, что работы неинтересные, - говорит Галина Александровна.

Ольга Юрьевна Чеснокова видит сложность в том, что на экзаменах ребятам приходится выполнять разные виды работ:

- В 9 классе требуется выполнить в одной работе и изложение, и сочинение, и тест. В 11-м же классе в декабре ребята пишут сочинение-рассуждение, ссылаясь в аргументах на художественные произведения. А критерии сочинения в ЕГЭ по русскому языку требуют другого подхода. Дети должны переключаться, как по щелчку, им нужно разобраться сначала в одной, а затем в другой форме сочинения.

Как прочитать 4 тома Толстого в 21 веке?

Какие приёмы находят литераторы для того, чтобы изучить с детьми программные произведения: как заставить молодежь 21 века прочитать 4 тома «Войны и мира» или как объяснить пятиклассникам, кто такой крепостной и почему Герасим должен был утопить Му-Му?

Мария Максимовна Овчинникова признала: за последнее время отношение у ребят к литературе и книгам изменилось. «Если раньше воспитание культуры шло из семьи, то теперь дети дома не видят читающих родителей, и потому сами не читают. Они не представляют, какой потенциал хранят в себе книги. И получается, что ребенок с произведениями знакомится только в рамках 40-минутного урока. А сегодня у детей очень много проблем, у них много вопросов, и ответов на них не дает ни семья, ни друзья. И только в школе мы можем поговорить о жизни, о них самих».

-  Здесь очень многое зависит от личной заинтересованности педагога, его артистизма, - убеждена  Ольга Юрьевна Чеснокова. – Например, я в пятом классе играю в добрую и злую барыню, рассказываю детям о том, как раньше жили в деревне.

- В лицее проводилось исследование: по какому принципу дети выбирают книги для чтения. Оказалось, что во многом этот выбор зависит от учителя, реже от родителей, - отмечает Светлана Зебницкая. – И это понятно: на уроках литературы мы вместе с детьми выявляем проблематику произведения, а, анализируя особенности характера героя, стараемся подчеркнуть то, что актуально и сегодня. Классика потому и изучается в школе, что в любом произведении поднимаются вечные проблемы: и философские, и нравственные.

- Многие ребята, уходя на каникулы, спрашивают: посоветуйте, что можно почитать, кроме произведений школьной программы? - говорит Юлия Игоревна Плахотнюк. - Кому-то нужна пища для ума, а у кого-то начались первые трепетные отношения, поэтому хочется почитать про любовь. И ты понимаешь, что твоя работа не прошла даром, что тебе доверяют и просят совета.  Помогают приобщиться к литературе творческие вечера. Так, в 9 классе мы с детьми подготовили театральную постановку «Любимые женщины Пушкина». Ребята с таким удовольствием учили стихи, ходили на репетиции! И в результате на следующий год лирика поэта у нас прошла просто на ура.

Новые имена, новые произведения

И, тем не менее, нельзя отрицать очевидного: программа 10-11 классов действительно предполагает изучение сложных, философских произведений. И ребятам, имеющим пока еще маленький жизненный опыт, непросто их понять, считает Ольга Сергеевна Таганова, самый молодой литератор лицея.

- Мне в работе помогает театр: я часто посещаю постановки «Старого дома», Театра Афанасьева и беру с собой детей. В прошлом году мы сначала прочитали Тургенева «Отцы и дети», а потом посмотрели изумительную постановку в «Красном факеле». Я увлекаюсь современной литературой и на уроках знакомлю ребят с новыми авторами, советую, что почитать. Например, недавно открыла для себя роман Джона Уильямса «Стоунер», в котором поднимается проблема «маленького человека» в 21 веке. А ведь эта проблема русской классической литературы 18-19 веков. Также я интересуюсь современным киноискусством. Например, фильм Мерзоева «Борис Годунов» переносит сюжет А. С. Пушкина в современную Москву, подчеркивая тем самым актуальность и злободневность темы власти и народа, учитывая события на Украине. Как отметил один критик, режиссер заставил зазвучать с новой силой стихотворение Пушкина среди лимузинов, компьютеров и бассейнов. Недавно на кинофестивале в Выборге был показан мультфильм режиссера Лисового «Война и дети». Обсуждение этого мультфильма было очень бурным и эмоциональным, поскольку проблемы, которые в нем были подняты, волнуют каждого. Я уверена, что учитель литературы сам должен быть не только профессионалом, но и проводником в мир прекрасного.

Акцент

- Если раньше воспитание культуры шло из семьи, то теперь дети дома не видят читающих родителей, и потому сами не читают. Они не представляют, какой потенциал хранят в себе книги, - рассуждают учителя. - Год литературы скоро закончится, а работа учителя продолжится. Он помог нам оценить важность нашей деятельности. Еще раз убедиться в том, что литература – это уникальный инструмент, с  помощью которого можно найти подход к любому,  помочь каждому научиться чувствовать, любить, верить, сострадать, быть искренним. Литература – это единственный предмет, который учит жизни.

Среда, 30-09-2015, 11:15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология возделывания картофеля на гребнях

Картофель-это важнейшая сельскохозяйственная культура. В мировом производстве продукции растениеводства она занимает одно из первых мест наряду с рисом, пшеницей и кукурузой. У нас в России картофель,...

Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость распространения волны. Решение задач.

Уроки по физике на тему "Механические волны", Общее определение волны, определение механической волны, виды волн,свойства волн, характеристики волн, подборка заданий для определения длины волны, скоро...

Урока по ФИЗИКЕ в 9-м классе по теме: «Волновые явления. Распространение волн. Харак-теристики волны: длина волны, скорость волны»

УРОК Цель урока: 1) Объяснить механизм возникновения колебаний частиц в среде          2) Дать определение механических волн. Виды механической волны:...

СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ГРЕБНОГО ВИНТА В ИНВЕНТОРЕ

СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ГРЕБНОГО ВИНТА: А- ПОСТРОЕНИЕ СТУПИЦЫ ГРЕБНОГО ВИНТАБ- ПОСТРОЕНИЕ ЛОПАСТИ ВИНТАВ- ПОСТРОЕНИЕ ТРЕХЛОПАСТНОГО ГРЕБНОГО ВИНТАГ- ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕРИАЛА К МОДЕЛИ ВИНТА...

Конспект открытого занятия «Технология изготовления гребных винтов для модели корабля»

Конспект открытого занятия«Технология изготовления гребных винтов для модели корабля»...